ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Диагностический процесс в структуре психологического консультирова- ния включает




 

Диагностический процесс в структуре психологического консультирова- ния включает клиническое интервьюирование и использование батареи экс- периментально-психологических методик для определения особенностей функционирования психических процессов и параметров индивидуальнос- ти. Существенным при консультировании в практическом отношении явля- ется процесс информирования человека об объективных параметрах его пси- хической деятельности и свойствах индивидуальности, а также обучение способам психической саморегуляции.

Информирование клиента представляет довольно деликатный и сложный процесс, поскольку предполагает не только беспристрастное приподнесение фактов, но и учет возможных реакций человека на информацию о себе. Су- ществует несколько стратегий информирования, принципиально различаю- щихся степенью использования оценочныхкатегорий, фокусировкой и использу- емойтерминологией.

Учитывая тот факт, что клинический психолог или врач-психотерапевт получает в процессе обследования клиента (пациента) достаточно большое количество объективных данных, возможна различная фокусировка при ин- формировании. Можно фиксировать внимание на: а) явных отклонениях функционирования организма и психики; б) всех имеющихся отклонениях; в) отклонениях, которые индивид способен осмыслить и изменить; г) всем спектре проявлений — и нормальных, и аномальных; д) нормативных при- знаках и проявлениях. Известны три подхода при фокусировке внимания и информировании человека: оптимистический, пессимистический и нейтраль- ный. Одна и та же информация может быть воспринята как положительная, отрицательная или индифферентная. Классическим примером может служить информирование о количестве жидкости в стакане воды: 1) стакан наполови- ну полон, 2) наполовину пуст или 3) жидкость в стакане занимает половину объема. Возможен выбор различных объектов фокусировки внимания чело- века в процессе оказания психологической помощи. Это могут быть отдель- ные функции или деятельность всего организма и личности («У вас качествен- но нарушен процесс мотивационного опосредования деятельности и изменена иерархия ценностей» или «У вас отмечаются существенные отклонения в по- ведении вследствие акцентуаций характера и нарушения волевой регуляции деятельности»).

В процессе информирования отмечается различный подход не только к фокусировке, но и к описанию и оценке выявляемых в процессе интервьюи- рования и диагностики клинических феноменов. Возможны оценочный и опи- сательный подходы. В первом случае информирование включает оценочные категории (адекватный — неадекватный, нормальный — патологический, здо- ровый — больной, дефектный и т. д.). Во втором психолог или врач при ин- формировании старается избегать оценочных категорий и ориентируется лишь на описание клинических феноменов, предоставляя в случае необходимости многовариантность истолкования полученных фактов.

Существенным фактором в процессе информирования является также ис- пользуемая клиницистом (психологом или врачом) терминология. Он может

 


ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ТЕРАПИЯ

 

применять специфическую научную терминологию и даже жаргон («разно- плановость мышления», «использование каузальной атрибуции» и пр.), не- понятные обследованному, или, учитывая языковые и иные параметры кли- ента, делать заключение на обыденном языке.

Обучениенавыкамсаморегуляции впроцессепсихологическогоконсультиро- вания осуществляется различными способами с ориентацией на приоритет- ность предоставления клиенту или пациенту по возможности максимальной информации о способах и методах психологической защиты и компенсации, сано- и патогенетических паттернах мышления и прогнозирования, законо- мерностях развития, этапах и исходах межличностных и внутриличностных конфликтов. Индивид в процессе консультирования обучается навыкам реф- лексивного стиля мышления, здравомыслию и адаптивным формам реагиро- вания исключительно с помощью информирования, поскольку тренинговый способ входит в структуру иного вида психологической помощи — психокор- рекции.

В первую очередь клиент или пациент приобретает знание способов пси- хологической защиты. Суть их заключается в сохранении баланса между вне- шними силами, действующими на человека, и внутренними ресурсами. Выделяют следующие варианты психологических защитных механизмов: ра- ционализация, проекция, вытеснение, идентификация, компенсация, гипер- компенсация, фантазирование, доминирующие идеи (М. Ярош).

Рационализация — стремление к самооправданию, поиск причин и моти- вов своих поступков во внешней среде. Обвинение, например окружающих людей, в возникновении болезни или психологической проблемы. Больной при этом старается найти максимально убедительные и правдоподобные до- казательства внешней обусловленности его болезненных высказываний и неадекватных поступков, стремясь сознательно или подсознательно уйти от признания тягостного факта развития у него болезни или отклонений пове- дения.

Проекция — приписывание другим неблагоприятных черт своего характе- ра. Такой механизм личностной зашиты наиболее часто отмечается у пациен- тов с пограничной психической патологией (при личностных и невротиче- ских расстройствах, поведенческих девиациях). Больной осознанно или неосознанно старается создать у врача впечатление, что его болезненный срыв является следствием отрицательных черт характера близких ему людей.

Вытеснение — проявляется в забывании, игнорировании очевидных фак- тов неправильного поведения или симптомов болезни, вплоть до полного их непризнания. Наиболее ярко выражается при истерических расстройствах — пациент часто не помнит наиболее неприятные и тяжелые для него события.

Идентификация — достижение внутреннего психического успокоения пу- тем сопоставления, идентификации себя с кем-либо другим (например, со своими детьми — желание, чтобы они достигли в жизни того, чего он не до- стиг сам).

Компенсация основана на стремлении к достижению успеха в какой-то об- ласти и, таким образом, к компенсации неудач в другой области, вызванных,

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

например, недостаточными физическими способностями, отсутствием даро- ваний, дефектом речи (например, усиленные занятия музыкой, чтобы чем-то отличаться от кого-то и привлечь к себе внимание).

Гиперкомпенсация — стремление к достижению успеха и чувства значимо- сти именно в той области, которая до сих пор была наиболее трудной (физи- чески слабый человек с помощью интенсивных тренировок старается быть самым сильным в каком-либо виде спорта, робкий и трусливый прикрывает- ся напускной развязностью и грубостью, лживый стремится убедить других и отчасти даже сам убежден в своей исключительной честности).

Фантазирование проявляется в виде воображения исполнения неосуще- ствимых желаний или успешного разрешения какой-то тягостной ситуации, в идентификации себя с каким-то литературным или былинным героем. Оно способствуетснижениютягостного внутри психического напряжения, вызван- ного жизненной неудачей или болезнью.

Доминирующие, или сверхценные, идеи — убеждения с сильным эмоциональ- ным зарядом, которые принимаются за самые важные в жизни и служат мо- тивационным стимулом кдостижению какой-то определенной цели, несмотря на возникающие трудности. При этом собственные неудобства и наносимые окружающим обиды не принимаются в расчет.

Усвоение индивидом знаний о механизмах психологической защиты спо- собно сформировать новый взгляд на собственную психику, закономерности и особенности психического реагирования в стрессовых ситуациях; изменить эти представления, если они оказываются неприемлемыми после соответству- ющего анализа. Таким образом, в процессе консультирования и получения информации о методах психологической защиты человек сам сможет вы- брать из предлагаемых вариантов подходящие ему. При консультировании не происходит навязывания клиенту или пациенту единственно верного пути решения межличностных или внутриличностных проблем, а дается многова- риантный обзор возможного поведения. В отличие от психокоррекции и пси- хотерапии, выбор способа разрешения проблем или личностной трансфор- мации остается за индивидом.

Психологическое консультирование используется при любых психологи- ческих проблемах человека как начальный этап терапии и «реконструкции личности». Нередко его использование сочетается с применением психокор- рекции и психотерапии. Специфической мишенью консультирования явля- ются психологические феномены, обусловленные кризисами идентичности и иными мировоззренческими проблемами, а также коммуникационные де- виации. В сфере анализа и оценки мировоззренческих кризисов, экзистен- циальных проблем применение психокоррекции или психотерапии считает- ся необоснованным и малоэффективным. Единственная возможность оказать действенную психологическую помощь человеку в период экзистенциально- го кризиса, не сопровождающегося выраженными психопатологическими проявлениями, — психологическое консультирование, которое предполага- ет совместный (клиента и психолога) поиск истины, рассмотрение философ- ских вопросов бытия, жизни и смерти с различных точек зрения, а также эмо-

 

 


ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ТЕРАПИЯ

 

циональную поддержку. При этом следует учитывать, что выбор способа дей- ствия в таких условиях остается за индивидом.

Классический пример столкновения различных видов психологического воздействия — суицидальные намерения индивида, обусловленные межлич- ностным или внутриличностным конфликтом. После исключения психопа- тологических (неосознанных или болезненных) мотивов стремления челове- ка к совершению суицида клинический психолог или психотерапевт, как правило, могут выбрать три известных пути психологического воздействия на человека: «путь консультирования», «путь психокоррекции» и «психоте- рапевтический путь». Выбор пути будет основываться в первую очередь на теоретических предпочтениях и понимании механизмов суицидального по- ведения, тогда как индивидуально-психологические особенности потенци- ального суицидента могут вообще не рассматриваться. В силу теоретических (мировоззренческих и профессиональных) воззрений психолог может выбрать либо консультирование с использованием совместного обсуждения экзистен- циальных вопросов и переноса ответственности за принятие решения на са- мого клиента; либо психокоррекцию, в условиях которой станет заниматься тренингом, направленным на поддержание нацеленности на сохранение жиз- ни с помощью системы искоренения «неправильного мировоззренческого настроя» на смерть; либо психотерапию, при которой будет рассматривать суицидальные мысли и намерения как патологию, требующую купирования, например, суггестией.

Мишенью психологического консультирования являются также межлич- ностные конфликты: развод, измена, увольнение, наказание и другие, которые рассматриваются индивидом сквозь призму мировоззренческих и нравствен- ных проблем. Внешние психотравмирующие события трактуются человеком как безнравственные и вызывают к жизни принципиальные вопросы бытия — справедливости, верности, доверия и др. Следовательно, и в этих случаях наи- более адекватным следует признать применение психологического консуль- тирования и отдать ему предпочтение по сравнению с другими методами психологического воздействия. Сходный процесс происходит и при возник- новении соматического заболевания. Оно также требует не коррекции или терапии, но в первую очередь консультирования.

Наиболее известные методики, относящиеся к способам психологического консультирования, — это рациональная психотерапия (П. Дюбуа), логотера- пия (В. Франкл), психология самореализации (А. Маслоу), позитивная психотерапия (Н. Пезешкиан), когнитивная терапия (А. Бек), рационально- эмотивная психотерапия (А.Эллис), психотерапия «здравым смыслом», ан- тиципационный тренинг. Несмотря на то что в названии методик присутствует термин «психотерапия», фактически данные методики следует признать кон- сультативными. Это связано, во-первых, с тем, что психологическая помощь оказывается посредством влияния на мировоззрение; во-вторых, с тем, что основным методом является метод информирования клиента и, в-третьих, из-за «терапевтической мишени» — в данном случае мировоззрения и миро- понимания человека и вторично — психологических проблем и невротиче-

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: