Методологические аспекты компаративных исследований




Системный подход в сравнительных исследованиях (компаративистике) предполагает рассмотрение как отдельных инвариантно-интегративных сторон образовательного процесса, так и целостного охвата систем образования различных стран или регионов в их единстве и внутренних связях. Системный подход «нацелен на выявление условий стабильного функционирования, направлений и тенденций развития, выявление влияния социально-экономических и социально-культурных факторов на это процессы в сферы образования»

Использование такой методологии позволяет:

-выявить тенденции, противоречия развития;

определить механизмы обновления образования;

определить факторы влияния и воздействия на данное развитие;

отбирать наиболее успешный опыт, производить его освоение и трансформацию в практике.

В рамках системного подхода в компаративистике исследуется структура процесса развития изучаемого объекта и его субстрат, а также критерии (характеристики), определяющие ступени развития системы. В качестве субстрата выступает сфера проблематики исследований. Оцениваются разнообразные изменения: крупные или незначительные: устойчивые или обратимые; универсальные или частные; сохраняющие способность к дальнейшему развитию или ведущие в «тупики»; повышающие или понижающие уровень организации и другие.

Отличительная черта системного рассмотрения объекта -значительный акцент на изучении функциональных связей между установленными элементами процесса. Системный подход позволяет зафиксировать структурность процесса развития, системы изменений. Системный подход и системный метод анализа характеризуются целостностью и комплексностью. Чтобы начать системный анализ необходимо предварительно провести декомпозицию системы: вычленить исследуемую систему из органически единой иерархии систем. К системным признакам относятся такие признаки, взаимосвязь между которыми, прежде всего и определяет суть структуры данной системы. После выделения соответствующей системы и начинается ее анализ. Он включает в себя структурный и функциональный анализ.

 

Актуальные проблемы современной компаративистики

КОМПАРАТИВИСТИКА - 1) общее название совокупности сравнительных методов в различных областях гуманитарного знания (правоведение, литературоведение, языкознание, культурология, история и религиоведение).

Актуальность исследований сравнительно-педагогической направленности обусловлена интеграционными процессами, происходящими в мировой системе образования. Перечень важнейших проблем современной компаративистики: экономика образования; политика и планирование в сфере образования; дошкольное воспитание; начальное и среднее образование; высшее образование; процесс преподавания и подготовки педагогических кадров; содержание образования; неформальное образование (дистанционное обучение); образование взрослых; статистика по образованию.

Современная же программа компаративного исследования, увы, подвержена крайностям. Понятно, чем они порождены. Да, традиционная компаративистика была мелочной, приверженной описанию вырванных из контекста связей, перекличек, влияний. В противовес ее узкой литературности возникает широкий культурный (культурологический) подход, объявляющий литературу лишь одним из текстов и распространяющий в то же время характерный для нее текстуальный подход на все пространство культуры, с первых шагов научной рефлексии поставить вопрос о продуктивности взаимодействия «своего» и «чужого». Вот почему понятие не разделяющей, а соединяющей границы изначально становится важнейшим в Шахтинском диалогизме: «Внутренней территории у культурной области нет: она вся расположена на границах, границы проходят повсюду, через каждый момент ее, систематическое единство культуры уходит в атомы культурной жизни, как солнце отражается в каждой капле ее.

 

7. Тенденция развития образования а современном мире.

В системе образования проявляться следующие тенденции:

1)- гуманизация, заключающийся в утверждении человека как высшей социальной ценности 2) гуманитаризация образования, которая призвана формировать духовность, культуру личности, планетарное мышление, целостную картину мира

3) национальная направленность, которая заключается в неотделимости образования от национальной основы,

4) открытость системы образования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: