Различные концепции непогрешимости




1. Согласно концепции абсолютной непогрешимости, Библия, содержащая довольно подробное рассмотрение как научных, так и исторических вопросов, во всем и полностью истинна.

2. Концепция полной непогрешимости также утверждает полную истинность Библии, факты описываются так, как они выглядят для человеческого восприятия. Они не обязательно являются точными; это, скорее, общедоступные описания, часто приблизительные или обобщающие. Тем не менее они истинны. То, чему они учат, верно в том смысле, в каком они этому учат.

3. Концепция ограниченной непогрешимоститакже рассматривает Библию как непогрешимую и безошибочную в вопросах, относящихся к спасению. Однако проводится четкое разграничение между вопросами, относящимися к сфере откровения, с одной стороны, и, относящимися к природной сфере, с другой стороны.

 

 

3. Бог как Творец. Библейское учение о творении мира: богословское значение. Библия и креационизм. Анализ и оценка основных теорий, пытающихся примирить библейское повествование о сотворении с современным научным мировоззрением.

Кто был Богом-Творцом? В Творении участвовали все три Личности Божества (см. Быт. 1:2, 26). Однако Библия особым образом выделяет творческую активность второй Личности Божества, Сына Божьего - Иисуса Христа. В прологе к своему рассказу о Творении Моисей написал: "В начале сотворил Бог небо и землю". Повторяя эти слова, Иоанн указывает на роль Христа в Творении: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:1-3). И чуть ниже Иоанн очень ясно показывает, о Ком идет речь: "И Слово стало плотью и обитало с нами" (Ин. 1:14). Тот же Иисус Христос, Который пришел на нашу землю, был и Творцом, создавшим нашу планету.

Цель Творения:

Любовь руководит всеми действиями Бога, потому что "Бог есть любовь" (Ин. 4:8)

1. Чтобы явить славу Бога. Через Свои творческие дела Бог являет Свою славу: "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вешает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их" (Пс. 18:1-5).

2.Чтобы населить мир. Он дал им удивительную возможность участвовать в Своем творении.

 

Существуют различные теории, относительно того, за сколько дней Бог сотворил нашу Землю:

1) теория разрыва, 2) теория потопа, 3) теория идеального времени, 4) теория дня-эпохи, 5) изобразительная теория.

1. Согласно теории разрыва, изначальное, почти полное творение земли произошло, вероятно, несколько миллиардов лет назад. Именно об этом творении упоминается в Быт. 1:1. Но затем случилась какая-то катастрофа, и Земля стала безвидна и пуста (Быт. 1:2). Катастрофа нередко связывается с падением сатаны (Люцифера). Творение долгое время лежало в развалинах, прежде чем Бог восстановил и заново заселил его.

2. Согласно теории потопа, земле всего несколько тысяч лет. Во времена Ноя на землю обрушился огромный потоп, громадной высоты волны передвигались по ней со скоростью до тысячи миль в час. Эти волны сметали на своем пути различные формы жизни; ил, в котором эти формы в конце концов осели, окаменел под действием колоссального давления волн. Разные пласты окаменелостей созданы разными волнами потопа. Именно эти экстремальные силы за короткое время совершили то, что, по мнению геологов, заняло три миллиарда лет.

3. Сторонники теории идеального времени утверждают, что Бог сотворил мир за шесть дней и сравнительно недавно, но сделал это так, как будто творение произошло миллиарды лет назад.

4. Теория дня-эпохи. Согласно этому взгляду, Божье творение выражалось в последовательных действиях, продолжавшихся долгое время.

5. Изобразительная (или литературная) теория рассматривает описание дней творения, скорее, как логическое построение, а не отображение хронологического порядка. Либо Божье откровение пришло к Моисею в виде серии из шести картин, либо сам автор расположил материал в логической последовательности, в форме шести периодов. В этом расположении может быть определенный хронологический порядок, Но принцип построения его - логический.

Библейское учение о творении

В ходе творения Бог создал все только Своим словом. В Быт. 1, в частности, читаем, что Бог говорил и Его слова немедленно становились реальностью (Быт. 1:3, 6, 9). Простых слов "да будет свет" было достаточно для появления света. Из всего этого мы можем сделать некоторые выводы. Во-первых, Богу достаточно пожелать чего-то, и Его желание в точности претворяется в жизнь. Во-вторых, творение - акт Его воли, а не действие, к которому Его принудили какие-то внешние обстоятельства. Наконец, само существо Бога в процессе творения непосредственно задействовано не было. Творение не есть нечто, созданное из Него.

Всеобъемлющий характер творения

Дело обстоит не так, что Бог сотворил какую-то часть реальности, но актом Его воли была создана вся реальность целиком. В первых словах Бытия ("В начале сотворил Бог небо и землю") Выражение "небо и землю" относится не только к этим конкретным понятиям. Это идиома, обозначающая все сущее. Это утверждение, что актом Божьей воли создана вся вселенная.

"Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:3). Здесь мы видим заявление о творении всего сущего и отвержение представления о возможности совершения созидательной работы кем-то или чем-то помимо Бога.

Отвержение дуализма

Библейское учение о творении не допускает никакого дуализма. Творец только один: только Он создал всю реальность. Поэтому идею о существовании внутренне порочной части творения, произведенной на свет каким-то могущественным злым существом, например дьяволом, следует решительно отвергать. Дьявол способен изменять или извращать созданный материал, но он не может ничего создавать.

Богословский смысл сотворения человека

1. Сотворение человека означает, что он не имеет независимого, самостоятельного существования.

2. Человек - часть творения.

3. Человек занимает в творении особое место.

4. Между людьми существует братство. Поэтому мы должны радоваться с теми, кто радуется, и плакать с теми, кто плачет, даже если они не являются нашими собратьями по христианской вере.

5. Человек - не высший объект в мире. Поклоняться следует одному лишь Богу; поклонение любой другой личности или объекту – идолопоклонство

Богословское значение учения о творении:

1. Акт божественного творения уникален. Он не похож на человеческие.

2. Учение о творении означает также, что не создано ничего внутренне порочного.

3. Учение о творении возлагает ответственность на человека.

4. Если все творение совершено Богом, между различными его частями есть сходство и связь.

 

 

4. Иисус Христос как вторая ипостась Божества. Учение о божественности Христа в истории церкви. Современные проблемы христологии. Значение для Церкви АСД.

 

Библейское учение

- Самоосознание Иисуса

1. Следует отметить, что ясных и недвусмысленных заявлений о Своей Божественности Иисус не делал. Он не говорил прямо и определенно: "Я - Бог". Притязание Иисуса на право прощать грехи послужило причиной обвинения Его в богохульстве. Исцеление расслабленного Мк. 2:7: "Чадо! прощаются тебе грехи твои" (Мк. 2:8-11).

2. Иисус претендовал также на обладание другими особыми прерогативами. В Мф. 25:31-46 Он говорит о суде над миром. Он сядет на престоле славы Своей и отделит овец от козлов. Ему принадлежит власть оценивать духовное состояние каждого человека и определять его участь в вечности. Несомненно, это власть, которая принадлежит только Богу.

3. Иисус высказывал и другие прямые притязания. На более поздних стадиях, однако, Он говорит о Себе гораздо больше. В Нагорной проповеди внимание концентрируется в основном на Отце и Его Царстве. В беседе в горнице в центре внимания в гораздо большей степени оказывается Сам Иисус. Таким образом, трудно отстаивать утверждение, будто Иисус направлял нашу веру не на Себя, а лишь на Отца.

4. Иисус претендует также на особые, исключительные отношения с Отцом. Яснее всего это выражается в словах Иисуса, приведенных в Евангелии от Иоанна. Иисус, например, утверждает, что Он и Отец - одно (Ин. 10:30).

5. Иисус соглашался, когда Божественность Ему приписывали ученики. Самым очевидным примером служит Его реакция на слова Фомы: "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20:28). Здесь у Него была прекрасная возможность исправить любое неправильное понимание, если бы оно имело место, но Иисус этого не сделал.

6. Иисус также утверждает Свою власть над жизнью и смертью. Его утверждение мы находим в Его словах Марфе: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11:25).

Вывод: Исходя из всего вышесказанного представляется затруднительным - если только не руководствоваться определенного рода критической предубежденностью - уклониться от того вывода, что Иисус считал себя равным Отцу и понимал Свое право делать то, что имеет право делать только Бог.

 

Исторические отступления от веры в полную Божественность Иисуса (учения о божественности Христа)

Евиониты

- Истоки учения евионитов восходят к движению иудействующих, существовавшему в апостольский или новозаветный период. Они учили, что, помимо принятия через веру благодати Божьей в Иисусе, необходимо также соблюдать все предписания иудейского закона, в частности, обрезание.

• Они отвергали непорочное зачатие, утверждая, что Иисус самым обычным образом родился у Иосифа и Марии.

• По взглядам евионитов, Иисус был простым человеком, обладавшим необычайными, нo не сверхчеловеческими и не сверхъестественными дарами праведности и мудрости.

• Он был предназначен на роль Мессии, но Мессии в некотором естественном или человеческом смысле.

 

Арианство - Эта система взглядов выросла в IV веке из учения александрийского пресвитера по имени Арий и стала первой серьезной угрозой той позиции в отношении Божественности Иисуса, которой придерживалась церковь. В различных формах сохранился до наших дней. Одна из крупных и агрессивных разновидностей арианства - движение свидетелей Иеговы.

· Основная идея, определяющая понимание арианами Иисуса, - абсолютная единственность и трансцендентность Бога.

· Бог - единственный источник всего, единственная несотворенная реальность из всего существующего.

· Он один обладает свойствами Божественности. Эти свойства не могут быть приписаны никакому другому существу.

 

Значение вопроса для Церкви АСД сегодня.

· Адвентисты седьмого дня являются защитниками христоцентричной богословской системы. Они считают Христа Творцом, Искупителем, Господином субботы, Первосвященником и Царем, Который скоро грядет.

· Однако они не всегда принимали историческое христианское учение о Троице. В первые десятилетия своего существования они отвергали его как небиблейское, как католическую ересь, противоречащую здравому рассудку. Они также считали, что христология, которая учит, что у Христа две природы, отрицает Божественное искупление. Как бывшие члены движения «Христианская связь», Джеймс Уайт и Джозеф Бейтс, наряду с другими, придерживались разновидности арианства в вопросе происхождения Христа до Его воплощения. Они не отрицали Его Божественность как таковую или Его право называться Богом и право на поклонение. Они утверждали, что, будучи единородным от Отца, Христос имел начало и был создан равным Отцу по изволению Отца.

· Среди адвентистов существуют разные мнения относительно сущности Его человеческой природы. Одни считают, что у Него были греховные наклонности, присущие падшей человеческой природе, другие — что их не было. В отличие от большинства первых адвентистов, многие в последнее время приняли точку зрения, согласно которой Христос, хоть и принял падшую человеческую природу, не имел предрасположенности или склонности ко греху.

 

 

5. Человеческое естество Спасителя. Библейские свидетельства. Значение вопроса о человеческой природе Христа для Церкви АСД.

 

Иисус Христос - истинный Человек.

Библия открывает, что, наряду с Божественной природой, Христос имеет природу человеческую. Принятие этой истины имеет решающее значение. Рождение Иисуса, Его развитие, Его характер и личное свидетельство доказывают, что Он был истинным Человеком.

1. Его человеческое рождение.

«Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14). Здесь слово «плоть» означает «человеческое естество», которое ниже Его небесного естества. Павел ясно говорит: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал. 4:4).

Из родословия Христа ясно видно, что Он был «Сыном Давида» и «Сыном Авраама». По плоти Он «родился от семени Давидова» и был «сыном Марии». Хотя Он родился от женщины, как и другие земные дети, существовало и большое отличие, делавшее Его рождение уникальным: Мария была девой, а Дитя было зачато от Святого Духа. Будучи сыном земной женщины, Он мог заявлять о Своей действительной принадлежности к человеческому роду.

2. Его человеческое развитие.

Иисус рос и развивался по тем же законам, что и все люди. Писание говорит, что Он «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» (Лк. 2:40). В возрасте 12 лет Он осознал Свою Божественную миссию. Его отроческие годы прошли в повиновении родителям.

Тернистый путь ко кресту был путем постоянного духовного возрастания через те страдания, которые играли важную роль в Его развитии. Пройдя путь возрастания, Он не согрешил.

3. Он был назван «Человеком».

Иоанн Креститель и Петр называли Его «Мужем». Он есть «Человек», через Которого стало возможно «воскресение мертвых» (1 Кор. 15:21). 77 раз в Евангелии Иисус называл Себя Своим любимым именем: «Сын Человеческий» (Мф. 8:20; 26:2). Имя Сын Человеческий делает ударение на единении с человечеством через Его воплощение.

Его человеческие свойства.

1. Испытывал голод, когда постился;

2. Испытывал жажду;

3. Усталость в пути;

5. Иисус страдал физически и умер как любой другой человек;

6. Имел физическое тело

Иисус был в полной мере человеком и в психологическом отношении:

1. Он мыслил, рассуждал, чувствовал, любил

2.Испытывал сострадание и жалость

3.Радовался.

4.Гневался.

 

Значение человеческой природы Христа для АСД

Библия показывает разные причины, в силу которых Христос должен был иметь человеческое естество.

А. Чтобы быть Первосвященником для человечества.

Являясь Мессией, Иисус должен был занять положение первосвященника, или посредника, между Богом и человеком. Для совершения этого служения требовалось человеческое естество. Христос был единственно подходящей Личностью.

Б. Чтобы спасти самого падшего человека.

Чтобы войти в положение людей и спасти самых безнадежных, Он снизошел до уровня слуги.

В. Чтобы отдать Свою жизнь за грехи мира.

Божественная природа Христа не может умереть. Для того чтобы умереть, Христу необходимо было иметь человеческое естество.

Г. Чтобы стать нашим примером.

Чтобы оставить людям пример того, как следует жить, Христос, став человеком, должен был Сам жить безгрешной жизнью. Он показал, что человек может быть верным Божьей воле.

 

6. Святой Дух как третья ипостась Божества. Важность учения о Святом Духе. Библия о божественной природе и личностном статусе Святого Духа. Значение вопроса в преодолении антитринитарных тенденций раннего адвентизма.

 

Важность учения о Святом Духе.

Изучение Святого Духа имеет для нас особое значение по нескольким причинам:

1. Именно через Святого Духа верующий устанавливает личную связь с Троицей. Святой же Дух активно участвует в жизни верующих, Он внутри нас. Святой Дух - то Лицо Троицы, через Которое Триединое Божество действует в нас.

2. Изучение Святого Духа приобретает особое значение потому, что мы живем в период, когда более заметна работа Святого Духа, чем других Лиц Троицы.

3. Третья причина важности ученая о Святом Духе заключается в том, что современная культура большое внимание уделяет опыту, а опыт общения с Богом мы приобретаем, прежде всего, через Святого Духа. Через Его работу мы чувствуем Божье присутствие, и христианская жизнь становится особенно реальной. Следовательно, понимание Святого Духа исключительно важно для нас.

 

Библейский аспект

 

- Святой Дух - это Личность, а не безликая сила. (Христос также говорит о Нем как о Личности. "Он прославит Меня, - сказал Христос, - потому что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16:14).

- Дух Святой обладает личностными качествами (учит, помогает, ходатайствует и т.)

- Дух Святой наделен Божественными свойствами. (Дух Святой вездесущ. Он "пребудет" с Его народом"вовек - Никто не может скрыться от Него)

- Дух Святой в Троице

1. Изначально Бог Дух Святой сосуществовал неслиянно и нераздельно в Святой Троице.

2. подобно Богу Отцу и Богу Сыну, Бог Святой Дух имеет жизнь в Самом Себе.

3. Когда Дух Святой нисходит на верующих, Он действует как "Дух Христа", не притязая на Свои личные права и не защищая Собственные полномочия.

- Дух Святой принимал участие в Творении. От Него жизнь берет свое начало, Им же она поддерживается. Когда Дух уходит, наступает смерть.

Каково же участие Духа Святого в жизни христианина?

1. Он помогает верующим, духовно поддерживая их.

· Дух Святой назван "Духом благодати" (Евр. 10:29)

2. Он открывает истину о Христе.

· Он призван, по словам Христа, напоминать все, что Он говорил нам" (Ин. 14:26),

 

3. Он делает реальным присутствие Христа.

· Иисус сказал: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины". "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин. 14:17, 18).

4. Он руководит деятельностью Церкви.

5. Он наделяет Церковь особыми дарами.

· В ветхозаветные времена "Дух Господень" снисходил на отдельные личности, наделяя их мудростью и способностью руководить духовной и политической жизнью Израиля.

 

Значение для Церкви АСД

Дух Святой имеет исключительно важное значение в жизни христиан. Все изменения в нашем сердце Иисус совершает через служение Духа Святого. И нам, верующим людям, необходимо постоянно сознавать, что без Святого Духа мы не можем делать ничего (см. Ин. 15:5). Сегодня Дух Святой направляет наше внимание на величайший дар любви, который Бог предлагает в Своем Сыне. Он умоляет нас не сопротивляться Его призывам, но принять единственный путь, которым мы можем примириться с нашим любящим и добрым Отцом Небесным.

 

 

7. Библейское учение о сотворении человека «по образу и подобию» Божию. Природа «образа» и «подобия», оценка различных взглядов.

 

Главная характеристика первоначального состояния человека состоит в том, что он был создан Богом по Божьему образу и подобию. Это отличало человека от всех других сотворенных существ, ибо эта характеристика относится только к человеку.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Человек - венец Божьего Творения - не был вызван к жизни словом Создателя. Склонившись, Бог Сам, Своими руками изваял его из праха земного.

 

Божий образ упоминается в нескольких местах Библии. Наиболее известное из них - Быт. 1:26-27: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

В Новом Завете образ Божий в связи с сотворением человека упоминается дважды. В 1 Кор. 11:7 Павел пишет: "Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа".

 

Различные взгляды на образ и подобие Божие.

 

Субстанциальный взгляд - преобладал на протяжении большей части истории христианского богословия. Представление об образе, как об определенном свойстве или качестве, присущем человеческой природе. Некоторые сторонники этого взгляда считают, что образ Божий заложен в нашем физическом или телесном строении.

В наше время наиболее известными сторонниками точки зрения на образ Божий как на физическое проявление можно считать мормонов.

Реляционные взгляды - Образ Божий представляется, как выражение отношений или связей. Человек пребывает в образе или являет его, когда находится в определенных отношениях. Фактически, отношения и есть образ.

Функциональный взгляд - Образ заключается в том, что человек делает. Это исполняемая им функция, чаще всего представляемая как осуществление владычества над творением. Осуществление владычества считается содержанием образа Божьего.

Божье творение создано для определенных целей. Человек предназначен для того, чтобы знать, любить Бога и повиноваться Ему. Он должен жить в гармонии со своими собратьями, как на это указывает история о Каине и Авеле.

Мы принадлежим Богу. Тот факт, что мы пребываем в образе Божьем, не только означает, что мы обладаем некоторыми Его свойствами (хотя бы в какой-то степени), но и служит нам напоминанием, что мы принадлежим Ему.

Сотворенный из праха земного. Бог сотворил человека из "праха земного" (Быт. 2:7), используя уже существующую материю, но не другие формы жизни, например, морских или наземных животных. Он только тогда "вдохнул дыхание жизни", которое сделало человека живым существом, когда все органы, все системы организма были готовы точно и слаженно функционировать.

Сотворенный по Божественному подобию.

Высокое положение человека. Венцом всего сотворенного на Земле стал человек, созданный по образу Властелина Вселенной. Он был назначен правителем планеты Земля.

 

Будучи сотворенным по образу Божьему, человек получил возможность выразить свою любовь и верность Творцу. Он, подобно Богу, имел свободу выбора - свободу мыслить и действовать в соответствии с моральными критериями. Следовательно, он был волен любить и повиноваться или не доверять и не слушаться. Бог шел на риск, потому что человек мог сделать неправильный выбор. Но только свободный человек способен в полной мере познать любовь Божью и раскрыть ее в своем характере (см. 1 Ин. 4:8). Совершенствуясь и развиваясь, человек все более и более отражал бы в себе образ Божий. Любовь к Богу всем сердцем, душою и разумением и любовь к другим людям, как к самому себе, должна была стать сущностью и смыслом бытия.

 

8. Библейская антропология. Структура человеческой природы: основные взгляды на структуру человека и их оценка. Библейское учение о единстве и целостности человеческой личности.

 

Христианская антропология: основные взгляды на структуру человека, и их оценка.

1. Трихотомия –

· Человек состоит из трех элементов.

1. Физическое тело

2. Душа - Это психологический элемент, основа разума, эмоций, общественных связей.

3. Дух - Это основа духовных качеств личности - индивидуальные черты заложены в душе.

Фактически, трихотомия строит свое основание на некоторых библейских местах, в которых либо перечисляются три компонента человеческой природы, либо проводится различие между душой и духом.

1 Фес. 5:23: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа".

Особенно популярной трихотомия была среди александрийских отцов в первые века истории церкви. Трихотомистских взглядов с некоторыми вариациями придерживались Климент Александрийский, Ориген и Григорий Нисский.

 

2.Дихотомия

· Дихотомистского взгляда придерживались с самого раннего периода христианской мысли. А после Константинопольского собора в 381 году его популярность возросла до такой степени, что он стал практически общепринятым в церкви.

1. Тело - физическая часть человека. Это смертная часть человека. После смерти она разрушается и возвращается в прах.

2. Душа - нематериальная часть человека, которая переживает смерть. Именно эта бессмертная природа отделяет человека от всех прочих сотворенных существ.

 

3.Монизм - взгляд на человека как на неделимое существо, неразрывное целое.

· В монистическом понимании, в Библии человек показан не как существо, состоящее из тела, души и духа, а просто как личность. По мнению сторонников монизма, быть человеком значит быть телом или иметь его. Мысль о том, что человек может существовать вне тела, не имеет никаких оснований. Следовательно, существование после смерти в бестелесном состоянии невозможно.

· Учение о бессмертии души совершенно несостоятельно. Таким образом, исключается возможность не только будущей жизни без телесного воскресения, но и каких-либо переходных состояний между смертью и воскресением.

· Выражение "душа и тело" следует считать совокупным описанием человеческой личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: