Правильная обкатка мотоцикла обеспечивает его надежность в дальнейшей эксплуатации и нормальный срок службы. Период обкатки мотоцикла соответствует пробегу 2000 км.
За время обкатки происходит приработка рабочих поверхностей деталей, «осадка» резьбовых и других соединений, поэтому необходимо своевременно производить осмотр, смазку, подтяжку резьбовых соединений. На период обкатки в карбюраторе установлен ограничительный стержень подъема дросселя, удалять который до конца обкатки категорически запрещается. В период обкатки необходимо выполнять следующие требования:
1. Начинать движение только после прогрева двигателя в течение 4-6 мин. на холостых оборотах.
2. Мотоцикл обкатывать с ограничительным стержнем в карбюраторе, скорости движения при этом не должны превышать рекомендованных в таблице
3. Недопустима езда по тяжелым дорогам, вызывающим перегрузку двигателя по оборотам.
4. Применять топливо из смеси бензина и масла только указанных в настоящей инструкции марок в соотношении 20:1 в период обкатки и 33:1—при дальнейшей эксплуатации. Тщательно перемешивать бензин с маслом.
5. Во избежание перегрева двигателя на первой тысяче километров пробега рекомендуется периодически делать остановки с выключением двигателя.
6. Обучаться езде на мотоцикле в период обкатки не допускается.
УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ
рис. 4 Блок двигателя с коробкой передач в разрезе:
1- свеча А17В; 2- головка цилиндра; 3- поршень; 4- поршневой палец; 5- шатун; 6- сальник коленчатого вала левый; 7- подшипник №205; 8- ведущая звёздочка; 9- левая крышка картера; 10- шестерня 3-й передачи первичного вала; 11- ведущий барабан сцепления; 12- ведущий диск сцепления; 13- нажимной диск сцепления; 14- крышка смотрового отверстия; 15- регулировочный винт; 16- первичный вал коробки передач; 17- палец пружины сцепления; 18- ведомый диск сцепления; 19- роликовый подшипник; 20- вал кикстартера; 21- возвратная пружина; 22- упорная муфта; 23- храповик; 24- шестерня кик стартера; 25- картер двигателя (левая половина); 26- шестерня 2-й передачи вторичного вала; 27- шестерня 2-й передачи первичного вала; 28- шестерня 4-й передачи вторичного вала; 29- подшипник №204; 30- вторичный вал коробки передач; 31- подшипник №203; 32- звёздочка вторичного вала; 33- подшипник №305; 34- сальник; 35- корпус сальника династартера; 36- сальник; 37- возбудитель династартера; 38- крыльчатка вентилятора; 39- якорь династартера; 40- прерыватель; 41- крышка прерывателя; 42- крышка вентилятора; 43- коленчатый вал; 44- картер двигателя (правая половина); 45- корпус вентилятора; 46- поршневое кольцо; 47- цилиндр.
|
Двигатель состоит из цилиндропоршневой группы, в которую входят: цилиндр, головка, поршень с кольцами, поршневой палец и коленвал с Шатуном; Коробки передач, состоящей из картеров, моторной передачи, сцепления, валов, шестерен и механизма переключения; системы охлаждения, состоящей из кожухов обдува и вентилятора; системы электрооборудования, состоящей из династартера ДС-115, прерывателя, катушки зажигания Б-51 с конденсатором, проводом высокого напряжения, колпачком свечи и свечи А17В.
Цилиндр биметаллический. Гильза цилиндра изготовлена из специального чугуна, рубашка цилиндра из алюминиевого сплава. Цилиндр и головка цилиндра крепятся к картеру при помощи 4-х шпилек. Рабочая поверхность цилиндра (зеркало) служит для направления движения поршня. В цилиндре имеются впускной, три продувочных и выпускной каналы, патрубок для соединения с трубой глушителя и фланец с двумя ввернутыми шпильками для соединения с карбюратором. Для демонтажа цилиндра без съема двигателя с рамы необходимо вывернуть из картера заднюю шпильку крепления цилиндра с левой стороны двигателя. Операцию удобнее выполнить при снятой головке цилиндра, навернув на шпильку две гайки.
|
Поршень изготовлен из специального алюминиевого сплава. На нем установлены два кольца. В процессе работы двигателя имеет место износ колец. С износом колец увеличивается расход топлива, а масло, попадая в зазоры между кольцом и канавкой поршня, коксуется, т. е. образуется нагар. Замена колец с целью сохранения хорошего качества двигателя обязательна после пробега 9-11 тыс. км.
Поршень и цилиндр по размерам диаметра рассортированы на три группы: 0; 1; 2. Индекс группы поршня выбит на днище поршня, индекс группы цилиндра выбит на верхней алюминиевой части цилиндра. При заводской сборке поршень и цилиндр подбираются из одинаковых групп с обеспечением зазора 0,05-0,07 мм между юбкой поршня и цилиндром. Имеющиеся в продаже поршни 1-го и 2-го ремонтных размеров предназначены для замены в случае износа или повреждения зеркала цилиндра с последующей его обработкой. Цилиндр растачивают под ремонтный размер после пробега 25-30 тыс. км. Поршень в зависимости от условий эксплуатации следует заменить после пробега 18-30 тыс. км.
Маркировка поршневых пальцев и поршней (по отверстию под поршневой палец) по группам: белый, черный, красный обеспечивает зазор 0,0050 - 0,000. Цветовой индекс наносится на бобышке поршня и торце поршневого пальца.
|
Диаметры поршневых колец: серийных—621 0,03, 1-го ремонта—62,5+0,03, 2-го ремонта—63+0,03.
Коленчатый вал сборный, состоит из правой и левой цапф, соединенных пальцем на прессовой посадке, разборке не подлежит. Левая цапфа вращается на двух шарикоподшипниках, а правая — на одном роликоподшипнике. Наружные кольца подшипников запрессованы в отверстия половин картера. Между двумя шарикоподшипниками, насаженными- на цилиндрическую шейку левой цапфы, расположены резиновый сальник и лабиринтное уплотнение. Ведущая звездочка посажена на шлицах и закреплена гайкой на конце шейки цапфы. Гайка законтрена специальной шайбой. На конической шейке правой цапфы закреплен якорь династартера.
Кривошипный палец, соединяющий цапфы коленчатого вала с шатуном, представляет собой цементированный и закаленный валик.
Наружная поверхность средней цилиндрической части пальца является рабочей для роликов подшипника нижней головки шатуна.
При длительной работе двигателя коленчатый вал и сопряженные с ним детали изнашиваются, уменьшается диаметр роликов подшипника, увеличивается диаметр отверстия нижней головки шатуна, изнашиваются пазы сепаратора, уменьшается диаметр кривошипного пальца. В результате общего износа этих сопряженных деталей при работе двигателя возникает стук в нижней головке шатуна. Если вследствие увеличения зазоров радиальное перемещение шатуна достигает 0,06-0,07 мм, то коленчатый вал подлежит замене. Это наблюдается при пробеге 25000-30000 км при правильной эксплуатации мотоцикла.
Система выпуска газов
Состоит из глушителя и глушащего элемента, соединенных патрубком. В процессе эксплуатации мотоцикла необходимо производить чистку глушащего элемента от нагара. Первая чистка производится через 2000 км пробега, последующие через 4000 км.
Для чистки глушащего элемента необходимо, отвернув винт, извлечь из корпуса элемента крышку. Прочистить отверстия глушащей трубы и перегородки от нагара, после чего вставить крышку в корпус и закрепить ее винтом.
Уход за двигателем
Наружная поверхность двигателя должна быть всегда чистой. Грязь и пыль на поверхности цилиндра и головке резко ухудшают их охлаждение, что может служить причиной перегрева двигателя, повышенного износа деталей и механизмов, вынужденных остановок.
Во избежание воспламенения необходимо удалять с поверхности двигателя остатки топлива и масла.
Особого внимания требует смазка двигателя, эксплуатация мотоцикла, заправленного одним бензином, недопустима. Она ведет к сильному износу трущихся деталей, разрушению шатунного подшипника и, наконец, полному выходу двигателя из строя.
При работе на обогащенной смеси наблюдается понижение мощности двигателя и появление нагара, который ведет к «пробою» свечи.
Большой нагар на днище поршня, в головке цилиндра и на свече может служить причиной стуков и перегрева.
Нагар удаляют металлической пластинкой с последующей продувкой сильной струей воздуха.
Из выхлопного канала цилиндра нагар удаляют стальным скребком или шабером только после снятия выхлопной трубы и головки цилиндра. При этом поршень устанавливают в нижнюю мертвую точку и закрывают чистой тряпкой продувочные окна, чтобы нагар не попал через продувочные каналы в картер. После снятия нагара необходимо повернуть коленчатый вал на несколько оборотов, не надевая выхлопной трубы, чтобы остатки снятого нагара не попали в глушитель.
Нагар в зоне горения (на верхней кромке цилиндра, на днище поршня и т. д.) также удаляют после снятия головки цилиндра. Поршень в этом случае должен быть установлен в верхнем положении.
Необходимо также периодически прочищать выхлопную трубу глушителя.
В двигателях с клапаном на впускепосле пробега 15 тыс. км необходимо через каждые 5 тыс. км проверять состояние пластины клапана. Внешним признаком поломки пластины является резкое ухудшение динамики разгона мотоцикла и неустойчивая работа двигателя на малых оборотах.
Установка зажигания
Для установки момента зажигания необходимо:
1. Вывернуть свечу. В отверстие вставить измеритель.
2. Вращать коленвал (за крыльчатку вентилятора) против часовой стрелки до достижения поршнем в цилиндре верхней мертвой точки (ВМТ).
3. В этом положении поршня на измерителе нанести риску, выше нее на расстоянии 2,8-3,6 мм нанести вторую.
4. Отрегулировать зазор между контактами прерывателя: отвернуть винт крепления стойки и эксцентриком установи по щупу зазор 0,7 мм, завернуть винт и вновь проверить зазор.
В процессе износа подушечки рычага зазор может уменьшиться до 0,4 мм.
5. Подключить переносную лампу между «массой» и проводом прерывателя и включить зажигание (лампа должна гореть).
6. Вращать коленвал (за крыльчатку вентилятора) по часовой стрелке до замыкания контактов (переносная лампа гаснет) и провернуть далее на угол 30°-45°. Затем осторожно вращать коленвал против часовой стрелки до размыкания контактов (загорится переносная лампа). В этот момент поршень должен находиться от ВМТ на расстоянии 3,2-2,8 мм.
7. Если контакты разомкнутся раньше или позже, опережение зажигания установлено неправильно. В таком случае освободить винты, крепящие основание, и повернуть его вправо или влево на необходимую величину.
После установки правильного опережения зажимания винты необходимо затянуть.