На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектирований конкретных программ совместной работы.
Здесь важно понятие общего вклада, т. е. разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:
- Соблюдение этических норм и договоренностей.
- Поддержка (тех, у кого необходимо вызвать доверие).
- Продуктивность.
Соблюдение этических норм и договоренностей достигается при нескольких условиях: если эти нормы и договоренности имеют место быть (правила общения, договор, договоренность о единстве целей, действий, требований к ребенку, понимание и уважение его личности); обращение по имени отчеству, понимание того, что родители идут в ОО за радостью; принятие того, что целый день ребенок находится на глазах педагога, и родители не должны отвечать за его непослушание в их отсутствие, или бесконечное высказывание родителям недовольства ребенком педагогами в присутствие всего собрания, это делается деликатно и индивидуально, в форме и тоне заботы о ребенке.
Этому должны предшествовать и соответствовать содержательные лекции на род. собраниях, где родителям заранее говорят, какие закономерные особенности развития будут проявляться у детей данного возраста, с какими воспитательными и образовательными трудностями будут сталкиваться родители и педагоги, какие индивидуальные проявления можно будет наблюдать у отдельных детей. Надо договариваться, что справляться с этим надо будет сообща, доверительно, чтобы подходить к реализации проблемы с едиными требованиями, а не сваливать их с семьи на родителей и наоборот, Надо объяснять родителям пагубность нелицеприятных отзывов о педагоге в присутствии ребенка и мн. др.
|
Поддержка. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, цросвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической (иногда и психотерапевтической) помощи семье. В качестве теста педагогическому коллективу необходимо ответить на один единственный вопрос: каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть (почувствовать), что о его ребенке действительно заботятся?
Если семья ощущает эту заботу на себе, уровень доверия к образовательному учреждению существенно возрастает.
Продуктивность. В том случае, когда участники не видят результатов своих усилий (надежд), их интерес к сотрудничеству неминуемо снижается (родители приводят своих детей со страхом и верой, что ребёнку будет комфортно, уютно в д/с, школе. Однако в детском саду – сразу начинают болеть, адаптация организуется неправильно. Что это такое и как ее надо организовать! В первый класс каждый родитель приводит потенциального отличника, что дальше??? Подготовка к школе …. Что это такое?!)
Современные родители — люди занятые, они ценят свое и чужое время, а потому пустопорожние разговоры их только раздражают. Если благие намерения педагогов о сотрудничестве не конвертируются в реальные мероприятия, родители дистаницируются от школы, и порой навсегда. Доверие – вещь хрупкая. К тому же, очень часто родители не имеют представления о том, какие конкретные результаты достигнуты ОО и в каких направлениях ЕЁ жизни они могли бы принять участие.
|
Перечислим основные виды совместной деятельности образовательного учреждения и семьи и те «продукты», которые могут быть получены в результате.
|
Под реализацией образовательного процесса понимается помощь родителей как непосредственно в школе (к примеру, ассистирование на уроках в начальной школе или в группах продленного дня), так и их участие во внеурочной деятельности (развлекательной, благотворительной, коммерческой, трудовой и т. д.). В этот же вид деятельности входит и методическая помощь родителей своим детям при выполнении домашних заданий.
Особо нужно сказать о таком виде совместной деятельности, как взаимоподдержка. Естественно, что инициатива здесь должна исходить от педагогов (как от людей, владеющих специальными знаниями об эффективной коммуникации). Однако в некоторых случаях можно обратиться и к родителям с просьбой оказать психологическую поддержку какому-то педагогу, сотруднику, другому ребенку. Как правило, людям приятно, когда они делают что-то полезное для других.
|
В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения родителей о качестве процесса и результатов этой деятельности.
ДЕЙСТВИЯ: проектирование совместной деятельности с родителями, регулярная поддержка родителей (см. выше) и мониторинг. Так называемые родительские собрания необходимо превратить в «круглые столы» или «совещания», на которых будут решаться стратегические вопросы, а не производиться сбор денег «на нужды школы». Необходимо разработать вариант договора между школой и родителями, в котором должны быть определены «зоны ответственности» каждой из сторон.
Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т. е. их определенная компетентность, основанная на доверии к ПЕДАГОГУ, к образовательной организации. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.