Методы сравнительно-педагогических исследований




Предмет и задачи СП

Сравнительная педагогика - это наука о сопоставлении особенностей общих и отдельных тенденций, законов и закономерностей развития образования в мировом, региональном, национальном и федеративном масштабах.

Сравнительная педагогика - самостоятельная отрасль научного познания, которая имеет свой объект, предмет, специфические функции и задачи.

Объект сравнительной педагогики - образование как процесс социально-культурного воспроизводства человека в современном мире, а также как социальный институт в глобальном, региональном и национальном масштабах.

Предмет сравнительной педагогики - состояние, тенденции и закономерности развития мирового (зарубежного и отечественного) педагогического опыта и национальных педагогических культур современности.

Основные задачи сравнительной педагогики:

системное описание новейших и малоизвестных фактов, отображающих реальные процессы развития образования в зарубежных странах.

систематизация и анализ количественных данных о развитии систем образования в этих странах.

выявление и анализ важнейших закономерностей и тенденций развития образования в различных странах.

разработка научно-обоснованных критериев оценки качества и эффективности образования в той или иной стране.

определение приоритетных направлений образовательной политики.

сопоставление достижений и недостатков образования в зарубежных странах.

Главный методологический вопрос сравнительной педагогики состоит в том, какой мерой и в каких формах возможно и целесообразно использовать достижения современного зарубежного опыта в своей деятельности.

Этапы развития СП

Первый период - классический (доисторический) - с давних времен до 19 века. В Древней Греции Геродот писал о воспитании в Вавилоне и Египте; римский историк Тацит описывал систему воспитания древних германцев, Ксенофонт приводил систему воспитания персов в пример греческой молодежи.

Средневековая Европа (5-14вв). В эту эпоху, когда монополистом в образовательной сфере стала церковь, а национальные особенности не имели какого-нибудь существенного значения, изучение опыта других религий в образовании, например, ислама, который имел существенные успехи в этой области, не стимулировалось.

Эпоха Возрождения (14-17вв) Образование вновь становится делом «интернациональным». В это время начинается формирование школьной национальной системы, что закономерно усиливает интерес к зарубежному педагогическому опыту. С такими визитами в середине 17ст. объехал несколько европейских стран (Англию, Швецию, Литву, Венгрию) Я.А.Коменский, пропагандируй идеи общего обучения, основы классно-урочной системы.

Второй период - 19 век - период заимствований, или описательный период. Попытку определить цели и функции сравнительно-педагогических исследований и обозначить некоторые методы сбора и систематизации соответствующего фактического материала по разным странам впервые предпринял М-А Жюльен Парижский (1775-1848).

В отечественной педагогике начало систематическому изучению зарубежных систем образования положил К.Д. Ушинский. В ряде его работ и прежде всего в известном труде «О народности в общественном воспитании» (1857) содержатся обстоятельные очерки о народном образовании во Франции. Англии, Германии, Северной Америке, раскрывающие специфику организации и деятельности учебных заведений в каждой из этих стран.

Третий период- начало научных достижений в области сравнительной педагогики - нач. 20 ст. - до второй мировой войны (1939) связан с процессами институализации. Именно в этот период создаются первые национальные и международные научные и информационные организации, которые ставили целью своей деятельности сбор, систематизацию и обобщение фактов, которые относятся к развитию образовательного процесса и педагогической теории в разных странах мира. В Советском Союзе в 20-е года - 800 публикаций, где давался анализ зарубежного опыта. Акцент делался на исследования педагогики США.

Четвертый период -50 - 70г. интернализация образования. Создание ООН.и ее специализированного органа по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО.

Пятый период - начался в 80-е годы XX столетия - период теоретических соревнований. В Украине в 1992 году была создана лаборатория сравнительной педагогики.

Методы сравнительно-педагогических исследований

Все методы исследования условно можно разделить на теоретические и практические. Теоретические методы: сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений. Практические методы: изучение реального педагогического процесса в естественных условиях (наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, опыта работы учителей); изучение педагогического процесса в измененных условиях — педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы. Теоретические методы педагогического исследования. Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Метод сравнительно-исторического анализа предполагает знакомство исследователя в литературе, историческом наследовании, научных монографиях и публикациях. Исследователь изучает историю развития вопроса, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобщения.

Метод моделирования - наглядно - образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний, В отдельных случаях моделирование позволяет описать педагогические явления с помощью матриц: символов, математических формул.

Причинно -. следственный анализ. Следствие не только порождается причиной, но и само в свою очередь влияет на причину, что значительно осложняет процесс установления факта-причинности. Выявление анализ и объяснение этих связей позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы

Практические методы исследования. Педагогические наблюдения непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Начиная наблюдение, исследователь должен знать, что и с какой целью наблюдать, как долго, какой ожидается результат. Приступать к наблюдению можно лишь при наличии необходимых знаний, умений в изучаемой сфере и методике проведения наблюдений Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Исследователю необходимо уметь правильно вести наблюдение объективно выбирать факты, фиксировать результат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: