Дидактические игры в обучении грамоте дошкольников.





Словесно-дидактические игры:

Назови слова с заданным звуком.

Назови слова по заданной модели.

Назови слова с заданным «кусочком» слова (ту, ру, ма…).

Назови слова, которые начинаются с твердого (мягкого) согласного звука.

Отгадай слово (выложенное моделью) – по вопросам.

Назови любимые игрушки.

Звуковые и звукоподражательные игры:
Ветер-ветерок
Жуки прилетели
Надуем мяч
Веселые Петрушки
Скажи как я
Назови звук
Назови братца
Назови 1-й звук слова
Назови ударный гласный звук в слове
Игра со звуками слова (по модели)

Дидактические игры с предметами:
Магазин игрушек
Зоопарк
Поезд
Киоск открыток
Чудесный мешочек
_____________________________________________________________________

«Скажи, как я»:
Воспитатель предлагает детям встать в круг, сам становится в середине его с мячом. Игра заключается в том, что воспитатель бросает мяч кому-либо из ребят, называя слово с интонационным выделением любого из согласных звуков (ррука, самолет, труба, ййожик, домм и т.п.). Ребенок должен повторить слово так, как его произнес взрослый, перебрасывая мяч назад. В игре должны принять участие все дети.

«Назови пару»:
Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, он называет пару заданного звука (маленького «братца») и перебрасывает мяч воспитателю. После того как будет названо несколько пар звуков (например, (б) - (б’), (г) – (г’), (з) – (з’), (л) – (л’), задание в игре меняется: воспитатель называет мягкий согласный звук, а дети в ответ – большого «братца», то есть твердую пару названного звука ((к’) – (к), (п’) – (п), (д’) – (д), (м’) – (м), (н’) – (н)).

«Отгадай мое слово»:
Педагог говорит: «Я задумала слово, которое начинается со слога мА. Попробуйте отгадать мое слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на стол. Я вам покажу ее в конце игры».
Дети называют разные слова: машина, мама, малина, маяк, магазин, макароны, малыш и др. Они могу вспомнить слова типа масло, марка, то есть с трехзвуковым первым слогом, содержащим ма. Такие ответы считаются правильными.
Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов, даже если кто-либо отгадает слово в начале игры. Заканчивая ее, воспитатель показывает картинку с изображением малины и говорит: «Я загадала слово – название ягоды. Какое это слово?» -- «Малина». – «Кто отгадал мое слово?» -- «Сережа». – «Молодец, Сережа, ты сегодня победитель!»

«Кто внимательный»:
1.
Воспитатель читает детям потешку, слегка выделяя голосом звук (г):
Горкой, горкой, горочкой
шел маленький Егорочка.
Протоптал Егорочка
Тропочку до горочки.
Дети должны внимательно слушать и запоминать слова со звуком (г). Побеждает тот, кто запомнит больше слов.

2. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие бывают звуки. Дети отвечают: гласные, твердые и мягкие согласные. Воспитатель: «Давайте поиграем. Возьмите три фишки – красную, синюю и зеленую. Положите их перед собой. Если я назову гласный звук, вы поднимите красную фишку; если я назову мягкий согласный звук, поднимите… какую фишку?» -- «Зеленую». – «А если я назову твердый согласный звук, вы поднимите…» -- «Синюю фишку» Воспитатель называет вперемежку 8-10 звуков. Дети на каждый звук поднимают соответствующие фишки.

«Кто у кого?»:
Воспитатель называет каких-либо животных (лиса, кошка, курица), а дети в ответ – детенышей этих животных (лисенок, котенок, щенок, цыпленок). Игра проводится с мячом.

«Назови первый звук»:
Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель произносит слова с интонационным выделением первого звука (ррепа, ллес, волк ддом, йаблоко и т.д.) и бросает мяч ребенку. Тот называет первый звук в слове ((р’), (л’), (в), (д), (й)) и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.

«Сколько звуков услышали?»:
Воспитатель выразительно проговаривает вперемежку отдельные звуки и прямые слоги ((м), ра, (у), (с), ко…). На один звук дети ставят на локоток одну руку, на слог (два звука) – две руки.

«Назови слово»:
Дети по заданию воспитателя называют слово со звуком (п): пароход, пудель, шапка, полка и т.д. Когда будет названо 10-15 слов, задание меняется: дети называют слова с маленьким «братцем» -- звуком (п’): пион, капитан, пение, пила и т.д. За каждое правильно подобранное слово дети получают фишку или мелкую игрушку. В конце игры фишки подсчитываются, определяется победитель.

«Звук потерялся»:
Воспитатель предлагает детям послушать стишок, в котором «заблудился» звук:
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук
С длинными усами!»
Дети внимательно слушают и определяют, какой звук в каком слове «заблудился» (звук (ж), вместо слова лук нужно говорить жук).

«Магазин» (Такая же игра «Мамина сумка», что мама принесла из магазина):
Воспитатель говорит детям: «Вы пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те из низ, в названиях которых есть звук (с). Что вы купите?» Дети называют: масло, сметана, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д. После того как запас слов-названий продуктов со звуком (с) будет исчерпан, задание меняется: воспитатель предлагает «покупать» продукты, в названиях которых есть звук (с’) (сосиски, селедка, апельсин, карась, кисель и т.д.). За каждое правильно названное слово дается фишка или маленькая игрушка. Побеждает тот, кто назовет больше слов.

«Перекличка»:
Воспитатель называет вперемежку разные звуки – гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.

«Построим дом»:
Воспитатель говорит, что он собирается нарисовать дом, и изображает на доске только одну стену. Дети должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Назвать можно только те слова, в которых есть звук (р). Дети называют: крыша, чердак, рама, крыльцо, труба. «Чего не хватает над крыльцом?» -- «Дверь» -- «Почему же вы не называете этого слова?» -- «Потому что в нем звук (р’), а не (р)». – «Хорошо, теперь будем называть слова со звуком (р’)». – «Дверь, козырек над дверью».
Все называемые предметы воспитатель схематически рисует на доске. За правильные слова даются фишки или мелкие игрушки. Побеждает тот, кто назовет больше слов.

«Какой звук гласный?»:
Воспитатель называет вразбивку гласные и согласные звуки. На гласный звук дети поднимают правую руку с красной фишкой.

«Твердый или мягкий?»:
Воспитатель называет вразбивку твердые и мягкие согласные звуки. Дети поднимают на твердый звук синюю фишку, на мягкий – зеленую.

«Угадай-ка»:
На доске прикрепляются предметные картинки (кот, рыба, лиса, мяч). Вразброс чертятся цветными мелками модели звукового состава слов-названий картинок. Вызванные дети должны провести линии от выбранной картинки к соответствующей модели.

«Поймай конец и продолжай»:
Воспитатель называет слова, а дети должны продолжать «цепочку» таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например, воспитатель называет слово шар, слегка подчеркивая голосом звук (р), спрашивает, с какого звука должно начинаться следующее слово. Вызванный ребенок называет слово рак. Следующий должен назвать слово, которое начинается со звука (к), например кот и т.д. Образуется цепочка слов типа: шар, рак, кот, туфли, ирис, сам, мост… Каждому ребенку, сумевшему продолжить цепочку, дается фишка или мелкая игрушка.

«Поищи слово»:
Воспитатель говорит, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Например, давайте найдем слово, которое спряталось в слове песок. (Дети делят слово на слоги – пе-сок.) «Какое же слово спряталось?» -- «Сок». Воспитатель называет другие слова, в которых второй слог представляет собой в то же время самостоятельное слово: рыбак, кулак, фасоль, Борис, пирог, король. Дети «отыскивают» спрятавшиеся в них слова.

«Назови ударный звук»:
Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч кому-либо из детей и называет слово, не выделяя голосом ударный гласный. Ребенок должен бросить мяч назад воспитателю и назвать ударный гласный в предложенном слове (фишка – (и), рубашка – (а), сапог – (о), корыто – (ы), капуста – (у), лента – (э)).

«Игра с заданиями»:
Воспитатель вызывает детей играть, называя их звуками слова лук по порядку. Потом подзывает к себе детей называя порядковые номера звуков в разбивку: второй, третий, первый. Во второй раз подзывает по звукам: (к), (л), (у). Дети ставят фишки на место: (у), (к), (л). Последний ребенок читает слово полностью с указкой.

«Телеграф»:
Воспитатель произносит двух- или трехсложные слова (окно, доска, указка, ковер, карандаш и т.д.), а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов в названном слове – «передает слово по телеграфу".





Читайте также:
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.013 с.