Временное объединение двух животных




Дмитрий Катаев

ВРЕМЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ДВУХ ЖИВОТНЫХ

Данная работа является прежде всего гипотезой, которую необходимо дорабатывать, корректировать и развивать.

Книгу рекомендуется читать обоим супругам, поскольку их действия по улучшению качества семейной жизни обязаны быть взаимными. Книга не является панацеей, но если позволит спасти хотя бы одну семью – уже неплохо.

Внутреннее животное

Широко распространённая и весьма серьёзная ошибка человека при общении с окружающими людьми и при оценке самого себя – воспринимать этих окружающих и самого себя в первую очередь именно как людей, как разумных существ, способных правильно мыслить и в основном поступать морально. Эта ошибка сплошь и рядом ухудшает людям жизнь, потому что она заметно снижает качество понимания и прогнозирования человеческого поведения. Результатом становятся многочисленные проблемы.

По своей сути, биологически – или, употребляя понятный многим компьютерный термин, «по умолчанию», – люди являются животными (царство «животные», тип «хордовые», подтип «позвоночные», класс «млекопитающие», отряд «приматы», семейство «гоминиды», род «люди», вид Homo Sapiens). Поэтому и воспринимать их – и, что важно, самого себя тоже – имеет смысл прежде всего как животных.

Данное утверждение не имеет эмоционально-оценочной окраски и не ставит своей целью как-либо принизить моральные и интеллектуальные качества людей, их достижения, возможности и общий потенциал. Скорее, наоборот, - понимать этот факт необходимо, чтобы каждый человек мог адекватно воспринимать себя и на этой основе эффективно развивать и совершенствовать себя именно как человека.

Прежде, чем на Земле возник вид Homo sapiens, он проделал огромный эволюционный путь, на протяжении которого его предки жили не по законам общества, а по законам природы. Эти бесконечные десятки миллионов (если начать отсчитывать с того момента, когда из всего животного мира выделились приматы) и даже миллиарды лет (если считать с момента возникновения жизни вообще) животной, «дочеловеческой» жизни не могли не сказаться на психике и поведении современных людей. Достаточно изучить строение центральной нервной системы человека и выяснить функции основных её частей, чтобы убедиться в этом.

В течение всей истории эволюции живых организмов эти организмы, в том числе и предки человека, руководствовались в своем поведении не разумом и моралью, а инстинктами и тактическими реакциями на различные раздражители. И, когда появились люди как вид, – а с точки зрения эволюции произошло это буквально вчера, – эти простые реакции никуда не исчезли. Они по-прежнему сильны и играют в жизни каждого человека чрезвычайно важную, нередко определяющую роль.

Безусловно, человек является весьма уникальным животным, которое, благодаря своему развитому мозгу и ряду других свойств: прямохождению, строению кисти руки и т.д. – имеет потенциальную возможность развиваться в несколько ином направлении, чем все остальные представители животного мира. Потенциал его велик и открывает перед ним очень широкие перспективы. Однако на своём базовом, биологическом, природном уровне все люди были, есть и будут животными.

А это значит, что человек, как один из результатов многомиллионолетней эволюции с её жёсткими принципами и естественным отбором, несёт в себе её длительное влияние и при отсутствии сдерживающих и контролирующих факторов с большой вероятностью склонен вести себя как животное. А именно:

- мыслить и поступать эгоцентрично, заботясь прежде всего о себе и своих интересах;

- действовать не стратегически, а тактически, предпочитая сиюминутную выгоду стратегической пользе и собственную выгоду выгоде социальной группы, в которой находится;

- воспринимать окружающих людей как ту или иную функцию – например, как потенциальный источник ресурсов или средство для достижения своей эгоцентричной тактической цели;

- при удобной возможности стремиться так или иначе присваивать себе ресурсы, принадлежащие чужим людям (вещи, деньги, власть, половых партнеров, идеи, время, внимание, и т.п.);

- при возникновении благоприятной возможности стараться так или иначе доминировать над другими людьми;

- реагировать на слова и действия других людей исходя из узкого перечня реакций, которые имеют в основном животную природу;

- не осознавать или плохо осознавать, что он (она) делает и почему именно он (она) это делает;

- не осознавать или плохо осознавать последствия своих действий,

и т.д.

Воспитание и жизнь в обществе во многом корректируют и исправляют эти особенности поведения людей, меняя их в лучшую сторону, в результате чего поведение человека становится более альтруистичным, стратегическим и социальным. Но при любом ослаблении и тем более снятии социальных ограничений (морали, традиций, права и т.д.) либо при их изначальном слабом развитии люди в своем поведении склонны автоматически возвращаться к проверенному миллионами лет и встроенному в подкорку режиму «по умолчанию». То есть, вести себя так, как в течение сотен миллионов лет вели себя их далёкие-далёкие предки, опираясь на доказавшую свою тактическую эффективность эмоционально-инстинктивную базу.

Соответственно, в процессе взаимодействия людей друг с другом на их «внешнем», «верхнем», социальном уровне (если упростить, то в мозге физическим воплощением этого уровня является неокортекс, или кора больших полушарий) происходит общение человека с человеком. Но на базовом, «внутреннем», биологическом уровне (воплощением которого служат более древние структуры мозга) всегда идёт общение животного с животным.

В отличие от верхнего уровня, который сформировался позднее и в эволюционном плане существует пока что относительно недолго, базовый уровень сложился давно и существует гораздо дольше. Благодаря этому внутреннее животное имеет перед человеком серьёзное потенциальное преимущество. Об этом необходимо помнить всегда.

Особенно ярко животная природа человека проявляется, когда ему обеспечиваются условия безответственности. Поставленные в такие условия и осознавая, что они точно или, скорее всего, не понесут ответственности за свои деяния, многие люди достаточно быстро деградируют до состояния животных и начинают активно демонстрировать базовое биологическое поведение. Поэтому общество ради собственного же блага должно не допускать внутри себя состояние безответственности.

Важно уточнить: когда речь идёт о животной природе человека, это вовсе не значит, что человек полностью сводится к своей животной основе. Общественные установки, социальный контроль, мораль, воспитание, самовоспитание, индивидуальные особенности, окружающие люди, жизненный опыт и т.д. – все эти факторы вносят свой вклад в развитие каждого человека и так или иначе корректируют его личность в лучшую сторону. Поэтому ни в коем случае нельзя сводить людей только к их биологии, так как это будет ошибкой. Но всегда необходимо помнить, что базовая природа человека – биологическая, что он навсегда принадлежит породившему и сформировавшему его животному миру, и что его поведение в очень серьёзной степени определяется его внутренним животным.

Если принять этот своеобразный постулат и использовать его на практике, то качество понимания причин тех или иных деяний, которые совершают окружающие люди, и которые совершаете вы сами, может существенно улучшиться. Кроме того, можно заметно повысить качество прогнозирования и исправления как своего поведения, так и поведения окружающих людей.

Осознание, что «по умолчанию» мы склонны вести себя как животные, способно серьёзно помочь нам в нашей жизни. Это примерно как в случае с алкоголиком, который может перестать пить, только если чётко поймёт, что он алкоголик, и пить ему нельзя. Иными словами, для того, чтобы быть человеком, надо выработать в себе режим постоянного самомониторинга и отслеживать опасные попытки своего животного «вырваться на свободу», преодолев установленные для него барьеры.

При этом, безусловно, следует соблюдать диалектический баланс. Пытаться полностью уничтожить в себе животное не только невозможно, но и не нужно. Оно - важная часть нас, без него мы просто не сможем существовать. Но и слепое потакание животным инстинктам не даёт человеку счастья, а приводит его к личностной деградации. Выбрав животный путь, человек фактически деградирует как человек. Он движется в направлении разрушения и саморазрушения, ломая жизни себе и другим и, говоря образно, оставляя за собой череду открытых ящиков Пандоры.

Хороший метод преодоления в себе животного предлагает в этой связи российский учёный Игорь Викентьев. Он выдвинул концепцию «контринстинктивности», согласно которой каждый человек должен, выявляя в себе определённые биологически обусловленные стремления и желания, способные нанести вред ему самому и окружающим, осознанно отказываться от их реализации и намеренно действовать по-другому – контринстинктивно, не тактически, а стратегически. Такой подход позволяет людям не только вести себя по-человечески, но и эффективно развиваться на пользу себе и другим.

Говоря проще, если вы поймали себя на том, что вам хочется поступить тактически выгодно для себя, но при этом нехорошо по отношению к другим: обмануть, предать, унизить, не помочь, присвоить чужое, и т.п., - то остановитесь и не делайте этого. И наоборот: если у вас есть возможность сделать что-то хорошее, но вам не хочется (лень, жаль тратить ресурсы, кажется, что вас засмеют и пр.), то всё-таки попробуйте преодолеть себя и сделать это.

Выводы

1. Будучи неотъемлемой частью животного мира, человек «по умолчанию» склонен вести себя как животное. А именно:

- мыслить и поступать эгоцентрично;

- действовать не стратегически, а тактически;

- воспринимать окружающих людей как ту или иную функцию;

- присваивать себе чужие ресурсы;

- доминировать над другими людьми;

- реагировать на слова и действия других исходя из узкого перечня реакций, свойственных животным;

- не осознавать или плохо осознавать, что и почему он делает, и каковы последствия этих действий.

2. Осознание своей животной природы помогает нам лучше понимать суть деяний, которые совершают другие люди и мы сами, а также вести себя по-человечески и развиваться.

3. Чтобы действовать не тактически, а стратегически, необходимо стараться систематически совершать контринстинктивные поступки. Выявляя в себе биологически обусловленные тактические стремления и желания, способные нанести вред нам самим или окружающим, нужно осознанно отказываться от их реализации и намеренно действовать иначе – контринстинктивно. Если мы поймали себя на намерении поступить нехорошо, то надо пытаться так не поступать. А если нам не хочется поступать хорошо, то стоит преодолеть себя и поступить хорошо.

Временное объединение двух животных

В социальных группах люди также по умолчанию склонны вести себя как животные и стремятся формировать отношения, базирующиеся прежде всего на биологических принципах. Причём делают они это часто даже не особо осознавая: миллионы лет эволюции не прошли даром и заставляют людей на подсознательном уровне постоянно воспроизводить в своих группах древние, неоднократно проверенные, тактически (но не стратегически) успешные модели поведения.

Семья – это группа людей, поэтому всё вышесказанное относится и к ней. В природе среди представителей её многочисленных видов практически не существует брачных союзов на всю жизнь. Поэтому и у людей объединение мужчины и женщины (независимо от того, случайная это связь или создание брачных отношений) изначально склонно носить временный характер, а поведение своё в этом объединении они выстраивают по тем же принципам и правилам, какие действуют в группах животных.

Таким образом, семья на своём базовом, природном уровне – это временное объединение двух животных. При создании семьи мужу и жене имеет смысл учесть это. Но не для того, чтобы заранее смириться и затем оправдывать гибель брака естественными причинами, а для того, чтобы, опираясь на такое понимание, всё же постараться сделать свой союз не временным, а как можно более долгим, в идеале – создать его вообще на всю жизнь.

В понимании временности и «животности» семейного объединения нет ничего пессимистического и безнадёжного. Наоборот, это именно та своеобразная аксиома, от которой нужно отталкиваться, чтобы построить действительно хорошую семью. Супруги должны отдавать себе твёрдый отчёт, что природа объединила их лишь на определённый срок, преследуя свои биологические цели - получить очередное потомство, - а дальнейшая судьба их союза её совершенно не волнует. Поэтому дальнейшая судьба семьи зависит прежде всего от создавших её супругов.

Будучи по умолчанию временным объединением двух животных, семья, говоря языком диалектики, сразу же после своего создания начинает постепенно умирать (как и всё остальное в этом мире). Её смерть заключена в самом факте её жизни. Заключив брачный союз, люди одновременно, практически сразу же (прежде всего в силу своего биологически заданного поведения), начинают его уничтожать, обрекая на смерть. Однако эту природно обусловленную обречённость можно диалектически снять, если в процессе семейной жизни постараться совершить конструктивный переход с животного уровня общения на человеческий.

Иными словами, супруги вольны выбирать, каким именно будет конец их семьи: быстрый крах из-за противоречий и проблем, которые ни муж, ни жена не хотят решать; мучительное умирание в постоянных конфликтах; быстрая гибель от измены, и т.д., - или естественное завершение совместной счастливой гармоничной жизни лишь после того, как умрёт один из супругов (та самая ситуация, «пока смерть не разлучила их») или даже - что, конечно, бывает крайне редко, - оба они умрут вместе («жили они долго и счастливо, пока не умерли в один день»).

В любой семье и жена, и муж, как бы хороши они ни были как люди и как бы они ни любили друг друга, периодически будут вести себя эгоцентрично, безответственно, потребительски и откровенно глупо. Они станут бороться за власть и ресурсы, начнут реагировать на слова и действия друг друга, используя весьма узкий, животный диапазон реакций, и т.д. В итоге оба рано или поздно сведут семейную жизнь к основным стандартным животным концовкам:

1) длительный безрезультативный конфликт (в самых разных формах);

2) бегство (от психологического отчуждения до измены или развода);

3) полное задоминирование одного животного другим (либо мужем жены, либо женой мужа).

При этом оба супруга часто даже не могут осознать причины своего поведения, а, не осознавая их, не способны обнаружить суть своих проблем и успешно их решить. Те же попытки решений, которые они начнут предпринимать, будут с большой вероятностью иметь преимущественно животный характер - в автоматическом режиме, выработанном природой, муж и жена станут использовать простые, тактические методы, сформировавшиеся в процессе эволюции: эмоции, крики, манипуляции, угрозы, ругань, физическое насилие, различные виды бегства (отстранение, «игра в молчанку» и пр.).

Например, стандартная ситуация – когда один супруг, понимая или чувствуя, что в семье есть проблема, пытается обратить на неё внимание второго, но второй его не слышит и имеющуюся проблему отрицает. Дело в том, что, если её признать, то тогда придётся и решать, а это весьма энергозатратно. Кроме того, если одним из источников данной проблемы действительно является второй супруг, то её признание автоматически влечёт за собой определённое снижение его статуса, а наша биология, древние отделы мозга услужливо подсказывают, что понижать свой социальный статус нельзя – это огромный риск, поскольку в результате уменьшаются возможности получать полноценное питание и успешно размножаться.

В результате первый супруг в попытке «достучаться» до второго переходит ко всё более радикальным методам – от проявлений эмоций к крикам, затем ругани и нередко прямому насилию, - а второй от отрицания переходит к игре в «молчанку», а потом к различным формам пассивного и активного сопротивления.

Все эти простые животные реакции услужливо подсказывает нам наша природа, биология. Они успешно сформировались в процессе эволюции, заложены у нас в мозгу «по умолчанию» и выдаются в буквальном смысле слова «на автомате» - нам не надо этим методам учиться, не надо их искать и разрабатывать. Просто бери уже готовое и применяй. И на коротких промежутках времени, для отношений, носящих временный, тактический характер эти методы: эмоции, ругань, насилие и остальные - действительно эффективны. Для более-менее нормальной жизни в природных условиях, в группах животных их вполне достаточно, и они неплохо работают.

Но сегодня, когда человек живёт не в природе, а в обществе, эти способы решения проблем стратегически только ухудшают ситуацию. Для того, чтобы создать хорошую семью и сохранить её, они, если и годятся (иногда открыто проявить свои отрицательные эмоции даже полезно), то ненадолго и в определённых пределах. В целом же они, как правило, не годятся вообще. Общая эффективность использования таких примитивных животных методов в сегодняшних семейных условиях низка или отрицательна.

Однако, поскольку обычно мужья и жёны умеют применять только эти способы решения проблем, уже заложенные в мозгу многомиллионолетней эволюцией, они и используют только их. В результате оба проводят совместную жизнь в постоянном недопонимании, обидах и конфликтах, а попытки разрешить накопившиеся острые вопросы только усугубляют ситуацию, после чего вопросы эти обостряются ещё больше. С определённого момента разрушающие семью силы начинают явственно преобладать над созидающими, и семейный союз так или иначе самоликвидируется – распадается либо приобретает исключительно формальный характер (говоря литературно, «влачит жалкое существование»).

Это значит, что нельзя жениться или выйти замуж и затем успокоиться. Чтобы сделать свой союз как можно более длительным и прожить друг с другом всю оставшуюся жизнь, обоим супругам придётся систематически развиваться самим и развивать семью. Иначе животные, действующие в каждом из них, с большой долей вероятности разрушат их брак.

Общая, совместная задача мужа и жены – диалектически превратить свою семью из временного объединения двух животных в долгий, счастливый и развивающийся союз двух разумных, нравственных, альтруистичных и творческих в семейном плане людей. Все возможности для этого существуют, муж и жена лишь должны постараться и реализовать их.

 

Выводы.

1. Семья на своём базовом, природном уровне – это временное объединение двух животных. Сразу же после своего создания она начинает умирать.

2. Действуя как животные, муж и жена с большой вероятностью рано или поздно сведут свою семейную жизнь к основным стандартным животным концовкам:

1) длительный безрезультативный конфликт;

2) бегство;

3) полное задоминирование одного животного другим.

3. При этом оба супруга, как правило, даже не осознают, что ведут себя как животные и в результате не могут успешно решить имеющиеся проблемы.

4. Те попытки решений, которые они попробуют предпринять, скорее всего, будут иметь тактический характер и представлять из себя простые реакции, сформировавшиеся в процессе эволюции: эмоции, крики, манипуляции, угрозы, ругань, физическое насилие, различные виды бегства.

5. Эти реакции, тактически эффективные для животных, обитающих в природных условиях, для жизни в обществе и семье неэффективны и стратегически только ухудшают семейную ситуацию. В результате семья самоликвидируется – распадается либо приобретает формальный характер.

6. Данную природно обусловленную обречённость можно диалектически снять, если в процессе семейной жизни супруги совершат конструктивный переход с животного уровня общения на человеческий. Их общая задача – превратить свою семью из временного объединения двух животных в долгий, счастливый и развивающийся союз двух людей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: