КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ
«ОСНОВЫНАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Тема 1. Наука и основные формы организации научных знаний
Наука –это особая сфера человеческой деятельности,предполагающаяобъективное, обоснованное и структурированное познание реальности. Люди, которые занимаются наукой, то есть ученые, пытаются получить новые знания о природе, мышлении и обществе, проанализировать эти знания, объяснить их, и в результате этого прогнозировать возможности получения других знаний. В некотором смысле, наука – это не только процесс познания, но и результат – систематизация полученных знаний, в результате которой возникают своды законов реальности, считающиеся истинными в определенный период времени.
Содержание науки –это все накопленные человечеством научные знания,их систематизация в виде теорий и рекомендации по применению научных знаний на практике.
Важно заметить, что не все знания можно рассматривать как научные. Существует ряд критериев научности знания. Научное знание должно быть объективным, т. е. неотягощенным субъективным отношением.
Научное знание должно быть обоснованным. Основная заповедь науки – критическое восприятие реальности. Для того чтобы знание можно было признать научным, должны быть приведены доказательства в его пользу. С другой стороны, бывает так, что в науке существуют две противоречащие друг другу теории, в пользу каждой из которых приводится достаточное количество доказательств. Тогда ученому остается выбрать одну из теорий, которая ему кажется более правдоподобной.
Научное знание должно быть системным, упорядоченным по каким-либо признакам, структурированным.
|
Научное знание должно быть проверяемым. Если в результате проведенного исследования ученый приходит к определенным выводам, необходимо, чтобы другой ученый, проведя такое же исследование, получил те же результаты.
Цель науки–получение объективных знаний о реальности.
Эта цельпредполагает выполнение следующих задач:
1. Выявлять, описывать, анализировать и объяснять факты, т. е. достоверные знания;
2. Выявлять законы природы, общества, мышления и познания;
3. Систематизировать полученные знания;
4. Прогнозировать дальнейший ход познания;
5. Определять практические возможности использования полученных знаний.
Наука как единое целое включает различные отрасли знаний, которые можно классифицировать по нескольким признакам. Базовым признаком выделения той или иной науки является объект и предмет ее исследования (так,
к примеру, лингвистика направлена на исследование языка). Выделенные по этому признаку науки классифицируются по дальнейшим критериям.
По сфере исследования выделяют естественные и гуманитарные науки. Естественные науки (биология, геология, физика, химия и т. д.) изучают природные явления. Гуманитарные науки (антропология, история, искусствоведение, культурология, политология, психология, социология и т. д.) изучают общество и человека. Иногда кроме гуманитарных и естественных наук предлагают также выносить в отдельный класс технические науки (баллистика, архитектура, нанотехнология, робототехника) – науки об искусственной природе, созданной человеком. Есть ученые, которые выделяют
|
формальные, или абстрактные науки, такие как математика, логика,
информатика и кибернетика.
По способу получения знания науки делятся на эмпирические (например, биология), т. е. требующие наблюдения за явлениями реальности, и теоретические (например, математика).
По отношению к практике науки делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки направлены на познание основных закономерностей, существующих в реальности, прикладные же науки изучают возможности применения на практике результатов, полученных в рамках фундаментальных наук.
Концептуальный аппарат науки включает понятия и категории.Научноепонятие – это абстракция, отражающая признаки изучаемого явления. Все сущности, которые входят в понятие, называются объемом понятия, а признаки, по которым сущности попадают в объем понятия, – его содержанием. Слово, именующее научное понятие, называется термином, а раскрытие содержания понятия – определением. Наиболее общие понятия называются категориями.
В рамках каждой науки существуют свои принципы. Это научные утверждения, считающиеся истинными без доказательств, которые становятся основой для построения научных теорий. Научные принципы еще называют постулатами или аксиомами. Так, в рамках языкознания можно упомянуть аксиому о знаковой природе языка. Научные утверждения, истинность которых была доказана, называются законами. Законы выражают значимые связи между изучаемыми наукой явлениями. Существует три вида научных законов – фундаментальные, общие и частные. Фундаментальные законы проявляются во всех науках, например, закон эволюции действует и в языкознании, и в истории, и в биологии, и в других науках. Общие законы проявляются в смежных науках, например, закон сохранения действует в естественных науках. Частные законы имеют силу лишь в отдельной отрасли знаний.
|
Утверждения, которые еще не были доказаны, называются гипотезами. Гипотезы высказываются в качестве предположений, которые могут объяснить какое-либо явление реальности. Если гипотезу доказывают, то она превращается в установленный факт, если же ее опровергают, то ее считают ложной. Именно гипотеза играет ключевую роль в развитии науки, так как из гипотез возникают научные законы и теории.
Наивысшей формой организации научных знаний является теория. Теория объединяет принципы и законы отрасли знаний в единое целое. Альберт Эйнштейн сформулировал ряд критериев, которым должна отвечать научная теория. Основные критерии таковы:
· Теория не должна противоречить фактам, и если накапливается достаточное количество фактов, опровергающих теорию, то она не может считаться истинной.
· Теория должна быть доказанной, т. е. должны существовать факты, которые ее бы подтверждали.
· Теория должна быть логичной, ее основные понятия и их взаимосвязи должны быть «естественными».
· Теория должна использовать термины, которые в наибольшей степени определяют качества исследуемого явления.
Структура теории включает исходные положения(понятия,принципы,законы), идеализацию (абстрактную модель качеств объекта исследования), логику (правила и способы доказательства теории), философские установки (соотнесение данной теории с научной картиной мира в целом) и следствия (совокупность законов, которые можно вывести из данной теории).
Система научных воззрений и теорий, которая разделяется подавляющим большинством ученых в определенный период времени, называется научной парадигмой. Современное учение о парадигме разработал американскийфилософ Томас Кун. По Т. Куну, парадигма дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения. Если накапливается достаточное количество аномальных фактов, опровергающих правильность парадигмы, происходит научная революция, и возникает новая парадигма.
В своем развитии любая наука движется по двум направлениям – по пути дифференциации и интеграции.
Дифференциация науки связана с тем, что в рамках одной отрасли знаний накапливается большое количество различных научных проблем, так что происходит внутреннее разделение науки на отдельные направления. При этом связи между отдельными направлениями ослабевают, и бывает такое, что об одних и тех же объектах исследования начинают говорить разным языком. Интеграция в науке, наоборот, связана со сближением отдельных отраслей знаний, возникновением «пограничных исследований», которые, развиваясь, перерастают в новые дисциплины.
Вопросы к теме 1
1. Какие существуют определения науки?
2. Чем отличается научное знание от повседневного?
3. Как классифицируются различные науки?
4. В чем состоит разница между понятием и категорией?
5. В чем состоит разница между научным принципом, законом и гипотезой?
6. Какими характеристиками должна обладать научная теория?
7. Из каких элементов состоит научная теория?
8. Что такое научная парадигма?
9. Приведите свои примеры интеграции и дифференциации в науке.