Кочевые скотоводы Северной Африки: особенности хозяйства и культуры.




Наиболее высокий удельный вес неоседлого населения отмечен в Северной Африке: значительные по численности группы скотоводов-кочевников и полукочевников зафиксированы в Судане, Марокко, Алжире, Ливии. Для стран Северной Африки характерен более или менее однородный состав населения - арабы и берберы. (Андрианов Б.В. Неоседлое население мира.

Главная особенность хозяйства неоседлого населения Африки заключается в экстенсивном использовании природных ресурсов пустыни, что вместе с кочевым и полукочевым образом жизни способствует в определенных политических условиях сохранению архаических форм социальной организации.

В Африке сохранились многие древние хозяйственно-культурные типы, которые принято объединять в несколько групп. Берберы-кочевники по классификации Андрианова Б.В. относятся к пастбищно-животноводческому типу сельского хозяйства, основанного на ручном труде. Берберы составляют основное население оазисов Алжирской Сахары, Ливии, оазиса Сива в Египте. К числу берберов относятся также туареги. Берберы туареги - классические кочевники Центральной Сахары.

По характеру своих хозяйственных скотоводческих миграций они относятся к «малым» кочевникам. Стада перемещаются на протяжении всего года. Длительные миграции у туарегов Центральной Сахары отсутствуют, и даже короткие перекочевки нерегулярны. Основная часть передвижений ограничена небольшой территорией, закрепленной традицией за определенным родовым подразделением. В каждой небольшой долине сухого сая (уэда) обычно размещается до десятка шатров. Кроме коз, дающих большую часть средств к жизни туареги разводят верблюдов, но преимущественно для транспорта и обычно выпасают их отдельно от основного стада. Диапазон кочевнических миграций в пределах пустынных нагорий и возвышенностей не превышает 30-50 км в год. Верблюд был главной причиной того, что туареги стали кочевниками, потому что владелец верблюда не может оставаться на месте: ему нужно, исходя из времени года и количества осадков, искать пастбища, пригодных для его скота. Стада состоят преимущественно из вьючных верблюдов, но существуют также беговые верблюды,

составляющие особую породу, называемую мегари (по-берберски архелом), которая отличается необычайной быстротой хода, изумительной выносливостью и умеренностью в пище

Туареги обычно передвигаются со стадами с одного пастбища на другое, используя при этом все три вертикальные природные зоны пустынных возвышенностей Южной Сахары. Так в самой высокой зоне Атакор размешены лучшие пастбища позднего лета и осени; обилие влаги и трав привлекает сюда кочевников в это время. В зоне, расположенной ниже, хорошо растут акации и кустарники, которые зеленеют позже. По склонам возвышенностей широко разбросаны шатры берберов туарегов. Их сезонные стойбища относительно редко меняют свои традиционное место. Женщины и дети остаются на стойбище со стадами коз, а мужчины перегоняют верблюдов на юг и попутно меняют мясо и шкуры на зерно. В недалеком прошлом кочевники играли большую роль в дальних торговых караванных связях, совершая путешествия на тысячи километров. Однако в последние годы торговля солью, зерном и другими товарами сильно сократилась. Но и теперь еще небольшие караваны по нескольку десятков верблюдов возят соль из Билмы, где её добывают, в Агадес и дальше на юг. Страны Магриба - Марокко, Алжир и Тунис - составляют западную часть Северной Африки; восточную часть Северной Африки занимает Египет. Между ними находится Ливия. С запада страны Магриба омывает Атлантический океан, с севера и востока - Средиземное море.В степях внутренней части Магриба живут скотоводы, для которых земледелие играет вспомогательную и местами совсем незначительную роль. В области солончаковых озёр (шоттов) земледелие невозможно. Здесь на просторах, пасут свои стада кочевники. Население стран Магриба разводит главным образом мелкий рогатый скот - овец и коз. В качестве рабочего скота используют лошадей, мулов, ослов и верблюдов. Во внутренних степных и пустынных районах скотоводы ведут кочевой или полукочевой образ жизни, перегоняя скот в сухое время в предгорьях Атласа и возвращаясь с ним зимой на свои пастбища. Ежегодно берберы-кочевники разбивают свои шатры близ городов. Здесь они продают шерсть, кожу и запасаются мукой, сахаром, текстильными и металлическими изделиями. В некоторых местах маршрут кочёвок достигает 700 км.

Таким образом, кочевой образ жизни берберов, обусловлен в большей мере их хозяйственно-культурным типом, а также суровыми природными условиями Северной Африки. Скотоводы вынуждены постоянно переходить с одного места на другое в поисках пищи и воды для скота. 3. Материальная культура и быт берберов бербер бедуин культурный традиция Берберы славились здоровьем и долголетием. В основном они употребляли вегетарианскую пищу. Скотоводы довольствовались козьим молоком и редко били скот. Дичь, моллюски и мед были излюбленной пищей. Пили только воду. Берберы туареги крайне умерены в пище. Они едят только раз в день в пути и два раза во время пребывания на стойбище: зерна, финики и смоквы, ягоды сальвадоры персидской, зелень, немного мяса. Им обычаями запрещено употреблять в пищу птицу и рыбу.

В жизни берберов значительную роль играли верблюды. В сезон пастьбы верблюжье молоко составляло единственную пищу семьи берберов туарегов. Из верблюжьей шерсти плетут веревки; навоз, высушенный на солнце, служит топливом. Мясо верблюда считается самым лакомым блюдом, которым угощают почетных гостей; кожа верблюда используется для изготовления палаток, сбруи и разной хозяйственной утвари. В качестве оружия берберы предпочитали меч и метательное копьё. В целях самообороны берберы прикрывались легким щитом из слоновой кожи, который из-за дождя делался непригодным. Одежда мужчин состоит из хлопчатобумажной рубахи синего цвета и таких же штанов. Женщины раскрашивают себя охрой. Никто из них никогда не моется, потому что от воды кожа становится более чувствительной к переменам температуры.

Предписанные религией омовения исполняются с помощью песка или камешков. Берберы - и мужчины и женщины - любили драгоценности. Мужчины носили серьги, женщины надевали на лодыжки кольца, и те и другие украшали себя браслетами и ожерельями. Для берберов искусство является обыденным явлением жизни, а не уделом избранных. Женщина чаще, чем мужчина, выступает в роли художника, разрисовывая глиняную посуду или выделывая ковры. Искусство берберов ограничивается геометрическим узором. Это геометрическое искусство, под внешним однообразием которого скрыты, быть может, те или иные видоизменения, отражающие различные стадии его развития, очевидно, уходит своими корнями в очень далекое прошлое. Жильём берберов-кочевников служит фелидж - шатёр из верблюжьей или козьей шерсти, растянутый на кольях. Широко раскинутый низкий и плоский шатёр приспособлен к суровым условиям кочевой жизни. Он прекрасно противостоит ветрам Сахары, несущим тучи песка. В каждом шатре живёт обычно одна семья - муж, жена и их дети. Домашний уют был неведом берберам, спали они на земле или на каменных плитах, а имущество их состояло в основном из глиняной посуды. Для защиты глаз от солнечных лучей и от пыли, поднимающейся от песка, туареги всегда ходят с закрытым лицом. Со временем этот обычай превратился в своеобразный религиозный обряд у мужчин. Благородные и богатые носят обыкновенно черное покрывало, а люди низшей касты отдали предпочтение белому. Женщины никогда не закрывают своё лицо, разве только перед иностранцами, в знак уважения. Берберы бреют голову, оставляя только ряд волос ото лба до затылка.

С началом арабских завоеваний в конце VII века происходит арабизация и исламизация берберского населения, особенно в XI-XII веках. В то же время сохраняется выраженное этническое самосознание. Сохраняются родо-племенные институты (такбилт-леффигхс). Центром племенной группы служит укреплённое селение касба (арабское), тигремт (берберское) или дшар (берберское). Во главе племенного объединения стоит вождь (аглид, амгар). Вопросы хозяйственной жизни и внешних сношений решает выборный совет старейшин - джмаа (арабское), имзран (берберское). Распространены межклановые союзы (тиуизи), сотрудничество, например, в выпасе скота (тауаллат). Среди берберов широко народная медицина, магия, различные формы фольклора.

Военная организация стала для берберов насущной необходимостью, тем не менее берберам удавалось сохранять весьма гибкую общественную систему, которая способствовала обороне, но в то же время отличалась простотой. Система родства у берберов делает возможными многоступенчатые отношения между людьми и группами. Здесь не происходила централизация власти. Берберы создали выборную систему, при которой власть рассеяна и переходит по очереди к различным сегментам племени. Таким образом, ни одна семья и ни один сегмент не пользуются властью слишком долго, чтобы злоупотреблять ею, но все же власть и централизация в племени существуют и служат военным интересам. Благодаря этой системе безболезненно проходит и ежегодная фрагментация племени, когда оно расходится по пустыне.

Материальная культура и быт подчинены кочевому образу жизни. Жильё и одежда были удобными для многочисленных перемещений. Питались тем, что могли раздобыть в пустыне. Быт берберов был предельно прост, поскольку тяжело было бы перевозить большое количество вещей собой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: