Рассказ «Самая счастливая»




 

Рассказ этой простой женщины является показателем настоящего русского характера.... Эта сила, которая дает стержень, не позволяет сломаться, присуща деревенским людям. С детства на их долю возлагаются различные дела, которые уже формируют характер, закаляют души детей, которые вырастают крепкими и сильными. Рассказ был записан 1939году.

СЛАЙД 12

 

А впереди война… В 1941 году студент- третьекурсник Фёдор Абрамов, как и многие другие студенты, вступают в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены, «чтобы хвостов не было». В сентябре 1941 года рядовой- пулемётчик 377-го артиллерийского пулемётного батальона Абрамов был ранен в руку, после недолгого лечения он вновь отправился на фронт. В ноябре того же года взвод получил приказ: проделать проход в проволочных заграждениях под огнём фашистов. Единственное укрытие- тела погибших товарищей. Заранее распределили, кто за кем поползёт. Абрамов попал во второй десяток.

Фёдор полз к заграждению. В одной руке - ножницы, в другой – граната. …Он не дополз до заграждения несколько метров- пулями перебило обе ноги. В тот день от взвода в живых осталось несколько человек.

Вечером похоронная команда собирала убитых. Посчитали мёртвым и Фёдора. Поволокли его на плащ-палатке в братскую могилу. Измученные солдаты с трудом передвигали ноги. Усталый боец, споткнувшись около Фёдора Абрамова, нечаянно пролил ему на лицо воду из котелка,- «мертвец» застонал. Этот случай сам писатель считал огромным везением, чудом, случившимся с ним. В голодном блокадном Ленинграде Абрамов попал в госпиталь, что расположился в том самом университете, где ещё несколько месяцев назад Фёдор учился. В ту страшную зиму в неотапливаемом помещении раненные лежали в одежде, в шапках, в рукавицах, укрытые сверху двумя матрацами. Эти матрацы помогли многим из них выжить.

В апреле 1942 года Абрамова вместе с другими раненными эвакуировали из Ленинграда по Дороге жизни в одной из последних машин. Грузовики шли под обстрелом по слабому ладожскому льду. Машина впереди, с блокадными ребятишками, ушла под лёд. Машина, что шла сзади, с раненными, тоже осталась на дне Ладожского озера. А та, в которой ехал Фёдор Абрамов, добралась до Большой земли. И это он считал еще одним чудом в своей жизни.

И всю жизнь Фёдор Абрамов считал себя должником тех, кто не выжил в той страшной войне. «Погибли, может быть, самые талантливые, самые гениальные ребята»,- говорил он. И работал, сжигая себя без остатка: за себя и за них…

СЛАЙД 13

 

После лечения в госпитале в апреле 1942 года Абрамов получает отпуск по ранению. Три месяца Фёдор Абрамов преподавал в Карпогорской школе и там, в родных местах, на Пинежье, увидел то, что поразило его и запомнилось на всю оставшуюся жизнь: «…были похоронки, были нужда страшная и работа.

СЛАД 14

Музыка 4

Тяжёлая мужская работа в поле и на лугу. И делали эту работу полуголодные бабы, старики, подростки.

Нет ни одного рассказа, ни одной повести у Абрамова, где героем не была бы женщина. И «всюду – страдания и преодоление, борьба за детей, за мужиков, за то, чтоб выжить, прожить, своей волей и терпеливостью вытащить из беды род, семью, дом, деревню, Россию». Так было на разных этапах нашей истории. Но особенно ярко это проявилось в военные и послевоенные годы.

 

«0ФИМЬИН ХЛЕБЕЦ»

- Справедливости на земле нету. Бог одной буханкой всех людей накормил - сколько молитв, сколько поклонов. Я еще маленькой была, отец Христофор с амвона пел: и возблагодариша господа нашего, единым хлебом накормиша нас... А про меня чего не поют? Я не раз, не два свою деревню выручала. Всю войну кормила. Мохом.

Раз стала высаживать из коробки капустную рассаду на мох. Смотрю: ох какой хорошенькой мошок! Чистенькой, беленькой. А дай-ко я его высушу да смелю. Высушила, смолола. Ну мука! Крупчатка! В квашню засыпала, развела, назавтра замесила (мучки живой, ячменной горсть была), по сковородкам разлила - эх, красота!

Ладно. В обед, на пожне, достаю, ем - села на самое видное место. Женки глаза выпучили - глазами мои хлебы едят. "Офима, что это?" - "А это, говорю, мука пшенична моей выработки". Дала попробовать - эх, хорошо! "Где взяла? Где достала?" - "На болоте". Назавтре все моховиков напекли - ну не те. Скус не тот. Опять: сказывай, где мох брала. Я отвела место на болоте - всю войну не знали горя. Уродило не уродило - мы сыты.

Думаешь, мне благодарность была? Спасибо сказали? Тепере-ка клянут. У всех желудки больны. От Офимьиного хлебца, говорят. От моха.

 

«Памятник»

Старая Пахомовна тяжело заболела. Съехались дети, стали утешать, успокаивать: поправишься, мама, а не поправишься, мы такой тебе памятник отгрохаем, какого в нашей деревне ещё не видали.

-Нет, ребята, никаких памятников не ставьте, а положите мне на могилу плуг.

-Плуг?

-Плуг. В городах на памятниках про все заслуги покойника пишут, а у меня одна заслуга- плуг. После войны мне в колхозе именной плуг присвоили за то, что я двадцать пять лет бессменно за плугом выходила. А когда я по старости не замогла ходить за плугом, мне тот плуг домой привезли, за сарай поставили. Там он и сейчас стоит.

За сараем, однако, плуга не оказалось.

Дети думали-думали, как быть, и в конце концов привезли от колхозной кузницы какой-то старый, бросовый, порядком проржавевший плуг. Привезли и поставили перед окошком.

Так, глядя в окошко на этот плуг, и отошла старая Пахомовна.

 

«Вкус победы»

-Я долго, до восьми лет, хлеб победой называла.

Как сейчас помню. Бегаем, играем с девочёшками возле нашего дома, и вдруг: «Санко, Санко приехал!» А Санко - старший брат Маньки, моей подружки из соседнего дома. Вот мы и чесанули к Маньке.

Солдат. Медали во всю грудь. С каждой за руку здоровается, у каждой спрашивает, как звать, каждую по головке гладит. А потом и говорит: «Я, говорит, Победу вам, девки, привёз».

А мы, малоросия, что понимаем? Вылупили на него глаза, как баран на ворота. Нам бы Победу-то в брюхо запихать, вот тогда бы до нас дошло.

Ну, догадался Санко, что у нас на уме. Достаёт из мешка буханку хлеба. «Вот, говорит, девки, так Победа- то выглядит». Да давай эту буханку на всех резать.

Долго я после того капризила. За стол садимся, мама даст кусок, скатанный из моха да картошки, а я в слёзы: «Победы хочу…»

 

С июля 1942 года Фёдор возвращается в армию на службу в нестроевых частях: вернуться на фронт не позволяют ранения. С апреля 1943 года его переводят в отдел контрразведки "СМЕРШ", где он начинает службу с должности помощника оперативного оперуполномоченного резерва, а в июне 1944 года - старшим следователем следственного отделения отдела контрразведки.

 

В августе 1945 года приходит запрос ректора ЛГУ, профессора А.А. Вознесенского с просьбой демобилизовать Абрамова и отправить в Ленинград для завершения учёбы.

СЛАЙД 15

 

В 1948 году Фёдор Абрамов, получив диплом с отличием, поступает в аспирантуру, защищает кандидатскую диссертацию. На защиту аспирант пришёл в старых, рваных ботинках. После защиты сотрудники преподнесли ему новые ботинки - в подарок.

СЛАЙД 16

Музыка 5

Творчество Абрамова неразрывно связано с Пинежским краем, с Верколой. Действие многих его произведений разворачивается в деревне Пекашино, «прототипом» которого являлась Веркола. Абрамов создает своеобразную художественную хронику, видя в жизни этой небольшой деревни отражение судеб всего русского народа.

СЛАЙД 17

Первый роман Фёдора Абрамова «Братья и сёстры» вышел в свет в 1958 году. Он был напечатан журналом «Нива», потом вскоре выпущен отдельной книгой в Ленинграде, а затем - полумиллионным тиражом в «Роман- газете». Со страниц романа «Братья и сёстры» пекашинские герои шагнули в следующие книги Абрамова:

«Две зимы и три лета» 1968г.

«Пути-перепутья» 1973г.

«Дом» 1978г.

Все романы составили тетралогию «Пряслины», удостоенную Государственной премии СССР в 1975 году.

СЛАЙД 18

Действие романа «Братья и сёстры» происходят в маленькой деревне Пекашино, затерявшейся среди Архангельских лесов, впервые месяцы войны. Написал Абрамов о войне по-своему, не похоже на кого-либо другого. Он рассказал о деревне в глубоком тылу, обезлюдевшей, забывшей многие земные радости, из последних сил стремившейся поддержать фронт, прокормить армию, город, страну.

 

Иду Пекашинской дорогой-

Дымятся травы синевой.

В Пинеге Мишка моет ноги:

Ровесник мужественный мой!

Не моет, просто раны лечит,

Штаны с заплатами задрав:

На лесосплаве изувечил

Подошвы- в клочья изодрал.

От боли взвыл бы бурым волком.

Нельзя! Почти уже мужик.

Он над отцовской похоронкой

Повыл по-бабьи. И отвык…

Обременённый детворою,

Не по-отцовски хмур, худущ,

Он- хлебороб, но хлеб с корою

Делил на семь голодных душ.

Ровесник! Малый человек

Вершил мужицкие дела,

Когда на худенькие плечи

Беда российская легла.

С какой готовностью хорошей

Солдатским вдовам помогал!

Тащил немыслимую ношу-

Порой срывался, но стоял!

Мы под одним родились небом,

Россию поровну любя.

Когда меня кормил ты хлебом,

Я воевала за тебя!

СЛАЙД 19

 

«Почему деревня стала моей преобладающей темой? Я хотел бы, чтобы это понимали не в узком смысле. Деревня – мать наша, это нива, на которой всколосилась русская культура. Убежден: на примере жизни деревенской бабы, которая не выходила за околицу, можно дать не только историю всей страны, но историю человечества…» Федор Абрамов

СЛАЙД 20

 

Лучшие повести и рассказы Фёдора Абрамова, такие как «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони», «Мамониха», «В Питер за сарафаном», «Сосновые дети», «Последняя охота» и другие, по своей художественной ценности и эмоциональной силе воздействия не уступают тетралогии «Пряслины».

 

СЛАЙД 21



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: