При проведении любой научной работы необходимо понимать, каким способом подбирать материал и исследовать его, какую последовательность действий необходимо выполнить, какие приемы принимать. Способ проведения исследования, совокупность приемов и действий, направленных на решение конкретной задачи, называется методом. Понятие метода соотносится с понятиями техники, процедуры и методики. Техника исследования – это сами приемы, составляющие метод, процедура – последовательность применения этих приемов, а методика – совокупность правил использования всех методов, применяемых в определенном исследовании.
Учение о методах научных исследований называется методологией. Еще иногда методологией исследования называют соотнесение всех методов работы с философскими установками, на которые опирается ученый. Крайне важно грамотно выбрать методологию своей работы и определить методы, которыми Вы будете пользоваться.
Выделяют философские, общенаучные, логические, эмпирические и частные методы исследования.
Философские методы –это методы метатеоретического уровня,т.еуровня, представляющего основные свойства теории, на которую они направлены. Философские методы связаны с философскими системами. Наиболее распространены диалектический, метафизический и герменевтический методы.
Диалектический метод строится на трех законах диалектики: закон перехода количества в качество (к примеру, в языке появляется новое явление, использование которого сперва единично, однако затем это явление распространяется и входит в состав языка); закон единства и борьбы противоположностей (например, язык – это и средство общения, нечто материальное (звук, символ), и ментальная сущность); закон отрицания отрицания (все в природе развивается от простого к сложному по спирали, проходя стадии тезис – антитезис – синтез, где синтез становится тезисом для следующего витка).
|
Принципы диалектического метода – объективность, всесторонность, конкретность, историзм, принцип противоречия. Объективность предполагает обращение к практике, выявление фактов, логичность понятий, понимание сущности предмета исследования, учет социокультурного контекста. Всесторонность требует определение границ предмета исследования,целостность и многоаспектность его изучения, анализ всех сторон предмета. Конкретность исследования опирается на выявление главных характеристикпредмета, разложение его на составные части, определение взаимосвязи общего и единичного в изучаемом явлении, рассмотрение предмета исследования как части системы, элементом которой он является. Историзм предполагает анализ теперешнего состояния предмета, учет прошлого и прогнозирование будущего. Принцип противоречия требует выявления противоречий в предмете исследования и рассмотрения предмета как единства противоположностей.
Метафизический метод основывается на «Метафизике» Аристотеля и предполагает рассмотрение явления как статичной системы, без учета внешних факторов. В этом методе важно выявление внутрисистемных связей.
Герменевтический метод связан с наукой герменевтикой, занимающейся толкованием и пониманием, и предполагает отношение к объекту исследования как к носителю скрытого смысла, который необходимо извлечь.
|
Общенаучные методы,т.е.методы,свойственные всем наукам,делятсяна теоретические, логические и эмпирические
Теоретические методы включают аксиоматический,гипотетико-дедуктивный, исторический, системный методы, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному.
Аксиоматический метод – метод, при котором какие-то утверждения принимаются без доказательств, как данность, а знания выводятся из этих утверждений в соответствии с правилами логики.
Гипотетико-дедуктивный метод предполагает создание системы связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения. Используя этот метод, ученый сперва высказывает ряд предположений о закономерностях изучаемого явления, и затем пытается доказать свои гипотезы, анализируя фактический материал. В процессе анализа он выбирает из высказанных им гипотез самую правдоподобную, и выводит заключение, пользуясь дедукцией (см. ниже). После этого ученый проверяет выбранную им гипотезу, сопоставляя ее с полученными фактами.
Исторический метод – метод, при котором изучается возникновение и развитие объекта исследования как процесс.
Системный метод обычно применяется при комплексном исследовании сложных объектов, так как он требует рассмотрения объекта исследования как системы внутренних связей его составляющих и их связей с внешними факторами. Нужно изучить каждый элемент системы, установить сущность его взаимосвязей с другими элементами и проследить его влияние на систему в целом и связь с другими системами.
|
Формализация – метод изучения объектов, при котором их структура выражается в знаковой форме при помощи искусственных языков, а исследование строится на операциях с этими знаками (например, с использованием формул).
Абстрагирование – метод, при котором ученый не принимает во внимание определенные свойства изучаемого объекта, выделяя только интересующие его характеристики. Применяя этот метод, ученый может отождествить несколько объектов исследования, абстрагируясь от различий между ними; или выделить отдельные свойства объекта как предмет своего исследования.
Обобщение – метод, при котором ученый устанавливает общие свойства ряда объектов исследования.
Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает, что ученый сперва выявляет главное свойство изучаемого явления, а затем анализирует, как проявляется это свойство в конкретных условиях.
Общелогические методы –анализ,синтез,индукция,дедукция,аналогия. Анализ предполагает разложение объекта исследования на составные
части.
Метод анализа дополняется методом синтеза, при котором разрозненные части объединяются в единое целое, благодаря чему можно выявить новые свойства объекта.
Индукция – метод познания, при котором исследователь приходит от частного, от отдельных фактов, к общему.
Противоположность индукции составляет дедукция – движение мысли от общего положения к частному. Частные положения при помощи логики выводятся из общих посылок.
Аналогия – метод, при котором выводы о свойствах изучаемого объекта делается на основании его сходства с другими объектами.
Эмпирические методы,т.е.методы,предполагающие непосредственноевзаимодействие с объектом исследования, включают наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование.
Наблюдение – изучение объекта при помощи органов чувств, отвечающее ряду требований: наблюдение должно проводиться для достижения определенной цели, выполняться по плану и систематично. Благодаря этому методу ученый может получить первичную информацию об объекте, о его внешних свойствах.
Описание – метод, при использовании которого ученый фиксирует выявленные характеристики объекта исследования.
Счет – метод, позволяющий определить количественное соотношение объектов исследования или их характеристик.
Измерение – определение числового значения определенной величины, характеризующей объект при использовании некоего эталона.
Сравнение – метод, позволяющий ученому установить подобие или различие между рядом объектов исследования. Научное сравнение, в отличие от художественного, возможно только между объектами, обладающими подобием, и только по существенным характеристикам. Сравнение можно также использовать для определения разницы между объектом и эталоном.
Эксперимент – метод исследования, при котором ученый создает искусственные условия или использует естественные условия для воспроизведения определенного процесса в заданных обстоятельствах. Преимуществом этого метода является его повторяемость – успешный эксперимент можно повторять неограниченное количество раз с получением одних и тех же результатов.
Моделирование предполагает использование модели, т. е. некоей системы, которая воспроизводит объект исследования с высокой степенью подобия. Модели могут быть материальными (например, макеты или муляжи) и идеальными, т. е. существующими в сознании ученого и зафиксированными в рисунках или схемах. Так как модель и моделируемый объект похожи, ученый анализирует модель и сделанные выводы переносит на объект исследования.
Частные методы исследования–это методы,специфические для каждойконкретной науки.
Вопросы к теме 2
1. В чем состоит разница между методом, техникой, приемом и методикой научного исследования?
2. Раскройте два значения термина «методология».
3. В чем состоит разница между философскими, общенаучными, логическими, эмпирическими и частными методами исследования?
4. Опишите основные принципы диалектического метода.
5. Охарактеризуйте метафизический и герменевтический методы.
6. Перечислите теоретические методы, дайте им определение.
7. В чем состоит разница между анализом и синтезом, индукцией и дедукцией?
8. В чем заключается метод аналогии?
- Перечислите и охарактеризуйте эмпирические методы исследования