Вопрос № 2: Основные положения управленческого учета
Управленческий учет на предприятии не является обязательным и не регламентируется законодательными нормами. Решение о целесообразности его использования принимается руководством фирмы в зависимости от того, насколько эффективно он будет способствовать достижению основных целей производства.
Основная цель ведения управленческого учета на предприятии – контроль над текущей хозяйственной деятельностью и сбор сведений, которые необходимы для разработки стратегий дальнейшего развития. Данная информация доступна исключительно для руководителей, на ее основании принимаются серьезные управленческие решения, которые в будущем будут способствовать совершенствованию производственных процессов, и, как следствие, значительному увеличению прибыли компании. Правила ведения управленческого учета устанавливаются организацией самостоятельно исходя из задач внутрифирменного управления. От того, какую управленческую задачу необходимо решить, определяется классификация затрат в управленческом учете.
Вопрос №3: «Характеристика основных видов деятельности предприятия»
Деятельность предприятия с точки зрения объектов управления:
1) производственная (текущая)
2)инвестиционная
В текущей деятельности в результате реализации продукции, выполнении работ или оказании услуг формируются доходы предприятия.
В рамках текущей деятельности выделяют три вида расходов:
1)производственные
2)коммерческие
3)административные
Вопрос №4.Виды расходов в управленческом учете
Затраты - стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.
|
Входящие и истекшие затраты. Входящие затраты – это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы.
Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших..
Прямые и косвенные затраты. К прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда
Косвенные расходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной организацией методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станко-часов, часов отработанного времени и т.п.). –
общепроизводственные (производственные) расходы – это общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством. В бухгалтерском учете информация о них накапливается на сч. 25 «Общепроизводственные расходы».
- общехозяйственные (непроизводственные) расходы осуществляются в целях управления производством
Основные и накладные. По технико-экономическому назначению затраты делят на следующие группы:
Основные – затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции работ, услуг (материалы, заработная плата и начисления на заработную плату рабочих, износ инструментов и т. д.).
|
Накладные – затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).
Производственные и внепроизводственные (периодические затраты, или затраты периода). Производственные затраты – это затраты, входящие в себестоимость продукции. Это материальные затраты, и поэтому их можно проинвентаризировать. Они состоят из трех элементов:
- прямые материальные затраты;
- прямые затраты на оплату труда;
- общепроизводственные расходы.
Внепроизводственные затраты (периодические) – это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. К таким затратам относят коммерческие и административные расходы
Одноэлементные и комплексные затраты. Одноэлементными называют затраты, которые в данной организации не могут быть разложены на слагаемые: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Например, цеховые (общепроизводственные) затраты, включающие в себя практически все элементы.
Постоянные и переменные затраты. Объективно описать поведение затрат можно, изучив их зависимость от объемов производства, т.е. разделив затраты на постоянные и переменные.
Вопрос №5:
Понятие прибыли в управленческом учете
Одним из основных показателей, формирующих прибыль предприятия, является «доход».
Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности.
|
Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса.
Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме.
Классификации прибыли:
1. По характеру отражения в учете (бухгалтерская, экономическая прибыль)
2. По характеру деятельности предприятия (прибыль от обычной деятельности и от чрезвычайных событий)
3. По основным видам хозяйственных операций (прибыль от реализации продукции и от внереализационных операций)
4. По основным видам деятельности (от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности)
5. По составу элементов, формирующих прибыль (маржинальная, валовая, балансовая, чистая прибыль)
6. По характеру налогооблажения
7. По характеру инфляционной «очистки»
8. По достаточности уровня формирования (нормальная, низкая, высокая прибыль)
9. По рассматриваемому периоду формирования (предшествующего, отчетного, плановый период)
10. По характеру использования в составе прибыли
11. По степени использования (нераспределенная, распределенная прибыль)
12. По значению итогового результата хозяйствования (положительная, отрицательная прибыль)
Вопрос №6:Стандарт-костинг.
Система учета по полной себестоимости. Она предназначена для оценки анализа всех издержек организации, связанных с производством и реализацией продукции. Все затраты подразделяются на прямые и накладные. Прямые связаны с производством конкретного вида продукции. Накладные связаны с процессами организации, управлением, обслуживанием, содержанием и эксплуатацией. После того, как все накладные расходы собраны, они включаются в себестоимость того или иного изделия.
Стандарт-костинг (standart costing) – система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. Направлена на контроль прямых издержек производства, а смежная калькуляция для контроля накладных расходов. На основе установленных стандартов можно определить сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию, посчитать себестоимость единицы для определения цен, спрогнозировать доход и рассчитать конечный финансовый результат. При этой системе информация об имеющихся отклонениях, используется руководством для принятия оперативных управленческих решений. В основе SC лежит нормативное и предварительное определение затрат по статьям расхода. На практике очень трудно составить стандарты согласно технологич.карте производства, это объясняется тем, чего возможно изменение цен, вызванные факторами: инфляция, конкуренция. Стандарты можно установить не на все типы расходов. Если большие объемы деятельности, то невозможно быстро и точно рассчитать нормативы для каждого типа затрат.
Нормирование затрат осуществляется предварительно (до начала отчетного периода) по статьям расходов: основные материалы; оплата труда производственных рабочих; общепроизводственные расходы (амортизация оборудования, арендные платежи, зарплата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы и другие); коммерческие расходы (расходы по реализации продукции).
Нормативные затраты базируется на ожидаемых затратах ресурсов, необходимых для производства продукции. Нормы расхода ресурсов устанавливаются в расчете на одно изделие. По общепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородных статей, нормы разрабатываются на определенный период в денежной оценке и в расчете на запланированный объем производства.
В течение отчетного периода ведется учет отклонений фактических расходов от нормированных затрат. Суммы отклонений фиксируются на специальных счетах. В конце отчетного периода отклонения списываются на финансовые результаты. Производится анализ отклонений. Далее принимается решение относительно корректировки установленных норм и нормативов.
Суть заключается в том, что в учет вносится только то, что должно произойти, а не то, что произошло и обособленно отражаются возникшие отклонения.
Основная задача – учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.
В основе метода лежит четкое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, работы времени и труда, заработной платы и других затрат, связанные с производством продукции причем установленные нормы нельзя перевыполнять. Выполнение их даже на 80 % означает успешную работу предприятия, превышение – норма была установлена ошибочно.
Чем стабильнее работает предприятие, тем более стандартизированы производственные процессы и тем менее трудоемкими становятся учет и калькулирование.
Билет №7:Директ костинг
1)Директ-кост- учёт прямых затрат.
Сущность системы директ-костинга заключается в разделении затрат на постоянные и переменные.
В системе директ-костинг постоянные затраты (связаны с определённым периодом и напрямую не зависят от объёма производства) не относятся к себестоимости продукции, в то время как переменные затраты (напрямую зависят от объёма выпускаемой продукции) относятся. Готовая продукция и незавершённое производство оцениваются только в сумме переменных производственных затрат, а постоянные затраты отчётного периода в общей сумме относятся на финансовый результат организации и не распределяются по видам продукции.
Важной особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объёмом производства, затратами и прибылью.
В настоящее время существует два варианта организации управленческого учёта по системе директ-костинг:
1.организация раздельного учёта на счетах финансовой и управленческой бухгалтерии;
2.интеграция финансовой и производственной бухгалтерии и использование привычных для учёта затрат счетов 20-29.
На основе данного метода, может проводиться анализ взаимосвязи объёма производства, прибыли, себестоимости, валовой выручки. Также данный метод позволяет рассчитывать точку безубыточности компании, максимальную долю постоянных затрат, которые компания может осуществить при имеющемся уровне рентабельности. Большое значение система директ-костинга имеет и для глубокого анализа работы предприятия, основывающегося на математических методах (корреляционный анализ, регрессионный анализ и т. д.).
В отчёте о финансовых результатах, составляемом по системе директ-костинга, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции. Информация, получаемая в системе директ-костинга, позволяет находить наиболее выгодные комбинации цены и объёма.
2)Особенность – себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы списываются на конечный финансовый результат. Выделяется несколько типов:
-классический DC – прямые расходы=переменным
-система учета переменных затрат
-система учета затрат в зависимости от использования производственных мощностей.
Результатом DC можно определить неполную стоимость продукции, реальную себестоимость продукции и установить гибкие цены.
Проблемы: сложно определить вид затрат, не определена полная себестоимость продукта, использование неполной себестоимости не обеспечивает покрытие постоянных затрат.
Одним из ключевых показателей системы "директ-костинг" является маржинальный доход (или сумма покрытия), представляющий собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами.
Важнейшей особенностью системы "директ-костинг" является то, что себестоимость продукции (работ, услуг) учитывается и планируется только в части переменных затрат. При этом постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью (например, один раз в месяц) списывают непосредственно на счет финансовых результатов.
В системе "директ-костинг" по переменным затратам оцениваются и остатки готовой продукции на складе, и незавершенное производство на конец периода. Преимущество системы "директ-костинг" состоит в том, что ее применение позволяет использовать многоступенчатый принцип построения отчета о доходах. Отчет должен содержать такие показатели, как: выручка от реализации продукции (ВР), переменные затраты (ПЗ), маржинальный доход (МД = ВР - ПЗ), постоянные (фиксированные) затраты (ФЗ) и прибыль (П = МД - ФЗ).
С помощью "директ-костинга" обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению определенного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, выпуске побочной продукции, по вопросам ценовой политики и др.
Система "директ-костинг" позволяет:
- определять формы зависимости затрат от объемов производства;
- получать информацию о прибыльности или убыточности хозяйственной деятельности в зависимости от объема производства и продаж;
- рассчитывать критическую точку объема продаж;
- оптимизировать товарный ассортимент;
- прогнозировать поведение затрат в зависимости от различных факторов;
- принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса;
- проводить эффективную ценовую политику;
- решать тактические задачи управления предприятием.
Одним из важных преимуществ использования в учете системы "директ-костинг" является возможность изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между объемом производства, затратами и прибылью.
Вопрос № 8: Основная характеристика стандарта USALI
Термин USALI - Uniform System of Accounts for the Lodging Industry - переводится как Унифицированный стандарт финансовой отчетности для индустрии гостеприимства.
Стандарты USALI представляют собой свод рекомендаций по управлению и оценке деятельности предприятий гостеприимства. Использование системы USALI дает возможность сравнивать результаты деятельности своей гостиницы за различные периоды времени с результатами деятельности других гостиниц. В основу стандартов USALI заложен опыт многих гостиничных комплексов, и разрабатывались они специалистами индустрии гостеприимства. Именно потому, что стандарты USALI являются унифицированной основой для проведения адекватного сравнения результатов своей деятельности, ими пользуются отели во всем мире.
Любому гостиничному комплексу необходимо оценивать свою эффективность. Чаще всего в индустрии гостеприимства реальные результаты сравнивают по трем основным составляющим. Первая - сравнение фактических данных с результатами деятельности гостиницы за предыдущий период - позволяет собственнику увидеть тенденции развития своего бизнеса. Вторая - сравнение текущих показателей с запланированным бюджетом - дает возможность сформировать план-фактный анализ деятельности гостиничного комплекса. И третья составляющая - сравнение реальных результатов своей деятельности с результатами деятельности других гостиниц.
Единая система USALI предназначена для эффективного решения таких управленческих задач, как определение эффективности деятельности подразделений гостиницы, контроль затрат, формирования справедливой системы поощрения сотрудников, планирование доходов и затрат на основе бюджетов подразделений, налоговое и финансовое планирование, ценообразование на основе анализа безубыточности и удельных затрат.