Соловьева Л.Н. – Аюрведа. Три пути к абсолютному здоровью 10 глава




В ппптГІ HanpaBfно на развитие качеств, присущих индивидууму. В противном случае в обществе будет царить хаос.

Предписанное Ведами деление общества на четыре варны и четыре аш рама естественно и закономерно. Такое общественное устройство призвано помочь каждому человеку обуздать свои чувства. Еще на стадии ученичества (ашрам брахмачарьи) человек должен пройти надлежащую подготовку и стать джитендрией (победителем чувств). В ашраме брахмачарьи учатся мальчики до 25 лет. После 25 лет юноша может выбрать, в каком ашраме ему быть. Он может вступить в ашрам грихастхи, то есть стать семейным человеком, или остаться в ашраме брахмачарьи и соблюдать целибат. Когда молодость с ее бурными желаниями пройдет и приблизится старость, он оставит семейную жизнь и станет ванапрастхой (отход от семейной жизни), а затем, завершив этап своего духовного развития, человек примет санньясу. Такой человек, в совершенстве постигший духовную науку и отрешившийся от всего мирского, может отправляться куда угодно, не боясь стать невольником материальных желаний.

4. Пять уровней знания

Харир деха-бхртам атма свайам пракртир ишварах Тат-пада-мулам шаранам йатах кшемо нрнам иха

Шримад Бхагаватам, п. 4, ч. 3, гл. 29, т.50 «Шри Хари, Верховная Личность Бога — это Сверхдуша, которая руководит действиями всех существ, получивших материальные тела в этом мире. Верховный Господь осуществляет высший надзор за всем, что происходит в царстве материальной природы. Кроме того, Он — наш лучший друг, и каждый из нас должен укрыться под сенью Его лотосных стоп. Тот, кто сделает это, обретет счастье в жизни».

В Бхагавад-гите (15.15) Господь Кришна говорит, что все находится в Его власти. Хотя Господь в образе Сверхдуши пребывает в сердце каждого, Он дает непосредственные указания только чистым преданным, которые постоянно служат Ему. В Чайтанья-бхагавате (Антья, 3.45) говорится: «Того, кто сосредоточил ум на лотосных стопах Кришны, нужно считать самым образованным человеком, изучившим все веды».

Кульминацией образования является сосредоточение ума на лотосных стопах Кришны (Ади, 13.178). «Смысл образования состоит в том, чтобы постичь Кришну и суть преданного служения Ему. Если этого не происходит, все накопленные человеком знания являются ложными» (Ади, 12.49).

«Культурным, образованным, деятельным и религиозным можно считать лишь того, кто развил в себе живущую в сердце каждого любовь к Кришне» (Антья, 3.44). Любовь к Кришне дремлет в сердце каждого, а образование и культура призваны пробудить ее. «Бессмысленно стремиться получить мирское образование ради того, чтобы покорить мир. Самое лучшее образование получил тот, кто вступил на путь преданного служения* (Ади, 13.173).

Тело человека состоит из пяти оболочек. Каждой оболочке тела соответствует определенный уровень знания. Вернее, ум, разум и душа,

находясь под влиянием гун страсти и невежества, воздействуют на нерв- нѵга систему, И функции тела осуществляются под воздействием нервной системы. Нервная система работает в трех режимах соответственно гу.

нам материальной природы.

В процессе развития эмбриона в чреве матери ложное эго в гуне страсти порождает два вида чувств: познающие органы и действующие. Эти органы чувств в процессе жизни будут сталкиваться и притягиваться к объектам чувств, существующим в личной «брахманде» души. Объекты чувств созданы тремя гунами материальной природы, поэтому из жизни в жизнь душа в человеческой форме жизни пользуется услугами одних и тех же объектов. Они живут вместе с душой в «брахманде». Так как душа забывает, что она уже неоднократно пользовалась этими объектами, она в каждой новой жиз- ни принимает старые объекты за новые и с удовольствием услаждает свои чувства вновь и вновь. В соответствии с существующими объектами нарабатывается определенное знание, как и каким образом извлечь больше удовольствий от взаимодействия с тем или иным объектом чувств.

Интеллект человека зависит от уровня знания. В материальном мире имеется три уровня знания, которые даются всем живым существам в человеческой форме жизни: начальное, среднее и высшее. Эти три уровня знания считаются материальными, они относятся только к материальной деятельности души. Кроме этих трех уровней человек при желании может получить и духовное знание, если на это будет милость Верховного Господа. Духовное знание очищает сердце человека и открывает другое видение. Глаза человека из обычных становятся духовными.

Разберем подробно каждый из пяти уровней знания.

Первая оболочка грубого тела называется Аннамая коша — это оболочка еды. Человек, ум, разум которого находятся на этом уровне знания, имеет одну тему для разговоров. Этот уровень знания соответствует трем гу- нам. В гуне невежества человек имеет определенные познания, как использовать продукты питания, где можно приобрести подешевле эти продукты и как приготовить незамысловатую пищу. Но этот уровень знания может развиваться до бесконечности. Существует образовательная система, которая готовит к выпуску поваров разных разрядов, кулинаров, кондитеров и т. п. Существуют курсы по подготовке поваров и т. п. Иными словами, человек в этой области знания может повышать свой уровень знания. Высококвалифицированные работники этой сферы могут писать книги по поварскому искусству, составлять рецептурные сборники, составлять методические пособия, проводить и организовывать семинары и диспуты и т. п. Таким образом, можно повышать свою квалификацию в этой области знания, и с каждым новым рождением в человеческой форме жизни это знание можно совершенствовать и дальше, так как взаимодействие первоэлементов с гу„ами материальной природы дает бесконечные комбинации. Определенный запас знания и наработка практической деятельности живым сущест-

пепРк?тГЯеТСЯ В "брахманде,>- Если человеку наскучит эта тема, он может ереключиться на другую область знания. Так как душа ищет в материаль

ном мире Бога, она не может тратить много жизней на одну область знания, потому она переключается на другую сферу деятельности.

Второй уровень знания — уровень здоровья. В этом обусловленном состоянии люди считают свое тело совершающим действие, потому они очень заботятся о состоянии своего тела, его здоровья. Существуют школы здоровья, всевозможные оздоровительные комплексы, институты физкультуры и другие учебные заведения, где обучают здоровому образу жизни. На этом уровне знания у людей на языке одна тема: тема здоровья, продления молодости, лечебного питания, лечебного голодания, тема лечения и оздоровления организма. Находясь на этом уровне познания, люди совершенствуются в этой области знания, много читают литературы, касающейся этой тематики. Набравшись опыта, сами начинают обучать этому других, открывают школы, проводят семинары, пишут книги, издают методические пособия, открывают центры и становятся учителями. Проблема здоровья настолько важна, что на тему здоровья можно говорить везде и всюду, а не только в лечебных учреждениях. В каждой школе здоровья, в каждом оздоровительном центре своя методика оздоровления. Существующая в настоящее время традиционная медицина находится пока на этом уровне знания.

Третий уровень знания — умственные философские спекуляции — в материальном мире считается самым высоким. Им руководит гуна благости вместе с гуной страсти. К этому уровню знания относятся все ищущие духовный путь люди. Такие личности очень много читают разной литературы, читают книги философского содержания, эзотерические книги. Начиная с малого, эти люди быстро продвигаются по этому пути, посещают разные курсы парапсихологов, экстрасенсов, становятся целителями. Кто-то из них развивает мистические способности, кто-то серьезно начинает заниматься йогой. Они знакомятся с трудами известных просветителей: Е. И. Рерих, Е. Блаватская, Клизовский, Вивекананда, Шри Ауробиндо, Рамакришна, А. Безант и др. и пытаются излагать познанное другим. Они могут сами писать свои книги, устраивать семинары и конференции, устраивать встречи с интересными людьми, открывать свои школы, проводить массовые программы и т. п. Этот третий уровень с позиции философии Вед называется уровень умственных философских спекуляций. На этом уровне знания нет знакомства с Верховной Личностью Бога. Все книги, издаваемые на этом уровне, — это поиск истины, поиски Бога, но пока только его безличного аспекта. Истинное знание абсолютно, и там, где не говорится о Верховной Личности Бога как о причине всех причин, и нет знания, как найти Того, Кого мы ищем в материальном мире, — это означает, что наше философствование пока в пути, и мы не видим конечного пункта назначения.

Люди на этом уровне знания, с позиции их мышления, развили высокий уровень познания, но в этом знании нет знания духовного, нет Бога. Находясь на этом уровне, люди, встретившись с истинной философией Вед, не могут принять чуждую для их понимания философию и потому начинают критически относиться к ведическим книгам, повествующим о Верховном Господе.

Но даже такой поиск истины - это тоже благо для человека. Путь повышения нпГвственности - это тоже путь к Богу, но это не прямой путь, ™это потребуется много жизней, которые должно прожить живое суще-

СТВГБ™адагГеТц^мад-Бхагаватам рекомендуется только один путь к Богѵ в век Кали-юга. Этот путь самый простой и надежный метод воспевания Святых имен Бога, или по-другому этот путь называется «Санкиртана-ягья».

Четвертый уровень знания основан на принятии духовного знания. К этой категории относятся все, кто знает о своем духовном положении, о своем истинном «Я», о своем вечном положении. К этой категории относятся все истинно верующие люди, следующие наставлениям, изложенным в божественных писаниях. Тот, кто неукоснительно следует заповедям Иисуса Христа, через своего духовного учителя (Иисуса Христа) возвращаются к Богу. Наставников в лице священнослужителей может быть много, но единственным истинным духовным учителем для человека, следующего заповедям Иисуса Христа, остается Иисус Христос. Он пришел как представитель Бога дать обусловленным душам истинное учение, потому Иисус считается Его представителем, к нему надо относиться как к Самому Верховному Господу. Но для верующих Иисус Христос не является Богом, и он нигде о себе не говорит, что он Бог. Он говорит о себе, что он Сын Божий, потому его надо воспринимать как посланника Бога.

С точки зрения философии Вед считается, что духовный учитель не покидает Вселенной до тех пор, пока не заберет всех своих искренних учеников на свою планету, где он сейчас проживает (планета Сатьялока), и после огненного очищения все его ученики попадают в духовный мир.

Человек, искренне верующий и изучающий священные писания, очищается через чистое слово Бога, чистый звук, поэтому для всего человечества Богом даны Веды, чтобы с помощью чистого звука душа смогла вырваться из состояния обусловленности и вернуться в духовный мир, откуда она пришла.

Пятый уровень знания — самый высокий. Это трансцендентное, духовное знание. При этом уровне знания глаза человека становятся трансцендентными, человек осознает себя душой. Он одинаково относится ко всем живым существам, видя в каждой форме живого существа прежде всего душу. Его не затрагивают гуны материальной природы. Он осознает свое вечное положение, положение слуги Верховной Личности Бога. Этот уровень знания освобождает душу из состояния обусловленности еще при жизни в теле. На этом уровне живое существо находится в сознании Кришны. Осознание Кришны как Верховного Господина всех живых су- ZT'T* пШШДЬІКу вечного времени, осознание своих вечных взаимоот- Челошж °п ерховн°и °стью Бога — называется сознанием Кришны.

великой*nvmnttniRHR ВЫС0Т ™°го знания, становится махатмой или великои душой. В Бхагавад-гите Кришна говорит Арджуне (гл 4 т. 9):

ний,’по1идТяа^теНСЦеНДеНТНУЮ ПРИР0ДУ МоеГ° появления и Моих дея- входит в Мою вечнѵ™' ^ р0ждается снова в этом материальном мире, но входит Мою вечную обитель, о Арджуна,>, далее в тексте 40 Кришна говорит: «Но невежественные и неверующие люди, сомневающиеся в шастрах, не обретают сознания Господа, они падают вниз. Для сомневающейся души нет счастья ни в этом мире, ни в следующем».

Пятый уровень — это бхакти-йога, самая высшая йога. Йога означает связь. Душа начинает преданно служить Своему Господу. Бхакти-йога — путь преданного служения Верховной Личности Бога, Кришне.

Йатха хи пурушо бхарам шираса гурум удвахан Там скандхена са адхатте татха сарвах пратикрийах

Шр. Бх., п. 4, ч. 3, гл. 29, т. 33 «Человек, несущий на голове тяжелый груз, время от времени дает ей отдохнуть, перекладывая груз на плечо. Так он пытается облегчить свою ношу. Но к каким бы ухищрениям он ни прибегал, он просто перекладывает тот же самый груз с одного места на другое».

Комментарии Шрилы Прабхупады. В этом стихе описаны попытки живого существа переложить свою ношу с одного места на другое. Подобно этому человеческое общество, пытаясь решить одну проблему, создает другие, называя это прогрессом цивилизации. В современном обществе производится огромное количество автомобилей, самолетов и поездов, способных быстро доставить людей из одного места в другое, но вместе с ними появляется много других проблем. Людям приходится строить огромное количество дорог, но и их недостаточно для того, чтобы разгрузить автомагистрали и избежать заторов. Кроме того, возникают проблемы, связанные с загрязнением воздуха и дефицитом топлива. Таким образом, наши усилия, направленные на то, чтобы противостоять страданиям или свести их к минимуму, в действительности не избавляют нас от страданий. Все это не более чем иллюзия. Единственно реальный способ свести проблемы к минимуму — это предаться Верховному Господу и обрести Его покровительство. Господь всемогущ, и только Он способен избавить нас от всех материальных страданий.

Благодаря преданному служению (бхакти-йоге), человек находится в сознании Кришны (в сознании Бога) и под руководством истинного духовного учителя преодолевает влияние внешней энергии Бога и возвращается домой. Поэтому пятый уровень знания — это уровень сознания Кришны, самый высокий уровень знания. С помощью этого знания человек получает освобождение.

5. Человек и гуны материальной природы

Шримад Бхагаватам, п. 4, ч. 3, гл. 29, т. 74 «Шри Мадхвачарья объясняет, что когда три гуны материальной природы приводят в возбуждение сознание живого существа, то есть жизненную силу в сердце, появляется тонкое тело, состоящее из ума, объектов чувств, пяти познающих чувств и пяти органов чувств, предназначенных для деятельности в материальных условиях».

Аюрведа включает в себя не только науку, но также религию и филосо-,„ю С нетерпеливый читатель не интересуется вопросами философии и быстрее старается пробежать эти страницы. Лечить тело без понимания философии Аюрведы невозможно. Понимание философии Вед и Аюрведы - это здлог здорового тела и чистых мыслей. Философия Вед дает нам транс патентные знания, т. е. знания, не затронутые гунами материальной природы. В Бхагавад-гите, гл. 14, т. 2 говорится: «Как правило, всякое знание, но пученное нами в материальном мире, осквернено гунами материальной природы. Знания, не затронутые ими, называются трансцендентальными».

Трансцендентное знание означает духовное. Поэтому жизнь наша, качество наших мыслей не могут измениться к лучшему, также не изменится наше бытие, если мы по-прежнему будем заботиться только о своем временном теле и не будем давать пищу для души. Если просто пытаться лечить свое тело с помощью практических советов Аюрведы, то в этом случае так- же мало толку, так как это лишь временная поддержка для тела, она не избавит нас от причин болезни. Болезни сопровождают нас только потому, что нам как раз не хватает этой духовной пищи. Соблюдая законы Бога, человек сохраняет свое здоровье и до самой старости может жить, не болея.

В Бхагавад-гите, гл. 14, т. 3 сказано: «Каждое живое существо в соответствии со своей прошлой деятельностью получает определенное тело, созданное материальной природой, чтобы оно могло страдать или наслаждаться в зависимости от своих прошлых поступков. Одни счастливы, другие очень активны, третьи очень беспомощны. Все эти виды психологических проявлений являются причинами обусловленного положения существ в природе*. Например, паук построил для себя свой мирок своим ограниченным сознанием. Что делается за пределами этого мира, он не может знать, но это не значит, что другого за пределами его мира не существует. Гуны материальной природы также ограничивают окружающий нас мир и держат нас в неведении относительно того, что существует еще другой мир, духовный. Гуна благости, гуна страсти и гуна невежества — есть проявление внешней энергии Всевышнего Господа. Гуны настолько крепки, что ни одно живое существо не может вырваться из них самостоятельно. Человек, находящийся под управлением гуны благости, более мудр, чем находящийся в гѵне страсти или гуне невежества. В гуне добродетели человек более или менее свободен от последствий греховных поступков. Знание, которым владеет человек, находящийся в гуне благости, ограждает его от многих оши- ок. У него, как правило, хорошо развито шестое чувство, или интуиция, которое подсказывает ему правильные решения. На самом деле это есть помощь Параматмы. Но часто чувство превосходства над другими приводит человека к обусловленности и падению. Поэтому многие ученые, философы, ГГ™- СВ°ИМ ЗНаНИеМ И ИСІ7ЬІТывают своего рода материальное И СН0Ва запУтываются в сетях материальной природы. Такие своего миока «ТВаЯСЬ академическим образованием, не выходят за предел

ДЯТ в кувшине'и куГ0В°РИТСЯкомментаРиях «Шримад-Бхагаватам»: «Си- К) вши не и кусочек материального неба принимают за весь мир». Та

ким образом, здесь отсутствует вероятность освобождения и перехода в духовный мир. Человек в гуне благости имеет более утонченное, легкое тело, состоящее из преобладающих легких частиц воздуха, эфира, его тело меньше болеет, оно не приспособлено к тяжелому физическому труду и благодаря складу своего ума и качествам своего тела он и не должен физически трудиться до седьмого пота. У него другие обязанности, предписанные Богом. Такие люди должны давать знания. К ним относится и творческая интеллигенция. Многие люди, начиная свой жизненный путь под управлением гуны благости, к старости приходят, согласно складу своего ума, в низшие гуны. Многие исследователи и ученые выбирают такой род деятельности, который считается греховным, например, исследования над подопытными животными, разработка противозачаточных средств, разработка любого вида оружия и т. д. Такая деятельность несомненно приведет человека в старости в низшие гуны материальной природы, может так случиться, что душа в следующем воплощении не получит человеческого тела.

Гуна страсти характеризуется с точки зрения ведической философии таким образом: «Центральное связующее звено — это взаимное влечение, возникающее между мужчиной и женщиной. Гуна страсти рождается из неограниченных желаний и вожделения, и потому живое существо привязано к материальной кармической деятельности. У человека развивается жажда материальных наслаждений. Вся его деятельность направлена на удовлетворение своих чувств. Такой человек тяжко трудится, чтобы наслаждаться плодами своего труда, стремится к почету, славе, богатству. Он заботится о своем доме, семье, стране, обществе, он патриот своей Родины. Человек привязывается к плодам своей деятельности и становится рабом своих чувств. Он имеет столько, сколько может, и желание иметь еще больше всегда возрастает». Очень часто человек в гуне страсти становится на преступный путь, так как желание добиться еще больших успехов возрастает и не дает покоя. Взлеты и падения, удачи и разочарования, счастье и несчастье, любовь и ненависть сопровождают человека в гуне страсти. В гуне страсти человек часто рождается с физическими недостатками и физическим уродством. Отсутствие ушей, пальцев рук и ног и т. д. говорит о прошлых необузданных страстях и желаниях. И как следствие — дается тело для ограничения тех страстей и желаний, которые в прошлой жизни так беспокоили ум. Такие заболевания, как импотенция, раковые болезни, гинекологические нарушения, бездетность, заболевания предстательной железы — есть следствие прошлых страстей.

Тело человека в гуне страсти состоит из преобладающих частиц огня, воды. Тело среднее, более мускулистое, упругое, движения резки и решительны. Человек подвижен, быстр и чрезвычайно сообразителен. Деятель- ность в гуне страсти соответствует наклонностям — это политики, руководители всех рангов, коммерсанты, финансовые работники, бизнесмены, судьи, адвокаты. Они чрезвычайно активны в достижении своих целей.

Гуна невежества есть причина заблуждения всех живых существ, воплощенных в материальном теле. Невежество покрывает знание человека,

7*

как облака, скрывающие солнце. Сознание человека в гуне невежества загрязненное я его глаза подернуты сумерками. В Бхагавад-гите, гл. 14, т 13 говорится: «Когда возрастает влияние гуны невежества, о, сын Куру она несет с собой мрак, бездеятельность, безумие и иллюзию. Когда нет просвещения, нет и знания. Действия человека в гуне невежества не определяются регулирующими принципами; он желает поступать по собственной воле, без всякой цели. Умирая в гуне невежества, такой человек рождается в царстве животных».

Все действия человека в гуне невежества ведут к страданиям в настоящем, будущем, и ему предстоит опуститься до животной формы жизни. Если человек позволяет себе есть мясо убитых животных, это значит, что он действует в невежестве и омрачает свое будущее. В Бхагавад-гите, гл. 14, т. 16, в тексте комментария говорится: «Забивание коров на бойне _ акт самого величайшего невежества». В человеческом обществе убийца человека должен быть казнен. Таков должен быть закон государства. Вследствие невежества люди не осознают, что есть всеобщее государство, управляемое Всевышним Господом.

Люди под влиянием гуны невежества становятся безумными, так как не способны понимать вещи, как они есть. Такие люди неистово копят деньги, работая день и ночь, и не заботятся о вечной душе. Такие люди не любят утруждать свой ум, если им предлагают духовное знание, они не очень стремятся к прогрессу в духовном понимании. Одним из признаков человека, пребывающего в гуне невежества, является то, что он спит больше, чем требуется. Сон такого человека тяжелый и продолжительный, до 10-12 часов в сутки. Такой человек отличается леностью, малой подвижностью, подавленным состоянием. Он склонен к приему одурманивающих и опьяняющих веществ. Тело такого человека состоит из наиболее тяжелых частиц земли и воды. У них грубые, тяжелые черты лица, тяжелый квадратный череп, грубый низкий голос. Несмотря на возможность работать, он не предпринимает никаких усилий, жизнь его пассивна. Круг друзей такого человека не отличается от него самого, так как подобное притягивает подобное. Что бы ни делал человек в гуне невежества, все плохо и для него самого, и для остальных. «Бхагавад-гита», гл. 14, т. 17, «Пребывая в гуне невежества, они не понимают, что, убивая животное, рискуют быть убитыми в своей следующей жизни тем же самым животным. Так как человек не обучен подлинному знанию, он становится безответственным. Чтобы прекратить эту безответственность, должно проводиться обучение, способствующее развитию в людях гуны добродетели. Весь мир охвачен гунами страсти и невежества, поэтому не может быть ни умиротворения, ни процветания».

Находясь под управлением гун материальной природы, человек не может осознать своего истинного «Я», и под действием ложного эго он отождествляет себя с телом и начинает думать, что он и есть тело, которое в этой жизни является принадлежащим к какой-либо нации, стране. Это тело даже придумало для себя определенную веру или религию. Человек, заблуж- j даясь, таким образом, не задумывается над тем, что ему определен короткий срок побыть в теле армянина, еврея или русского, побыть христианином или мусульманином. Но после смерти этого тела какое тело он получит взамен старого? Отождествляя себя с телом, человек принимает все происходящее с ним за реальность. На самом деле мы, как актеры на сцене, которые, отыграв определенную роль, переодеваются в свою повседневную одежду. Отыграв в этой жизни в определенном данном нам теле роль армянина или азербайджанца, испанца или американца, со сменой тела сменим и роль. Особенно удручает, когда люди, не имея истинных знаний, фанатичны в какой-либо вере. Они твердят заученные фразы и цитаты из божественных писаний, не понимая истинного смысла этих учений. Религия без философии есть сентиментальность, поэтому голые фразы, такие как «возлюби ближнего своего», «возлюби Бога», остаются без действий. Возлюбить Бога как Личность можно, только лишь развивая привязанность к Нему как к Личности: необходимо знать и читать о деяниях Господа, о Его могуществе, о Его совершенстве, о Его играх и деяниях, только тогда появится любовь к Богу и соответственно любовь к ближнему. В материальном мире мы по несколько раз ходим в кино, чтобы еще и еще раз посмотреть на полюбившегося нам героя фильма, или запоем читаем книги, рассказывающие о деяниях смертных людей. Мы можем полюбить, привязаться к герою в книге или в кино за какие-то особенные качества, хотя все эти качества материального героя так же несовершенны, как и все в этом мире.

Самый совершенный во всех трех мирах — это Всевышний Господь. Он — Бхагаван, обладающий шестью достояниями: слава, богатство, красота, знание, сила и отречение. Любой человек, обладающий такими качествами, всегда притягивает нас, и Кришна — это не имя Всевышнего Бога, это его качество, которое означает «Всепривлекающий». Отсутствие авторитетного знания ведет к дальнейшему искажению тех божественных писаний, которые есть сейчас в материальном мире. Незнание Вед заставляет все человечество всего мира оставаться в неведении относительно своего предназначения. А это означает, что болезни, страдания, смерть на многие жизни заковывают человека в цепи гун материальной природы.

6. Четыре регулирующих принципа

«Есть два вида чистоты. Тот, кто обладает первым из них, cnocqfcm превращать грешников в праведников, тот же, кто обладает вторым, не совершает ничего нечистого». («Нектар преданности», глава 21).

Ключевые слова, которые пронизывают аюрведические древние тексты, такие как: «Чистая пища, чистые мысли и каждодневное памятование о Боге создадут и здоровое тело» — являются заповедью Аюрведы. В этой заповеди изложены законы Бога, принципы религии. Человек, следующий этой заповеди, ведет праведный образ жизни, следовательно, он имеет здоровое, не причиняющее беспокойств, тело. Все, кто не следует этому основному закону жизни, ведут греховный образ жизни и потому из

жизни Б жизнь рождаются в больных телах или в низших формах жизни. В этой заповеди заключены четыре принципа религии: аскетизм, чистота, милосердие и правдивость, и четыре регулирующих принципа: не есть мяса, рыбы и яиц, не принимать одурманивающих средств (кофе, чай, алкоголь, наркотики), не вступать в недозволенные половые взаимоотношения и не играть в азартные игры. Человек, выполняющий эти принципы, автоматически перестает грешить. Грех, совершаемый человечеством, содержится в невыполнении этих четырех принципов. Законы Бога, или законы жизни, о которых говорится в Ведах и в Аюрведе, поведаны Верховной Личностью Бога для всего человечества, а не для отдельной группы людей, как думают многие. Несоблюдение четырех регулирующих принципов воспитывает в человеке отрицательные качества, поэтому наклонности и поступки человека будут причинять беспокойство всему обществу. Те, кто следует законам Бога, развивают в себе божественные качества: правдивость, чистоту, милосердие, отреченность, спокойствие, простоту, аскетичность, знание, ученость, непривязанность, тактичность и т. д. Эти качества никогда не беспокоят ум человека, поэтому человек не совершает греховных действий. Противоположные качества: зависть, жадность, вожделение, корысть, гнев, подлость, корыстолюбие, лживость, эгоизм развивают в человеке демоническое начало, и все действия людей с такими качествами приносят беспокойства обществу.

Попробуем рассмотреть с точки зрения ведической философии, почему так необходимо соблюдать регулирующие принципы.

Не есть мяса, рыбы, яиц. Такая пища — убиенная плоть, по качествам: тяжелая, холодная, дурно пахнущая — порождает в теле неестественную кровь, изменяя натуру человека за счет увеличения лимфы, черной желчи и желтой желчи. Эти три влаги в теле, когда они преобладают в крови, полностью нарушают равновесие между физическим телом и тонким телом, приводя к нарушению обмена элементов. В теле увеличиваются элементы земли и воды, вкус крови становится сладким, растет масса тела, повышается артериальное давление, увеличивается жир, который сдавливает сосуды и охлаждает тело. Жирный человек, если даже он по натуре (природе) Питта-конституции, страдает от несварения желудка, вызванного сдавлением кровеносных сосудов из-за жировых отложений. Потеря тепла организмом создает благоприятную среду для развития многих видов живых существ, которые пока находятся в непроявленном состоянии и не беспокоят человека. Но как только меняется натура желудка, меняется и соотношение полезных и болезнетворных видов бактерий. Болезнетворных становится больше, а полезных микроорганизмов меньше. Иммунная система, ослабленная из-за нарушения обмена веществ, не в состоянии защитить и восстановить баланс сил организма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: