Соловьева Л.Н. – Аюрведа. Три пути к абсолютному здоровью 3 глава




Век Кали-Юга, в котором живет наше современное поколение, длится 432 тыс. лет, из которых мы прожили уже в этом веке 5 тыс. лет. Этот век с точки зрения Вед является невежественным, и потому деятельность современного общества находится под управлением двух гун: гуны страсти и гуны невежества. Например, такой раздел медицины как хирургия также существовал и в древней Аюрведе. Если современная хирургия вмешивается в тело человека на физическом уровне, то хирургия Аюрведы вмешивалась в тело человека через вибрацию трансцендентного звука, и таким образом все операции не затрагивали физического тела. С помощью звука (мантр) врач мог входить в тонкое тело человека и изменять потоки пранических кана- лов и таким образом устранять блоки на пути следования праны. Физическое тело не резали и не удаляли жизненные органы. Устранив блоки и закупорки на пути следования праны, физическое тело восстанавливалось как следствие. Даже в наше время мы слышали об искусстве филиппинских врачей, которые проводили операции, не вмешиваясь в физическое тело скальпелем. Операция проводилась с помощью звука мантр. В ведической философии есть раздел, который называется «Дханур-веда», военное искусство. Например, в эпоху Двапара-Юга, Трета-Юга великие кшатрии (цари) использовали звук мантр. Произнесенная по всем правилам мантра превращала силу воды, огня, холода, воздуха в мощное оружие. Стрела, выпущенная со звуком мантры, настигала сразу одновременно всех врагов во вражеском стане, но не трогала безвинных. Ядерное оружие «брахмастра» могло поразить плод в чреве матери и сохранить жизнь самой матери. Поэтому трансцендентный звук может как разрушать, так и создавать и лечить болезни.

В наше время без хирургии не обойтись, так как ежедневно получают травмы, ранения сотни людей. Да, это так. Но причина в другом. С человеком, который живет по божественным предписаниям, ничего подобного случиться не может. У него изменяется карма. Если человек ведет греховную жизнь, то по закону кармы он попадает в различные ситуации, когда травмируется его тело, но с помощью знания, которое он получает из ведических наставлений, он старается жить по законам Бога, и таким образом перестает совершать греховные действия. Потому человек, которому было предначертано сгореть в огне, обжигает лишь только руку или палец, человека, которому суждено быть убитым, слегка ранят. Наука Аюрведа прежде всего учит человека не грешить и для этого дает основополагающие принципы, соблюдая которые, человек перестает совершать действия, увеличивающие его карму, и, таким образом, его тело освобождается от болезней.

щи

ГЛАВА I

1. Величие санскрита

Санскрит — самый древний язык, на котором говорили Арии'. Его также называют — «Язык Бога», «Голос Бога», «Божественный язык». В ведических писаниях говорится: нарайанадудбхуто йам варна-крамах — Алфавит санскрита и порядок звуков (слогов) в нем произошли от Господа Нарайаны. Все религиозные, философские книги Ариев написаны на санскрите, поэтому долг каждого Ария изучать его. Само слово «санскрита» произошло от глагола «санскар» — совершенствовать, таким образом, слово «санскрит» означает совершенный, тщательно разработанный. Язык богатейшей литературы, он является священным языком, и святые личности (садху) говорят и пишут на нем и по сей день. Санскрит считают матерью всех языков мира. Среди всех языков санскрит самый совершенный, поэтому он очень славен. Санскрит — язык девов (полубогов) и его алфавит (или письмо) называется деванагари. Слово «деванагари» буквально означает «письменность, используемая в городах девов» (слово «дева» происходит от глагола «див» — сиять, излучать). Алфавит деванагари состоит из 47 букв: 14 гласных и 33 согласных. Еще существует три дополнительных звука: анунасика, анусвара и висарга. Таким образом, всего в санскрите 50 звуков. Грамматисты древности организовали этот алфавит согласно практическим лингвистическим принципам, и эта структура признана всеми западными учеными. В Бхагавад-гите (10.33) Верховный Господь говорит: «акшаранам а-каро сми» — «Из букв «Я» есть буква «А». A-кара (буква А), первая буква алфавита санскрита, является началом Ведической литературы. Без A-кары (буквы А) ничего нельзя произнести, поэтому она является началом звука. И этим началом, как источником всего сущего, является Сам Господь.

Когда язык передает священные философские и религиозные понятия, он сам становится священным. Так, например, пали, произошедший из пракрита (просторечие, вышедшее из санскрита), стал священным языком

‘Ария — цивилизованный последователь ведической культуры; человек, целью жизни которого яв- ляется достижение духовного совершенства.

буддистов, а латынь (также восходящая своими корнями к санскриту) стала священным языком ученых пастырей.

Бесценные достояния Ариев, мысли и наставления великих мудрецов, величайшие откровения Вселенной - это то наследие, которое хранит санскрит. Нам предстоит принять его и передать без искажении своим преемникам. Язык санскрита величественно блистает в святой Махабхарате, Ра- майане, которые подобны океану захватывающих событий и опыта великих риши (мудрецов). Они способны вызвать изумление у любого читателя, расширяющего и углубляющего свои внутренние воззрения. Аюрведа, суммирующая структуру всех сотворенных существ в трех дошах, Джйоти-шаст- ра, описывающая с высокой точностью движение планет, показывает нам, как высоко может подняться сила человеческого интеллекта.

Употребляемость или неупотребляемость, распространенность или нераспространенность не являются критериями величия и значимости языка, его важности или не важности. Согласно качеству созидательных и прекрасных мыслей, которые содержатся в каком-то языке, он считается великим и привлекательным; в противном случае он никому не будет интересен. Несмотря на то, что кто-то может считать такие языки, как санскрит, латынь «мертвыми» языками (мрита-бхаса), их изучают на факультетах многих университетов всего мира. И в то же время языки, на которых говорят кумбары (гончары южно-индийского штата Керала) и панийаны (горные племена), считаются «живыми» языками, но ни в одном университете мира не изучают их. Почему? Все дело в том, что язык, содержащий в себе фундаментальные ценности жизни, будь то культурные, литературные, моральные, приветствуется и почитается поколениями, хотя может и не быть общераспространенным и употребительным. И никто не принимает всерьез язык, в котором эти ценности отсутствуют, хотя он может быть живым.

Санскрит — это хранилище воодушевляющих человеческих ценностей, поэтому его почитают во всем мире, а в языках кумбаров и панийанов такие ценности отсутствуют, поэтому никто не уделяет им внимания, хотя они живые языки. Но если кумбар напишет прекрасную поэму или какой- то существенный философский трактат на своем языке, вы увидите, как люди захотят изучать это. Например, бедный ткач Кабир выразил свои философские мысли на своем родном языке хинди в очень доступной и простой форме. Сегодня стихи Кабира изучают аспиранты в институтах, и его произведения включены в программу для высших курсов на факультетах языка хинди. Таким образом, величие и значимость языка измеряется не критерием его употребительности или неупотребительности, но качеством литературы, которую он содержит. Санскрит хранит в себе бесчисленные драгоценности, способные вдохновить и просветить все человечество. Пока существует человеческий род, санскрит будет давать ему жизнь своим неувядающим, никогда не теряющим свежести духовным языком, который по праву называется амрита-бхаша — вечно живой не- ктарный язык.

2. Заключительное слово о связи русского языка и санскрита

Как уже говорилось ранее, санскрит — источник всех языков, в том числе и русского. Известный русский путешественник тверской купец Афанасий Никитин, проведя в Индии несколько лет (1466-1472), понимал санскритскую речь и записал в своем дневнике: «Они говорят по-нашему, только немного путано». Русский язык один из наиболее близких по своему происхождению к санскриту языков. И чтобы проиллюстрировать это, мы приведем несколько примеров:

Глаголы:

as — есть; jiv — жизнь; tras — трястись; da — давать; ра — пить;

plu — плыть (paraplavate — переплывает); budh — будить; mri — умирать; rud — рыдать; vid — ведать; ѵа — веять; sad — садить; stha — стоять; smi — смеяться.

Имена родства: mata — мать; pramartri — праматерь; bhrata — брат; sabhratarah — собратья; sunu — сын.

Части тела: nas — нос;

griba — грива (у животного). Животные, растения: mush — мышь (mushika — мышка); udra — выдра; daru — дерево (древесина). Неживая природа: mas — месяц; agni — огонь; tamas — тьма; vata — ветер;

ѵауи — воздух (суховей); phena — пена; prastara — простор.

Время: dina — день; vasanta — весна; hima — зима.

Общие понятия:

dama — дом;

dvora — дверь;

pitu — питье (питание);

madhu — мед.

Названия признаков: sveta — светлый; laghu — легкий; tanu — тонкий; purna — полный; паѵа — новый;

уаѵа — живой, живое существо; mrita — мертвый.

Местоимения:

те — мне, nah — нас;

etat — этот;

ubha — оба;

sva — свой;

katara — который;

visva — все.

Наречия: kada — когда; tada — тогда.

Числительные:

dva — два;

tri — три;

dasa — десять;

dvadasa — двенадцать.

3. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада переводит Шримад-Бхагаватам

Английские колонизаторы всегда старались подорвать авторитет Вед. Индусы уже стали чувствовать себя иностранцами на своей собственной земле из-за усилий британских санскритологов и педагогов представить Ведическую литературу и культуру как нечто новое, варварское, низшее. Прабхупада Бхактиведанта Свами однажды заметил, что такой тактикой британцы причинили больше вреда индийской культуре и религии за короткий период их правления, чем мусульмане за все время своего владычества. Хотя индусы гордятся своим великим культурным и религиозным наследием, слава которого растет все шире благодаря усилиям Шрила Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шрилы Бхактиведанты Свами и других, однако до сих пор санскритские словари, книги по индийской культуре и религии отражают это влияние, результат умышленной подрывной деятельности, которую проводили британцы в индологии со скрытым намерением утвердить превосходство своих собственных культурных ценностей и взглядов. Чтобы показать всему западному миру истинное содержание ведических писаний, Шрила Прабхупада перевел и прокомментировал Шримад-Бхагаватам.

Бхактиведанта Свами переводил Бхагаватам, изданный его духовным учителем Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром и содержавший комментарии 12 великих Ачариев прошлого. Он делал латинскую транслитерацию письма санскрита, деванагари, затем пословный перевод и потом английский перевод всего стиха; после этого комментировал стих на английском языке. Перед написанием своего комментария на английском языке, доступном для людей Запада, он тщательно изучал комментарий предшествующих Ачариев, особенно Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Вишванатха Чакраварти Тхакура, дживы Госвами, Виджайад- хваджа Тиртхи и Шридхара Свами. Он придавал очень большое значение точному переводу санскритских слов.

Однажды, сидя в саду со своими учениками, Шрила Прабхупада был сильно взволнован, когда обнаружил ошибку в одной из своих уже напечатанных книг. Один из его учеников громко читал стих из Шримад-Бхагаватам (1.2.5) и затем пословный перевод «мунайах — О мудрецы; сад- ху — это уместно; прииітах — спросил...»

«Садху? — спросил Шрила Прабхупада — Садху означает «преданный», а не «это уместно». Так он обнаружил беспечную ошибку, допущенную редакторами санскрита. Он пришел в очень сильный гнев и сурово осудил «санскритских ученых-мошенников». «Небольшое знание, — сказал он, — опасно. Они сразу начинают считать себя великими учеными, думая: «Я все переделаю!» И пишут всякую ерунду», — и продолжал говорить об этой ошибке еще полчаса. Он приказал своему ученику немедленно написать в издательство ББТ и остановить спекуляции своих учеников, изменяющих его книги под видом редакции. Все были поражены, видя Прабхупаду столь разгневанным, ведь он хотел насладиться спокойным чтением Шримад-Бхагаватам здесь в саду. «Такое искажение очень серьезно, повторял он, поскольку оно изменило значение. Даже если авторитетные Ачарьи допускают ошибку, она не должна исправляться. Это арша-прайога. Таким образом, почитаются Ачарьи». Такой сильной реакцией на эту одну печатную ошибку он подчеркивал важность его книг, которые должны дать миру истинное духовное знание. «Все, что я хочу вам сказать объяснял он, — я сказал в моих книгах. Если вы хотите понять меня, читайте мои книги» (Шрила Прабхупада, т. 6, стр. 338).

4. ВЕДЫ— инструкция для человечества

«Служа Господу, великие мудрецы и преданные сбрасывают последствия своей деятельности в материальном мире. Так они вырываются из круговорота рождения и смерти и достигают обители Бога, где не бывает страданий». (Бхагавад-гита, гл. 2, т. 51).

В материальном мире иллюзорная внешняя энергия Верховного Господа создает иллюзию, будто живые существа в человеческой форме жизни действуют самостоятельно. Обусловленные живые существа и не подозревают о том, что каждый их шаг, каждый поступок, каждая мысль и каждое желание находятся под контролем Параматмы и Ее подчиненных, т.е. полубогов. Но, чтобы вырвать обусловленные души из этого неведения относительно самих себя, Верховная Личность Бога Кришна посылает в помощь людям ведическое знание. Веды — это свод законов для человечества и, кроме того, инструкция, как можно вырваться из обусловленного состояния и вернуться в свое изначальное духовное положение. Представьте себе, что корни дерева — это Сам Кришна. Ствол дерева — это Веды, крупные ветки — это формы могущественных экспансий Кришны, относящиеся к категории Вишну -таттв, менее могущественные ветки — это полубоги, а листья — люди. Все люди в материальном мире, сами того не подозревая, ищут Бога. На протяжении всех своих многочисленных жизней они тянутся к свету, карабкаясь по веткам дерева вверх к солнцу, но мелкие верхние веточки очень хрупкие и потому постоянно ломаются. Живое существо перескакивает с одной веточки на другую, пытаясь вырваться к свету, к счастью. Поэтому много дорог, по которым идут живые существа в поисках Бога. Когда люди говорят: «Бог — это любовь, Бог — это свет, Бог — это все», они не понимают значения этих слов, хотя эти слова правильные. Они думают, что все пути ведут к Богу, и потому ищут свет, ищут любовь и отходят все дальше и дальше от ствола дерева, т.е. от Вед. Редкая удача выпадает живому существу, если ему удается встретиться с ведическим знанием. Крепко держась за ствол дерева, можно спуститься к его корням. Никаким другим путем, минуя ствол дерева, обусловленная душа не может добраться до корней дерева. Прямой путь к Кришне лежит только через ствол дерева, т. е. через Веды, поэтому Веды настоятельно рекомендуют жить, следуя наставлениям, изложенным в них. Таким образом, человек может жить в материальном мире, следуя предписаниям Вед, и наслаждаться своей благочестивой кармой, постепенно про- грессируя духовно. Веды — это духовная основа жизни, приводящая обусловленное живое существо к изначальному положению, положению вечного слуги Верховного Господа. Ключ к разгадке тайны Вед сводится к одному: если человек следует наставлениям Вед, то он всегда помнит о Боге и никогда Его не забывает, а когда человек с Богом в уме, то у него и в материальном мире никогда не бывает проблем, ибо деятельность такого человека согласована с наставлениями Вед. В Бхагавад-гите в разделе «Карма-йога» сказано: «Регулярная деятельность предписана в «Ведах», а «Веды» непосредственно исходят от Верховной божественной личности». Веды есть кодекс человеческой деятельности. Все, что совершается помимо ведических указаний, называется викарма, или не разрешенное авторитетом греховное действие. Поэтому в любом случае каждый должен обращаться к Ведам за указаниями, чтобы избежать последствий своих действий. Как в повседневной жизни каждый должен трудиться соответственно законам государства, так же он должен соблюдать законы Господа, законы верховного государства.

Ведическое знание передается по парампаре, цепочке ученической преемственности от учителя к ученику. Если парампара прерывается и знание бывает утеряно, то Верховный Господь восстанавливает парампару, приходя Сам в материальный мир, или посылает Своих представителей. В «Ма- хабхарате» (Шанти-парва, 348. 51-52) мы можем проследить историю Бхагавад-гиты (Священная песнь Бога): в начале Трета-юги эту науку о взаимоотношениях с Всевышним, Вивасван (Бог Солнца) поведал Ману. Ману, будучи прародителем человечества, передал ее своему сыну Махарадже Икшваку, царю планеты Земля. Итак, «Бхагавад-гита» известна в человеческом обществе со времен Махараджи Икиіваку. По грубым подсчетам «Гита» была поведана 120 400 ООО лет тому назад и в человеческом обществе она существует около двух миллионов лет. Еще раз она была пересказана Господом Арджуне около пяти тысяч лет назад. В наше время последним Ачарьей в цепи ученической преемственности стоит Шрила Прабхупада, основатель движения сознания Кришны в России и на Западе, который вынес за пределы Индии это сокровенное знание, т. е. Веды.

Во Вселенной существует четыре сампрадайи по передаче ведического знания от Верховной личности Бога: Брахма-сампрадайа, Рудра-сампра- дайа, Лакшми-сампрадайа, Кумары-сампрадайа. Духовное, трансцендентное знание, передаваемое через эти четыре сампрадайи, считается авторитетным знанием. Все остальные источники по передаче духовного знания с точки зрения Вед считаются неавторитетными.

Продолжительность существования материальной Вселенной ограничена. Она измеряется в повторяющихся циклах кальп. Кальпа — это день Брахмы, а один день Брахмы состоит из тысячи периодов в четыре юги и столько же длится его ночь. Брахма живет сто таких лет и затем умирает. Эти сто лет в земном исчислении соответствуют 311 триллионам и 40 биллионам земных лет.

В материальном мире все живые существа, попадая в материальный мир, их сознание постепенно деградирует до неподвижных форм жизни, а потом вновь эволюционируют, поднимаясь от низших неподвижных форм жизни к подвижным формам (рыбы, растения, насекомые, птицы, звери и т. п.). У всех видов живых существ в подвижной и неподвижной форме жизни сознание эволюционирует до человеческого сознания, а у живых существ в человеческой форме жизни сознание эволюционирует с низшей формы сознания, к которым относятся шудры, до высшего сознания, до уровня брахманов. Сознание брахмана считается самым высшим сознанием в материальном мире, ибо на этом уровне живые существа занимаются преданным служением Верховной Личности Бога. В век Кали-юга сознание людей деградировало до уровня сознания шудр, и потому все люди в век Кали считаются, с точки зрения Вед, шудрами. В этот век в обществе царит хаос, нет классового разделения на варны и ашрамы, нет сословия брахманов, которые должны нести ведическое знание людям. Причина такой деградации сознания — это отрыв общества от ведического знания, что дает право людям жить по собственному усмотрению, не считаясь с волей Бога.

Процесс смен Юг закономерный, одна Юга сменяет предыдущую, как, например, зима сменяет осень, а осень — лето. Но если бы сознание людей не деградировало, а оставалось бы на уровне сознания брахманов, то век Кали-юги вообще бы не наступил. Юги меняются при деградации сознания человека. Поэтому Верховная Личность Бога восстанавливает утраченное ведическое знание Сам, когда приходит в одной из Своих экспансий или посылает Своих представителей. Приход уполномоченных представителей в материальный мир или Его Самого бывает только с одной целью — восстановить парампару по передаче ведического знания, если оно было утеряно, и таким образом остановить деградацию общества.

Ведические знания передаются по парампаре, и тот, кто продолжает парампару, то есть передает ведическое знание, эту личность надо считать представителем Господа, Его шактьявешой-аватарой (шактй-авеша-авата- ра — живое существо, которое Господь наделил особым могуществом). Шрила Прабхупада, который вынес ведическое знание за пределы Индии и распространил это знание по всему миру, является шактьявеша-аватарой, т. е. одной из шести аватар Господа, и потому он был наделен Господом таким могуществом, позволившим ему распространить Веды по всему миру. Распространение Вед по всему миру есть дикша (передача трансцендентного, запредельного звука), и потому Шрила Прабхупада является для нас дикша- гуру. Шрилы Прабхупады уже нет на нашей планете в физическом теле, но роль дикши продолжают выполнять его книги, которые распространяли и продолжают распространять знание по всему миру. И в этом нет сомнений. Ученики, продолжившие миссию своего духовного учителя и являющиеся уже представителями Шрилы Прабхупады, выполняют роль истинных духовных учителей, относящихся к шикша-гуру. Каждый ученик Шрилы Прабхупады должен передавать послание Кришны без искажений и собственных толкований, таким, каким он узнал послание от своего духовного учителя, только в этом случае такой примерный ученик может называться истинным духовным учителем. Чтобы передавать знание, ученик должен сам читать книги Шрилы Прабхупады и получать через книги наставления Шрилы Прабхупады, только таким образом ученик совершенствуется и становится квалифицированным проповедником, чтобы передавать истинное знание без искажений. Проповедуя, инициированный ученик приводит новичков к своему духовному учителю, т. е. к книгам Шрилы Прабхупады. Каждый серьезный человек, получивший наставления от шикша-гуру (друг, родители, знакомые, коллега по работе, родственник и т. д.), начинает сам самостоятельно изучать божественное послание и следовать наставлениям, вложенным в них. По мере возрастания знания и духовного прогресса человек, совершенствуясь в знании, может сам стать истинным духовным учителем и привести своих близких, друзей, знакомых, коллег к книгам Шрилы Прабхупады. Таким образом ведическое знание передается в нашем современном мире от учителя к ученику. Каждый ученик проповедует ведическое знание в своем окружении, т. е. передает знание своим близким, родным, друзьям, коллегам и т. д. Учитель категории Шикша — гуру передает послание, полученное от дикша-гуру, своему окружению согласно месту, времени и обстоятельствам. Шикша-гуру не является представителем Господа, и его могущество по распространению ведического знания ограничено, и потому ученики Шрилы Прабхупады могут проповедовать и нести знание ограниченному кругу людей — Распространить послание Бога по всему миру доступно только представителю Господа Его чистому преданному и для этого Господь наделяет Своего посланника определенной потенцией. Такой потенцией был наделен Шрила Прабхупада. Практически Шрила Прабхупада — это частичная форма Самого Господа — аватара. Аватара в переводе означает — Тот, Кто нисходит. Каждая из шести аватар Господа выполняет определенную миссию в материальном мире. В данном случае шактьявеша аватара в форме Шрилы Прабхупады распространила знание Вед по всему миру и парампара по передаче ведического знания закончилась на Шриле Прабхупаде. Парампара — это нисходящий процесс, т. е. тот, кто нисходит из духовного мира, чтобы выполнить миссию по передаче Абсолютного знания.

Если по какой-либо причине — например, при полной или частичной пралайе (разрушение Вселенной), ведическое знание будет утрачено, то придет вновь уполномоченный Господа или Он Сам и восстановит парам - пару. Приход в материальный мир уполномоченных Верховного Господа известен в шастрах, и потому тот, кто называет себя Богом или его представителем, о ком нет сообщений в шастрах, является самозванцем. В Чайтанья Чаритамрите (Аитья 7.111) говорится: «Если преданный не получил от Господа особых полномочий, он не способен проповедовать по всему миру славу святого имени Господа».

Есть много методов, с помощью которых люди пытаются найти Бога в материальном мире, но дело все в том, что в материальном мире Господь проявляет Себя через Свою теневую, отраженную внешнюю энергию, а это только Его безличный аспект. Но для того чтобы приблизиться к Господу и познать

Его личный аспект, надо стать Его чистым преданным. Преданность Богу начинается с процесса преданного служения Его представителю, выполнения наставлений представителя Бога. Никаким другим путем к Верховной Личности Бога приблизиться невозможно, только через преданное служение Его представителю. Таким представителем на земле с 1965 года и по сей день является Его божественная милость Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.

5. Аюрведа — изначальная наука о здоровье и здоровом образе жизни

Чтобы приступить к изучению вечной науки о жизни, поведанной на заре творения Вселенной Самим Верховным Господом для всего человечества, необходимо, прежде всего, осознать:

1. Кто мы?

2. Почему мы здесь?

3. Какова цель жизни человека?

4. Что такое болезнь?

5. Цель и задачи Аюрведы?

Ответы на эти вопросы дают нам Веды. В переводе с санскрита, древнего межпланетного языка, слово «веда» означает Абсолютное знание, ведущее к Богу.

Аюрведа, как наука о жизни, записана в Ведах пять тысяч лет назад. Веды, вследствие деградации человеческого общества и наступления века Кали, были записаны для человечества мудрецом Вьясадевой. Веды — это свод законов Бога. Сам Вьясадева является литературной инкарнацией Верховного Господа, т. е. Он — Сам Господь.

Отвечая на вопрос: «Кто мы?», Веды дают исчерпывающий ответ на все вопросы, заданные выше.

Человек в переводе с санскрита означает: чело — душа, век — вечная. Душа, духовная частица является неотъемлемой, отделенной частицей полного целого, как, например, отделенная капля воды из океана является крохотной частицей полного океана. По своей природе душа, раз она частичка полного целого, имеет все качества, присущие полному целому, и потому мы по образу и подобию качественно равны с Богом. Различие состоит лишь в том, что мы чрезвычайно малы и ничтожно могущественны. Если Бог всесовершенен, непогрешим, — Он источник всего сущего. Он — причина всех причин, то мы, живые существа, согласно философии Вед, имеем 78% качеств Бога, но, находясь в обусловленном состоянии, эти качества Бога в нас не раскрыты.

Слово «Бог» в переводе с санскрита означает: «Тот, кто имеет шесть достояний». Это: сила, слава, красота, богатство, знание и отречение. В полной мере этими достояниями владеет только Бог, Верховная Личность.

Почему мы здесь? — Потому, что вследствие своей индивидуальности когда-то позавидовали Богу и захотели подражать Ему, то есть быть в ро-

ли наслаждающегося. Но так как мы относимся к пограничной энергии Бога и занимаем положение между Его внутренней и внешней энергиями, то есть промежуточное положение, то, естественно, мы не можем быть наслаждающимися. С обеих сторон нас контролирует внутренняя и внешняя энергия Верховной Личности Бога.

Но чтобы создать для неповинующихся живых существ иллюзорную видимость наслаждения, Господь создает материальный мир, в котором души будут пытаться приобрести эти шесть достояний Бога. В отличие от вечно- го, не сотворенного духовного мира, материальный мир создается, поддер- живается определенное количество времени и разрушается. От начала творения материального мира до его полного разрушения проходит 311 триллионов 40 биллионов земных лет. Во Вселенной насчитывается 8400000 форм материальных тел, и за это время души периодически меняют свои тела, как актеры на сцене меняют одежду. Таким образом, души играют на этой вселенской сцене одну роль за другой, пытаясь играть роль Бога.

Изначально душа чиста и обладает истинным знанием, но, попав в материальный мир, она соприкасается с материальными элементами (земля — вода — огонь — воздух — эфир), и эта материя становится для души ее временным телом, потому она считается обусловленной. Тело — это футляр для души. Душу покрывают физическое, грубое тело, состоящее из пяти материальных элементов, и тонкое тело, состоящее из 19 элементов. Всего элементов, покрывающих душу, — 24.

Тело, состоящее из 24 элементов, представляет собой мертвую материю из элементов — земли, воды, огня, воздуха, эфира и тонкую материю из 19 элементов. Жизненная энергия, или пять внешних пранических каналов: Прана, У дана, Самана, Апана, Вьяна; пять внутренних пранических каналов: Нага, Курма, Криккара, Дхананджая, Дева-датха. Эти праны в физическом теле управляются органами чувств, познающими, и притягиваются объектам чувств: звук, форма, касание, вкус и запах. Процесс управления органами чувств осуществляется через материальный ум, материальный разум, ложное эго и подсознание. Поэтому, когда душа попадает в клетку материального тела, состоящую из 24 элементов, в которой уже присутствует ум, разум, ложное эго, подсознание, она начинает действовать через них. Тело по-другому называется «брахмандой», т. е. маленькой Вселенной, и все процессы, происходящие во Вселенной, в точности воспроизводятся в маленькой «брахманде».

Соприкасаясь длительное время с материей, материальным умом, материальным знанием, душа постепенно забывает о своем божественном происхождении и о своем вечном положении слуги Господа.

Первой причиной деградации сознания является утрата памяти о своей природе и Боге, частицей которого она является. Для того чтобы души не скучали в отрыве от Бога, Он дает возможность живым существам чувствовать себя в роли контролирующих и наслаждающихся. Для этого внешняя энергия Бога, состоящая из восьми элементов, предоставляет возможность живым существам в человеческой форме строить, творить, созидать и разрушать, используя бесчисленные комбинации из этих элементов. Все объекты для наслаждения своих чувств человек создает из пяти элементов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: