Второй этап — СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.




На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектирований конкретных программ совместной работы.

Здесь важно понятие общего вклада, т. е. разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:

- Соблюдение этических норм и договоренностей.

- Поддержка (тех, у кого необходимо вызвать доверие).

- Продуктивность.

Соблюдение этических норм и договоренностей достигается при нескольких условиях: если эти нормы и договоренности имеют место быть (правила общения, договор, договоренность о единстве целей, действий, требований к ребенку, понимание и уважение его личности); обращение по имени отчеству, понимание того, что родители идут в ОО за радостью; принятие того, что целый день ребенок находится на глазах педагога, и родители не должны отвечать за его непослушание в их отсутствие, или бесконечное высказывание родителям недовольства ребенком педагогами в присутствие всего собрания, это делается деликатно и индивидуально, в форме и тоне заботы о ребенке.

Этому должны предшествовать и соответствовать содержательные лекции на род. собраниях, где родителям заранее говорят, какие закономерные особенности развития будут проявляться у детей данного возраста, с какими воспитательными и образовательными трудностями будут сталкиваться родители и педагоги, какие индивидуальные проявления можно будет наблюдать у отдельных детей. Надо договариваться, что справляться с этим надо будет сообща, доверительно, чтобы подходить к реализации проблемы с едиными требованиями, а не сваливать их с семьи на родителей и наоборот, Надо объяснять родителям пагубность нелицеприятных отзывов о педагоге в присутствии ребенка и мн. др.

Поддержка. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, цросвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологи­ческой (иногда и психотерапевтической) помощи семье. В качестве теста педагогическому коллективу необходимо ответить на один единственный вопрос: каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть (почувствовать), что о его ребенке действительно заботятся?

Если семья ощущает эту заботу на себе, уровень доверия к образовательному учреждению существенно возрастает.

Продуктивность. В том случае, когда участники не видят результатов своих усилий (надежд), их интерес к сотрудничеству неминуемо снижается (родители приводят своих детей со страхом и верой, что ребёнку будет комфортно, уютно в д/с, школе. Однако в детском саду – сразу начинают болеть, адаптация организуется неправильно. Что это такое и как ее надо организовать! В первый класс каждый родитель приводит потенциального отличника, что дальше??? Подготовка к школе …. Что это такое?!)

Современные родители — люди занятые, они ценят свое и чужое время, а потому пустопорожние разговоры их только раздражают. Если благие намерения педагогов о сотрудниче­стве не конвертируются в реальные мероприятия, родители дистаницируются от школы, и порой навсегда. Доверие – вещь хрупкая. К тому же, очень часто родители не имеют представления о том, какие конкретные результаты достигнуты ОО и в каких направлениях ЕЁ жизни они могли бы принять участие.

Перечислим основные виды совместной деятельности образо­вательного учреждения и семьи и те «продукты», которые могут быть получены в результате.
Деятельность «Продукт»
– Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса   – Проектирование обра­зовательного процесса   –Реализация образова­тельного процесса   Взаимоподдержка модели, концепции, ресурсы   образовательные программы   мероприятия   психологический комфорт партнеров

 

Под реализацией образовательного процесса понимается помощь родителей как непосредственно в школе (к примеру, ассистирование на уроках в начальной школе или в группах продленного дня), так и их участие во внеурочной деятельности (развлекательной, благотво­рительной, коммерческой, трудовой и т. д.). В этот же вид деятельно­сти входит и методическая помощь родителей своим детям при вы­полнении домашних заданий.

Особо нужно сказать о таком виде совместной деятельности, как взаимоподдержка. Естественно, что инициатива здесь должна исхо­дить от педагогов (как от людей, владеющих специальными знаниями об эффективной коммуникации). Однако в некоторых случаях можно обратиться и к родителям с просьбой оказать психологическую под­держку какому-то педагогу, сотруднику, другому ребенку. Как прави­ло, людям приятно, когда они делают что-то полезное для других.

В процессе совместной деятельности особую актуальность при­обретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуника­ции. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения роди­телей о качестве процесса и результатов этой деятельности.

ДЕЙСТВИЯ: проектирование совместной деятельности с родителями, регулярная поддержка родителей (см. выше) и монито­ринг. Так называемые родительские собрания необходимо превратить в «круглые столы» или «совещания», на которых будут решаться стратегические вопросы, а не производиться сбор денег «на нужды школы». Необходимо разработать вариант договора между школой и родителями, в котором должны быть определены «зоны ответствен­ности» каждой из сторон.

Основным итогом второго этапа должно стать умение родите­лей участвовать в совместной деятельности, т. е. их определенная компетентность, основанная на доверии к ПЕДАГОГУ, к образовательной организации. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продол­жать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для кон­кретной семьи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: