Учебные занятия в старших классах

Семинар. Одним из распространенных занятий, характерных для старших классов, является семинар. Этот вид занятия способ­ствует развитию диалогической речи учащихся, формирует само­стоятельность в работе с первоисточниками. Семинары обычно целиком посвящают изучению нового материала. За неделю до его проведения учитель объявляет ученикам тему, дает план, пе­речень вопросов для обсуждения и список литературы. На семинаре освещаются и обсуждаются основные вопросы плана, заслушиваются сообще­ния. В заключение учитель обобщает главное, объявляет оценки.

Лабораторные уроки это уроки применения знаний и фор­мирования умений и навыков. Большую часть урока ученики работают самостоятельно с источниками, документами по вопро­сам и заданиям, подготовленным учителем. Ученики применяют свои умения в новых ситуациях.

Лекции. Впоследнее время учителя увлечены чтением лекций в старших классах. Однако, как утверждали классики методичес­кой науки, школьная лекция — не форма изложения, а разновид­ность урока истории, особый метод его проведения. Лекция должна сопровождаться примерно такой же работой, как при чтении и конспектировании книги. Цель лекции — развить умение слушать, анализировать, выделять главное, конспектировать. Поэтому вначале целесообразно начать обучение школьников конспектированию учебника истории.

Затем их обучают конспектированию устной речи. Перед объяс­нением нового учитель диктует краткий план, который вносит четкость и последовательность в запись учащихся. Изложив часть материала, учитель вместе с учениками выясняет главную мысль рассказанного, составляет примерный текст записи. При изложе­нии материала надо следить за скоростью записывания. На следу­ющем занятии ученики читают свои записи, выясняя, что из глав­ного пропущено и что второстепенное нужно опустить. В зависимости от содержания и дидактических задач школь­ные лекции могут быть: 1) вводные по первичному ознакомлению учащихся с основными проблемами тем и разделов курса; 2) тема­тические, содержащие теоретический материал и основные фак­ты; 3) повторительно-обобщающие для восстановления в памяти учащихся основных вопросов разных курсов истории.

Доклады.С памяткой о работе над докладом старшеклассники знакомятся еще в основной школе. Вот ее содержание:

1. Прочти материал учебника по заданной теме.

2. Составь план своего рассказа.

3. Подбери дополнительную литературу по данной теме.

4. Привлекая наглядный материал, используй в докладе иллюстрации, репродукции с картин, кадры диафильмов и т.д.

5. Подумай над выводами, соответствуют ли они приведенным фактам.

6. Перед началом доклада напиши на доске план, назови литературу, которой пользовался, начерти, если нужно, диаграммы, таблицы.

7. Во время выступления следи за правильностью речи.

8. Не забывай обращаться к наглядным пособиям, но по существу док­лада, не отвлекаясь на пересказ содержания.

Доклады учащихся целесообразнее планировать и проводить по какой-то одной теме.

Рефераты. Методисты разработали рекомендации и памятки по работе над рефератом. П.В. Гора приводит такую памятку: определи цель написания ре­ферата в соответствии с поставленной темой; составь план; при чтении книги постарайся выделить для отражения в реферате основные идеи и положения, доказательства и аргументы; проана­лизируй и опиши собранный материал, сформулируй обобщаю­щие выводы; оформи реферат. Написание реферата на историческую тему основывается на умениях: отобрать литературу по теме; составить план; извлечь знания из нескольких источников; работать со справочной лите­ратурой; систематизировать и логически излагать материал. За­вершенный реферат представляет собой сообщение на определен­ную тему.

Эвристические формы занятий

Уроки-диспуты, дискуссии. В старшем звене учащихся учи­тель готовит и проводит уроки-диспуты. Перед диспутом ученики должны познакомиться с правилами его ведения: продумай главное, что хочешь доказать; лучшее доказательство — точные факты; говори логично и последовательно; говори лишь то, в чем хорошо разобрался сам; уважай своего оппонента и не искажай его мыслей; не повторяй сказанное до тебя; не размахивай руками и не повышай голоса. К дискуссии ученики готовятся дома заранее. Они продумыва­ют, как опровергнуть теоретическое положение или защитить ту или иную позицию. Защищая определенную позицию, ученики меняют голос, мимику, позу, создавая образ лица, от которого выступают.

Альтернативные ситуации. На уроках-диспутах возможно моделирование и обсуждение альтернативных ситуаций — выбо­ра вариантов исторического развития реально существовавших в истории. При анализе альтернативных ситуаций ученики исполь­зуют памятку:

1. Сформулируйте сущность каждого из предлагаемых путей (решений).

2. Выявите историческую обусловленность каждого из предлагаемых путей (вариантов решения вопроса).

3. Определите свое отношение к ним.

4. Объясните достоинства и недостатки избранного пути.

5. Покажите достоинства и недостатки отвергнутого пути развития.

6. Оцените произошедший выбор.

Интегрированные уроки, конкурсы:

Межпредметные уроки, на которых взаимосвязанно изуча­ются темы истории и географии, обществознания, литературы, часто называют интегрированными. Блоковое, или тематическое, обучение,когда в блок объединяют различные виды и формы занятий, проводимых по специальному плану на протяжении длительного времени. На первый план выдвигается существенное в предмете, оно становится объектом прочного усвоения. Предусматривается поэтапное овладение ма­териалом, постепенное его углубление, вводится отсроченный опрос при проверке знаний. Олимпиады проходят в две-три ступени. Их организуют как в среднем звене учащихся, так и в старших классах. Победившим считается тот, кто выполнил задание качественно лучше, быстрее, аккуратнее ос­тальных. Места на олимпиаде распределяются в зависимости от количества набранных очков.

72Типы уроков и их классификация Формы обучения и типы уроков. Занятия с учащимися име­ют различные формы и виды. Это могут быть уроки, консульта­ции, зачеты, семинары и конференции, учебные экскурсии. Ос­новная форма обучения в массовой государственной школе — классно-урочная, когда класс — это группа учащихся примерно одинакового возраста и постоянного состава, получающая единые базовые знания. Урок — это занятие с классом учеников продол­жительностью 40—45 минут. Количество таких занятий определя­ет учебный план школы, а их содержание — школьные программы и госстандарт. В практике обучения истории проводят уроки, сходные по ка­ким-либо общим признакам. Исходя из них ученые определяют типы уроков. Их классифицируют на основе содержания; дидак­тической цели; способов проведения; звеньев процесса обучения. А. А. Вагин считал, что в основе характеристики типов уроков находятся такие звенья процесса обучения, как подготовка уча­щихся к восприятию нового; сообщение исторических данных; организация осмысливания и закрепления; выработка умений и навыков исторического мышления; обучение применению знаний; проверка знаний. По его мнению, в процессе обучения основные звенья могут сокращаться или расширяться, выступать слитно, одновременно или раздельно, осуществляться на одном или на нескольких уро­ках. В соответствии с этим на практике проводятся уроки, содер­жащие все звенья или характеризующиеся преобладанием какого-либо одного звена. Сочетание звеньев обучения называется струк­турой урока. В других классификациях за основу берется ведущий метод (урок-лекция, урок-диспут, киноурок, урок-беседа, лабораторное занятие); деятельность учащихся (урок обобщения, проблемный, простого воспроизведения); характер материала (урок изучения фактов).

В особый тип можно выделить урок формирования умений и навыков. Вот как это обосновал А. А. Вагин: «Умения и навыки работы с картой, картиной, иллюстрацией в учебнике, составле­ния таблиц, планов, конспектов мы вырабатываем почти на каж­дом уроке в связи с изучением нового материала или его повторением и обобщением. Но в какой-то момент, на какой-то очередной ступени школьного курса нам необходимо посвятить 25—30 ми­нут показу учащимся новых приемов записи, работы по контур­ной карте, работы с учебником». Такая работа ведется на уроке формирования умений и навыков. Иногда с таких же позиций подходят к проблемному уроку, на что Н.Г. Дайри резонно замечал, что нет смысла выделять в осо­бый тип проблемный урок с творческим применением знаний и умений. Проблемность и творческие задания могут применяться на любом уроке, лишь бы позволяли познавательные возможности класса и уровень подготовленности учеников. Классификация уроков. Большинство дидактов и методистов за основу классификации уроков берут звенья процесса обучения и соответствующую им главную обучающую задачу урока. В соответствии с этим подходом выделяют урок ввод­ный, изучения нового, комбинированный (смешанный), конт­рольный, урок проверки и учета знаний, повторительно-обобщающий. Выбирая тип урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Тип урока зависит также от имеющихся в школе средств обучения, подготовленности учителя и других фак­торов. Уроки одного и того же типа могут быть разных видов, отли­чаясь в зависимости от ведущего метода. Например, вводный урок можно провести в виде лекции, экскурсии, беседы или сочетания рассказа и беседы. Определяя систему уроков по разделу и теме, следует иметь в виду, что изучение нового опирается на пройден­ное старое, а в процессе изучения нового закрепляется ранее изу­ченное.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...