Понятие «скандинавская модель» означает совокупность общих черт экономического, социального и политического развития стран Северной Европы (Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии и Исландии), а также концепций и тенденций общественного развития, включая исторические и национально-культурные особенности данного региона. Строго говоря, Финляндия является североевропейским, но не скандинавским государством, однако в литературе скандинавскими странами часто называют все пять стран.
На формирование скандинавской модели «работают» многие факторы. Это сходные природно-географические условия, общие границы и традиционные исторические связи (не говоря уже о том, что, например, Финляндия несколько веков входила в состав Швеции, а Норвегия — в состав Дании), языковая, религиозная и культурная близость. В национальных традициях и менталитете всех скандинавов, также существует много общего.
К особенностям скандинавской модели относятся и многие внеэкономические факторы. Это:
• активное участие социал-демократов и других левых партий в правительстве и законодательных органах власти;
• высокая степень «юнионизации» (доля членов профсоюзов среди работающих в различных отраслях в странах Скандинавии составляет 70—90%);
• высокая политическая и экономическая активность женщин;
• особый экологический менталитет всех скандинавов;
• специфическая скандинавская культура труда и этика бизнеса.
Все страны Северной Европы относятся к группе так называемых малых стран (критерии отнесения к малой стране - это абсолютные объемы ВВП, промышленного производства и другие абсолютные показатели, а не показатели, рассчитанные надушу населения). На них приходится всего 1% населения и 3% ВВП и промышленной продукции развитых государств. Однако по показателям ВВП и промышленного производства на душу населения (рассчитанными по паритетам покупательной способности валют) скандинавские страны входят в первые 12—15 наиболее высокоразвитых государств мира, а согласно классификации, предложенной «Программой развития ООН», по показателю «индекс человеческого развития», включающему в себя измерители различных аспектов жизни человека (образование, уровень доходов, грамотность взрослого населения, равноправие женщин и др.) страны Северной Европы занимают места в первой пятерке государств мира.
|
Государство в Скандинавии весьма активно участвует в финансировании таких важнейших сфер, как образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение и др. Важнейшим направлением государственного регулирования во всех странах Северной Европы является также «активное присутствие» государства на рынке труда (участие в финансировании обучения и переквалификации рабочей силы, в создании новых рабочих мест, организация службы занятости и т.д.).
Таким образом, в Скандинавии для построения «государства всеобщего благосостояния» необходимым считают самое активное участие государства в решении всех социально-экономических вопросов. Другим важнейшим условием является выработка консенсуса по основным проблемам общественного развития. Консенсус формируется на базе постоянного переговорного процесса между представителями трех политически значимых сил: союзов предпринимателей, профсоюзов и представителей государственной власти. Конкретно это выражается в практике заключения коллективных договоров об условиях оплаты труда и социальных льготах в различных отраслях в консультациях государственных чиновников с профсоюзами и предпринимательскими объединениями практически по любому важному вопросу. В некоторых зарубежных публикациях национальные хозяйства региона называют «экономиками согласования».
|
Помимо прямого участия государства в социально-экономическом развитии в Скандинавии, как и во всех других развитых странах, существуют косвенные методы регулирования с помощью мер денежно-кредитной политики на основе использования элементов как неокейнсианства, так и неоконсерватизма. Подобный эклектический вариант, предусматривающий выбор то одних, то других мер государственной политики, становится все более распространенным в европейских странах.
Развитие экономического программирования и прогнозирования в скандинавских государствах направлено на определение приоритетов в социально-экономической стратегии, включая такие ее важнейшие направления, как промышленная, научно-техническая, региональная, торговая, валютная политика. Это дает предпринимательскому сектору среднесрочные и долгосрочные ориентиры, знание которых необходимо для выработки эффективной бизнес-стратегии.