Выполнение «большого дела»




1. Неем.6:3 - почему Неемия рассматривает работу, выполняемую в Иерусалиме, как «большое дело»? Неем.6:1–13 - какие попытки были предприняты, чтобы остановить его?

По человеческим меркам Неемия служил виночерпием и советником у царя, что было престижной должностью, одной из самых высоких в то время на земле. Что в сравнении с этим восстановление города, лежащего в руинах, который не имел очевидного значения в тогдашнем мире? Справедливо ли то, что он называет это большим делом? Неемия считал работу для Бога «большой» и более важной, потому что понимал, что в Иерусалиме идет речь о чести Божьего имени.

В 6-й главе описывается несколько попыток лишить Неемию жизни. Санаваллат и Гешем продолжали посылать письма Неемии, чтобы под предлогом встречи заставить его прийти к ним. Встреча была предложена на равнине Оно, которая находилась на вражеской территории, что, таким образом, открывало истинное намерение приглашения. Санаваллат, Товия и Гешем видят возможности, которые продлятся только до тех пор, пока стена не будет достроена и ворота не закроются. Евреи находятся под защитой персидского царя, и потому их враги не могут пойти в открытую атаку. Но если они избавятся от руководителя, то смогут воспрепятствовать строительству или даже прекратить его навсегда. Они не сдаются. Даже когда Неемия не отвечает, они продолжают пытаться.

2. Неем.6:10-13 – почему Неемия не согласился на поступившее предложение?

Когда Бог повелел поставить святилище, Он основал институт священства. Чтобы сохранить святилище святым и особым для людей, Он позволил только священникам выполнять обязанности внутри храма. Мы не можем общаться с Богом лицом к лицу и, соответственно, видеть Его лично, поэтому израильтянам следовало приходить в присутствие Бога с благоговением. Неемия знал, что двор храма был предназначен для всех, но не внутренние помещения. Предлагая встречу в храме, Шемаия не только проявляет себя как лжепророк, предлагая нечто противоречащее ясному Божьему указанию, но и разоблачает себя как предатель.

3. Как мы, живущие сегодня, без земного святилища можем ощущать Божью святость? Как понимание Божьей святости, в противовес нашей греховности, ведет нас ко кресту?

4. Почему враги Неемии не смогли его одолеть? Что мы можем взять для себя из его опыта?

«В непоколебимой преданности Неемии делу Божьему и его постоянном доверии Богу кроется секрет того, почему враги не смогли поймать его в свои сети. Праздная душа становится легкой добычей искушения, но тот, кто имеет перед собою благородную цель, занятие, которое поглощает все его внимание, практически неуязвим для зла. У того, чья вера постоянно возрастает, всегда будут силы, ибо он полностью принимает Безграничную Любовь, делающую все для осуществления Своих благих планов. Истинные служители Божьи трудятся с неослабевающей решительностью, ибо их вечной опорой является престол благодати » (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 644).

 

Уроки, выводы

1. Угрозы врагов, указы царей, запрещавшие работу, и малая численность самих иудеев — все было направлено на то, чтобы заставить их прекратить свою работу. Как, согласно книгам Ездры и Неемии, иудеи справились с сопротивлением?

2. Какие уроки вы извлекли для себя из этой истории?

 

Вывод. «На протяжении всей истории народа Божьего перед небес­ными вестниками часто возникали колоссальные затруднения, которые казались почти непреодолимыми. Господь допускает такие препятствия для испытания веры. Когда со всех сторон нас осаждают трудности, тогда-то и следует беззаветно довериться Богу и силе Его Духа. Проявление живой веры означает воз­растание духовной силы и крепнущую непоколебимость доверия. Таким путем душа становится побеждающей силой. Там, где существует вера, все препятствия, воздвигнутые сатаной на пути христианина, устранятся, ибо небесные силы придут к нему на помощь. «И ничего не будет невозможного для вас » (Мф. 17:20)» (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 48 «Не воинством и не силою»).

 

Светлана, svettor@yandex.ru

 


Э. Уайт «Пророки и цари»

 

Глава 53

Строители стены

(Эта глава основана на Книге Неемии. 2, 3 и 4.)

Путешествие Неемии в Иерусалим завершилось благополучно. Царские письма заречным правителям обеспечили ему в пути достойный прием и всю необходимую помощь. Никто не осме­лился досаждать чиновнику, охраняемому воинами персидского царя и радушно встречаемому местными начальниками. Однако прибытие в Иерусалим под охраной воинов, что свидетельст­вовало о важности его миссии, насторожило языческие племена, живущие вблизи города, чья враждебность к иудеям не раз выли­валась в стычки и оскорбления. Организаторами этих злобных нападок были вожди племен: Санаваллат, Хоронит, Товия Аммонитский и Гешем Аравитянин. Они неусыпно следили за лю­быми передвижениями Неемии и всеми возможными средствами стремились воспрепятствовать его планам.

Неемия же продолжал действовать так же осмотрительно и благоразумно, как и раньше. Зная, что лютые неустрашимые враги готовы в любой момент помешать ему, он решил утаить истинную цель своей миссии, пока не разберется в происходящем. Он надеялся заручиться поддержкой народа и привлечь его на свою сторону прежде, чем восстанут враги.

Выбрав несколько человек, достойных доверия, Неемия рассказал им о причинах, побудивших его прибыть в Иерусалим, о стоящей перед ним цели и о плане, который он намеревался осуществить. Его слушатели тотчас обещали ему свою помощь и поддержку.

На третьи сутки после приезда Неемия встал ночью и вместе с несколькими доверенными лицами отправился осмотреть разва­лины Иерусалима. На муле он пересек Иерусалим из конца в ко­нец, осматривая разрушенные стены и ворота города его отцов. Какие мучительные мысли овладели этим израильтянином, когда он с сокрушенным сердцем смотрел на руины оборонительных сооружений своего любимого города. Как не похоже было былое величие Израиля на нынешнее унизительное состояние.

Неемия сумел втайне совершить осмотр стен. «И начальствую­щие не знали, куда я ходил и что я делаю, — говорит он, — ни Иудеям, ни священникам, ни знатнейшим, ни начальствующим, ни прочим производителям работ я дотоле ничего не открывал». Остаток ночи он провел в молитве, ибо знал, что утром ему предстоит нелегкое дело — воодушевить своих соотечествен­ников, объединив их вместе.

Неемия запасся царским повелением, требующим, чтобы жители сотрудничали с ним в восстановлении стен города, но он не хотел прибегать к власти. Напротив, он желал завоевать доверие и понимание народа, зная, что единство сердец и рук неизмеримо важнее для предстоящей работы. На другой день, собрав всех горожан, он привел им доводы, которые не могли не пробудить их дремлющие силы и собрать их рассеянные ряды.

Слушатели Неемии не знали, да он и сам не говорил о ночном осмотре города. Но то, что он знал о положении города, во многом способствовало его успеху, ибо он мог говорить о настоящем его состоянии с точностью и подробностями, которые вызвали удив­ление у его слушателей. Впечатление, произведенное на него жалким бедственным положением Иерусалима, придало его словам силу и искренность.

Неемия указал народу на его унизительное положение среди язычников; на то, что религия израильтян обесчещена и Бог поруган. Он рассказал о том, как в далекой земле услышал о по­стигшем Израильтян бедствии, как умолял Небо о заступничестве, как, молясь, решил просить у царя разрешение прийти к ним на помощь. Как просил Бога о том, чтобы царь не только дал ему это разрешение, но и наделил соответствующими полномочиями, оказав необходимую поддержку в предстоящей работе, и Господь таким образом ответил на его молитву, что не осталось никакого сомнения в том, что этот план исходил от Бога.

Изложив все это и показав, что он опирается на объединенную власть Бога Израилева и персидского царя, Неемия прямо спросил израильтян, готовы ли они воспользоваться этим преимуществом и взяться за строительство стены.

Это обращение пронзило сердца слушателей. Мысль о том, каким чудесным образом была проявлена к ним милость Неба, заставила их устыдиться своих опасений и, ощутив прилив новых сил, они единогласно сказали: «будем строить». «И укрепили руки свои на благое дело».

Всю душу Неемия вложил в эту работу. Своей надеждой, энергией, энтузиазмом, решительностью он заражал других, окрыляя их той же смелостью и возвышенностью устремлений. Каждый человек словно стал Неемией, укрепляя руки и сердце своего ближнего.

Когда враги Израиля услыхали о том, что задумали иудеи, они стали насмехаться над ними, с презрением спрашивая: «Что это за дело, которое вы делаете? уже не думаете ли вы возмутиться против царя?» Но Неемия ответил: «Бог небесный. Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить; а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме».

Самыми первыми среди тех, кто начал действовать с при­сущими Неемии рвением и искренностью, были священники. Благодаря своему влиятельному положению эти мужи могли способствовать продвижению дела или же, наоборот, воспре­пятствовать ему, но их готовность служить общему благу, про­явленная с самого начала, немало содействовала успеху. Боль­шинство князей и начальников Израиля также благородным образом исполнили свой долг, заняв достойное место в книге Божьей. Знатнейшие же из фекойцев «не наклонили шеи своей поработать для Господа своего». Память об этих ленивых служи­телях покрыта позором и служит предостережением для всех поколений.

В каждом религиозном движении находятся люди, которые хотя и не порицают работы Божьей, но все же держатся в стороне, отказываясь принять в ней какое-либо участие. Им не мешало бы помнить о том, что на Небе все записывается в книге, в которой ничего не упущено и нет ошибок, согласно этим записям их и будут судить. Там отмечена всякая упущен­ная возможность в служении Богу и там же увековечено каждое дело веры и любви.

По сравнению с воодушевляющим влиянием Неемии пример знатнейших фекойцев не имел никакого веса. В основном весь народ был охвачен чувством патриотизма и рвения. Способные и влиятельные мужи организовали из представителей различных сословий отдельные группы, и каждый, возглавлявший такую группу, отвечал за строительство определенной части стены, а о некоторых сказано, что они строили «против дома своего».

Энергия Неемии не ослабевала, ведь только теперь началась настоящая работа. С неусыпным вниманием он следил за строи­тельством, руководил рабочими, заметив недостатки, незамедли­тельно принимал меры. На протяжении всей пятикилометровой стены ощущалось его присутствие. Вовремя сказанным словом он ободрял робких, подгонял неповоротливых и хвалил старатель­ных. Он также всегда бдительно подмечал каждое движение врагов, которые время от времени собирались в стороне и шушу­кались, а затем подходили к рабочим и старались чем-либо отвлечь их внимание.

Среди многочисленных занятий Неемия не забывал об источ­нике своей силы. Его сердце постоянно возносилось к Всемо­гущему. «Бог Небесный, — восклицал он, — Он благопоспешит нам», — и эти слова эхом раздавались повсюду, воодушевляя всех, строивших стену.

Но восстановление оборонительных сооружений Иерусалима не обошлось без неприятностей. Сатана без устали старался возбудить недовольство и вызвать разочарование. В этом лукавый опирался прежде всего на Санаваллата, Товию и Гешема — они-то и взбунтовались, чтобы помешать делу восстановления. Пы­таясь посеять раздоры среди рабочих, они посмеивались над усилиями строителей, заявляя, что их дело обречено на провал.

«Что делают эти жалкие Иудеи? — насмешливо восклицал Санаваллат, — неужели им это дозволят?...неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожженные?» И Товия с еще большим презрением добавил: «пусть их строят; пойдет лисица, и разрушит их каменную стену».

Вскоре строители столкнулись с еще большими препятст­виями. Требовалась постоянная бдительность, чтобы избежать козней их противников, которые под маской дружелюбия стара­лись различными способами посеять среди них сомнения и выз­вать сумятицу. Враги пытались сломить мужество иудеев; они составили заговор, чтобы поймать Неемию в свои сети, и нашлись подлецы среди иудеев, готовые помочь им в этом коварном умысле. Был пущен слух, что Неемия плетет заговор против персидского царя, намереваясь провозгласить себя царем Израиля, и все, помогающие ему, обвинялись в измене.

Но Неемия продолжал обращаться к Богу за руководством и защитой, и у «народа доставало усердия работать». Работа продвигалась вперед, пока не были заделаны все проломы, а вся стена не оказалась возведена до половины должной высоты.

Увидев всю тщетность своих усилий, враги Израиля пришли в необыкновенную ярость. До сих пор они не осмеливались прибегнуть к насилию, ибо знали, что Неемия действует с царс­кого разрешения, и опасались, как бы открытые нападки на него не навлекли на них немилость царя. Но теперь, ослепленные яростью, они сами оказались виновны в том, в чем обвиняли Неемию. Собравшись на совет, они «сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его».

В то самое время, когда самаритяне замышляли недоброе против Неемии и его работы,. некоторые из иудейских началь­ников, будучи недовольны, пытались разочаровать его, преуве­личивая трудности работы. «Ослабела сила у носильщиков, — сказали они, — а мусору много; мы не в состоянии строить стену».

Разочарование пришло и с другой стороны. «Иудеи, жившие подле них», те, кто не принимал участия в работе, собрали все сведения о своих врагах и распространяли их среди народа, чтобы таким путем сломить мужество строителей и вызвать недо­вольство.

Но насмешки и издевательства, препятствия и угрозы, каза­лось, только увеличивали решимость Неемии и обостряли его настороженность. Он предвидел все опасности надвигающейся борьбы, но по-прежнему оставался неустрашимым. «И мы мо­лились Богу нашему, — говорит он, — и ставили против них стражу днем и ночью». «Тогда в низменных местах у города, за стеною, на местах сухих поставил я народ по-племенно с мечами их, с копьями их и луками их. И осмотрел я, и стал, и сказал знат­нейшим и начальствующим и прочему народу: не бойтесь их, помните Господа великого и страшного, и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои.

Когда услышали неприятели наши, что нам известно наме­рение их, тогда разорил Бог замысел их, и все мы возвратились к стене, каждый на свою работу. С того дня половина молодых людей у меня занимались работою, а другая половина их держала копья, щиты, и луки, и латы... Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье. Каждый из строивших пре­поясан был мечем по чреслам своим, и так они строили».

Возле Неемии всегда находился трубач, а в разных местах стены стояли священники со священными трубами. Порой дела вынуждали людей расходиться в стороны, но когда им угрожала опасность, подавался сигнал сбора. «Так производили мы ра­боту, — говорит Неемия, — и половина держала копья от восхода зари до появления звезд».

Тем, кто жил поодаль от Иерусалима, было велено поселиться в городе, чтобы стоять на страже ночью и утром быть уже готовыми к труду. Таким образом, они уже не запаздывали на работу, и враги были лишены возможности нападать на них на пути из дома или домой. Неемия и его помощники не уклонялись ни от какой тяжелой работы. Они спали не раздеваясь и не вы­пускали из рук оружия ни днем ни ночью, ни даже во время непродолжительного сна.

Противостояние открытых врагов и разочарования в лже­друзьях — все, с чем встречались строители во дни Неемии, присуще и нашему времени: то же самое ожидает всех, кто трудится для Господа. Верующие подвергаются испытаниям не только со стороны своих врагов, которые обрушивают на них ярость, презрение и жестокость, но и со стороны друзей и помощ­ников, которые ленивы, бездумны, равнодушны и ненадежны. Насмешки и упреки сыплются на них. А враг, который вначале только насмехается, при удобном случае прибегнет к более жестоким и насильственным мерам.

Сатана использует всякого непосвященного человека для исполнения своих намерений. Среди людей, считающих себя сторонниками работы Божьей, есть и те. кто объединился с Его врагами и, таким образом, подвергает Его работу нападкам со стороны самых злейших врагов. Даже кое-кто из искренних поборников дела Божьего могут ослабить руки Его слуг тем, что выслушивают противников Господа, а затем пересказывают их клевету, угрозы и хвастливые измышления. При этом они и сами наполовину верят сказанному. Сатана с удивительным успехом действует через своих приспешников, все, попадающие под его влияние, становятся орудием дьявольской силы, которая губит мудрость мудрых и разум благоразумных. Но, подобно Неемии, народу Божьему не следует ни опасаться врагов, ни презирать их. Доверяясь Богу, они мужественно должны идти вперед и бес­корыстно исполнять Его работу, вверяя себя Тому, Чье дело они поддерживают.

Под грузом тяжких разочарований Неемия уповал на Бога и Его верную защиту. И Тот, Кто был опорой для Своего раба в то время, является защитником Своего народа и во все века. В любой переломный момент Его народ может с уверенностью сказать: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). Как бы ни был хитроумен сатана со своими приспешниками. Бог в состо­янии выявить их замыслы и обесценить все наущения. Ответом нашей веры сегодня должны быть слова Неемии: «Бог наш будет сражаться за нас», ибо Он заботится о Своем деле и ни один человек ни в силах помешать его успешному исходу.

Глава 54

Осуждение вымогательства

(Эта глава основана на Книге Неемий. 5.)

Восстановление стен Иерусалима еще не завершилось, когда внимание Неемий было привлечено к жалкому положению бедняков. В разоренной стране земледелие пребывало в запус­тении. Более того, себялюбие некоторых переселенцев в Иудее привело к тому, что благословения Божьи обошли стороной эту землю, и страна остро нуждалась в хлебе.

Для того чтобы прокормить свои семейства, бедняки вынуж­дены были покупать хлеб заимообразно, по чрезмерно завышен­ным ценам. Им приходилось занимать деньги под проценты, чтобы выплачивать большую подать, которую требовали от них персидские цари. Несчастий и так было много, а богачи Иудеи наживались на их нужде.

Господь повелел Израилю через Моисея, чтобы каждый третий год собиралась десятина для бедных, а также прини­мались и другие меры в их интересах: каждый седьмой год земля не засеивалась, и урожай, выросший сам по себе, предназначался бедным. Соблюдение этой традиции не позволяло людям за­быть, что все принадлежит Богу и что они могут быть орудием благословения для своих ближних. Иегова желал, чтобы из­раильтяне таким образом воспитывали в себе великодушие, благородство и боролись с себялюбием.

Бог также наставлял через Моисея: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста». «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Исх. 22:25; Втор. 23:19). И далее Он говорит: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе: то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается». «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей, потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15:7, 8, 11).

После возвращения из вавилонского плена богачи Иудеи поступали вопреки всем этим повелениям. Когда бедные нуж­дались в деньгах, чтобы выплатить царскую подать, они одал­живали их у богатых, а те брали за это высокие проценты. Беря в залог землю бедняков, они постепенно ввергали неудачливых должников в крайнюю бедность. Многие были вынуждены продавать в рабство своих сыновей и дочерей, и казалось, что нет надежды на лучшее, нет возможности выкупить своих детей и земли; нет впереди ничего, кроме постоянно растущего от­чаяния, вечной нужды и рабства. И все же они принадлежали к тому же народу, были детьми того же завета, что и их богатые соотечественники.

Наконец народ обратился к Неемий. «Вот, — сказали люди, — мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других».

Когда Неемия услышал об этом ужасном насилии, он сильно возмутился, «когда я услышал ропот их и такие слова, — говорит он. — я очень рассердился». Он видел, что насильственное вымо­гательство можно искоренить, лишь безоговорочно поддержав справедливость. С присущей ему энергией и решительностью он начал разбираться в этом вопросе, чтобы облегчить положение своих ближних.

Неемия ни на одну минуту не задумывался над тем, что притеснителями были богачи, которые могли бы ускорить вос­становление города. Он строго осудил знатных начальников и затем при большом стечении народа изложил требование Божье относительно этого вопроса.

Он обратил внимание людей на события, происшедшие во время царствования Ахаза. Он повторил обличающие Израиль в жестокости и притеснении послания, с которыми Бог обратился к ним в то время. Потомки Иуды из-за своего идолопоклонства оказались преданы в руки своих братьев израильтян, которые были еще большими идолопоклонниками. Они-то, движимые ненавистью, уничтожили в сражении много тысяч иудеев и за­хватили их жен и детей, намереваясь обратить их в рабство или же продать язычникам.

Из-за греховности Иудеи Господь не предотвратил это ужас­ное сражение, но через пророка Одеда обличил жестокое наме­рение победителей: «И теперь вы думаете поработить сынов Иуды и Иерусалима в рабы и рабыни себе. А разве на самих вас нет вины пред Господом, Богом вашим?» (2 Пар. 28:10). Одед предупредил израильтян о том, что против них возгорелся гнев Божий и что их несправедливость и насилие навлекут суды Господни. Выслушав эти слова, воины оставили пленных и добычу в присутствии князей и всего собрания. Тогда некото­рые вожди из колена Ефремова «взяли пленных, и всех нагих из них одели из добычи, — и одели их, и обули их, и накормили их, и напоили их, и помазали их елеем, и посадили на ослов всех слабых из них, и отправили их в Иерихон, город пальм, к братьям их, и возвратились в Самарию» (2 Пар. 28:15).

Неемия вместе с другими иудеями выкупил братьев своих, проданных язычникам, и теперь он подчеркнул противопо­ложность этого поступка действиям тех, кто ради наживы поработил своих братьев. «Не хорошо вы делаете, — сказал он, — не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?»

Неемия сказал и то, что он, наделенный полномочиями персидским царем, также мог бы взимать в свою пользу большие налоги, но вместо того чтобы брать даже то, что по праву принад­лежало ему, он отдавал это бедным, облегчая их участь. Он призвал всех иудейских начальников, виновных в вымогательст­ве, прекратить беззаконие и возвратить беднякам земли, прибыль с денег, которые те взыскали с них, а также одолжить им деньги без процентов и залога.

Эти слова были произнесены в присутствии всего собрания. Если бы начальники захотели что-либо сказать в свою защиту, они имели возможность сделать это, но им нечего было возразить. «Возвратим, — сказали они, — и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь». При этом Неемия в присутствии священ­ников «велел им дать клятву, что они так сделают». «И сказало все собрание: аминь. И прославили Бога; и народ выполнил слово сие».

Это событие прошлого содержит в себе важный урок. «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10). В нашем столетии все охвачены страстным стремлением к наживе. Богатство часто приобретается обманом. Многие люди борются с нищетой и вынуждены тяжко трудиться, получая деньги, которых не хватает даже на самое необходимое. Изнурительный труд и нищета без единого проблеска надежды на лучшее делают их жизнь невыно­симой. Измученные гнетом забот, они не знают, куда обратиться за помощью. И все это потому, что богатые стремятся к изли­шествам и накопительству.

Любовь к деньгам и хвастовство превратили этот мир в лого­вище воров и разбойников. Писание говорит, что скупость и при­теснения особенно распространятся перед Вторым пришествием Христа. «Послушайте вы, богатые, — пишет Иаков, — вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день закла­ния. Вы осудили, убили праведника; он не противился вам» (Иак. 5:1, 36).

Даже среди тех, кто считает, что он живет в страхе Божьем, есть люди, следующие путями знатных израильтян древности. Располагая властью, они взимают с людей больше положенного и таким образом становятся угнетателями. Из-за скупости и веро­ломства тех, кто называет себя именем Христа, из-за того, что церковь в церковных книгах сохраняет имена людей, приоб­ретших богатство обманом, учение Христа обесчещено. Расто­чительность, мошенничество, вымогательство разлагают веру многих и разрушают их духовность. Церковь в высшей степени ответственна за грехи своих членов. Если она не выступает против зла — она его поощряет.

Обычаи мира не могут служить нормой для христианина. Он не должен подражать его суровым нравам, мошенничеству и вы­могательству. Каждый несправедливый поступок по отношению к ближнему является нарушением золотого правила Христа. Каждое зло, причиненное детям Божьим, причинено Самому Христу в лице Его святых. Всякая выгода, извлеченная за счет неосведомленности, слабохарактерности и несчастья другого, отмечена в небесных книгах как обман. Тот, кто воистину боится Бога, будет скорее трудиться день и ночь и есть нищенский хлеб, нежели наживать себе деньги, нечестно поступая с вдовой, сиротой и ущемляя права чужеземца.

Стоит хоть в малом пойти на сделку с совестью, как многие барьеры рухнут, и человек готов совершить еще большую неспра­ведливость. Душа человека становится нечувствительной к вли­янию Духа Божьего в той же мере, в какой он наживается на несчастье ближнего. Приобретение, нажитое такой ценой, яв­ляется горькой потерей.

Мы все были должниками Божественной справедливости и нам нечем было оплатить свой долг. Тогда Сын Божий, любя нас, заплатил за наше искупление. Он стал бедным, чтобы мы обогатились через Его нищету. Делая добро бедным, мы тем самым можем доказать искренность своей признательности за оказанную нам милость. «Будем делать добро всем, — увещевает апостол Павел,—а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10). Его слова перекликаются со словами Спасителя: «Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить». «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мк. 14:7; Мф. 7:12).

 

Глава 55

 

Заговор язычников

(Эта глава основана на Книге Неемии, 6.)

Санаваллат и его сообщники не осмеливались объявить от­крытую войну иудеям, но втайне они с возрастающей ненавистью делали все возможное, чтобы разочаровать их и причинить им вред. Восстановление стены вокруг Иерусалима быстро двигалось к концу, и враги знали, что когда оно полностью завершится и ворота будут поставлены на место, им не удастся проникнуть в город. Поэтому они приложили все усилия к тому, чтобы прервать эту работу. В конце концов решили выманить Неемию из города и, захватив его, убить или заключить в темницу.

Притворясь, будто они желают перемирия между враждую­щими сторонами, враги предложили Неемии встретиться в од­ном из сел на равнине Оно. Но просвещенный Духом Святым относительно их злых намерений, он отказался. «Я послал к ним послов, — пишет он, — сказать: я занят большим делом; не могу сойти. Дело остановилось бы, если бы я оставил его и сошел к вам». Но искусители были настойчивы. Четырежды они посы­лали за ним, и каждый раз получали тот же ответ.

Видя, что их планы рушатся, они решили прибегнуть к более смелым уловкам. Санаваллат послал к Неемии человека с открытым письмом, где говорилось: «Слух носится у народов, и Гешем говорит, будто ты и Иудеи задумали отпасть, для чего и строишь стену, и хочешь быть у них царем, по тем же слухам; и пророков поставил ты, чтоб они разглашали о тебе в Иерусалиме и говорили: «царь Иудейский!» И такие речи дойдут до царя. Итак приходи, и посоветуемся вместе».

Если бы подобные слухи соответствовали истине, то, конечно, были бы все основания для опасений: услышь об этом царь, и малейшие подозрения его обернутся жесточайшими карами. Но Неемия был убежден в лживости этого письма, уверенный в том, что оно написано с целью запугать его и уловить в сети. Его мнение подкреплялось тем обстоятельством, что письмо было прислано незапечатанным, очевидно, для того, чтобы люди, прочитав его, испугались.

Он немедленно послал ответ: «Ничего такого не было, о чем ты говоришь; ты выдумал это своим умом». Хитрости сатаны были хорошо понятны Неемии. Он знал, что это делалось для того, чтобы разочаровывать строителей и таким путем расстроить их планы.

Сатана терпел поражение за поражением, и теперь с еще боль­шей злобой и хитростью он расставил более незаметные и опас­ные сети перед слугой Божьим. Санаваллат и его сообщники наняли людей, называвших себя друзьями Неемии, чтобы они дали ему пагубный совет, якобы исходивший от Господа. Одним из главных лиц, принимавших участие в этом грязном деле, был Шемаия — человек, который пользовался до сих пор хорошей репутацией у Неемии. Как бы опасаясь за свою жизнь, он заперся в комнате, расположенной недалеко от святилища. Храм в то время защищали стены с воротами, а городские ворота еще не были установлены. Якобы сильно беспокоясь за безопасность Неемии, он посоветовал ему укрыться в храме. «Пойдем в дом Божий, внутрь храма, — предложил он, — и запрем за собою двери храма, потому что придут убить тебя, и придут убить тебя ночью».

Если бы Неемия последовал этому вероломному совету, ему пришлось бы пожертвовать своей верой в Бога, и в глазах народа он стал бы жалким трусом. Сознавая всю важность своей миссии и уповая на силу Божью, он счел непоследовательным прятаться из-за страха. В таком случае встревоженный народ кинулся бы искать себе убежища, и оставленный на произвол город стал бы добычей врагов. Этот единственный неблагоразумный шаг со стороны Неемии погубил бы все то, чего уже удалось достичь.

Без труда Неемия понял замысел своего советчика. «Я знал, что не Бог послал его, — говорит он, — хотя он пророчески говорил мне, но что Товия и Санаваллат подкупили его. Для того он был подкуплен, чтоб я устрашился и сделал так и согрешил, и что­бы имели о мне худое мнение и преследовали меня за это укоризнами».

Этот предательский совет, данный Шемаией, был придуман не им одним — многие, называвшие себя друзьями Неемии и считавшиеся его сторонниками, на самом деле тайно вступили в заговор с его врагами. Но их план сорвался. Неемия бесстрашно ответил: «Может ли бежать такой человек, как я? Может ли такой, как я, войти в храм, чтобы остаться живым? Не пойду».

Несмотря на происки врагов, явные или тайные, строительство быстро продвигалось, и не прошло еще двух месяцев с тех пор как Неемия прибыл в Иерусалим, а город уже был опоясан укреп­лениями, и строители расхаживали по стенам, поглядывая вниз на пораженных и сокрушенных врагов. «Когда услышали об этом все неприятели наши, и увидели это все народы, которые вокруг нас. — пишет Неемия, — тогда они очень упали в глазах своих, и познали, что это сделано Богом нашим».

Однако и этого свидетельства Господнего водительства оказа­лось недостаточно, чтобы сдержать недовольство, возмущение и вероломство израильтян. «Знатнейшие Иудеи много писали писем, которые посылались к Товии, а Товиины письма прихо­дили к ним. Ибо многие в Иудее были в клятвенном союзе с ним, потому что он был зять Шехании». Здесь мы видим па­губные последствия брачных союзов с язычниками. Иудейская семья породнилась с врагами Божьими, и это родство оказалось силками. Подобно иноплеменникам, вышедшим вместе с Изра­илем из Египта, язычники являлись источником постоянного беспокойства. Они не предавали себя всецело Его воле и, когда оказывалось нужным чем-то жертвовать ради работы Божьей, были не прочь нарушить торжественную клятву сотрудничества и взаимной поддержки.

Те, кто раньше был самым главным зачинщиком различных заговоров против иудеев, теперь высказывали желание подру­житься с ними. Знатные же иудеи, опутанные узами языческих браков, поддерживавшие предательскую переписку с Товией и давшие клятву служить ему. теперь отзывались о нем как о даровитом, предусмотрительном человеке, дружеские отно­шения с которым были бы очень полезны иудеям. В то же самое время они сообщали ему о всех планах и действиях Неемии. Таким образом, работа Божья оказалась незащищенной от нападок врагов, и существовала возможность, превратно истолковывая слова и дела Неемии, наносить ущерб его начинанию.

Когда бедные и угнетаемые обратились к Неемии за помощью, он смело выступил на защиту их попранных прав и заставил нарушителей справедливости устранить причину для упреков в их адрес. Власть, которую он употребил ранее для защиты своих угнетенных соотечественников, ему не хотелось использовать для своей пользы. Его усилия были встречены некоторыми с не­благодарностью и вероломством, но он не воспользовался своей властью, чтобы наказать виновных. Спокойно и бескорыстно он продолжал трудиться для блага народа, не щадя своих сил, не утрачивая интереса к работе.

Атаки сатаны всегда направлены против тех, кто беспокоится о продвижении работы Божьей. Часто терпя поражение, он продолжает с новой силой кидаться в схватку, применяя все новые и новые уловки. Но самое угрожающее, чего стоит опасаться, — это его тайное воздействие с помощью тех, кто выдает себя за сторонника работы Божьей. Открытая вражда, возможно, и носит более суровый характер, но она не так опасна для дела Божьего, как потаенная ненависть тех, кто уверяет, что служит Богу, но в сердце своем является слугой сатаны. Такие люди в любой момент могут воспользоваться случаем и совершить предатель­ство, которым воспользуются враги работы Божьей и Его слуг.

Все замыслы князя тьмы направлены на то, чтобы склонить слуг Божьих к союзу с приспешниками сатаны. Разными спосо­бами их будут пытаться сбить с истинного пути, но, подобно Неемии, они должны твердо отвечать: «Я занят большим делом; не могу сойти». Служители Божьи должны оберегать свою работу и не допускать, чтобы ей был причинен ущерб. Подобно стро­ителям стен Иерусалима, им не следует отвлекаться от своего дела, невзирая ни на какие угрозы, насмешки и клевету. Ни на одно мгновение они не должны ослаблять своей бдительности, ибо враги не дремлют. Необходимо постоянно возносить молитвы Богу и выставлять «против них стражу днем и ночью» (Неем. 4:9).

С приближением конца времени сатана с величайшей силой обрушит свои искушения на служителей Божьих. Он будет подстрекать людей насмехаться и оскорблять «строящих стену». Но если строители сойдут вниз, чтобы отразить нападки врага, их работа приостановится. Они должны всеми силами разоблачать намерения врага, но не позволять, чтобы это отвлекало их от работы. Истина сильнее любых измышлений, и правда востор­жествует над ложью.

Не следует завязывать дружеские и близкие отношения со своими врагами, чтобы таким образом не дать им возможности отвлечь себя от своего долга. Тот, кто каким-либо неосторожным поступком бесчестит дело Божье или же умаляет труд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: