Начиная заниматься научной деятельностью, следует осознавать, какие существуют перспективы в карьере ученого.
Аспирантура – это подразделение университета, при поступлении в которое Вы прикрепляетесь к определенной кафедре и научному руководителю и начинаете писать диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Срок подготовки в аспирантуре на очной форме обучения составляет 3 года, на заочной – 4 года. Кроме того, существует такая форма подготовки как «соискательство». Соискатели самостоятельно работают над диссертацией, не поступая в аспирантуру. Написав диссертацию, нужно пройти ее защиту в специализированном ученом совете. Такая диссертация является квалификационной работой, доказывающей вклад соискателя в науку. При подготовке этой работы ученый должен решить некую научную проблему.
Защитив кандидатскую диссертацию, можно претендовать на ученое звание доцента. Для этого необходима не только ученая степень, но и стаж работы в ВУЗе не меньше 5 лет (последний календарный год – в должности доцента), публикация научно-методических работ (не менее 5 научных статей, опубликованных после защиты), авторство или соавторство учебного пособия.
Для продолжения своего развития как ученого можно поступать в докторантуру – аналогичную аспирантуре структуру, в которой готовят докторантов, т. е. ученых, работающих над диссертацией на соискание ученой степени доктора наук. Вместо научного руководителя докторанту помогает научный консультант. Докторская диссертация также является квалификационной работой, доказывающей, что претендент на ученую степень совершил значительное научное открытие, позволяющее в будущем создать новую научную школу. Докторские диссертации также необходимо защищать в специализированном ученом совете.
|
Доктор наук имеет право претендовать на ученое звание профессора, если он не менее 5 лет обладает ученым званием доцента, имеет стаж работы в ВУЗе не менее 10 лет (из них последний год в должности профессора), если прошел год после присуждения ученой степени доктора наук, если после защиты докторской диссертации было опубликовано не меньше 10 статей и учебные пособия, если под его руководством было защищено не меньше трех кандидатских диссертаций.
Итак, кандидат наук и доктор наук – это ученые степени, а доцент и профессор – ученые звания, которые не следует путать с соответствующими должностями.
Решение о присуждении ученых степеней и званий принимает ВАК – Высшая аттестационная комиссия России, которая проверяет, действительно ли претендент соответствует всем требованиям.
Кроме квалификационных работ, т. е. работ, доказывающих квалификацию ученого, исследователь может создавать в научном жанре такие работы как научная монография, учебник, научно-популярная книга, лекция, научный отчет, статья или доклад.
Первым шагом к своему развитию как ученого является участие в научно- исследовательской деятельности, которой обязаны заниматься все без исключения студенты. Предполагается, что благодаря этой деятельности студент сможет разработать свое научное мировоззрение, научиться методам научных исследований и овладеть методологией. Это позволит студенту достигнуть более высокого уровня профессионализма, развить у себя творческое мышление и исследовательскую инициативу.
|
Научно-исследовательская деятельность студентов включает написание курсовых и дипломных квалификационных работ и участие в студенческих конференциях.
К квалификационным работам студентов – курсовым, бакалаврским и магистерским – предъявляются совершенно четкие требования как в плане содержания, так и в плане оформления.
Писать квалификационные работы студентам помогает научный руководитель. Выбрав тему, нужно сразу же обратиться к человеку, который эту тему ведет. Он помогает составить график выполнения работы, по которому студент может определить, что именно ему делать, рекомендует, каким должно быть содержание работы, указывает, с какой литературой нужно ознакомиться. Получив первичную консультацию, студент работает самостоятельно. При этом он всегда может обратиться к научному руководителю за советом. Именно научный руководитель проверяет работу и выставляет оценку.
Квалификационная работа должна состоять из титульного листа, содержания, введения, основной части (в курсовой работе это может быть один (теоретический) или два раздела (теоретический и эмпирический), в бакалаврской и магистерской – два (теоретический и эмпирический) или три (теоретический и два эмпирических)), выводов к каждому разделу и общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Приложения могут включать большие таблицы, которые неудобно размещать в основном тексте, копии исследуемых документов, иллюстрации.
|
Титульная страница одинакова для всех работ, выполняемых на кафедре, Вам просто следует подставить туда свои данные.
Содержание включает названия разделов и подразделов с указанием номеров страниц. Его оформление также типовое.
Введение должно состоять из ряда обязательных компонентов: нужно указать 1) актуальность проблемы, 2) объект и предмет исследования, 3) цель и задачи исследования, 4) материал исследования, 5) методы исследования, 6) для бакалаврской и магистерской работы – положения, которые выносятся на защиту, 7) теоретическое и практическое значение исследования, 8) апробацию результатов исследования (если есть).
Обычно введение начинают указанием на общее направление исследования и место вашей конкретной проблемы исследования в нем. Например, начать можно так: «Настоящая работа посвящена исследованию А», где А – это тема вашей работы. Нужно определить научную проблему, которой Вы занимаетесь в работе, и кратко изложить, что на данный момент об этой проблеме известно. Тут нужно перечислить, какие существуют подходы к этой проблеме, кто из ученых ей занимался, и определить, что еще осталось неизученным, и что конкретно Вы будете рассматривать в вашей работе.
Изложение состояния научной разработанности проблемы предшествует формулировке актуальности исследования, которая обосновывается соответствием современному состоянию науки и важной социально-культурной ролью изучаемой проблемы.
Объект исследования – это изучаемое явление, порождающее проблему, а предмет – процессы или особенности, которые в этом явлении рассматриваются.
Цель исследования формулируется с указанием объекта и предмета исследования и соответствует названию работы. Из цели следуют конкретные задачи работы, которые перечисляются в порядке их решения. Задачи ни в коем случае не должны быть глобальными. Описание задач обычно приводят в форме глаголов со значением результата, а не процесса (выяснить… описать… установить… вывести зависимость…).
Например:
«Целью данного исследования является определение специфики А. Цель работы обуславливает решение таких задач:
– определить теоретико-методологические принципы анализа А;
– выделить и описать характеристики А;
– установить специфику А;
– систематизировать ……….».
Описывая материал исследования, нужно указать его количество, метод получения, происхождение.
Далее приводится методологическая основа исследования и использованные методы анализа. При этом необходимо конкретизировать, какой метод для чего использовался.
От курсовой работы не требуется научная новизна, в бакалаврской и магистерской же ее необходимо описать. Научная новизна включает перечисление результатов и выводов исследования и оценку того, что нового было сделано в работе. После этого традиционно следует фраза:
«Научная новизна полученных результатов может быть обобщена в следующих положениях, которые выносятся на защиту».
Положения утверждают суть полученных результатов, причем положения не должны требовать дальнейших объяснений, поэтому нельзя использовать слова со смыслом неопределенности (некоторый, кое-что, в отдельных случаях).
Теоретическая значимость работы – это описание того, в какие направления сделал свой вклад исследователь, например:
«Результаты и выводы исследования А вносят определенный вклад в развитие …………»
Практическая значимость работы – это возможность ее использования.
При описании апробации результатов исследований необходимо указать, в каких научных конференциях Вы участвовали с соответствующими докладами и какие статьи по этой теме Вы опубликовали.
Лучше всего писать введение, когда основной текст работы уже написан.
Что касается требований к оформлению, то работа обязательно должна быть написана на русском языке, быть напечатанной и прошитой. Объем работы: для курсовой – 20–25 с., для бакалаврской – 35–40 с., для магистерской
– от 50 с. Компьютерный текст печатается с одной стороны страницы на белой бумаге формата А4 с использованием текстового редактора Word, шрифт размером 14 с полуторным междустрочным интервалом. Поля: слева – 35 мм, справа – 10 мм, вверху и внизу – 20 мм. Нумерация страниц – в нижнем правом углу каждой страницы. Первой страницей считается титульная, дальше они нумеруются по порядку вплоть до последней страницы общих выводов. Обратите внимание на то, что списки литературы и приложения не входят в объем работы.
Заголовки структурных частей должны иметь названия и выделяться на фоне основного текста. Заголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «РАЗДЕЛ», «ОБЩИЕ ВЫВОДЫ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатают большими буквами симметрично к тексту. Эти структурные части работы печатаются с новой страницы. Заголовки подразделов печатают маленькими буквами с абзацного отступа без точки в конце. Между заголовком и текстом остается незаполненный абзац. Заголовки пунктов печатают маленькими буквами с абзацного отступа с точкой в конце вподбор к тексту.
Таблицы, графики и рисунки нужно нумеровать (номер иллюстрации – это номер раздела и порядковый номер самой иллюстрации, например: Таблица 2.3
– это третья таблица во втором разделе) и подписывать. Каждую графу в таблице нужно называть, чтобы было ясно, что обозначают соответствующие цифры.
Кроме того к ВКР прикладывается аннотация. В аннотации содержится информация о содержании и результатах исследования. Она содержит такие компоненты: 1). актуальность темы; 2). цель исследования; 3). методы исследования; 4). научная новизна; 5). теоретическое и практическое значение работы; 6). положения, которые выносятся на защиту; 7). описание структуры работы; 8). изложение основного содержания.
Вопросы к теме 3
1. Какие в России существуют ученые степени и звания и как их можно получить?
2. Какой научно-исследовательской деятельностью занимаются студенты? Какие функции выполняет научный руководитель?
3. Какие компоненты должна включать квалификационная работа студента?
4. Из каких частей состоит вступление к квалификационной работе студента?
5. В чем разница между объектом и предметом исследования?
6. В чем разница между целью и задачами исследования?
7. Как обосновать теоретическую и практическую значимость исследования?
8. Что такое апробация результатов исследования?
9. Какие существуют требования к оформлению квалификационной работы?