Сословно-классовое деление




Содержание

 

Введение

1. Государственный и общественный строй Древнего Рима

1.1 Сословно-классовое деление

1.2 Органы государственного управления. Народные собрания

1.3 Сенат

1.4 Магистраты

1.5 Служители

2. Общественный строй

2.1 Общественный строй древнейшего Рима. Патриции

2.2 Клиенты

2.3 Плебеи

2.4 Борьба плебеев с патрициями. Реформа Сервия Туллия

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

Коренное население Рима, сложившееся в результате синойкизма латинской и сабинской общин и испытавшее известное влияние этрусков, образовало «римский народ», или патрициев. Последний термин происходит от слова отец и означает «отцовские», «имеющие отцов». Это название показывает, что древнейший римский «народ» жил на основе отцовского, то есть патриархального, семейного права, так как только при нем появляются законные отцы, и у этих последних – законные сыновья. Действительно, мы знаем из источников, что патрицианская семья была типичной патриархальной семьей: отец семейства обладал неограниченной властью над всеми домочадцами, вплоть до того, что он мог их продать в рабство или казнить.

У древнейших патрициев был еще силен родовой строй. Согласно традиции, существовало 300 патрицианских родов. У них были общие родовые имена (Юлии, Клавдии, Марции и др.), сохранились следы родовых культов и родовых кладбищ. Членам одного и того же рода нельзя было вступать в брак (экзогамия).

Источники рисуют следующую схему родовой организации патрициев: они делились на 3 трибы, триба – на 10 курий, курия – на 10 родов, род – на 10 семейств. Такое правильное числовое соотношение заставляет предполагать, что первоначальная родовая организация впоследствии была искусственно перестроена в военных целях. Курии имели религиозное и политическое значение. Каждая курия возглавлялась старшиной (курионом) и собиралась в особом помещении для совершения религиозных обрядов и решения общих вопросов.

В римских источниках отразилось древнее наследственное право патрициев, согласно которому имущество умершего должно было оставаться в его роде. Это говорит о том, что когда-то протолатинские и протосабинские роды были родовыми общинами, то есть все члены их сообща владели имуществом и вели общее хозяйство. Но в дальнейшем эти родовые общины превратились в соседские, то есть территориальные общины. В них роды перестали быть реальными хозяйственными единицами, сохранив военные, религиозные и некоторые бытовые функции. Реальной хозяйственной единицей полностью стала семья. Однако по отношению к земле прежняя общность имущества сохранилась: собственником земли была община в целом, а входящие в нее семьи только владели ею.

Цели исследования заключались в постановке и критическом анализе проблемы, связанных с данной темой.

В соответствии с проблемой и целью исследования решались следующие задачи:

1. Исследовать историю развития Древнего Рима.

2. Показать роль и значение государственного и общественного строя Древнего Рима.

Объект исследования – государственный и общественный строй Древнего Рима.

Предмет исследования – государственный и общественный строй Древнего Рима.

Методология и методика исследования: в основу положены методы сравнительного анализа, функционального и системного подхода, критического анализа и синтеза.

Практическая значимость исследования: данная работа позволяет расширить круг знаний по теме. Изучены труда таких ученых, как: Ковалев С.И., Нерчинский К.Н., Медведев В.И и другие.

 


Государственный и общественный строй Древнего Рима

Сословно-классовое деление

 

У римской республики не было писаной конституции. Основной закон Римского государства слагался частью из отдельных конституционных законов, принятых в разное время, частью из конституционной практики, вошедший в обычай.

Так как Римская республика была рабовладельческим полисом, то все ее население распадалось на свободных и рабов. Раб являлся не субъектом, то есть носителем права, а только объектом его.

При рабовладельческом строе основой производственных отношений является собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника производства, то есть раба, которого рабовладелец может продать, купить и даже убить. В «Дигестах», позднем римском законодательном памятнике, читаем: «Что касается права граждан, то рабы считаются ничем». Свободные в свою очередь, делились на римских граждан и свободных не граждан. Эти последние состояли из не имевших гражданских прав италиков, из иностранцев, находившихся под покровительством Рима, и, позднее, из свободных жителей провинций (провинциалов).

Только римские свободнорожденные граждане, то есть родившиеся от брака римских граждан или от римской гражданки, не состоявшей в браке, обладали всей полнотой гражданских прав.

Эти права слагались из права голосовать, в народном собрании, права быть избранным на любую государственную должность, права собственности, права вступать в законный брак, права заключать сделки, права служить в войске и др. Вольноотпущенники (либертины), то есть бывшие рабы, отпущенные на свободу, обладали ограниченной правоспособностью (например, не могли быть избранными на высшие государственные должности).

Нобилитет, или сенаторское сословие, юридически не пользовался никакими особыми политическими правами по сравнению с остальными свободнорожденными. У нобилей были только некоторые почетные права бытового характера. Например, только нобили могли выставлять у себя в доме восковые маски предков (эти маски несли также на похоронах), нобили занимали передние места в театре и пр.

В III в. до н.э. из свободных начало выделяться сословие всадников. По сервианской конституции, всадниками называли самых богатых людей первого разряда, служивших в коннице. Но со второй половины III в. всадничество начинает превращаться в особое сословие. Всадники перестают служить в кавалерии, которая теперь набирается из союзных с Римом племен, и только поставляют высших офицеров для пехоты и концы.

В это же время для всадников устанавливается высокий имущественный ценз, в девять раз превышающий ценз первого разряда, то есть 1 миллион ассов, или 400 тысяч сестерциев.

В 218 г. сенаторам было запрещено вести крупные торговые операции, и поэтому в руки всадников перешли финансовые дела: торговля, откупа и пр. Всадническое сословие стало римской денежной аристократией, получившей и некоторые бытовые отличия, право носить золотое кольцо на руке и тунику с узкой красной полосой на груди, а также право сидеть в театре позади сенаторов. Хотя всадники политически были совершенно равноправны с сенаторами, но фактически нобили почти не допускали всадников к управлению государством.

Что же касается старых сословий – патрициев и плебеев, то хотя некоторые различия между ними продолжали существовать (например, народные трибуны могли избираться только из плебеев; среди нобилитета различались патрицианские и плебейские роды), но политически разница между ними исчезла. В бытовом отношении плебеев в качестве простого народа стали противопоставлять земельной и денежной аристократии – сенаторам и всадникам.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: