Общественный строй древнейшего Рима. Патриции




 

Древнейшая римская патрицианская община и была такой своеобразной крупной соседской общиной, образовавшейся в результате слияния нескольких более мелких общин. По преданию, у патрицианских семей в частной наследственной собственности находилось только по 2 югера (0,5 га) земли. Вероятно, это был только приусадебный участок (двор, сад, огород). Остальная масса земли (пахотные земли, пастбища, луга, леса) являлись общинной собственностью.

Каждая семья получала на правах владения определенный участок пахотной земли. Время от времени, по видимому, проводился передел земли. Что же касается так называемых угодий, то они находились в совместном владении всех семей патрицианской общины. В дальнейшем частная собственность распространяется и на те общинной земли, которые находились во временном владении. Законодательный памятник середины V в. до н.э., законы XII таблиц, знают только мелкую частную собственность на землю. Однако общинная собственность в качестве государственной земли продолжал оставаться основным земельным фондом, пополнившимся за счет завоеваний, и был, как увидим ниже, главным источником образования крупной земельной частной собственности.

Систему управления римской патрицианской общиной Ф. Энгельс называет военной демократией, сравнивая ее с общественным строем «героической эпохи» в Греции. «Римский народ», то есть патриции, собирался по куриям для решения важнейших вопросов: выборов Рекса, объявления войны, суда по тяжелым преступлениям. Курнатные собрания занимались также вопросами семейного права. Каждая курия решала вопрос отдельно и обладала одним голосом. Общее собрание выносилось простым большинством курий. По куриям, как указывалось выше, совершались религиозные обряды и справлялись праздники.

Вторым органом патрицианской общины был совет старейших, или сенат. Первоначально он, действительно, состоял из родовых старейшин. Впоследствии членов сената, по-видимому, стал назначать Рекс. Согласно традиции, сенаторов сначала было 100, а затем число их возросло до 300. Сенат утверждал решения куриатных собраний, принимал участие в избраниирекса, находился при нем в качестве авторитетного совещательного органа. В период между смертью старого Рекса и избранием нового сенаторы поочередно осуществляли исполнительную власть. Во главе общины стоял Рекс. Он избирался пожизненно куриатным народным собранием и сенатом. Рекс являлся военачальником, то есть командовал народным ополчением патрициев (легионом), представлял общину перед богами, то есть был верховным жрецом, и осуществлял некоторые судебные функции1.

 

Клиенты

 

Особой группой населения древнейшего Рима были клиенты. Слово «клиент» означает человека зависимого, «послушного». В клиенты попадали люди, которые не имели гражданских прав: иностранцы, переселившиеся на постоянное жительство в Рим, отпущенные на свободу, незаконнорожденные дети, сыновья, вышедшие из-под власти отца и т.д. Так как в Риме все эти люди были бесправными, то есть беззащитными, то они принуждены были искать покровительства кого-нибудь из влиятельных граждан. Так возникли отношения патроната, или клиентелы.

Лицо, оказавшее покровительство, называлось «патроном», тот, кто искал покровительства – «клиентом». Клиент получал через патрона землю, получал от него скот, пользовался защитой патрона в суде. Клиент входил в род патрона, принимал участие в родовом культе и в куриатных собраниях. За это клиент обязан был служить в военном отряде патрона, выполнять в пользу патрона определенные работы, в некоторых случаях помогать ему деньгами, голосовать в куриях так, как уважает патрон, оказывать ему уважение и т.п.

Отношение патрона были ранней формой эксплуатации экономически и социально слабых элементов римской общины элементами более сильными. В ранний период римской истории клиенты являлись большой группой, тесно примыкающей к патрициату и служившей его главной социальной опорой.

 

Плебеи

 

От клиентов принципиально отличались плебеи, хотя часть плебеев была клиентами патронов. Основным отличием являлось то, что плебеи клиенты входили в патрицианскую общину, хотя и на правах зависимых членов; тогда как плебеи не клиенты стояли вне общины. Считают, что слово «плебей» общего корня с латинским словом полный и означает «массу», «множество», но эта этимология спорна.

В древнейший период плебеи не входили в родовую организацию патрициев и не имели своей собственной единой родовой организации. Это означало, что плебеи были бесправны. Они были лично свободны, могли приобретать собственность, заниматься торговлей. Но плебеи не принимали участия в народных, то есть куриатных собраниях, не были представлены в сенате и не служили в легионе. Браки между плебеями и патрициями считались незаконными. В источниках есть даже указания на некоторую религиозную обособленность плебеев и патрициев.

Так как плебеи стояли вне патрицианской общины, то они не имели доступа к общинной земле. У них были мелкие участки земли, которыми они владели на правах частой собственности.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: