Инновации в обучении истории Опорные конспекты




Методика работы с конспектами-схемами на уроках. Ма­териал, предназначенный для изучения, учитель представляет в виде особых конспектов с опорными сигналами. Опорные симво­лы помогают ученику запомнить единицы информации — факты главные и неглавные. Для идентификации в опорном конспекте они выделены разным цветом. Суть же самой системы работы за­ключается в усвоении знаний на основе их многократного повто­рения и ежедневного контроля за качеством знаний при помощи самих же учащихся.

Работа с опорными конспектами у В.Ф. Шаталова включает несколько основных и дополнительных этапов, реализуемых в классе на уроках и дома: 1. Развернутое объяснение учителем нового материала. 2. Повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами, расшифровка символов. 3. Изучение опор­ных сигналов каждым учеником по раздаточному материалу, вклеивание учениками листов в свои альбомы. 4. Самостоятельная домашняя рабо­та ученика с учебником и листом с опорными сигналами. 5. Письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти в тетрадях, хранящихся в кабинете истории (8—10 минут); провер­ка и оценка работ после урока учениками параллельного класса или взаимопроверка одноклассниками. 6. Во время выполнения работы проходит индивидуальная проверка опорных конспектов учеников. 7. Воспроизведение несколькими учениками одного-двух блоков опорного конспекта на доске. 8. Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектам на повторительно-обобщающих уроках. Каждый ученик по указанию учителя дает письменный ответ толь­ко на один вопрос или на несколько тестовых заданий. При разработке конспектов с опорными сигналами могут при­меняться знаки: символическо-словесные (буквы, слоги, цифры, знаки сложения и вычитания); рисуночные (пиктограммы); услов­но-графические (фрагменты планов местности, карт, схем).

Иконические модели, или пиктограммы, на уроках истории. Так называют простейшие рисунки, которыми учитель сопровож­дает свой рассказ при изучении нового материала. Такие уроки более приемлемы в среднем звене учащихся. По А. Литвинову этапы работы по новой теме: 1. Объяснение учителя с воспро­изведением по ходу рассказа иконических моделей на доске. Школьники перерисовывают эти рисунки-символы в тетради.

2.Сжатое повторное объяснение учителя по рисункам на доске.

3.Домашняя работа учеников по конспекту и учебнику. 4. Ответы учеников с помощью конспекта у доски.

Учитель-методист и исследователь В.А. Мыскин строит урок с пиктограммами, включая следующие этапы: 1) первичное объяс­нение учителем нового материала при закрытых пиктограммах, заранее нарисованных на доске; 2) сжатое объяснение по пикто­граммам; 3) устный индивидуальный опрос по материалу (пикто­граммам) предыдущего урока (по тетради); 4) перенесение учени­ками пиктограмм в тетради; 5) работа с блоками пиктограмм по их закреплению (ученики раскрывают содержание пиктограмм, соотносят с текстом учебника); 6) учебно-познавательные игры.

Технические средства обучения: МУЛЬТИМЕДИА

Компьютерные программы.

Большими возможностями по имитированию исторической реальности обладает компьютер и компьютерные программы, воспроизводящие наиболее существен­ные черты исторических эпох, социокультурных комплексов.

Компьютер предоставляет огромные возможности для модели­рования исторических процессов, а также для работы с базой дан­ных — огромным количеством информации, хранящейся в при­годном для автоматической обработки виде. Ученику легко вести поиск, систематизацию и обработку исторических сведений. В процессе работы легко запоминаются события, а также историко-географические названия, имена, даты.

Кабинет истории.

Специализированное помещение в школе, которое д.б. обеспеченно: учеб. вспомогательной литературой, тсо.

В кабинете проводятся занятия по предмету, факультативы, внеклассная работа и методическая работа с учениками.

Задачи кабинета: *Организация основной и дополнительной деятельности учащихся. *Методич. И дидактическое обеспеч. Учебного процесса.*Создание необходимых условий для качественного преподавания предмета. *Повышение пед.мастерства учителя истории.

Кабинет работает в соответствии с перспективным планом и планом на текущий год.

В кабинете должны быть:Символика,Учебные программы и тематические планы, учебно-метод. комплексы (учебники, хрестоматии), методическая рекомендация Министерства Обр. РБ., метод. рекомендации для проведения политинформации., дидактический материал, ТСО, наглядность, карты, методические разработки урока, периодические журналы (БГЧ, Гист. Прабл. Выкладання), книжный фонд (словари, старые учебники), материал о той местности, где находиться школа, картотека методич. И дидактической литературы., разработки внеклассных мероприятий, недели Истории.

Требования к кабинету:Документация кабинета (план работы каб., расписание, инвентарная книга(перечень оборудования кааб.), паспорт кааб., памятка по технике безопасности.Оформление кааб.(соответствие санитарным нормам, внешний вид (стены долж. Быть в холодных тонах – где окна, а на северной стороне использ. Жёлтый, розовый., укомплектованность дидакт., работы учащихся, дополнительная и справочная литература).Совет кабинета (учителя-предметники, ученики). Он работает по неск. Направл: консультации, «умелые руки», созд. Музея, пресс-отдел.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: