Соловьева Л.Н. – Аюрведа. Три пути к абсолютному здоровью 5 глава




В Шр. Бх., п. 3, ч. 3, гл. 31 в «Маркандея пуране» в частности говорится: «пуповина, которая на санскрите называется апйайани, связывает мать с животом ребенка, и через нее ребенок, находящийся в утробе матери, получает в переваренном виде пищу, которую она ест». Ограничения и различные меры предосторожности, которые ведические писания (смрити) рекомендуют соблюдать беременным женщинам, благотворно сказываются на развитии ребенка.

Подготовка к зачатию

Планирование ребенка в ведические времена было обязательным. Чтобы дети не рождались с демоническими наклонностями, а, наоборот, были бы благочестивыми и не приносили беспокойств обществу и родителям, зачатие не было случайным. Если родители приняли решение родить и воспитать ребенка сознающим Бога, они составляли гороскоп, чтобы знать расположение звезд на небосводе. Неблагоприятное расположение звезд сулило рождение ребенка с плохими качествами. Если по гороскопу расположение звезд было благоприятным, назначался день зачатия. Перед зачатием, за несколько недель до зачатия муж и жена постились, чтобы очистить ум. Во время поста родители будущего ребенка молились Верховному Господу, возносили Господу соответствующие молитвы и просили благословения у Господа, чтобы Он послал им благочестивого ребенка. Они медитировали на Верховного Господа и все дни проводили в молитвах. Другими словами, родители перед зачатием ребенка совершали аскезы, чтобы умилостивить Господа. Воздержание от пищи само по себе являлось хорошей кровоочищающей процедурой. Во время поста очищались артерии, вены, нервы, голова становилась ясной, мысли очищались. Пост до зачатия благоприятен тем, что умонастроение мужа и жены становилось благостным, умиротворенным, сознание очищалось, и потому притягивалась личность с подобными же качествами, с подобным сознанием. После аскез и поста проводился обряд Гарбхадана Самскара — обряд вложения семени. Сам половой акт совершался в то время, когда во внешней среде активна гуна благости. Гуна благости наступает в утренние часы с 2 часов утра до 6 часов. Перед зачатием молодых умащивали ароматическими маслами, девушку одевали в красивые легкие одежды, на волосы наносили благовонные масла. Соответственно подготавливали и мужа. В жизни индийской семьи до сих пор практикуется ритуальный массаж. Так, массаж перед бракосочетанием относится к числу обязательных индусских традиций. Массаж придает коже здоровый блеск, а новобрачным — свежий вид. Жениху массаж укрепляет мужское начало и духовную силу. Что до невесты, то массаж с ароматными травами и маслами делает ее особенно прекрасной и благоуханной. Древнюю науку индийского массажа описал еще первый санскритский стихотворец Вальмики (древний поэт Индии) в своей поэме «Рамаяна». В жизни индийской семьи массаж помогает супругам надолго сохранить любовную привязанность друг к другу. Для проведения обряда Гарбхадхана Самскара приглашались жрецы, которые возносили Господу молитвы и проводили ягъю (жертвоприношения), чтобы умилостивить полубогов и Верховную Личность Бога. После проведения обряда супругов оставляли одних. Во время песнопения мантр „ молит» ѵм жениха и невесты умиротворялся и становился способным думать Г=Г образом молить Господа, чтобы Он послал им достойного сына или дочь. Звуковая вибрация мантр и мысленастроенне супругов притягивали^ себе душу, соответствующую их качествам. Кроме того, супруги могли по желанию зачать дочь или сына. С забвением ведического знания обряд Гарбхадхана Самскара не проводится в современном мире, потому рождаются дети, доставляющие беспокойства всему обществу.

Предродовой период

Беременность — совершенно особый период в жизни женщины. За это время в ее обмене веществ и психике происходит целый ряд перемен. В идеале женщина еще до наступления беременности должна придать своим мышцам должную гибкость и пластичность с помощью таких упражнений, как йоговские асаны и пранаяма, массажа и правильного режима питания. Во время беременности женщина ощущает сокровенную взаимосвязь между телом и разумом и обязана сохранять между ними гармонию. Согласно трактату «Сушрутасамхита», женщина должна избегать: любых разновидностей физического труда, который может повлиять негативно на положение плода в матке, голодания, сна в дневное время и бодрствования ночью, поездок в повозках и верхом на лошади, секса и намеренного подавления любых естественных желаний. В первый месяц беременности в полости матки образуется только желеобразная субстанция. Это, как и большинство других сведений, содержащихся в тексте Сушруты, подтверждается медицинской наукой. Примерно на седьмой неделе развития эмбрион приобретает определенную форму. На втором месяце эмбрион приобретает форму шара, если это мальчик, либо продолговатую, если это девочка. К концу второго месяца у зародыша формируется мозг. Рост плода в этот период стремителен, но неравномерен. Скелет начинает развиваться на сорок шестой — сорок восьмой день, и потому организм матери нуждается в большем количестве кальция и прочих минералов. В течение третьего месяца у плода растут мышцы, и он приобретает способность двигать конечностями. Эти движения пока очень слабы, и мать их не ощущает. На четвертом месяце все конечности и органы эмбриона крепнут, и у плода зарождается сознание благодаря формированию тканей сердца. Согласно Аюрведе, сердце есть средоточие сознания. Плод начинает выражать стремление к чувственным удовольствиям — вкусовым и обонятельным — через стремления и желания матери. К пятому месяцу будущая мать начинает явственно ощущать движения плода. В течение шестого месяца у младенца зарождается разум, он спит, пробуждается в осознании своего подсознательного существования и шевелится в утробе матери. У него появляется от^Г°ыНЫИ ЖИ^ И ногти' Процесс внутриутробного роста заметно ускоря- 3 шестом месяце зарождается познавательная способность. Дитя на- окоот1теГнВаТЬ На Внешнюю сРедУ ма™и- В течение седьмого месяца

ется Физическое ГИРУЮТСЯ конечности- В последние три месяца заверша- физическое развитие плода в матке - дитя растет, набирает вес и обретает контроль над мышцами. Все это время будущая мать должна чувствовать себя защищенной и окруженной заботами.

Послеродовой период

После родов молодой матери необходимо три-четыре дня отдохнуть. Продлевать этот период отдыха можно, но ни в коем случае не сокращать. В этот период рекомендуется ежедневно проводить массаж всего тела матери и ребенка. В процессе родов тело матери подвергается тяжким физическим и психическим нагрузкам. Боль предшествует родам и остается после них. В последние четыре месяца беременности мускулатура живота растягивается по мере роста плода и потому необходим послеродовой массаж живота, который помогает мышцам сокращаться и вернуться в изначальное состояние. По индусской традиции молодая мать должна пройти сорокадневный период очищения, по завершении которого совершить омовение. Акт ритуального омовения как бы официально объявляет о том, что женщина вновь может приниматься за домашнюю работу и исполнение обычных религиозных обрядов. В течение сорокадневного отдыха матери полагается особенно питательная пища. Женщина должна выполнять легкие физические упражнения и массаж.

Уход за новорожденным в первые минуты жизни

Согласно трактату «Сушрута-самхита» тотчас после появления на свет ребенка — еще до того, как будет перерезана пуповина, ребенку следует сделать очищающий массаж тела, чтобы удалить с тела остатки плодного пузыря. По традиции с этой целью все тело ребенка обкатывают шариком из теста, приготовленного из свежей пшеничной муки тонкого помола и воды. В вымешанный шарик добавляют несколько капель миндального масла — оно придаст телу гладкость и послужит питанием для нежной кожи ребенка. Масляная добавка дополняет природные жиры, содержащиеся в пшеничных зернах. В муку можно добавить и щепотку куркумы для укрепления кожи и защиты от инфекций. Тельце новорожденного осторожно растирают не руками, а шариком из муки. Перед тем как приступить к растиранию, смочите шарик в небольшом количестве миндального масла, чтобы к нему лучше прилипали остатки плодного пузыря. После этого следует очистить ротик младенца от слизи. Для этого подойдет масло гхи или обычное сливочное масло с добавлением каменной соли. Смажьте пальцы маслом, смешанным со щепоткой каменной соли, затем осторожно введите смазанные пальцы в рот младенца и удалите накопившуюся слизь. По советам «Сушрута-самхиты», после очищения рта следует приложить к головке новорожденного тампон из льняной ткани, пропитанной топленым маслом. Затем следует слегка оттянуть пуповину от живота ребенка и перевязать ее ниткой на расстоянии восьми пальцев от пупка. Другой конец нитки перекидывают через шейку младенца. Вплоть до этого момента пуповина продолжает играть жизненно важную роль для ребенка, ибо с нею связаны все важнейшие «нади». Если перерезать пуповину, не поддерживая ее, она упадет. Однако, если другой конец нитки перекинут через шею ребенка нитка поддерживает пуповину, и к ней нет нужды прикасаться пальцами или щипцами. После этого пуповину можно перерезать непосредственно над местом перевязки. В течение первых шести дней жизни тело младенца перед каждым купанием очищают, обкатывая шариком из свежего теста. Растирание таким шариком усиливает кровообращение, способствует выводу шлаков из организма и помогает пищеварительной системе ребенка. На седьмой день после рождения начинается настоящий массаж шариком из теста, который выполняется в течение трех недель. Массаж шариком из теста проводят с легким усилием, с нажимом.

Как только кожа ребенка слегка покраснеет и температура тела повысится, приступают к купанию. Шарик из теста время от времени окунают в массажное масло, которое, будучи впитанным кожей, поддерживает в надлежащем равновесии все три доши. Шарик из теста удаляет и волосы с тела ребенка. Если первые три месяца жизни массаж шариком из теста не делается, то на личике, ручках, ножках и спинке младенца могут вырасти ненужные волоски, которые со временем станут для ребенка причиной немалого смущения, особенно для девочки.

С ведической точки зрения, ребенок рождается с «зашифрованным» кодом своей индивидуальной судьбы. Энергия мышления человека в прошлой жизни воздействовала на состояние пранических «нади», изменяла к лучшему или худшему вибрацию атомов, клеток и создала законченный силуэт тонкого тела. Прошлые болезни тела, как занозы, сидят в тонком теле и мешают движению пран, преграждая путь их потокам. Ребенок может рождаться с проявленными дефектами тела: ДЦП, различные уродства тела, дефекты органов чувств и т. п. и с непроявленными дефектами. Это различные будущие заболевания тела, которые со временем, с ростом физического тела проявятся как хронические болезни внутренних органов, в Аюрведе они называются болезнями невежества. Кроме болезней невежества с ростом физического тела будут проявляться кармические болезни, возникающие в результате прошлых вмешательств в тело (операции) или возникших в результате прошлых травм тела (ранения, убийства, контузии). В тонком теле послеоперационные швы всегда создают нарушение пранических потоков, в результате чего различным изменениям подвергается само тело и органы. Будущее ребенка сформировано и потому существует в «брахманде» ребенка, в его тонком теле. Тонкое тело можно назвать кармическим телом. Изменить карму не в состоянии ни один врач материального мира. Это судьба ребенка. Но в прошлые века древние аюрведические врачи могли вмешаться в карму ребенка и изменить ее с помощью своей духовной силы, с помощью знания, с помощью мантр. Мантры — это обращение к Верховной Личности Бога через посредство полубогов. Звук мантры соединял говорившего с Верховным Господом, и санкцию на устранение причины болезни давал Верховный Господь. Полубоги, находясь в подчиненном положении у Верховного Господа, являлись еще и Его преданными, потому безоговорочно выполняли волю Повелителя, таким образом с помощью полубогов карма человека облегчалась, его тонкое тело очищалось от той или иной болезни. В разделе «Педиатрия» описываются болезни как кармические, так и болезни, возникающие от нарушения в питании, от неправильного образа жизни. С помощью правильной диеты, восстановления режима, с помощью лекарственных трав и процедур болезни невежества устранялись. В этом разделе уделяется большое внимание профилактике болезней. Аскезы или принципы Аюрведы (чистая пища, чистые мысли и каждодневное памятование о Боге создадут и здоровое тело) являются самой надежной профилактикой всех болезней, в том числе и кармических. Духовная практика, самоосознание самих родителей — самое лучшее лекарство лечения кармы ребенка. Именно родители с самого раннего возраста могут помочь своему ребенку устранить его будущие болезни. Для этого Аюрведа рекомендует следовать наставлениям, изложенным в Ведах, и культивировать, таким образом, гуну благости. Мы все рождаемся в век Кали-юга шудрами и являемся потомками обезьян. В Шримад-Бхагаватам (п. 5, ч. 2, гл. 14, т. 30) говорится: «Пройдя весь эволюционный путь — от обитателей вод до млекопитающих, живое существо, в конце концов, получает тело человека. Эволюция сознания всегда идет под влиянием трех гун материальной природы. Те, кто поднимается до человеческой формы жизни, находясь под влиянием саттва-гуньі, в своем последнем воплощении были коровой. Те, кто приходит в человеческую форму жизни под влиянием раджо-гуны, в предыдущей жизни были львом, а те, кто приходит под влиянием тамо-гу- ны, — обезьяной. Про последних современные антропологи, в частности Дарвин, говорят, что они произошли от обезьяны».

Вселенную населяют два вида живых существ — это демоны и божественной природы люди. Еда, сон, совокупление и самозащита (вызванная чувством страха) — это четыре основных вида деятельности живых существ в материальном мире. Демонической природы люди занимаются только этими четырьмя видами деятельности. В Шримад Бхагаватам (п. 3, ч. 2, гл. 16) описывается, как и по какой причине рождается демоническое население. В нашей Вселенной причиной рождения демонов было желание Дити, супруги мудреца Каиіьяпы Муни, соединиться с мужем в неурочное время, когда планеты на небосклоне имели неблагоприятное расположение. Живое существо демонической или божественной природы входит в семя отца, которое вводится во чрево матери, и, попадая в эмульгированную женскую яйцеклетку, развивает тело определенного типа. Когда во время зачатия сознание отца и матери осквернено — дети рождаются с демоническими наклонностями. Дити, понимавшая, что на свет появятся демоны, в течение ста лет носила их в своем чреве, не давая им возможности родиться. Перед рождением демонов братьев-близнецов, которых звали: рожденного первым Хиранъякша, рожденного вторым Хираньякашипу, во Вселенной происходили различные стихийные бедствия, появлялись зловещие знаки. Например, во время рождения этих двух демонов зловещие планеты Марс и Сатурн заслонили собой благоприятные планеты Меркурий, Юпитер, Венеру. Повсюду, не утихая, дули пронизывающие ветры, на океане вздымались огромные волны, горы на поверхности земли содрогались от землетрясений, it вся планета, казалось, была объята огнѳм. Отсюда, как уже говорилось, можно заключить, что непрекращающиеся стихийные бедствия, которые беспокоят всех обитателей планет, свидетельствуют о рождении демонов. В те времена в мире было только два демона, сыновья Дити, но даже их появление на свет сопровождалось великим множеством стихийных бедствий. Сейчас, особенно в нынешний век Кали, стихийные бедствия обрушиваются на человечество одно за другим, что неоспоримо доказывает рост демонического населения земли» (Шр. Бх., п. 3, ч. 2, гл. 17).

Исходя из вышеизложенного, можно понять, что надо делать, чтобы помочь своим детям. Прежде родителям надо развить в себе гуну благости. Духовная практика, наука самоосознания — ключ к гуне благости. Имеется в виду беспримесная гуна благости, а не гуна оскверненной благости материального мира. В гуне благости родители смогут реально помочь своему ребенку и, кроме того, в гуне благости развивается знание, которое не допускает возникновения никаких болезней, как кармических, так и болезней невежества.

5) Агадатантра — токсикология. Этот раздел Аюрведы посвящен описанию различных видов растений, камней, минералов с токсическими свойствами. В разделе уже рассматривался вопрос о нарушении экологических норм: о загрязнении воздуха и воды. Отравление воздуха и воды токсическими веществами, как говорится в этом разделе, происходит вследствие деградации общества. Разрушение жизненных энергий планеты (воздуха, огня, воды) является причиной разрушения цивилизации, различных эпидемий. К токсическим веществам древняя Аюрведа относит и невыполнение четырех регулирующих принципов. Если человек ест нечистую пищу, она будет для человека ядом, так как отравляет кровь, отравляет воздух в нервной системе. Нечистые желания, эмоции, дурные привычки (курение, алкоголь и т. п.) токсичны для крови и пранических «нади». Нечистые мысли и ложь для человека являются токсичными, так как на ментальном плане отравляют Мановаха нади (ментальные каналы). Нерегулируемые половые взаимоотношения с противоположным полом чрезвычайно токсичны по трем причинам: первая причина — это выброс с семенем жизненной силы и как следствие возникает вторая причина — понижение иммунной системы организма и третья причина — греховное действие — желание удовлетворять свои половые органы. Эти желания создают аму сознания и таким образом зашлаковывают пранические каналы. В Ведах говорится о том, что никто не должен становиться матерью, отцом, учителем, если нет знания о том, как помочь душе вырваться из круговорота Самсары (колесо рождений, смерти и болезней). (Шр. Бх., п. 6)

Вы можете задать вопрос, почему же сейчас многие болезни лечатся травами, камнями и т. п. Да, это так, потому что многие растения, камни, минералы относятся к гуне благости или гуне страсти. Страсть имеет горячее качество и потому может помочь при тамасе, т. е. разогнать кровь. Но чрезмерная страсть не может вылечить полностью болезнь, так как, разогрев кровь, ее горячее качество сожжет клетки гуны благости в мозгу и явится причиной

возникновения другой болезни. Поэтому аюрведический врач корректирует воздействие трав или специй на организм человека. Духовная практика, молитвы, чтение мантр увеличивают клетки гуны благости в голове и уменьшают клетки гуны страсти и невежества. Болезнь — это следствие воздействия на организм гун страсти и невежества и потому культивированием гуны благости можно устранить болезни, вызванные гуной страсти и невежества. В разделе «Педиатрия» даются советы, как необходимо поддерживать здоровье в теле с помощью ума, разума и пищи. Для восстановления ума необходимо развивать гуну благости. В гуне благости ум переключается на постижение истины и таким образом чувства (органы чувств) очищаются.

6) Бхутавидья — психиатрия. Аюрведическая дисциплина называет психические заболевания ментальными, ибо они возникают от неуправляемого ума. Психические болезни возникают от нарушения тонких пранических каналов, и лечение направлено на их восстановление. Согласно Аюрведе и Веданте, все мы, кроме достигших просветления, пребываем в плену неведения и неправильного восприятия жизни. Наше эго — не более чем иллюзия. Пребывая в этой иллюзии, человек в поисках вечного счастья, вечной любви может дойти до крайней степени психического расстройства. В большинстве случаев все психические расстройства рассматривались как различного рода одержания злыми духами. Физический мир самым тесным образом связан с более тонкими мирами, между этими мирами (различными измерениями) происходит постоянное энергетическое взаимодействие. Силы, обитающие на более тонких планах, могут оказывать на нас как позитивное, так и негативное влияние, в зависимости от того, с какого рода сущностями приходится сталкиваться. В Аюрведе выделяются различные виды одержимости. Чаще других одержимости подвержены люди слишком пассивные, угрюмые, озлобленные, раздражительные, люди в состоянии тоски, депрессии, уныния. В истории много примеров, когда группа людей, целая нация подвержены были одержимости или влиянию тонких невидимых сущностей тонкого мира. Народные вожди Емельян Пугачев, Степан Разин, Ленин, Наполеон, Гитлер, которые увлекали за собой большие массы людей, — пример одержимости народной толпы. Медиумы — люди, живущие на земле в грубых телах, подвержены одержимости, общаясь с духами тонких планов. Медиумы, например, Блаватская, Е. И. Рерих, под диктовку сущностей тонкого плана записывали тома книг. Сущности тонкого мира могут относиться к демонической природе, такие сущности влияют на мышление человека, навязывают ему свои идеи и толкают к исполнению задуманных ими планов. Преступления и большинство войн — пример одержания духами демонического склада. В разделе описываются пранические потоки, исходящие от энергетических центров (Чакр). Чакры — это центры активности тонкой психической энергии, называемой сукшма прана (тонкая прана). Чакры определенным образом взаимодействуют с сознанием человека и его парасимпатической, симпатической и автономной нервными системами. Чакры, центры сознания, активизируются, когда энергия Кундалини (духовная энергия) проходит через них. Для каж-

дой чакры, представленной в виде лотоса, соответствуют особые аритти (качества, энергии, состояния) и первоэлементы (таттвы). Качества нижних чакр: Муладхары (область ануса), Свадхистаны (область над лобком), Мани- пуры (область пупка) — отрицательные качества, Анахаты Чакры (область груди) — смешанные, качества Вишуддха Чакры (область горла) — преимущественно положительные, а качества Аджны (третий глаз) и Сахасрары или Сома Чакры — совершенные. Знание о чакрах может оказать большую помощь тем, кто занимается самореализацией и медитацией. Многие йоги, занимаясь медитацией, способны видеть движение энергии через различные центры. Благодаря духовной практике, аскезам, посту, молитве, преданному служению — энергия начинает интенсивно течь к верхним центрам. Таким образом, сознание человека постепенно возвышается на более высокую ступень эволюции. Открытие верхних центров приносит умиротворение, любовь, чистоту, сострадание, просветление, психическое и духовное совершенство. Каждая из семи Чакр имеет свою форму, цвет, свою таттву (элемент), объект чувств, орган чувств, орган деятельности, свой звук и свой план бытия, свою управляющую планету, свое божество, управляющее этой чакрой. Например, Муладхара Чакра имеет форму янтры — квадрат, таттва (элемент соответствующей чакры) — земля, цвет — желтый, объект чувств — запах, орган чувств — нос, орган деятельности — анус, лока (физический план) — Бху Ло- ка, управляющая планета — Марс, звук — ЛАМ (биджа Чакры), божество Чакры — Бала Брахма (Брахма ребенок). Муладхара Чакра имеет четыре лепестка, которые расположены по сторонам квадрата, они обозначают четыре формы блаженства. Лепестки — это очертание позиции, соответствующей «нади» в каждом отдельном центре, и сами по себе суть прана шакти, проявляющиеся в теле благодаря пранаваю. На каждом лепестке свои биджа (мантры): ВАМ, ШАМ, ШАМ, САМ. Каждая буква в своей вайкхари-форме является грубым проявлением внутреннего или тонкого звука. Каждая из этих букв является мантрой и, следовательно, воплощение Божества (деваты). Все буквы составляют тело Кундалини. Чакры аллегорически называются лотосами, лепестки нумеруются по числу работающих энергий и по числу «нади», встречающихся там. Эти энергии управляются разными божествами (девата). Когда человек практикует духовное знание и культивирует гуну благости или занимается йогой, то он может услышать имена Деваты, которые называются биджа-мантрами. Биджа есть имя Божества, которое управляет конкретным центром. Сила звуков различных букв, повторяемых йогом, регулирует и контролирует работу энергий внутри Чакры. Существует пятьдесят биджа- мантр, им соответствуют пятьдесят основных видов энергии, функционирующих в шести центрах.

Когда человек не имеет духовного знания и черпает лишь знание из материального источника, он подпитывается только энергией, отпущенной ему для проживания в данном теле. В материальном мире существует материальный алфавит как отражение духовного алфавита, буквы которого записаны на санскрите. Каждая буква в этом алфавите, а их насчитывается пятьдесят, расположена на пятидесяти лепестках шести Чакр. Эти буквы пребывают в причинном состоянии, но если эти буквы или звуки правильно произносятся, то они пробуждают потенцию Чакр. Звуки материального алфавита не могут пробудить потенцию Чакр. Нечистая пища создает нечистые мысли и нечистую речь. Звуки, произносимые невежественным человеком, носят разрушительный характер. Божество Чакры действует в трех качествах: созидание, поддержание и разрушение, и потому звуки нечистой речи и нечистых мыслей вызывают силу разрушения. Представьте такую картину: хор людей, не имеющих слуха. В их исполнении любая песня режет слух. Если прослушивать пластинку в исполнении такого хора, любой человек может сойти с ума, т. е. нечистый звук буквально врежется в пранические потоки Анахата Чакры (область сердца), и энергия в его двенадцатилепестковом лотосе потечет в сумбурном порядке. Двенадцать лепестков символизируют экспансию энергии в двенадцати направлениях. Поэтому область психиатрии начинается с изучения энергетических центров, Чакр и как можно с помощью духовной практики повышать энергетические возможности предоставленного живому существу тела.

В основе заболеваний психического расстройства лежит нарушение умственного и душевного равновесия. Аюрведа, будучи холистической системой, включает в себя и лечение всевозможных психических расстройств от последствий стрессов до умопомешательства и других тяжелых расстройств. Для оздоровления ума используются методы йогической и духовной терапии, к числу которых относится медитация, пранаяма, повторение мантр, биджа-мантра, а также ритуалы, называемые «Дайва чикитса».

В астральном (эмоциональном) теле существуют каналы (нади), по которым движется жизненная сила. Прерывание энергетического потока приводит к психическим расстройствам — подобно тому, как нарушение движения энергии в каналах кровеносной системы, нервной ведет к соматическим заболеваниям. Тонкие «нади», соединяющие физическое тело с астральным, из-за разрывов ведут к психическим нарушениям. Психическая энергия при подобных нарушениях может застаиваться или двигаться в неправильном направлении, вследствие этого возникают всевозможные искаженные представления и помутнение сознания. Очищение каналов — одна из основных целей пранаямы. Очень благотворное действие оказывают при подобных нарушениях травы, действие которых достигает тонких пранических «нади» и таким образом происходит очищение «нади». К таким очищающим травам относятся: аир, фенхель, анис, куркума, базилик, мирт, кедр, камфара, береза, ива (листья, кора, почки).

В этом разделе Аюрведы описываются различные методы лечения психических заболеваний: это травы, специи, очищение звуком, сбалансированная диета, втирание масла в голову, влажные обертывания тела, аро- матерапия, лечение камнями, минералами и т. д.

Для лечения используется не только диета, но и камни, минералы, травы, йога-медитация, направленные на улучшение состояния ума. В Шр. Бх. (п. 3, ч. 2, гл. 20, т. 40) говорится о том, как на заре творения Господь Брахма создавал живых существ: «Вслед за этим великий Брахма из своей ле-

4. Зак.3780

ности создал призраков и злых духов, но когда увидел их — нагих, с растрепанными волосами, то зажмурил глаза». Призраки и злые духи тоже являются творением Брахмы, потому не следует думать, будто они иллюзорны. Они созданы для того, чтобы причинять обусловленным душам всевозможные страдания. Считается, что Брахма создал их, выполняя волю Верховного Господа. Злые духи и призраки нападают на людей, находящихся в оскверненном состоянии, и про такого, одержимого духами человека, говорят, что он сошел с ума. Духи и призраки овладевают телом человека, если во сне у человека изо рта течет слюна. Это один из вариантов вхождения в тонкое тело человека духов и призраков. Раздел психиатрии рассматривает также и демонологию, т.е. одержание (одержание злыми духами).

7) Расаяна — наука омоложения. Этот раздел посвящен восстановлению организма через профилактические меры, укрепление иммунитета. Панча-карма — метод очищения и восстановления жизненных энергий относится к этому разделу. Омоложение — есть результат не только терапевтических мер. Духовная практика, воспевание святых имен Бога, чтение трансцендентной литературы, культивирование гуны благости способствует омоложению организма. С помощью чистой пищи очищаются внешние пранические каналы (нади). В рецептурных сборниках Аюрведы можно найти много рецептов омоложения, например, препараты из растительных средств, в которые включаются орехи, мед, травы и специи, такие как: шиповник, шафран, гвоздика, куркума, корица, мускатный орех, амалаки, бала, боэргавия, брами, горец многоцветковый, жасмин, женьшень, ремания и др. Есть готовые препараты, изготовленные из растений, специй, минералов, меда и т. п., такие как: Расаяна чурна, Трип- хала чурна, Шатаварьяди чурна, Брахма расаян, Чьяванпраш, травяные вина: вино из алоэ, вино «Сарасват», «Дракша» и др.

8) Вьякарана — сексология. В 12-й песне Шримад Бхагаватам предсказано, что в век Кали браки будут заключаться только на основе полового влечения. Если физическая близость приносит юноше и девушке удовлетворение, они вступают в брак, а когда половые отношения перестают удовлетворять супругов, они расстаются. В ведические времена принимались в расчет нрав и наклонности жениха и невесты. В этом заключается искусство составления супружеских пар. Мужчина и женщина не должны вступать в брак только на основе полового влечения. При заключении брака необходимо учесть много других факторов, в первую очередь особенности характеров и склонности будущих супругов. Если мужчина и женщина не подходят друг другу по характеру и обладают разными вкусами, их совместная жизнь сложится неудачно. В Индии еще сорок лет назад при заключении брака составлялись гороскопы юноши и девушки, всем этим занимались родители жениха и невесты. Составив гороскоп юноши и девушки, родители определяли особенности их характера и склонности; если они хорошо сочетались друг с другом, вопрос о заключении брака считался решенным. Другие соображения считались менее важными (Шр. Бх., п. 3, ч. 3, гл. 24).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: