Приступая к написанию квалификационной работы, необходимо ознакомиться с опубликованными по Вашей или близким к Вашей темам научными исследованиями. Именно на этом основании Вы сможете написать первый, теоретический раздел работы. В этом разделе Вы должны подать обзор литературы по вашей теме и выбор направлений исследования, а также изложить общую методику и описать методы вашей работы.
Обычно для курсовой работы достаточно тщательно проработать около 10 источников, для бакалаврской – около 20 источников, для магистерской – не меньше 40 источников, причем треть этой литературы должна быть на иностранном языке.
Конечно же, для того, чтобы определить, какие именно исследования Вы будете использовать в своей работе, придется ознакомиться с намного б о льшим количеством литературы, поэтому необходимо научиться двум видам работы с научными публикациями – быстрой и медленной.
Сперва нужно просмотреть попавший вам в руки источник «по диагонали», чтобы понять, стоит ли внимательно изучать эту публикацию. Обычно лучше сразу собрать «под рукой» всю доступную по вашей теме литературу и просмотреть ее. Определив, какие источники нужно изучать можно переходить к «медленной работе». Кроме того, зная, какой объем литературы необходимо проработать, можно эффективно планировать свое время: например, каждый день обрабатывать определенное количество страниц. Темп работы с литературными источниками очень индивидуален: кто-то читает и осмысливает 20 страниц в день, есть и те, кто может справиться со 150-ю.
Удобнее иметь экземпляр прорабатываемого источника в электронном варианте, чтобы сразу копировать оттуда цитаты. Цитаты составляют неотъемлемую часть квалификационной работы. Они используются для того, чтобы точно передать мысль автора, присоединиться к его мнению или оспорить его, подтвердить цитатой какую-то свою мысль. Текст цитаты нужно начинать и заканчивать кавычками, и сохранять особенности авторского написания (нельзя менять что-либо в цитате, в том числе грамматическую форму). Впрочем, можно пропустить часть слов или предложений в цитате, если это не приводит к искажению смысла. В этом случае в тексте цитаты на месте пропущенного отрывка ставится троеточие в треугольных скобках: <…>.
|
После цитаты обязательно должна следовать ссылка на первоисточник. Она ставится в тексте в квадратных скобках: [3, с. 53], где 3 – номер публикации в библиографическом списке, а 53 – номер страницы, с которой взята цитата. В черновом варианте работы намного удобнее вместо номера публикации писать фамилию автора и год издания, и менять фамилии на номер только перед окончательной готовностью работы, чтобы избежать путаницы, ведь возможно, что, например, научный руководитель в последний момент посоветует использовать еще один источник, и тогда весь список придется менять. Если Вы ссылаетесь не на точную цитату, а на весь текст в целом, нужно указывать только номер работы [3]. Ссылка обязательна в том случае, если Вы 1) упоминаете какую-то работу, 2) передаете чужую мысль, 3) используете цитату.
При «медленном» чтении нужно сразу конспектировать те места, которые Вы собираетесь использовать в работе, и выбирать подходящие цитаты. Конспект должен представлять краткое изложение позиции автора по относящемуся к вашей теме вопросу, иногда – приводимые им аргументы, определения терминов.
|
Хорошо напечатать сразу план работы, и впечатывать в этот план появляющуюся информацию. После прорабатывания всей литературы можно будет просто отредактировать и дополнить получившийся текст. Прорабатывая литературу, нужно не просто усваивать новую информацию, но и размышлять о ней, чтобы квалификационная работа не превращалась в реферат. Совершенно необходимо выработать собственную позицию по всем вопросам, которые поднимаются в работе. Обзор литературы обычно строится так: сперва Вы характеризуете проблемную область в общих чертах, приводя классификацию основных теорий. Затем Вы описываете теории каждую в отдельности, и указываете, какого направления будете придерживаться сами и почему. В конце обзора должны следовать выводы, в которых желательно подчеркнуть необходимость проведения дальнейших исследований по этой теме.
Изучение научных источников поможет ознакомиться с методами, которыми пользовались другие ученые для решения сходных задач. Независимо от того, выбрали ли Вы методы исследования сами, или же решили действовать «по аналогии» с исследователями, изучающими похожее явление, или то же явление на другом материале, нужно описать свои методы и методологию, чтобы работа была прозрачной.
Не забудьте привести выводы не только после каждого подраздела, но и после всего первого раздела (эти выводы печатаются через интервал после текста). В этих выводах нужно вкратце изложить содержание раздела. Помните о том, что в выводах нельзя использовать цитаты, схемы, таблицы, новый материал. В самом конце работы печатаются общие выводы – они не повторяют выводов к разделам, а обобщают достижения и заканчиваются приведением перспектив дальнейших исследований.
|
Как же найти научные источники? Базовый список литературы предоставит научный руководитель, дальше же придется искать информацию самим. В Интернете существует множество баз научных работ.
Научные источники, которыми можно пользоваться, – это монографии, авторефераты диссертаций, сами диссертации, сборники научных трудов, материалы научных конференций, тезисы докладов научных конференций учебники, учебные пособия, методические материалы, справочники.
Начинать изучение литературы лучше с монографий – книг, которые содержат полное и всестороннее исследование какой-то проблемы или темы.
Авторефераты диссертаций – это брошюры, дающие краткое содержание исследований, представленных на соискание ученой степени. Особый интерес представляет в авторефератах обзор литературы – так можно понять, какие еще работы необходимо прочитать.
Сами диссертации относятся к непубликуемым документам, т. е. их обычно нет в свободном доступе, однако в последнее время все больше ученых
сознательно размещают свои диссертационные исследования в Интернете. Именно диссертации по сходной теме могут дать особо полезную и ценную информацию, которую можно использовать в работе.
Сборники научных трудов содержат статьи ряда ученых. Такие сборники могут издаваться регулярно или быть непериодическими. Обычно не нужно читать весь сборник, ведь лишь некоторые из его статей будут посвящены Вашей теме.
Материалы научной конференции содержат опубликованные аннотации, тезисы докладов или полные тексты докладов, представленных на конференции.
Обязательно сразу же выписывайте в отдельный файл библиографические данные источников, с которыми работаете. Существуют совершенно определенные требования к оформлению списка литературы. Это достаточно кропотливый процесс, поэтому нужно сразу оформлять список правильно. Образец оформления дан в приложении. Работы в списке литературы располагаются по алфавиту, при этом вначале подаются работы кириллицей, а уже потом – латиницей.
При использовании материалов других ученых нельзя допускать такого явления как заимствование чужих текстов без ссылки на автора. Все квалификационные работы проходят тщательную проверку на плагиат, так как это явление является грубейшим нарушением научной этики.
Существуют и другие положения научной этики, которые нужно учитывать. Ученые исходят из самоценности истины – важны лишь объективные данные, на которые не должны влиять личные или групповые интересы, субъективная позиция автора. Считается неэтичным допускать в работе оценочные суждения по отношению к объекту или предмету исследования. Не может быть какого-либо «личного» мнения в каком-либо вопросе, которое опиралось бы на веру, а не на факты.
Знакомство с предыдущими исследованиями по Вашему вопросу позволит не «изобретать велосипед», а открыть что-то действительно новое, ведь наука требует новизны научного знания.
Свобода научного творчества – один из важных аспектов научной этики. Ученый должен сам выбирать, какой именно проблемой он хочет заниматься.
Все научные результаты должны быть открытыми, ученые должны получать доступ к разработкам своих коллег. Во многом подобная открытость достигается благодаря научным публикациям. Настоящим прорывом в этом вопросе стало появление Интернета, давшего возможность знакомиться с ранее недоступными материалами.
Еще одним принципом научной этики является организованный критицизм. Ученый должен подвергать сомнению как свои работы, так и работы других ученых, сколь бы авторитетными они ни были. Нельзя просто принимать положения, высказываемые другими исследователями, «на веру». Любой ученый должен выработать свою точку зрения на проблему, и эта точка зрения должна опираться на критическое осмысление реальности. Научная этика бывает нарушена как по небрежности, так и умышленно: ученый может сделать ложное, не основанное на фактах утверждение или нарушить авторство другого лица.
Ложные утверждения возникают, если исследователь фабрикует данные или фальсифицирует их, опуская то, что ему невыгодно. Нарушение авторского права происходит при использовании чужих текстов без закавычивания и ссылки на автора (плагиат) или при присвоении чужих мыслей (кража идей).
Квалификационные работы оцениваются в том числе на их соответствие научной этике.
Определившись с теоретическими основаниями вашего исследования, пора приступать к сбору и анализу эмпирического материала. Прежде всего, нужно подумать над следующими вопросами:
1. На какой вопрос нужно ответить в своем исследовании?
2. При помощи какого анализа можно найти ответ на этот вопрос?
3. Какие данные необходимо собрать, чтобы провести анализ?
4. Какие этапы на практике нужно пройти, чтобы получить необходимые данные?
Обычно на эти вопросы автору работы помогает ответить научный руководитель. Если тема работы очень широка, стоит определиться, на каком материале будет проведено исследование.
Выборка – это набор объектов исследования, отобранных в соответствии с определенными критериями. Выборка считается репрезентативной, если достигнутые результаты анализа можно перенести на весь массив материала, из которого эта выборка сделана. Именно к этому и должен стремиться исследователь.
Все выборки делятся на два типа – вероятностные (т. е. выборки, в которых использован принцип случайности) и невероятностные (исследователь не полагается на случай, а анализирует весь массив – полностью или частично).
Если в общем массиве исследуются все элементы, то речь идет о сплошной выборке – сплошная выборка составляется последовательным отбором интересующих автора примеров из общего массива, который заранее ограничен. Если же Вы извлекаете примеры, но не все, то мы говорим о частичной выборке.
Основные виды вероятностных выборок – случайная, стратифицированная, кластерная и многоэтапная.
Случайная выборка предполагает обладание всеми элементами общего массива, из которых примеры выбираются не последовательно все, а лишь некоторые в случайном порядке.
При методе стратифицированной выборки общий массив подразделяют в соответствии с какими-то критериями на некоторое количество групп, и уже в этих группах методом случайной выборки берут элементы.
Кластерная выборка предполагает отбор не отдельных элементов массива, а отдельной подгруппы общего массива, которая называется кластером. Внутри этого кластера нужно исследовать все элементы.
Многоэтапная выборка работает как случайная, но на разных уровнях внутри массива.
Определившись с материалом, выборкой и единицей исследования, нужно начать сбор исследуемых единиц. Когда процесс сбора исследуемых единиц завершен, их нужно обработать при помощи научных методов, чтобы получить какой-то результат.
Вопросы к теме 4
1. Что именно нужно изложить в первом разделе квалификационной работы?
2. Сколько источников необходимо проработать для написания литературного обзора?
3. Каким образом нужно обрабатывать научную литературу?
4. Какую функцию в тексте квалификационной работы выполняют цитаты?
5. Когда в тексте необходимо указывать ссылки на научные источники?
6. Как следует составлять конспект проработанного источника?
7. Какие существуют виды научных источников?
8. Каковы постулаты научной этики и какие ее нарушения возможны?
9. Что такое выборка? Какие виды выборок существуют?
Тема 5. Изложение результатов исследования
Когда вся теоретическая информация уже собрана и эмпирическое исследование проведено, возникает необходимость оформить свои рассуждения в завершенный текст. У некоторых начинающих исследователей на этом этапе возникает ряд проблем, не дающих приступить к написанию собственного текста. Есть некоторые приемы, которые могут помочь в этой ситуации.
Если Вы не можете начать писать, можно попробовать обсудить с кем-то квалификационную работу, использовать для записи диктофон, или же сразу начать с главной мысли работы. Выделяют три приема написания: последовательный, целостный и выборочный. При последовательном изложении Вы работаете над текстом, строго придерживаясь выбранного плана, при целостном – сперва «грубыми мазками» набрасываете черновик работы, а потом уже обрабатываете его в деталях, при выборочном – пишете текст в любом удобном для вас порядке.
Другой блокадой создания текста является «внутренний критик». Пишущему все время кажется, что его текст недостаточно хорош, и он переделывает работу по многу раз.. В борьбе с неуверенностью может помочь продумывание цели работы – представьте себе, кто будет это читать, какого результата Вы хотите достичь.
Иногда автору кажется, что он уже все продумал, но как только он садится писать, мысли куда-то исчезают. Тогда лучше отвлечься и заняться редактированием того, что уже написано – по мере выполнения такой работы уходит внутреннее напряжение и новый текст пишется легче. Если вам в голову приходит удачная мысль по поводу вашего исследования, обязательно сразу же запишите ее, чтобы не забыть.
Написание самого текста работы, особенно в первый раз, может вызывать определенные затруднения, ведь научные работы пишутся в особом стиле – стиле научной прозы,которым нужно овладеть.Базовых«правил»написанияработ в этом стиле нет, но существуют определенные традиции.
Язык изложения работы должен быть логичным, точным и понятным. Логичность работы подчеркивается передачей доказательности при помощи придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. В целом, сложных предложений в научном стиле больше, чем в других стилях, но следите за тем, чтобы предложение не затягивалось и не было перегружено местоимением «который».
Рекомендуется использовать специальные языковые средства, проясняющие:
· последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем,
во-первых, во-вторых, значит, итак и др., прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть);
· противопоставление (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
· причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому,
благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);
· выводы (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).
· отсылку к уже названному (данные, этот, такой, названные,
указанные и др.)
Подобные языковые средства облегчают восприятие текста и помогают проследить логику изложения, но использовать их следует, когда это действительно необходимо, иначе они могут превратиться в «слова-паразиты». При редактировании текста проследите, не начинается ли у вас каждый абзац со слов «Необходимо отметить» или «Таким образом».
Восприятие логики изложения облегчается и при помощи разбивки текста на абзацы. Абзацное членение связано с характерными ошибками – некоторым сложно ставить абзацы, другие же, напротив, ими злоупотребляют, ставя их после каждого предложения. Важно, чтобы текст легко читался, и мысль в рамках одного абзаца была завершенной. Рекомендуется членить страницу на несколько частей, следя за тем, чтобы абзацы были более-менее пропорциональными.
В научном стиле довольно часто употребляются пассивные конструкции, позволяющие автору отстранится от содержания высказывания, и замена глагола-сказуемого сочетанием глагола и существительного, однако не следует злоупотреблять этими приемами, характерными и для канцелярита.
Научный язык лишен конкретности, он призван обобщить ряд фактов, поэтому обычно в работе используется настоящее время в значении вневременности.
Для выражения отношения автора текста к написанному могут употребляться такие конструкции, как: «Представляется целесообразным отметить...; Следует подчеркнуть, что...; Мы исходим из того, что...; Заметим... ».
Обязательно нужно указывать, на чем Вы основываетесь, высказывая то или иное утверждение, кому принадлежат мысли или слова, на которые Вы ссылаетесь, – это обеспечивает объективность изложения. В тексте для этого можно использовать специальные вводные слова (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению).
Ни в коем случае не следует давать претендующие на истину оценки работ других ученых, т. е. нельзя писать «Как верно / справедливо / правильно отмечает N ».Мы можете лишь присоединиться к точке зрения другого автора
(«Вслед за N будем считать... ») или оспорить его («Позиция N не объясняет того факта, что… »).
Оценка исследуемого явления производится с позиции разума, ведь ученый апеллирует к критическому восприятию читателя, а не к эмоциям, поэтому в научных текстах неуместна экспрессивность и эмоциональность
(нельзя писать: «При проведении исследования был обнаружен поразительный /
удивительный / любопытнейший факт »,следует использовать выражение типа
«Обнаруженный факт представляется релевантным »).
Не следует впадать и в другую крайность, перегружая текст избыточной наукообразностью, редкими и изобретенными вами словами.
Распространенная стилистическая ошибка – уклончивость в изложении. Не рекомендуется употреблять выражения типа «возможно, содержит », лучше
– «способен содержать… / по нашим данным, содержит »
Терминология –это совокупность терминов определенной отрасли науки.Термин – это слово или словосочетание, передающее научное понятие и имеющее определение в специальной литературе. Бывает так, что один и тот же термин обладает разными определениями – в этом случае вам нужно точно указать, какое именно определение Вы используете.
Определение должно отличать одно научное понятие от другого, выделяя его важные признаки.
Смысловая точность научного текста обеспечивается тщательным подбором слов, передающих мысль автора и сводящих к минимуму возможность неправильной интерпретации. Важную роль в этом играет выбор терминов. Среди требований к термину выделяют краткость, простоту, однозначность, мотивированность, согласованность с другими терминами, предпочтение уже внедренным и отечественных терминов новым и иностранным.
Если Вы выбрали какой-то термин для обозначения определенного понятия, используйте его последовательно во всей работе, не заменяя синонимами.
Использование буквенных символов затрудняет восприятие текста, поэтому их лучше использовать только для сложных терминов или исследуемых объектов, которые очень часто упоминаются в вашей работе. При первом использовании буквенные символы нужно объяснить, если же их много, то следует дать в начале работы список условных обозначений (он следует с новой страницы после содержания). Этот список печатают двумя колонками, в которых слева по алфавиту приводят условные сокращения и символы, а справа – их подробную расшифровку.
Таблицы, схемы и графики рассматриваются как иллюстрации к тексту. Их нужно размещать в работе непосредственно после текста, где они упоминаются впервые, либо на следующей странице, как и фотографии, чертежи, схемы и карты, т. е. другие иллюстрации. Если формат иллюстрации больше А4, то ее считают как одну страницу и подшивают на отдельном листе.
Таблицы необходимо прокомментировать в тексте, но сами по себе они тоже должны быть понятными. Сама таблица, ее столбцы и строки должны иметь название. Если столбцы содержат цифры, их нужно подытожить. Если таблица достаточно большая, ее следует вынести в приложение. Таблицы нумеруют последовательно во всему разделу, за исключением таблиц, поданных в приложении. В правом верхнем углу над заголовком таблицы размещают надпись «Таблица» с указанием ее номера. При перенесении части таблицы на другую страницу слово «Таблица» приводят один раз справа над первой частью, далее пишут слова «Продолжение табл.» и указывают ее номер. Процентные данные в таблице нужно дополнять абсолютными.
Графики показывают зависимость изменения одних величин от других. Графики необходимо подробно анализировать и комментировать. Их
обозначают словом «Рис.» и нумеруют последовательно по всему разделу, например, «Рис. 1.2» (второй рисунок первого раздела).
Схема – это изображение чего-либо в общих чертах, которое используется для наглядного представления.
Основной текст научной работы дополняют ссылки, сноски, примечания, глоссарии, предметный указатель и содержание. Обычно в курсовой или дипломной работе сноски, примечания и глоссарий (словарь терминов) не употребляются, в то время как ссылки на библиографические источники и на источники фактического материала, списки литературы и содержание – обязательные компоненты работы.
Вопросы к теме 5
1. Какие психологические проблемы могут возникнуть при написании работы и как с ними справляться?
2. Какие основные особенности стиля научной прозы?
3.Что такое «термин»?
4. Какими качествами должно обладать определение?
5.Как следует выбирать термин?
6. Как следует использовать в работе буквенную символику?