Six Sigma - это методология, которая использует статистическую информацию и анализ для измерения и повышения операционной производительности компании через определение и выявление "дефектов" в процессах производства или предоставления услуг. Понимание и трактовка этого названия возможна на трех уровнях: как метрика, методология и философия. Часто под Six Sigma понимают просто меру качества, применяемую для уменьшения количества дефектов в процессе производства или доставки продуктов и услуг. Буквально 6 Сигм означает 3,4 дефекта из миллиона возможных.
Суть методологии Six Sigma - во внедрении стратегии улучшения процессов и снижения за счет этого отклонений. Достигается это за счет применения двух "дочерних" методологий: DMAIC и DMADV (define, measure, analyze, design, verify). Процесс DMAIC (определение, измерение, анализ, улучшение, контроль) - это система для поэтапного улучшения существующих процессов. Процесс DMADV (определение, измерение, анализ, разработка, проверка) - система внедрения новых процессов или продуктов в соответствии с уровнями качества Six Sigma, также применяемая, когда существующий процесс требует кардинального улучшения.
Система «точно-в-срок».
Система «точно в срок» – полная синхронизация поставок с процессами производства и реализации: производственные запасы подаются небольшими партиями непосредственно в нужные точки производственного процесса, минуя склад, а готовая продукция сразу отгружается покупателям.
Основные преимущества системы «точно в срок»:
короткий производственный цикл, высокая оборачиваемость активов, в том числе запасов;
отсутствуют или чрезвычайно низки издержки хранения производственных и товарных запасов.
|
Резко сокращаются затраты на хранение запасов, что позволяет использовать освободившиеся средства на другие цели компании.
Освободившиеся складские помещения могут быть использованы с большей эффективностью.
Всесторонний контроль качества снижает брак до минимума, иногда полностью его исключая.
Производительность труда рабочих возрастает, а время на наладку машин сокращается. Это способствует стабильности производственного процесса и сокращению сроков производства.
Основные недостатки системы «точно в срок»:
сложность обеспечения высокой согласованности между стадиями производства продукции;
значительный риск срыва производства и реализации продукции.
Стратегия внешнеэкономической деятельности
Стратегии вхождения и конкуренции на внешних рынках. Стратегии конкурентной борьбы местных компаний против глобальных конкурентов. Факторы, способствующие глобализации (схема Ипа). Глобальные родовые стратегии Портера. Тотальная глобальная стратегия, этапы тотальной глобальной стратегии по Ипу.
Стратегии вхождения и конкуренции на внешних рынках:
Стратегия экспорта – создание производственной базы в одной стране и экспорт товаров за рубеж, как через собственные каналы (прямой экспорт), так и через каналы конкурентов (косвенный).
Применение стратегии способствует
- снижению риска и потребности в капитале – организация может ограничить свои операции на внешних рынках заключением контрактов с зарубежными фирмами с передачей им функций распространения и маркетинга в их странах.
|
- достижению конкурентоспособного уровня издержек путем создания заводов – гигантов во одном месте за счет достижения эффекта масштаба и обучаемости.
Стратегия лицензирования
Лицензирование позволяет компаниям пользоваться выгодами технического опыта материнской компании, предоставившей лицензию. На основании лицензионного соглашения материнская компания предоставляет другой фирме за рубежом право на производство и/или продажу продукта и в рамках этого соглашения осуществляет техническую поддержку лицензиата — компании—покупателя лицензии. А та в свою очередь платит лицензиару компенсацию за пользование лицензией. В рамках лицензионной деятельности имеются свои преимущества и недостатки для компании, приобретающей лицензию, и для компании, продающей ее.
Для компании-лицензиата выгода лицензионного соглашения состоит в возможности освоить или использовать технологию, разработанную компанией-лицензиаром. Следовательно, компания-лицензиар не должна предоставлять другим фирмам лицензию на технологии, относящиеся к ее уникальным компетенциям
Стратегия франчайзинга
Франшиза — это система распространения, которая дает возможность поставщику договориться с дистрибьютором о продаже своего продукта или услуги на заранее оговоренных и согласованных условиях. В рамках стратегии франчайзинга компания, предоставляющая франшизу (франчайзер), дает покупателю франшизы (франчайзи) право на осуществление предусмотренных в соглашении видов деятельности. Как правило, франчайзер предоставляет свой бренд и услуги по обучению персонала, а компания—держатель франшизы платит процент с оборота за право пользования франшизой. Самый яркий пример франшизы — рестораны McDonald's. Для предприятий малого бизнеса преимущества и недостатки стратегии франчайзинга заключаются в следующем.
|
Преимущества:
• франшиза позволяет получать выгоду от известности имени бренда;
• франчайзи пользуется услугами франчайзера по обучению своего персонала;
• франчайзи имеет возможность получить финансовую поддержку франчайзера;
• прежде чем заключить договор франшизы, МСП может ознакомиться с достижениями других франчайзи, подтверждающими целесообразность ее приобретения.
Недостатки:
• плата за пользование франшизой;
• контроль со стороны франчайзера;
• опасность того, что некоторые франчайзеры могут не выполнить своих обещаний.
Мультинациональная стратегия – характеризуется применением в разных странах специфических стратегических подходов, адаптированных к местным условиям, вкусам и предпочтениям покупателей.
Глобальная стратегия – предполагает единообразие стратегических действий на всех м/н рынках (один и тот же товар во всех концах света).
Стратегия совместного предприятия, союза – представляет собой заключение соглашений о сотрудничестве между компаниями, выходящего за рамки обычных договоров, но не простирающегося до слияния либо создания совместного предприятия.
Союзы выгодны, если компании, благодаря партнерским отношениям, приобретают ценные ресурсы и возможности, которые не могут получить другими способами.
Союзы создаются для решения следующих задач:
- разработка новых товаров.
- устранение пробелов в технологических или производственных навыках и опыте.
- реализация эффекта масштаба в производстве или масштабе.
- выход на рынок с помощью совместных маркетинговых проектов.
(по данным исследований около 60% союзов распались или не дали желаемого эффекта).
Недолговечность союзов обусловлена следующими факторами: расхождение в целях и приоритетах участников; неспособностью организовать эффективное взаимодействие; конкуренцией между участниками, нежелание делится своими технологиями.
Для успеха союзов необходимы следующие условия: высокая заинтересованность в совместной деятельности; желание обмениваться опытом; постоянное тесное взаимодействие между компаниями.