Начинается сопротивление




Историческая справка

1. Мы можем собрать воедино цепь событий, основываясь на именах царей изучаемой истории.

При каких царях происходило восстановление храма и Иерусалима? Каковы их годы правления?

1) Кир II Великий (550-529)

2) Камбиз II (529-522) – Ахашверош (Езд.4:6)

3) Лжесмердис (522-521) – Артаксеркс (Езд.4:7)

4) Дарий Первый (521-485)

5) Ксеркс Первый (485-465) - Артаксеркс (книга Есфирь)

6) Артаксеркс Первый Длиннорукий (465-425)

(Данные о годах правления царей взято из источника: Опарин А.А. Всемирная история и пророчества Библии Часть I. Библейские пророчества и всемирная история, гл.14; https://nauka.bible.com.ua/vs-istor/vi1-14.htm).

2. В каких Библейских текстах упоминаются имена этих царей? Что известно о царях Камбизе II, Лжесмердисе и Ксерксе I? Как они относились к восстановлению храма и Иерусалима?

а) «В Библии Камбиз II упоминается в книге Ездры 4:6, в еврейской транскрипции его имя звучит как Ахашверош. Итак, после смерти Камбиза, верховная власть окончательно переходит к Лже-Смердису, который на самом деле был одним из магов-жрецов и носил имя Гаумат [35, 39]. Новый властитель с первых же дней своего правления зарекомендовал себя весьма властным и энергичным государем, сумев в короткий срок ликвидировать в стране начавшиеся беспорядки. Особенностью правления Лже-Смердиса была его крайне негативная политика по отношению к евреям, и особенно к их религии, которая для царя-мага была неприемлема. Поэтому царь издает указ, запрещающий иудеям продолжать строительство храма в Иерусалиме до особого распоряжения. Эти события с большой точностью и подробностью отражены в книге Ездры 4:7-24 » (из книги Опарина А.А. «Всемирная история и пророчества Библии», часть I, Библейские пророчества и всемирная история, https://nauka.bible.com.ua/vs-istor/vi1-14.htm).

б) «В годы царствования Камбиза восстановление храма про­двигалось медленно. А когда царствовал Лже-Смердис (на­званный Артаксерксом в Езд. 4:7), самаряне уговорили бесприн­ципного самозванца издать указ, запрещающий иудеям строить храм и город. Больше года храм оставался в запустении и был почти забыт. Люди в повседневных хлопотах старались достичь материального благополучия, но их положение было жалким. Трудились они много, но безуспешно. Казалось, сама природа восставала против них. Они бросили храм в запустении, и Господь послал на их поля опустошительную засуху. Ранее в знак Своей любви к ним Бог одарил их плодами полей и садов, давая хлеб, вино и елей, но поскольку они эгоистично пользовались всем этим, то эти благо­словения были у них отняты. Таково было положение в ранний период царствования Дария Истапского » (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 46 «Пророки Божьи, подкреплявшие их»).

в) «Спустя 70 лет после возвращения первой группы пленников под началом Зоровавеля и Иисуса, сына Иоседекова, на трон Мидо-Персидского царства взошел Артаксеркс Лонгиман. Имя этого царя связано с рядом примечательных событий, отмеченных на страницах священной истории. Они повествуют о действии провидения. В дни царствования Артаксеркса Лонгимана жили и трудились такие мужи, как Ездра и Неемия. Это он в 457 году до Р. X. издал третий и последний указ о восстановлении Иеруса­лима. В годы его владычества иудеи под предводительством Ездры возвратились в свою землю; Неемия и его помощники окончили восстановление стен Иерусалима; в служении храма произошли изменения; также под руководством Ездры и Неемии были произведены большие религиозные преобразования. За время своего продолжительного царствования он не раз проявлял милость к народу Божьему и в своих преданных и любимых еврейских друзьях, Ездре и Неемии, признавал избранников Божьих, призванных Богом для Его особой работы. Все, пережитое Ездрой в годы пребывания иудеев в Вавилоне, было настолько необыкновенным, что он приобрел благораспо­ложение царя Артаксеркса и свободно беседовал с ним о могу­ществе живого Бога и о Божественном намерении возвратить иудеев в Иерусалим » (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 50 «Ездра — священник и книжник»).

г) «Прошло двадцать или больше лет, когда Дарий Истапский издал второй указ. Бог в Своем милосердии еще раз дал евреям, живущим в Мидо-Персии, возможность вернуться в землю своих отцов. Бог предвидел тяжелые времена, которые должны были наступить во время царствования Ксеркса — известного в Книге Есфирь как Артаксеркс » (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 49 «Во дни царицы Есфири»).

д) «Ксеркс, а в еврейском переводе Артаксеркс, является тем мидо-персидским царем, о котором упоминается в книге Есфирь» (Опарин А.А. Всемирная история и пророчества Библии Часть I. Библейские пророчества и всемирная история, гл.14; https://nauka.bible.com.ua/vs-istor/vi1-14.htm).

е) Царь сделал Ездру «специальным предста­вителем Мидо-Персидского царства и наделил широкими полно­мочиями для осуществления того, чем была полна его душа» (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 50 «Ездра — священник и книжник»там же»).

 

Хронология событий во время правления царей Персии (период с 537 по 444 г. до Р. Х.)

 

Царь Персии Годы правления Группа переселенцев; другие значимые события Восстановительные работы, производимые во время правления каждого из царей
Кир Великий 550–529 гг. до Р. Х. 537–536 гг. до Р. Х. Возвращение первой группы пленников (Зоровавель и Иисус) Начало восстановления храма
Камбиз II (Ахашверош) 529–522 гг. до Р. Х.   Восстановление храма про­двигалось медленно
Лжесмердис (Артаксеркс в Езд.4:7) 522-521 гг. до Р. Х.   Противодействие восстановлению храма (Езд.4:7–23).
Дарий I Гистасп 522–486 гг. до Р. Х.   Март 515 г. до Р. Х. Храм отстроен и освящен (Ездр.6:15)
Ксеркс I   486–465 гг. до Р. Х. Есфирь выходит замуж за Ксеркса I и становится царицей Сопротивление восстановлению Иерусалима
Артаксеркс I 465–425 гг. до Р. Х. 457 г. до Р. Х. Ездра возвращается со второй группой 445–444 г. до Р. Х. Неемия возвращается с третьей группой Начало самого долгого пророческого периода (Дан.8:14; Дан.9:24–27). Противодействие восстановлению Иерусалима Стена Иерусалима восстановлена

 

Начинается сопротивление

1. После указа Кира Великого начались работы по восстановлению храма. В кратчайший срок был сооружен жертвенник на месте древнего алтаря во дворе храма (Ездр.3:2). Ездр.3:10,11 – как было воспринято это событие? О чем свидетельствовало прославление Бога при закладке основания храма Господня?

«Сооружение жертвенника постоянного всесожжения сильно ободрило верный остаток. Они с усердием приступили к при­готовлениям, необходимым для восстановления храма, и по мере продвижения этих приготовлений возрастало и их мужество. Долгие годы они были лишены видимых знаков Божьего при­сутствия. И теперь, когда столь многое напоминало им об от­ступничестве отцов, они жаждали видеть постоянное знамение Божественного прощения и милости. Благосклонностью Бога они дорожили больше, нежели возвращением личного имущества и древних привилегий. Как чудесно Он все делал для их блага, и они чувствовали, что Он находится среди них, и все же жаж­дали получить еще большие благословения. С радужной надеж­дой они представляли то время, когда в восстановленном храме будут созерцать сияние Его славы.

Рабочие, занятые подготовкой строительного материала, на­шли среди руин несколько огромных камней, доставленных для постройки храма еще при Соломоне. Эти камни оказались при­годны для строительства. Было собрано также немало нового ма­териала, и вскоре работа продвинулась настолько, что могли при­ступить к закладке фундамента. Это было сделано в присутствии многих тысяч людей, которые собрались посмотреть, как дви­жется работа, и порадоваться, приняв участие в закладке фун­дамента. Когда закладывался краеугольный камень, народ под звуки труб священников и кимвалов сынов Асафовых попере­менно пел «хвалите» и «славьте Господа», «ибо — благ, ибо вовек милость Его к Израилю» (Езд. 3:11).

Возрождаемый храм являлся темой многих пророчеств, го­ворящих о милости, которую Бог желал явить Сиону, и все присутствующие при закладке краеугольного камня должны были от всего сердца радоваться этому [ в др. переводе: «всем сердцем проникнуться духом происходящего]» (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 45 «Возвращение из рабства»).

2. Ездр.3:12,13 – что еще происходило в это время? К каким последствиям это привело? Какой урок нам необходимо извлечь для себя из этого?

«Однако к музыке и хвалебным возгласам, раздававшимся в тот радостный день, примешивались и нестройные нотки. «Многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при осно­вании этого храма пред глазами их, плакали громко» (Езд. 3:12).

Вполне естественно, что печаль наполнила сердца этих стар­цев при мысли о последствиях упорного отступничества. Если бы они и их поколение повиновались Богу и исполнили Его намерение относительно Израиля, тогда храм, построенный Соло­моном, не был бы разрушен и их не увели бы в плен. Но неблаго­дарность и неверность привели к тому, что они оказались рас­сеяны среди язычников.

Однако теперь положение изменилось. В Своем чутком со­страдании Господь вновь посетил Свой народ и позволил ему возвратиться на родную землю. Печаль, томящая души людей из-за прошлых грехов, должна была смениться великой радостью. Бог растрогал сердце Кира, чтобы помочь им в восстановлении храма, и у многих это вызвало чувство глубочайшей призна­тельности. Но некоторые не сумели увидеть в этом провидение Божье. Вместо того чтобы радоваться, они испытывали недо­вольство и разочарование. Они помнили великолепие храма Соломона и теперь рыдали о том, что новый храм не будет столь величествен, как прежний.

Ропот, жалобы, нелестные сравнения двух храмов ввели многих в состояние подавленности и ослабили руки строителей. Рабочие вправе были спросить: стоит ли им продолжать стро­ительство храма, который уже при закладке фундамента так резко порицается и является причиной рыданий?

Среди собравшихся, однако, было немало и тех, чья твердая вера и широкий кругозор не позволили отнестись с недовольством к меньшей славе строящегося храма. «Многие и восклицали от радости громогласно. И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного; потому что народ восклицал громко, и голос слышен был далеко» (Езд. 3:12,13).

Если бы те, кто не испытывал радости при закладке фунда­мента, могли предвидеть, к чему приведет их неверие, прояв­ленное в тот день, они ужаснулись бы. Им было невдомек, чем обернутся их слова, полные неодобрения и разочарования. Они не представляли, насколько сильно нескрываемое ими неудовлет­ворение замедлит восстановление дома Господня » (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 45 «Возвращение из рабства»).

3. Ездр.3:12 – чем был вызван плач? В чем была ошибка плачущих?

В Своем чутком со­страдании Господь вновь посетил Свой народ и позволил ему возвратиться на родную землю. Печаль, томящая души людей из-за прошлых грехов, должна была смениться великой радостью.

«Великолепие первого храма и пышные религиозные ритуалы, совершавшиеся в нем, были источником гордости Израиля до пленения; но в том служении часто отсутствовало главное, чего ждет от нас Всевышний. Слава первого храма, великолепное служение в нем не могли сделать иудеев достойными в очах Господа, потому что они не предлагали то единственное, что ценит Бог. Они не приносили Ему жертвы смиренного и сокру­шенного духа.

Когда жизненно важные принципы царства Божьего забывают, тогда им на смену приходят великолепные, разнообразные ри­туалы. Когда пренебрегают совершенствованием характера, когда отсутствует то, что украшает душу, когда простота благочестия отвергнута, тогда гордость и любовь к внешнему блеску ищут удовлетворения в роскошных церковных зданиях, в богатом убранстве и пышных церемониях. Но не этим прославляется Бог. Он ценит Свою церковь не за внешние проявления, но за насто­ящее благочестие, которое и отличает ее от мира. Ему важно, чтобы умножалось число людей, познавших Христа, чтобы их духовное развитие шло в правильном направлении. Он ищет в их жизни выражение принципов любви и благости. Никакая красота искусства не может сравниться с красотой нрава и характера, который должны иметь последователи Христа.

Община может быть бедной, лишенной всякой внешней привлекательности, но если ее члены уподобляются Христу, тогда ангелы небесные объединятся с ними в служении. И гимны хвалы и благодарности вознесутся к Богу из глубины призна­тельных сердец как благоуханная жертва.

«Славте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его! Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага» (Пс.106:1,2)

«Воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его. Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа» (Пс.104:2.3)

«Ибо Он насытил душу жаждущую, и душу алчущую исполнил благами» (Пс.106:9)»

(Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 45 «Возвращение из рабства»).

4. Езд.4:1–5 – строителям храма была предложена помощь других народов. Почему иудеи отказались от нее? Почему люди, предложившие помощь, названы в Ездр.4:1 врагами? Ср. с 4 Цар.17:24–41.

а) Изучая библейскую историю, мы обнаруживаем опасность компромисса с миром. Действительно, вся история древнего Израиля вплоть до вавилонского плена была мощным примером компромисса с языческими народами, живущими вокруг, который и привел к разрушению храма и к пленению.

б) «Неподалеку от израильтян, восстанавливающих храм, жили самаряне. Этот народ произошел в результате смешанных браков израильтян, оставшихся в Самарии и Галилеи, с языческими колонистами из Ассирии. Позднее самаряне стали претендовать на то, что они служат истинному Богу, но в действительности в своем сердце и жизни они оставались язычниками. Правда, они утверждали, что идолы служили им только для того, чтобы напоминать им о живом Боге, Властелине Вселенной, однако на самом деле имели склонность к идолослужению.

За время восстановления храма самаряне стали известны как «враги Иуды и Вениамина». Услышав, «что возвратившиеся из плена строят храм Господу, Богу Израилеву, пришли они к Зоровавелю и к главам поколений» и выразили готовность вместе с ними продолжать строительство. «Будем и мы строить с вами, — предложили они, — потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирий­ского, который перевел нас сюда». Но им было отказано. «Не строить вам вместе с нами, дом нашему Богу, — ответили главы израильского народа, — мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам Кир, царь Персидский» (Езд. 4:1—3).

Только избранный остаток возвратился из Вавилона, и теперь, когда они принялись, как им показалось сначала, за непосильную работу, пришли их ближайшие соседи и предложили свою помощь. Самаряне сослались на свое служение истинному Богу и выразили желание разделить вместе с ними преимущества и благословения, связанные со служением в храме. «Мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему», — заявили они. — «Будем и мы строить с вами». Но если бы иудейские начальники приняли эту помощь, они открыли бы дверь язычеству. Они заметили неискренность самарян. Они поняли, что предложенная помощь — ничто в срав­нении с теми благословениями, которые можно получить, следуя заповедям Иеговы....

«Не вступай с ними в союз», — сказал Бог, и те, кто недавно посвятил себя на служение Богу у жертвенника, сооруженного перед развалинами прежнего храма, понимали, что между Его народом и миром должна быть проведена четкая разграничиваю­щая линия. Они отказались заключить союз с теми, кто хотя и был знаком с требованиями закона Божьего, но не повиновался им.

Народ Божий до конца времени должен придерживаться принципов, изложенных во Второзаконии для наставления Израиля. Истинное благоденствие зависит от того, насколько крепка связь завета с Богом. Мы не можем жертвовать нашими принципами, вступая в союз с теми, кто не боится Бога.

Существует постоянная опасность того, что люди, называю­щие себя христианами, решат уподобиться миру, чтобы иметь влияние на него. Уподобление миру может показаться много­обещающим, но оно неизменно ведет к духовному упадку. Народ Божий не должен поддаваться даже малейшему влиянию, с помощью которого враг истины стремится завладеть нашей душой. Нельзя забывать, что мы — только пришельцы и стран­ники в этом мире, идущие путем, полным опасностей. Мы не должны обращать никакого внимания на искусные приманки и заманчивые обольщения, уводящие нас от истины » (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 46 «Пророки Божьи, подкреплявшие их»).

5. Езд.4:4-5 - что в этих текстах показывает, что этот отказ был правильным? Что в данном контексте означает 2 Кор.6:14?

Желание помочь было неискренним. Если бы они действительно любили Бога, то не стали бы препятствовать строительству Его храма.

6. Будучи адвентистами, как мы можем знать, когда должны и не должны сотрудничать с другими, не поступаясь своей верой? Как нам определить, правильно мы поступаем или нет? Каким критериям мы должны следовать?

«Открытые и явные враги дела Божьего — не самая главная опасность. Те, кто подобно противникам Иуды и Вениамина приходит со сладкими речами и красивыми словами и пытается завязать дружеские отношения с детьми Божьими, обладают большей силой обольщения. Каждая душа должна уметь про­тивостоять таким людям, чтобы каким-либо образом не попасть в хитро замаскированную сеть. Особенно в наше время, когда мы с каждым днем приближаемся к концу истории мира, Господь требует, чтобы Его дети сохраняли неусыпную бдительность. Но так как эта борьба непрерывна, то Господь никого не оставит сражаться в одиночку. Ангелы помогают защищать тех, кто смиренно ходит перед Богом. Никогда наш Господь не предаст верных Ему. Когда Его дети ищут у Него защиты от зла, Он с жалостью и любовью поднимает над ними Свое знамя и выс­тупает против врага. Не прикасайся к ним, говорит Он, ибо они Мои; Я начертал их на дланях Моих» (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 46 «Пророки Божьи, подкреплявшие их»).

 

Остановка работы

1. Езд.4:6–24 - что сделали «враги», чтобы остановить работу в Иерусалиме? Езд.4:13,16 – какой аргумент они привели?

Представители окружающих народов утверждали, что если город будет восстановлен, то царь потеряет свою власть над ним, потому что Иерусалим всегда в прошлом был местом восстания.

«Не зная устали, самаряне стали «ослаблять руки народа Иудей­ского и препятствовать ему в строении. И подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского» (Езд.4:4,5). Лживыми доносами они вызывали подозрения у тех, кто с легкостью этому поддавался» (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 46 «Пророки Божьи, подкреплявшие их»).

2. Езд.4:23-24 - почему евреи прекратили строительство? Разве они не знали, что Бог хочет, чтобы они восстановили город? Что стало для них непреодолимым препятствием?

Когда любое противодействие мешает делать то, что Бог призывает нас делать, у нас есть склонность задавать вопросы и сомневаться в руководстве Бога. Мы можем легко убедить себя, что допустили ошибку. Страх может парализовать наш разум, и нас одолевают отчаяние и беспомощность, вместо того чтобы нам сосредотачиваться на силе Бога.

«Когда сатана старался повлиять на верховную власть Мидо-Персидского царства, чтобы вызвать нерасположение к народу Божьему, ангелы встали на защиту изгнанников. К этому сра­жению проявило интерес все Небо. Благодаря пророку Даниилу мы имеем некоторое представление о той великой борьбе, которая происходит между силами добра и зла. В течение трех недель Гавриил боролся с силами тьмы, пытаясь противодействовать влиянию, оказываемому на Кира злыми ангелами, и в конце концов Сам Христос пришел ему на помощь. «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан. 10:13). Небо сделало все, что только можно было сделать в интересах народа Божьего. Наконец победа была одержана, а силы врага остановлены во все дни Кира и его сына Камбиза, который царствовал примерно семь с половиною лет.

Это было время исключительных возможностей для иудеев. Самые могущественные ангелы умягчали сердца царей, а народ Божий должен был неустанно трудиться и тем самым исполнить указ Кира. Нельзя было упустить ни единого случая, помогаю­щего ускорить работу по восстановлению храма и служения в нем, а также своих домов. Но в те дни, когда Господь действовал, многие сидели сложа руки. Наступление врагов было решитель­ным и сильным, и постепенно строители упали духом. Некоторые не могли забыть сцену, происшедшую при закладке основания храма, когда часть народа выразила неверие в успех дела. После того как самаряне осмелели, немало иудеев засомневалось в том, пришло ли время восстанавливать храм. Подобные настроения вскоре широко распространились. Многие рабочие, разочарован­ные и упавшие духом, возвратились домой, чтобы заняться повседневными делами » (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 46 «Пророки Божьи, подкреплявшие их»).

3. Испытывали ли вы что-либо подобное? Были ли вы когда-нибудь убеждены, что Бог призвал вас что-то совершить, а со временем вас стали одолевать сомнения? (Подумайте, например, об Иоанне Крестителе.) Чему следует научиться из переживаний иудеев?

Работа Господня всегда встречает сопротивление. Сатана прикладывает все усилия, чтобы Евангелие не распространялось, поскольку оно угрожает его господству. Но ни в коем случае нельзя упускать время благодати!

Бог подготовил все, чтобы Божий народ смог восстановить храм в Иерусалиме после своего возвращения из вавилонского плена. Он лично занимался тем, чтобы устранить препятствия и открыть путь для этой благой деятельности. Согласно Дан.10, ангелы Гавриил и Михаил (другое имя Иисуса Христа) боролись за умы персидских царей Кира и его сына Камбиза, чтобы убедить их продолжить дело восстановления, когда местные завистливые враги соблазняли этих правителей прекратить восстановительные работы в храме. Бог боролся с этими князьями, чтобы пробудить их умы во благо Божьего народа и чтобы было предоставлено место для поклонения живому Господу. Однако иудеи впали в уныние и перестали работать в то время, хотя Бог со Своей силой был на их стороне.

Эта ситуация также предостерегает нас от недостатка веры и малодушия, проявляемых нами в неподчинении Божьему водительству, когда Он готовит нам путь, по которому мы продвигались бы вперед во исполнение Его воли. Так или иначе, Божье провидение всегда действует лучше, чем наши наилучшие расчеты или планы. Но мы должны доверять Его водительству и подчиняться Его руководству. Мы можем быть уверены в том, что Его планы и указания являются лучшими и Он всегда думает о нашем благополучии.

 

Поддержка пророков

1. Езд.5:1–5 - почему Бог посылает пророков Аггея и Захарию к Своему народу?

Сопротивление, с которым сталкивались евреи, напугало их и лишило желания продолжать строительство храма. Но Бог послал их на родину, чтобы восстановить храм и город, и у Него был план. Поскольку они боялись, Он должен был что-то предпринять, чтобы поддержать их. По этой причине Бог призвал двух пророков.

Сопротивление людей не останавливает Бога. Он трудился через пророков, чтобы мотивировать Свой народ и побудить к действию.

2. Агг.1 - чем заключалась весть для еврейского народа и что может быть полезно для нас? Что сделал пророк Аггей для того, чтобы мотивировать людей успешно трудиться вместе над восстановлением храма? Ездр.5:1,2 - каков был результат?

«Чтобы вывести народ из кризиса, были призваны пророки Аггей и Захария. Они взволнованно изложили народу причину его столь бедственного положения. Пророки заявили, что люди не могут обрести материальное благополучие, потому что не ставят на первое место интересы Бога. Если бы израильтяне почтили Его, если бы они проявили должное уважение и учтивость, в первую очередь позаботившись о восстановлении Его дома, тогда бы Он пребывал среди них и благословлял их» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 573, 574).

В 520 г. до Р. Х., после 15 лет энергичного противостояния, пророк Аггей побудил людей продолжать строительство храма. Пророк Захария поддержал его, и это привело к тому, что менее чем за пять лет восстановление храма было завершено. Посвящение состоялось в марте 515 г. до Р. Х. (Езд.6:13–18), после чего месяц спустя последовало празднование Пасхи (Езд.6:19–22).

3. Ср. Агг.1:4 с Езд.7:27 – какой контраст мы видим в этих текстах?

Бог обратился к народу с вопросом: «А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» (Агг.1:4).

Бог назвал дома Своего народа (Агг.1:4) «украшенными», потому что они были сделаны из материала, обычно не используемого в этом регионе. Первоначально иудеи заказывали кедровые бревна из Ливана, чтобы восстановить храм. Храм должен был быть построен по образцу, данному Соломоном: из каменных блоков, обшитых деревянными панелями из кедра. Планировалось использовать кедровые бревна для панелей храма. Однако, когда противодействие вынудило их прекратить работу над храмом, у них осталось много дерева. Почему бы не использовать его? Но даже при том, что они использовали древесину, предназначенную на Его храм, для своих домов, Бог нашел другое решение. Он послал их в горы, чтобы они принесли древесину оттуда и продолжили строить Его дом. Бог не требует самых дорогих материалов для Своего дома. Скорее, дом Ему нужен только для того, чтобы Он мог пребывать с ними.

Самое важное, чего хотел Бог, — желания Его народа, чтобы Его присутствие было с ними, для чего и предназначался храм. Большей проблемой были их непосвященные сердца — незавершенный храм был лишь проявлением их апатии. Когда кто-либо посвящает себя полностью какой-либо задаче или другой личности, его или ее сложно остановить противодействием. Отсутствие работы показало отсутствие преданности части Божьего народа Господу. И все же ободрение от Бога пробудило народ от летаргии и страха и побудило его снова начать работу над восстановлением храма. После этого они не останавливали свою работу. Они завершили работы пять лет спустя. Иногда мы увязаем в повседневной жизни и комфорте. И то, что нам в этом случае нужно, — это напоминание о самом важном в жизни.

4. Изучите приведенные ниже тексты, особо сравнив Пс.88:18 и Иер.13:11. К каким размышлениям они вас приводят?

1 Пар.22:5 - дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями

Пс.88:18 - ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.

Пс.88:16-19 - Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи, о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся, ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш. От Господа - щит наш, и от Святаго Израилева - царь наш.

Иер.13:11 - Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались.

Иез.24:21,25 -... святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших и отраду души вашей... украшение славы их, утеху очей их и отраду души их

Агг.1:4 - а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?

Лк.21:5 -... некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами

Тит.2:10 - не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

5. Езд.5:1 – какой урок мы можем извлечь из этого?

а) Пророки Аггей и Захария появляются на месте событий после пятнадцати долгих лет противодействия строительству. Народ впал в уныние и прекратил работать над восстановлением храма. Бог призвал и направил этих пророков говорить с народом, чтобы вдохновить его строить, несмотря на враждебную оппозицию. Бог призвал народ не бояться. Он был с ними, и Его присутствие будет поддерживать их.

б) Несколько раз работы останавливались, потому что люди боялись угроз со стороны окружающих народов или царей и теряли веру в Божью защиту, но Господь всегда посылал вождей, которые побуждали народ возобновить строительство.

Бог хотел, чтобы израильтяне вернулись в Землю обетованную, и был с ними, несмотря на противодействие, унижение и порой насилие со стороны язычников. Возникновение трудностей не означает, что Бог не призвал нас делать это. Бог ожидает великих дел от простых людей, а затем Сам предоставляет то, что нам нужно для их совершения. В книгах Ездры и Неемии Бог вдохновил лидеров и пророков, чтобы те твердо противостояли враждебности.

Бог всегда ищет людей веры, доверяющих Ему несмотря на сложные обстоятельства так, чтобы Он мог вступаться за них и выполнять Свою работу. Бог вознаграждает сотрудничество, готовность идти вперед и решимость выполнить данное Им поручение.

6. Ср. Ездр.3:12 и Агг.2:1-9 – что ответил Бог тем, которые сокрушались об утраченной красоте первого храма?

«Есть ли среди вас такие, кто видел Храм в былом его величии? Каков он, на ваш взгляд, теперь? Разве не жалок он?! "Но ты, Зоровавель, отныне будь тверд, — это вещее слово Господне, — и ты, первосвященник Иисус, сын Ехоцадака, будь непреклонен! И да не поколеблется народ страны сей“, — это слово Господне. „ Трудйтесь не покладая рук, ибо Я с вами, — таково слово Господа Воинств. — Не бойтесь! Верен Я обещанию, которое дал вам еще при исходе вашем из Египта, и Дух Мой присутствует среди вас“. Вот что говорит Господь Воинств: „Скоро, очень скоро Я вновь сотрясу небеса и землю, море и сушу; все народы сотрясу — и богатство желанное будет стекаться ото всех народов*, и Храм преисполнится славы", — говорит Господь Воинств. „Серебро Мое, и золото Мое", — это слово Господне. „ Величием и славой своей новый Храм превзойдет прежний, — говорит Господь Воинств. — И на этом самом месте Я дарую вам мир. Это слово Мое, Господа Воинств"» (Агг.2:3-9, ИПБ).

«Второй храм не мог сравниться с первым великолепием, и в нем не проявились такие видимые и сверхъестественные знамения Божественного присутствия, как при освящении пер­вого храма. Ни одно облако славы не спустилось, чтобы наполнить заново отстроенное святилище. Огонь не сошел с неба, чтобы уничтожить на алтаре принесенную жертву. Между херувимами в Святом святых уже больше не пребывало облако славы при­сутствия Божьего, там не было больше ни ковчега, ни престола благодати, ни скрижалей завета. На ходатайство священника ни одно знамение не было послано с неба, чтобы выразить волю Иеговы.

И все же это был тот храм, о котором Бог сказал через пророка Аггея: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего». «И потрясу все народы, — и придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:9, 7). На протяжении многих столетии ученые мужи пы­тались определить, когда исполнилось обетование Божье, данное Аггею, однако по пришествии Иисуса из Назарета, Надежды всех народов, Который Своим присутствием освятил храм, многие упорно отказывались признать первостепенную важность этого события. Их разум был ослеплен гордостью и неверием, и они не понимали истинного смысла этих пророческих слов.

Второй храм был освящен не облаком славы Иеговы, но присутствием Того, в Ком обитала «вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9) — Сам Бог «явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Благодаря тому, что второй храм был освящен присутствием Христа во время Его земного служения и только этим, он превосходит славу первого. «Желаемый всеми народами» воистину пришел в Свой храм, когда Муж из Назарета учил и исцелял в его священных дворах» (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 48 «Не воинством и не силою»).

7. Ср. Ездр.4:4-7 и 5:3-5 – какой урок извлекли для себя иудеи из прошлого жизненного опыта? Каким был результат?

«Зоровавелю, их начальнику, так сурово испытанному на протя­жении всех лет, начиная со времени возвращения из Вавилона, было послано драгоценнейшее обетование. Наступает день, сказал Господь, когда все враги Его избранного народа падут. «В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель... раб Мой... и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя» (Агг.2:23). Теперь глава Израиля понял, зачем провидение вело его путем растерянности и разочарований. Во всем этом он увидел промысел Божий.

Эти слова, обращенные лично к Зоровавелю, были записаны в Священном Писании как ободрение для детей Божьих всех веков. Посылая испытание Своим детям, Бог преследует опреде­ленную цель. Он ведет их таким путем, какой бы они избрали сами, если бы могли с самого начала видеть, куда этот путь ведет, и тот величественный замысел, который они призваны испол­нить. Все испытания и трудности Господь посылает, чтобы сделать их сильными для служения Ему и готовыми страдать за Него.

Слова Аггея и Захарии побудили народ подняться и всеми силами взяться за восстановление храма, но во время работы они имели много неприятностей от самарян и других, чинивших им всевозможные препятствия. Однажды областеначальники Мидо-Персидского царства посетили Иерусалим и спросили их, кто разрешил им производить восстановительные работы. Если бы в то время иудеи не полагались на водительство Господа, этот вопрос оказался бы гибельным для них. «Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими; и те не возбраняли им, доколе дело не отправили к Дарию» (Езд. 5:5). Областеначальникам был дан такой мудрый ответ, что те решили написать письмо Дарию Истапскому, царю Мидо-Персов, и обратить его внимание на подлинный указ Кира, который повелел восстановить дом Божий в Иерусалиме и все расходы оплатить из царской казны » (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 46 «Пророки Божьи, подкреплявшие их»).

 

Неемия принимает меры (444 г. до Р. Х.)

1. Неем.2:10,19; Неем.4:1-3 и др. – какие трудности возникли при восстановлении города?

Санаваллат, который вместе с Товией управлял Самарией к северу от Иудеи, угрожал Неемии и прибег к издевательствам и насмешкам над иудеями. Он состоял в родственных связях с иудеями по линии первосвященника (посредством женитьбы) и поэтому чувствовал, что его власть над иудейским народом будет ограничена, как только они восстановят стену. Другие областеначальники присоединились к Санаваллату в политическом заговоре, чтобы остановить израильтян. Арабы под предводительством Гешема оккупировали южные территории ниже Иудеи; аммонитяне жили на востоке на территории Персии; Ашдод был к западу от Иудеи. Таким образом, Иудея была полностью окружена враждебными силами. Народ Израиля впал в страх.

2. Неем.4:4,5 – как ответил на брошенный вызов Неемия?

Неемия воспринял эти слова как оскорбление Бога и еврейского народа. Имя Бога и имя израильтянина были обесчещены врагами, и поэтому он воззвал к Богу, чтобы Тот «услышал» и «обратил ругательства их на их голову» (Неем.4:4). Он не мстил сам, но попросил Бога взять дело в свои руки. Поскольку угрозы со стороны их соседей воздействовали на их воображение и заставляли их бояться, Неемия призвал людей «сражаться», потому что Бог «великий и страшный» (Неем.4:14) и Он «будет сражаться за нас» (Неем.4:20). Неемия собрал иудеев и поставил их группы в полном



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: