Теоретические основы организации соревнования




Соревнование - это борьба за достижение определенного результата в соответствии с поставленной целью. Соревнование следует отличать от конкуренции[2].

Конкуренция - это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализации товаров. Она является особым видом соревнования, характерным дли рыночных отношений, которые служат регулятором производства.

Экономической основой возникновения и развития соревнования являются объективно существующие отношения людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Поэтому подлинно экономическим соревнованием будет такое, когда между коллективами (свободными работниками) развивается, с одной стороны, взаимопомощь и товарищеское сотрудничество, а с другой- соперничество и трудовое состязание за лучшие результаты хозяйствования и предпочтение в их присвоении. Это основное ядро экономического соревнования как экономического явления.

Способствуя повышению производительности труда, соревнование с точки зрения своего глубинного содержания выступает как процесс активизации трудовой деятельности, который вызывается:

во-первых, действием побудительных сил, обеспечивающих самофункционирование производительных способностей человека;

во-вторых, действием складывающихся в процессе кооперации труда отношений совместных действий.

Общие побудительные силы трудовой деятельности включают прежде всего потребности, интересы, стимулы, заинтересованность, нравственные принципы, честолюбие. В качестве непосредственного импульса трудовой деятельности выступает потребность участника трудового процесса в присвоении жизненных благ, для чего необходимо выполнение определенных производственных функций.

Активизация труда, представляющая материально-вещественное содержание соревнования, воздействует на производительные способности работника и обеспечивает их повышение по двум основным направлениям. Во-первых, происходит активизация трудовой деятельности непосредственно индивидуальной рабочей силы на основе развития ее специфических возможностей, и тем самым повышается индивидуальная производительность труда. Во - вторых, происходит активизация трудовой деятельности непосредственно общественной рабочей силы на основе распространения в обществе индивидуальных достижений. Содержание соревнования определяют его функции. В научной литературе обычно выделяют три основные функции соревнования: социально-воспитательную, управленческую и экономическую.В связи с этим становится дискуссионным вопрос об отнесении соревнования к экономическим или социально-психологическим методам управления.[1]

Социально-воспитательная функциясоревнования состоит в том, что стремление человека превзойти других в труде требует от него предельной организованности, дисциплины, вызывает необходимость расширения знаний и совершенствования профессионального мастерства. Соревнование призвано воспитывать в людях гордость за свое дело, хозяйское отношение к производству.[9]

Управленческая функциясоревнования состоит в том, что реализация инициативы соревнующихся предполагает развитие принципов производственного самоуправления, а также поиск новых форм организации труда и производства. Разработка обязательств соревнования, личных творческих планов, борьба за их выполнение, подведение итогов соревнования, выявление победителей и отстающих, по существу, представляют проявление таких этапов управления, как определение программы деятельности, организационная работа по ее выполнению, контроль за работой отдельных участков производства. Выполняя функцию управления, соревнование выдвигает к руководству наиболее отличившихся работников в соответствии с их организаторскими способностями и инициативностью.

Экономическая функциясоревнования состоит в том, что стремление людей превзойти друг друга, добиться большего успеха в труде неизменно способствует улучшению показателей их деятельности, уровня жизни не только в отчетном периоде, но и в ближайшей перспективе, а при закреплении и развитии успеха и в более отдаленной. Группировка функций по субъекту управления позволяет разделить их на основные (руководство, планирование, учет и контроль) и обеспечивающие (информационное, кадровое, финансовое, материально-техническое и другое обеспечение соревнования).

Организация экономического соревнования на научной основе требует соблюдения определенных правил или принципов - качества, прибыльности, гласности, сравнимости результатов, повторения передового опыта, взаимопомощи, организованности и стимулирования.

Качестводолжно сопутствовать всем этапам экономического соревнования. Это относится к организации соревнования. проведению его В процессе труда, разработке системы поощрения за достигнутые результаты и подведению итогов, В ходе проведения экономического соревнования намечаются меры по улучшению Качества Труда и повышению качества производимой продукции.

Прибыльность.Экономическое соревнование должно способствовать увеличению прибыли предприятия в перспективе. Этот принцип отсутствовал при организации социалистического соревнования, так как основной целью было увеличение производительности труда за счет роста валового производства продукции.

Гласностьозначает освещение отдельной информации о проведении экономического соревнования. Нужно отметить, что содержание этого принципа значительно отличается от аналогичного принципа социалистического соревнования в части границ и объема распространения информации о достигнутых результатах. В условиях
рынка информация, способствующая увеличению прибыли предприятия, составляет коммерческую тайну и не подлежит распространению, что предусмотрено Законом о предприятиях в республике Беларусь [7]. Это может быть, например, "ноу - xay", по определению Л.Ф.Догиль и Б.Д.Семенова [3], это совокупность или отдельные знания, опыт, навыки технического, технологического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой, передача которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений. Однако освещение успехов предприятия, отдельного подразделения является действенным Средством рекламы производимых товаров и ведет к повышению эффективности производства.

Сравнимость результатовпредполагает сравнимость условий и итогов соревнования. Особенно это важно для сельского хозяйства, в котором действует много нестабильных природно-экономических факторов.

Повторение передового опыта - принцип и одна из целей экономического соревнования, поскольку овладение опытом передовиков означает освоение огромных резервов экономического роста.

Принцип организованноститребует проведения целого комплекса организационных, экономических, технических и социальных мероприятий, обеспечивающих эффективное экономическое соревнование. Организация включает разделение труда по управлению соревнованием, разработку обязательств, контроль за ходом их выполнения, охватывает также учет, анализ и другие общие функции управления соревнованием.

Принцип стимулированияподкрепляет чисто организационные мероприятия и доводит дело до конца. С помощью стимулирования достигается согласование интересов предприятия и отдельных работников. Человек, вступая в соревнование, старается быть первым или в числе передовиков, рассчитывая на определенные дополнительные блага. Если это заранее определено, то его поведение становится более активным.[3]

Организация экономического соревнования на вышеперечисленных принципах требует постоянного совершенствования, использования многолетнего отечественного и зарубежного опыта организации соревновательной деятельности, в том числе на предприятиях агропромышленного комплекса с учетом специфики производства сельскохозяйственной продукции и других факторов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: