Российский университет дружбы народов




АЛГОРИТМЫРАБОТЫС КАРИКАТУРОЙ

В ИНТЕРНЕТ-СМИ ИРАНА И КАЗАХСТАНА

Зарифиан М., Абдыкапас Л.К.

Студенты магистратуры

Научный руководитель — д.ф.н. Волкова И.И.

Российский университет дружбы народов

 

На сегодняшний день карикатура является популярным видом графического искусства. Но мало кто задумывается о том, что и кто стоит за этим сатирическим рисунком, какой путь проделало изображение, прежде чем быть опубликованным. Современная карикатура — это уникальное средство массовой коммуникации, которое занимает смежное положение между художественным, политическим, юмористическим дискурсами, и предназначено для воздействия на широкую аудиторию. Политическая карикатура представляет собой сочетание вербального и визуального компонента, как единое смысловое и содержательное целое (1). С одной стороны, карикатура является самостоятельным видом графического искусства, не имеющим прикладного значения, а с практической стороны, она становится одним из структурных элементов инфографики, чье значение, исходя из визуальных потребностей аудитории в наше время, возрастает. Выявление алгоритмов работы с карикатурой чрезвычайно важная и в то же время новая задача. Она объясняется тем, что современные издания (их издатели и редакционные коллективы) слабо представляют себе возможности карикатур, часто не знают, где найти художников, недооценивают функции сатирических рисунков, пренебрегают авторским правом, игнорируют законы. Из-за этого нередко обедняются обложки и содержание изданий, ведь при помощи рисунка можно донести до аудитории дополнительные нюансы материала, расставить смысловые акценты, вызвать живую реакцию. Кроме того, тематическая палитра карикатуры в прессе и интернет-СМИ не исчерпывается политикой, функции сатирического рисунка в печати крайне разнообразны.

В ходе изучения интернет-СМИ Ирана было выявлено, что в стране существуют специализированные сайты с галереей работ художников, такие как cartoonmag.com, tabrizcartoons.com, iranCartoon.com. Последний является трехкратным обладателем почетного звания «Лучший мультипликационный сайт в мире», был создан в 2000 году и сегодня включает в себя работы более 400 художников из разных стран, проводит международные конкурсы карикатур, комиксов и мультипликаций. Хотя в мире большей популярностью пользуется другой ресурс — Банк карикатур (cartoonbank.com), зарегистрировавшись на котором можно получить доступ к полным работам художников, купить лицензию на мультипликацию или найти желаемый рисунок по описанию. В структуре редакций некоторых СМИ Ирана функционируют специальные творческие группы. К примеру, в составе газеты Ghagnoon-Daily работает Nish-Khat — отдельная команда карикатуристов из 8 человек, каждый из которых отвечает за ту или иную рубрику: политика, культура, спорт, и т.д. Их редактором является Кейван Вареси. Алгоритм публикации изображений следующий. Всё начинается с ежедневной «летучки»: обсуждение новостей, актуальных на тот день событий, разбор прошлых выпусков и обозначение заданий редактору, который распределяет темы среди художников, следит за ходом работы, утверждает карикатуры или просит их доработать. Иран часто проводит конкурсы карикатур на международном уровне, что в дальнейшем способствует выявлению новых талантов. Это происходит на престижном фестивале искусств Tehran International Cartoon Biennial (Тегеранская Международная Биеннале Карикатуры). Также на традиционном Trumpism International Cartoon and Caricature Contest (Всемирный конкурс комиксов и карикатуры-Трампизм) (2), вызывающем с каждым годом все больший общественный резонанс. Победитель данного конкурса (раздел карикатур) получает приз и денежное вознаграждение в размере 1500?. Часто под прицелом пера или кисти художника, в первую очередь, оказываются конкретные политические деятели, события внутренней и внешней политики государств. Иногда такие карикатуры являются специальным заказом тех или иных сил в период предвыборных кампаний. Встречаются они в разной прессе, в том числе и качественной (3). Как поясняют организаторы конкурса, их задумка заключается в том, чтобы обратить внимание на двойные стандарты Запада в отношении свободы слова, а не в том, чтобы поставить под сомнение те или иные события (4).

Современная карикатура Казахстана имеет ярких предшественников в 1956 году, речь о ежемесячном политико-сатирическом журнале «Ара» («Шмель»), издававшегося на казахском и русском языках. Одной из основных задач журнала того времени была «борьба с расхитителями социалистической собственности, с лжецами и мошенниками, взяточниками и бюрократами, карьеристами и людьми, проповедующими пережитки прошлого типа». В журнале работали известные мастера карикатуры Н.Казанцев, В.Федорцев, Ж.Бейсенов, А Леонтьев и др. (5). Он просуществовал до 1998 года. К тому времени уже и в других газетах страны появилась и получила широкое распространение карикатура.

Современные масштабные государственные выставки рисунков-иллюстраций не аккумулируют сатирические работы, это скорее коллекции шаржей (6). В одном из интервью карикатурист Мурат Дильманов утверждает, что в Казахстане нет политической карикатуры: «В советское время была политическая узконаправленная карикатура и народная сатира. А сейчас это сродни спорту, например, в государстве есть три-четыре спортсмена, которые занимаются определенным видом спорта, но разве можно сказать, что этот вид спорта полноценно развивается в стране, ведь спортсмены не могут постоянно соревноваться между собой! Так и в карикатуре, жизнь в этой сфере должна кипеть, постоянно что-то должно происходить, но не по указке. Ну, и для этого должна быть хоть какая-то политическая среда...» (7). В настоящее время карикатура, соответствующая своей роли, имеющая сатирический характер, где комический эффект создаётся преувеличением и заострением некоторых неприятных черт и неожиданными сопоставлениями, распространена в интернет-СМИ Казахстана (8). Качественный сатирический рисунок можно встретить на странице карикатур в sputniknews.kz, toppress.kz. Принцип работы этих редакций схож с иранским: некоторые издания имеют свой штаб творческих работников или одного художника, другие работают с уже известным Банком карикатур. К примеру, на данном ресурсе пользуются популярностью работы известного казахстанского карикатуриста Игоря Кийко и не только. Стоит отметить, что сегодня в стране имеет успех запустившийся в начале 2017 года проект с комиксами сатирического характера «Le Shapalaque» (в переводе с казахского — пощечина). Команда «Шапалака» делится зарисовками актуальных событий и выдает ироничные посты (9): переход на латиницу, свобода слова в стране, переименование столицы из Астаны в Нур-Султан и др. В штабе данного проекта насчитывается семь сотрудников: четыре контент-менеджера, два художника и руководитель-основатель — Закенов Адиль. По признанию редакции, примером для них являются «Shen Comix», «Duran», «Anton Gudim» и «Чилик». А известный «Charlie Hebdo» вызывает у них отвращение, они не собираются на него равняться. Главная задача проекта — предложить читателю взглянуть на проблемы через призму юмора.

В ходе исследования, было обнаружено, что карикатуристы Казахстана иногда нарушают закон: используют без разрешения изображения тех или иных людей, интерпретируя это как «собирательный образ» (10).

Таким образом, Иран и Казахстан в сфере использования карикатур имеют разную тактику, у них разное историческое прошлое, связанное с сатирическими рисунками. Однако в обеих странах наблюдается интерес к свободе слова и жажда справедливости, что и проявляется через карикатуру.

Алгоритмы создания карикатур в интернет-СМИ могут быть разными: всё зависит от масштаба редакции, направленности публикации, оперативности и не только. Издания и редакции меняются, переходят на новейшие технологии, совершенствуют форматы своего контента, а это, в свою очередь, меняет и работу с карикатурами.

 

Список источников:

1. Артемова Е.А. Карикатура как жанр политического дискурса: дисс. канд. филол. наук. Волгоград: Волгогр. гос. пед. ун-т, 2002. – 237 с.

2. 2-й Международный конкурс карикатуры и карикатуры-Трампизм-2019 / irancartoon.com/ 30.09.19. URL: https://www.irancartoon.com/site/contests/the-2nd-trumpism-international-cartoon-and-caricature-contest-2019

3. Алексеев, В. А. Оружием политической сатиры. – М., 1979. С. 22.

4. Томило Б.Е. В Иране открылась выставка карикатур на Дональда Трампа// nevainfo.ru/ 07.07.17. URL: https://nevainfo.ru/2017/07/528898-v-irane-otkrilas-vistavka-karikatur-na-donalda-trampa/

5. Козыбаев С. К. Справочник журналиста Казахстана. – Алматы: Санат, 2002. С. 17.

6. Каукенова С. В Алматы выставили 250 карикатур на известных людей Казахстана//zakon.kz 10.01.13. URL: https://www.zakon.kz/4534588-v-almaty-vystavili-250-karikatur-na.html

7. Политическая карикатура в стране слепых / yvision.kz 26.08.11. URL: https://yvision.kz/post/187278

8. Карикатура. URL: https://ru.wikipedia.org//wiki/Карикатура

9. Рамазанова У. Как выпускники NU создают комиксы о коррупции, ЭКСПО и пьющем «Байтереке» / the-village.kz. 27.03.18. URL: https://www.the-village.kz/village/people/experience/1653-shapalaque

10. Карикатуры на известных людей Казахстана используют при продаже квартир / tengrinews.kz 23.11.13. URL: https://tengrinews.kz/story/karikaturyi-izvestnyih-lyudey-kazahstana-ispolzuyut-prodaje-246336/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: