Соловьева Л.Н. – Аюрведа. Три пути к абсолютному здоровью 9 глава




Луна, отражая солнечный свет, содействует проникновению солнечных лучей на землю ночью. Луна влияет на приливы и отливы. Луна и Солнце являются главными светилами, влияющими на обменные процессь Вселенной и организма. Энергия Луны охлаждает, а энергия Солнца со гревает. При соприкосновении лунной энергии с солнечной рождается влага. Усиление активности Луны увеличивает сухость, потому зимой бывают сильные морозы. Усиление активности Солнца вызывает засухи.

Пять других планет: Юпитер, Сатурн, Меркурий, Марс, Венера, как пять органов чувств, наделяют человека определенными качествами.

Планеты, как ткачи, ткут рисунок нашей кармы. Карма означает действие. Наша прошлая деятельность, желания, мысли, поступки являются для планет прообразами, на основании которых они соткут наш рисунок кармы. При каждом новом воплощении души планеты начинают заново ткать новый рисунок нашего будущего тела. Тонкое тело человека и есть тот макет, созданный планетами, по которому будет воспроизводиться физическое тело. Тонкое тело со смертью не разрушается. Оболочки тонкого тела — это ум, интеллект, ложное эго, существуют столько времени, сколько будет находиться в материальном мире душа, потому тонкое тело существует, не разрушаясь, вместе с душой. Но корректировка тонкого тела происходит при смене старого физического тела на новое. Например, если душа в следующем воплощении должна стать свиньей, бабочкой или слоном, то тонкое тело человека планеты скорректируют в ту форму, какая положена живому существу в его новом воплощении. Любая форма из 8 400 ООО видов форм представляется живым существам Гунами материальной природы с санкции Верховного Господа. Форма тела дается живому существу не в наказание, а для того, чтобы живое существо могло полнее в данном теле наслаждаться. Если, например, мясная пища не соответствует натуре человека, а он развил в себе привязанному тГГ ЛИЩеТО-В СЛеДУЮЩеМ вопл°Щении живое существо получает ту форм5 тела, в которой он может наслаждаться мясом естественным образом.

По воле Всевышнего установлен строгий порядок прохождения планет по своей орбите. Цикл обращения по заданной орбите у каждой планеты свой. Звезды и планеты влияют на качества человека, потому от расположения планет зависит, какими качествами будет наделен человек. Положение планет на орбите может влиять на характер человека, так как при определенном сочетании звезд могут развиться у человека положительные качества, а могут развиться и отрицательные качества.

В Шримад Бхагаватам (п. 3., ч. 2. гл. 14) приводится история, повествующая о мудреце Кашьяпе и его жене Дити. Дити в неурочное время, когда звезды на небе занимали неблагоприятное положение, пожелала близости со своим мужем. Она хотела иметь ребенка, но выбрала для этого самый неподходящий момент, потому от этого союза родились два демона, принесшие миру много беспокойств. Ее муж мудрец Кашьяпа сказал своей жене: «Из-за того, что твой ум был осквернен и ты выбрала самое неподходящее время для зачатия ребенка, не вняла моим увещеваниям и была непочтительна к полубогам, вся обстановка оказалась крайне неблагоприятной».

В Бхагавад-гите (7.11) сказано, что половые отношения, не противоречащие религиозным принципам, являются одной из форм сознания Кришны. Прежде чем вступить в такие отношения, супругам необходимо учесть состояние своего ума и время, а также выразить почтение полубогам.

В Ведические времена существовал обряд «Гарбхадхана-Самскара» — первая очистительная церемония вложения семени, потому дети не рождались случайно. Соблюдая этот обряд, человечество лишилось бы нежелательного потомства. Шримад Бхагаватам (п. 1, гл. 12): «Нежелательное безумное население, склонное к сексуальной распущенности, превращает мир в ад». На момент зачатия астрологи составляли гороскоп, по которому вычислялось положение звезд на небосклоне и их сочетание с другими планетами. При благоприятном положении звезд дети рождались с божественными качествами, и потому не доставляли беспокойств обществу.

Этот обряд был обязательным в Ведические времена, потому дети не были случайными и нежелательными. В проведении такого обряда заложен глубокий смысл, т. е. возможность корректировать население Вселенной.

Влияние звезд служит причиной множества бедствий — чрезмерного зноя, холода, ливней, засухи, из-за которых возникают голод, болезни, эпидемии. При активности отдельных звезд рождаются демонические натуры, наделенные отрицательными качествами, их рождение часто сопровождается катаклизмами природы. Законы природы постоянно управляют живыми существами. Мы наделены телами в соответствии с нашими желаниями. Органы тела управляются определенными божествами планет, они поддерживают воздушные потоки тела. С помощью ведических мантр можно было обращаться к божеству данной планеты и просить помощи при заболевании. Например, обращаясь к божеству планеты Марс, можно было лечить заболевания печени, крови, желчевыводящих путей. Обращаясь к божеству планеты Венеры, можно было с помощью мантр просить ребенка при зачатии, а также лечить органы детородной сферы.

Планета Солнце связана с нашим сердцем, потому при заболеваниях сердца можно было с помощью мантр просить божество о помощи в из- ітрцрнни болезни.

Теория считающая тело человека микрокосмом, существовала в тру ллч Птолемея, Аристотеля, Пифагора. Известный древний врач Пара иельс живший в 14 веке, говорил, что человек зависит от звезд, потому что имеет звездное тело. Расположение планет в момент зачатия и рожде ния ребенка так организует его тонкое тело, что оно превращается в при емкое устройство, которое принимает энергию, исходящую из определен ных планет, и влияет, таким образом, на особенности тела.

На входе тонкое тело человека через свои силовые центры притягива ет излучение планет и звезд. Вся атмосфера вокруг земли пронизана све том небесных светил, тонкое тело человека поглощает эту энергию.

В божественном творении все процессы, связанные с созиданием, под- держанием и разрушением, находятся под контролем Верховного Господа. Каждая планета управляется великими личностями, преданными Верховной Личности Бога. В нашем теле ни одно движение любого органа не происходит без управления определенного божества. Такие полубоги, как Бог ветра Ваю, Бог воды Варуна, Бог огня Агни, контролируют функции внутренних дош: Вата, Питта, Кафа.

Полубоги являются представителями Бога, они властвующие живые существа, потому и управляют обусловленными душами, находящимися в положении подвластных. Каждое живое существо во Вселенной есть мельчайшая частичка тела Верховного Господа. Каждое живое существо не лишено индивидуальности, потому в Теле Бога выполняет определенное служение, т. е. служит полному целому. Живое существо является составной неотъемлемой частицей полного целого, потому, если живое существо обладает разумом, то оно подчиняется Тому, Кому обязано своим существованием, т. е. Верховному Господу.

Поэтому человек, как высокоразвитое живое существо, должен жить в согласии с законами природы, тем самим выполняя волю Бога и служа Ему, не нарушая целостности и гармонии живого организма. Болезни тела человека и болезни Вселенной связаны с несогласованностью действий ума, разума и тела. Эта несогласованность между умом, разумом и телом возникает из-за нежелания служить полному целому, так как живое существо не хочет понять, что оно всегда находится в подчиненном положении, и никогда не будет так, чтобы живое существо стало Богом. Бог и живые существа в качественном отношении равны, но в количественном отношении нет, потому они не могут стать Богом. Одна песчинка по сравнению с землей всей планеты ничтожно мала, потому нечего и говорить о какой-либо мощи одной песчинки. Гармония во сселенной и гармония в душе человека наступит тогда, когда человек удет осознавать, что он является только слугой Бога, потому от него требуется честно и бескорыстно служить Ему. В этом цель жизни и предназначение человека.

1. Человек-микрокосмос

Шримад Бхагаватам (п. 2, гл. 4, т. 9): «Верховный Господь всегда един — и когда Он Сам управляет гунами материальной природы, и когда распространяет Себя во множество форм, и когда последовательно распространяет Себя, чтобы манипулировать гунами природы».

Закон созидания, о котором говорится в ведических писаниях, гласит, что материальный мир создается и через определенные промежутки времени вновь уничтожается по воле Господа. Сам процесс созидания и уничтожения материального мира называют на санскрите анади — не имеющим точки отсчета во времени, то есть не существует даты начала первого цикла творения, так как продолжительность даже неполного цикла творения составляет 8640000000 лет. Весь материальный и духовный мир представляют собой проявление энергий Господа, так же как свет и тепло огня — суть различные проявления его энергии. Таким образом, этот мир, как проявление энергии Господа, представляет собой безличную форму Его существования, и все творение покоится на его безличном аспекте. Поэтому мы, живые существа, не можем видеть личностную форму Господа, потому многие думают, что Бога нет. Безличная экспансия Господа — это проявление Его энергии, но Он Сам, несмотря на существование бесчисленного множества безличных безграничных экспансий Его энергий, всегда существует в Своем личностном аспекте (Б. г., 9, 5-7).

Господь периодически создает и уничтожает материальный мир только для того, чтобы дать обусловленным душам возможность играть избранные ими роли и самим творить свою судьбу, всякий раз воплощаясь в новом теле, соответствующем тем независимым желаниям, которые были у них в момент уничтожения Вселенной.

«Таким образом, Господь, повелитель всех энергий, с помощью Своей потенции создает вечное время, судьбу всех живых существ и их индивидуальную природу, ради которой они были сотворены, а затем Сам же, независимо ни от кого, поглощает их». (Шр. Бх., п. 2, гл. 5, т. 21).

Материальный мир сравнивается с тюрьмой, в Шримад Бхагаватам (п. 3, ч. 2) говорится, что причина, по которой души попадают в материальный мир, — это когда живое существо утрачивает чистоту, а ее действия расходятся с желаниями Господа. Оскверненные живые существа вынуждены отправляться в материальный мир, где их встречают три врага: желание, гнев и алчность. Материальный мир — место, специально отведенное для неповинующихся воле Господа душ. В основе преступного образа действий лежит желание удовлетворять свои чувства, потому гнев и алчность постоянно ходят рядом вместе с желанием, поскольку в материальном мире полностью удовлетворить желания невозможно.

Живое существо само создает свое тело собственными желаниями — внешняя энергия Господа лишь представляет ему то тело, в котором оно может наслаждаться, чтобы максимально удовлетворить свои желания. Различные формы живых существ — это различные одеяния, предлагае-

мые им иллюзорной внешней энергией Господа в соответствии с тем, каким, Ту нами материальной природы живые существа желают наслаж- латься В материальном мире живое существо наделено свободой выбора, ПО е “выбору материальная энергия предоставляет ему разнообразные „а- опшГльные тела. Во Вселенной существует 900 ООО разновидностей тел, приспособленных к обитанию в воде, 2 ООО ООО видов растений 1100 ООО форм насекомых и пресмыкающихся, 1 ООО ООО видов птиц, 3 ООО ООО видов животных и 400 000 человеческих форм. Всего на разных планетах Вселенной насчитывается 8 400 000 различных форм жизни, живое существо беспрестанно переселяется из одного тела в другое в зависимости от того, каких наслаждений ищет.

Во Вселенной существует четырнадцать уровней планетных систем, которые составляют три мира: высшие планетные системы, средние и низшие. Низшие системы называют Бхурлокой, средние — Бхурвалокой и высшие системы вплоть до Брахмалоки, высшей планетной системы Вселенной Сварлокой. Все эти планетные системы являются частями вселенской формы Господа. Низшие планетные системы расположены, начиная с талии Господа, в таком порядке: Атала расположена на талии Господа, вторая Витала — на Его бедрах, третья Сутала — на коленях, четвертая Талата- ла — на Его икрах, пятая Махатала — на лодыжках, шестая Расатала — на Его верхней части стоп, седьмая, Патала — на Его подошвах.

Средние планетные системы начинаются с Бхуварлоки и пребывают в пупке Господа. А высшие планетные системы, на которых обитают полубоги, великие святые и мудрецы, находятся на груди Верховного Господа. Высшая планетная система Вселенной носит название Сатьялоки. Эти планетные системы рассеяны по всей Вселенной, которая занимает площадь в 2 000 000 000 умножить на 2 000 000 000 квадратных километров.

Над Сатьялокой находятся материальные оболочки Вселенной. Их восемь: земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, интеллект, ложное эго. Каждая последующая оболочка в десять раз превышает предыдущую. Солнце располагается в центре Вселенной. В священном ведическом тексте «Ха- ри-вамша» (Вишну-парва, гл. 19) описывается: «Над планетными системами, населенными людьми, простирается небо, где летают птицы. Выше неба находится Солнце. Это вход, ведущий к райским планетам. Высшие планетные системы начинаются с Солнца. Выше Солнца находятся планетные системы, где обитают те, кто совершал великие аскезы».

Материальные планеты находятся внутри стебля лотоса и между планетными системами расположены семь океанов: соленый, молочный, йогуртовый, масла гхи, океан сахарного тростника, винный океан, океан простой воды. В Шр. Бх. (п. 5, ч. 2, гл. 16) дается описание устройства Вселенной. Описание приводится полностью из Шримад Бхагаватам: «Материальный мир составляет всего лишь одну четверть творения Верховной Личности Бо- іа, и, тем не менее, он беспределен. Поэтому никто из его обитателей, даже если проживает, подобно Брахме, миллионы лет, не сможет до конца изучить этот мир и дать его полное описание. Все обитатели материального ми-

ра несовершенны, а несовершенные существа, сколько бы предположений они ни строили, не способны правильно объяснить устройство Вселенной. Как утверждается в Бхагавад-гите, материальный космос делится на три части: урдхва-локу (высшие планеты), мадхьялоку (средние планеты) и адхо- локу (низшие планеты). Высшие, средние и низшие планетные системы разветвляются на четырнадцать планетных систем, корнем всего мироздания является Верховный Господь, Кришна. Планетные системы материального мира расположены в трех сферах, называемых трилокой: Сварге, Мартье и Патале. Над трилокой, за пределами семи материальных оболочек Вселенной, находится духовное небо с планетами Вайкунтхи.

Четырнадцать планетных систем находятся внутри стебля лотоса: земные планеты располагаются там посередине, в верхней части Вселенной размещены высшие планетные системы: Бху, Бхувак, Свах, которые входят в Сваргалоку, а низшие планетные системы известны под общим названием Паталы. Материальный мир называется Деви-дхамой, так как им повелевает Деви (Дурга). Говорится, что низшие планетные системы расположены в ногах вселенской формы Бога, средние планетные системы, начиная с Бхуварлоки, пребывают в Его пупке, а расположенные еще выше планетные системы, на которых обитают полубоги и великие святые и мудрецы, находятся на груди Верховного Господа.

Итак, три мира подразделяются на: низшие системы, называемые Бхурлокой, средние — Бхуварлокой, высшие — Сварлокой».

Бху-мандала (средние планетные системы).

Бху-мандала — планетная система, относящаяся к средним планетным системам типа Земля. Семь океанов разделяют планетную систему, называемую Бху-мандалой, на семь островов. Во Вселенной островом называют планеты, плавающие в космосе. Острова Бху-мандалы называются Джамбу, Плакша, Шалмали, Куша, Краунча, Шака и Пушка- ра. Каждый последующий остров в два раза больше предыдущего, каждый остров окружен со всех сторон водой, океанами. Бху-мандал по форме напоминает цветок лотоса, а семь ее островов — чашечку этого цветка. В центре Бхумандалы расположен остров Джамбудвипа, а в центре Джамбудвипы — возвышается гора Сумеру, состоящая из чистого золота. Сумеру — царь гор, она держит всю землю. Остров Джамбудвипа имеет такую же круглую форму, как лепесток лотоса.

Джамбудвипа разделена на девять частей, длина каждой из которых (с севера на юг) равна 9 ООО йоджан (72 ООО миль). Эти области разделены друг от друга восемью горами, которые обозначают границы областей. Эти области называются варши.

Центральная часть Джабудвипы называется Илаврита-варша. По форме эта варша —• квадрат. К югу от Илаврита-варши расположены горные цепи Нишадха, Хемакута и Гималаи. Высота каждого из этих хребтов — 10000 йоджан, они разграничивают три варши: Хари-Варшу, Кимпурша- вариіу и Бхарату-Варшу, а к северу — Нила, Швета и Шрингаван. Они

„„ М,ІЯНПИТЫ и друг от друга три варши - Рамьякаваршу, Хиран майаЯтршу и Куру-варшу. Еще две огромные гряды - Мальяван и Ганд- ZZZa - расположены соответственно к западу и к востоку от Илаври- та варши С четырех сторон Сумеру находится еще четыре горы: Маидара, Мерцмандра, Супаршва, Кумуда, высота каждой из них, так же как и протяженность, равна 10 ООО йоджан. На этих четырех горах растут четыре исполинских дерева. Каждое высотой в 1 100 йоджан: манговое дерево, дерево джамбу, кадамба и баньян. Между этими горами раскинулись четыре огромных озера, заполненные молоком, медом, соком сахарного тростника и пресной водой. Вокруг Сумеру, словно тычинки в сердцевине лотоса, расположены 20 гор. На вершине горы Сумеру находится город, в котором живет Брахма, Брахмапури. В писаниях утверждается, что за пределами планетной системы Бхумандалы нет солнечного света и тепла.

Из всех девяти варш Джамбудвипы, Бхарата-варша представляет собой поле кармической деятельности, тогда как остальные восемь варш предназначены для тех, кто заслужил райские удовольствия. В каждом из девяти варш постоянно пребывает одно из воплощений Верховного Господа.

2. Описание варш

Областью, которая называется Бхадрашва-варша, правит сын Джарма■ раджи, Бхадрашрава. Бхадрашрава вместе со своими приближенными поклоняется Верховному Господу в образе Господа Хаяширши (Хаягрива), всемогущему воплощению Васудевы. В конце каждой кальпы, когда демон Агъяна похищает ведическое знание, является Господь Хаягрива (в облике коня), чтобы спасти это знание и возвратить его Господу Брахме. В Хари- варше, возвышенный преданный Прахлада Махарадж поклоняется Господу Нрисимхадеве. Следуя примеру Прахлады Махараджи, жители этой варши всегда поклоняются Господу Нрисимхадеве и надеются, что Он милостиво позволит им с любовью служить Ему. В Кетумала-варше Верховный Господь (Хришикеша) пребывает в образе Камадевы. Живущие там полубоги, а также богиня процветания служат Ему и днем, и ночью. В области под названием Рамьяка-варша все ее обитатели во главе с Ману по сей день поклоняются Матсьядеве.. Господь Матсьядева, чье тело состоит из чистой благости, владыка и хранитель Вселенной. Он повелевает всеми полубогами во главе с Индрой. В Хиранмайе-варше Господь Вишну пребывает в образе гигантской черепахи (Курмьі-мурти), которой поклоняются Арьяма и все остальные жители этой области. А в Уттаракуру-варше Господь Шри Хари явился в облике вепря, и все жители той земли поклоняются именно этому воплощению Господа. В Илаврита-варше Господь Шива поклоняется Іосподу' Санкаршане. В Бхарата-варше все жители поклоняются Господу в ооразе Нара Нараяны, пребывающем в Бадарикашраме.

В ваишнавской философии нет места воображаемому. В ней, то есть в Шримад Бхагаватам - высочайшем священном писании, предназначенном для всех людей Вселенной, — описана высшая антология Бога, в миллионы раз превосходящая все, что смогли бы вообразить себе самые цивилизованные расы человечества за пять тысяч лет и даже за несколько миллионов эр.

В книге Рупа Виласа «Луч Вишну» духовный учитель Шрилы Прабхупады Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада в своих дискуссиях с учеными и индологами говорит: «Вечные трансцендентные формы Господа, которые нисходят или проявляются по мере усиления настроения служения у полностью очищенной души, пребывающей вдали от царства тела и ума (когда человек, достигший высочайшей ступени цивилизации, начинает поклоняться конечной Истине), это не выдуманные идолы и не аллегории, не призрачный продукт фабрики человеческого ума и не воображаемые дикарями божества-животные, такие как Бог-тигр, Бог-змей, Бог-конь и т. д. Поклонение таким инкарнациям Вишну, как Рыба и Черепаха, не является плодом воображения». В этих словах великого ученого, философа, вайшнава Индии показана осведомленность Шрилы Сарасвати Тхакура об эволюционных теориях Дарвина и Ламарка. Он объясняет с позиции священных писаний, что настоящая эволюция дживы (живого существа или души) заключается в усилении ее настроения служения Господу. Он рассказывает о десяти различных ступенях животной жизни, описанных мудрецами Индии. Их можно назвать ступенями эволюции дживы. Затем он говорит, что десять инкарнаций Бога соответствуют каждой ступени развития живых существ, опыт существования в которых обусловленные души имели в тысячах своих рождений. Поступает Он так, будучи осведомленным о различных ступенях настроения служения, которые заставляют джив привлекаться различными формами. С точки зрения научного мировоззрения, эти ступени классифицируются индийскими мудрецами на десять порядков, а именно: беспозвоночные, панцирные или раковинные, позвоночные, вертикально-позвоночные, карлики, варвары, цивилизованные, мудрые, сверхмудрые, разрушители. Таковы ступени развития джив. Этим ступеням эволюции настроения служения души дживы соответствуют десять инкарнаций Бога, а именно: Матсья (рыба), Курма (черепаха), Вараха (вепрь), Нрисимха (человеко-лев), Вамана (карлик), Параиіурама (Рама), Кришна (Будда), Калки — почитаемые Божества с вечными трансцендентными именами, формами, атрибутами и играми. В вышеописанных Варшах жители варш поклоняются формам Бога, так как любая форма Бога осуществляет определенный замысел Верховный Личности Бога, Кришны. Например, в Шримад Бхагаватам (п. 3, ч. 2, гл. 18) приводится история о демоне Хираньякше, который покорил всю Вселенную и причинял беспокойства всем жителям варш и всем полубогам, Хира- ньякша отличался необузданным нравом. Он был уверен, что никто не сможет убить его, и во всей Вселенной не было такой силы, которая могла бы остановить этого демона. Совершая аскезы, чтобы умилостивить Брахму и обрести бессмертие, он добился от Господа Брахмы благословения, что во Вселенной ни одно живое существо не сможет убить его. При правлении такой демонической личности во Вселенной стали проявляться различные зловещие признаки: выли собаки, их вой был похож на плач, у коров из выме-

„„ вместо молока бежала кровь, коровы и быки в стойлах испускали мочу и исттоажнения от страха, птицы с пронзительным криком вылетали из своих гнезТ зловещие планеты, такие как Марс и Сатурн становились все ярче „ ~ ли собой благоприятные планеты (Меркурии, Юпитер Венеру). Эти поедзнаменования предвещали наступление дурных времен. Все обитатели Вселенной пришли в неописуемый ужас, они решили, что началось разрушение Вселенной. В конце предыдущей эпохи земля погрузилась в воды потопа (океан Гарбхадака), и когда Господі- Брахма предавался размышлениям

о том, как поднять землю, из его ноздри совершенно неожиданно появился крошечный вепрь, размером не больше верхней фаланги большого пальца, который взмыл к небесам и чудесным образом вырос, достигнув размеров исполинского слона. Господь явил Себя для того, чтобы поднять землю со дна океана и убить демона Хираньякшу. В другой истории, описанной в Шримад Бхагаватам (п. 5, ч. 2, гл. 18), говорится, что Господь Вишну пребывает в образе Курмы (черепахи) в Хиранмайе-варше. Во время пахтанья молочного океана, чтобы добыть нектар бессмертия, полубоги и демоны использовали спину черепахи как мутовку. Иными словами, каждое воплощение Господа нисходит тогда, когда требуется вмешательство Верховной Личности Бога, и в зависимости от обстоятельств Он являет Себя преданным или демонам в том облике, в каких играх, в какой деятельности Ему придется принимать участие. Какой бы облик ни принял Господь, Он всегда обладает всеми совершенствами Личности Бога.

Основополагающим звеном во Вселенной является ось Вселенной или фактор вечного времени. Движение оси включает время рождения, поддержания и разрушения Вселенной. Вечное время — это форма Кришны под именем Кала. Благодаря движению оси происходит трансформация элементов, смена эпох. Как, например, на нашей планете за сутки сменяются шесть периодов по четыре часа, за год происходит смена четырех сезонов времени года, так и во Вселенной сменяются эпохи: Сатья-юга — эпоха золотого века длится 1728 тысяч лет, эта Юга подобна весне, за весной наступает лето, эпоха Трета-юга, серебряный век продолжительностью 1 296 тысяч лет. За летом следует осень, эпоха Двапара-юга — бронзовый век продолжительностью 864 тысячи лет, и за осенью следует зима, век железный продолжительностью 432 тысячи лет.

Кроме смены эпох и времен года, благодаря вращению оси Вселенной, происходит трансформация материальных элементов земли, воды, огня, воздуха, эфира, т. е. через определенные отрезки времени один элемент трансформируется в другой элемент и, таким образом, возникают и действуют силы природы: электричество, свет, тепло, магнетизм. Например, при трансформации элемента эфира в воздух возникает электричество, а при трансформации элемента воздуха в огонь возникает свет и т. д.

В организме человека также есть ось тела, это позвоночник и в нем канал Су шумна. За сутки в организме шесть раз меняются доши {вата, питта, кафа) через каждые четыре часа. Обменные процессы тела про- 'одят за счет смены четырех жизненных энергий, четырех сил: удерживающей силы, которая приходится на период времени с 2 до 6 часов утра, изгоняющей силы — с 6 до 10 часов утра, привлекающей силы,

10— 14 дня, переваривающей силы с 14—18 вечера, изгоняющей с 18—22 часов вечера и привлекающей с 22-2 часов ночи.

Время — двигатель Вселенной, и благодаря времени происходят обменные процессы в теле Вселенной и в теле живого существа.

Тело человека и Вселенная устроены по одной и той же схеме. Ось Вселенной — это гора Сумеру, на вершине которой расположены планеты Солнце и Луна, а выше этих планет расположены духовные планеты: Са тьялока или Брахмалока. В теле человека позвоночник так же является горой Меру, и к каждому позвонку, а их насчитывается 24, крепятся органы. Каждый орган расположен на определенной высоте горы Меру (позвоночника), как и планетные системы, расположены в лепестках вселенского лотоса. В теле человека есть органы, которые крепятся к нижней части позвоночника, и есть органы тела, которые крепятся к верхней его части. Клетки органов, клетки мозга — это планеты, которые группируются в одном органе и вместе они составляют планетную систему. Таким же образом планетные системы расположены на оси Вселенной (горе Сумеру). Как невозможно подсчитать количество клеток в одном органе, например, в печени или легком, так невозможно с помощью материального знания подсчитать количество планет в планетных системах.

Все живые существа считаются неотъемлемыми частицами Верховного Господа, они занимают различные части вселенского тела Господа (вират-ру- па). Четыре сословия человеческого общества: сословие разумных людей (брахманы), сословие правителей (кшатрии), коммерческое сословие (вайшьи) и рабочий класс (шудры) занимают положение: рот вират-рупы — брахманы, руки — кшатрии, бедра — вайшьи, шудры — ноги. В этом смысле они все неотличимы от Господа. И рот, и ноги — части одного тела, и все члены тела Господа призваны служить полному целому. Рот нужен для того, чтобы говорить и есть, руки — чтобы защищать тело, ноги — чтобы носить тело, а средняя часть тела — чтобы поддерживать его существование. Таким образом, социальный организм в целом представляет собой тело Господа, и составные части этого организма — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры — призваны совместно служить всему телу Господа. В противном случае составные части социального организма перестают подчиняться высшему сознанию единства. Сознание своей общности может прийти к людям только тогда, когда они объединят свои усилия в служении Верховной Личности Бога, и одного этого достаточно, чтобы в обществе воцарилась гармония.

3. Научное деление человеческого общества

В основу научного деления человеческого общества на четыре сословия и четыре уклада положена идея подобия общественного организма организму индивидуума. Четыре сословия и четыре уклада, на которые делится общест-

„о. точности соответствуют четырем частям тела человека. Качественно час ти'твяаяеотигшы от целого тела, но сами по себе они всего лишь его части.

система деления человеческого общества ценна лишь настолько, на- околько она позволяет человеку прогрессировать в преданном служении Іос по!ѵ выполняя свои предписанные обязанности. В Ведах содержится знание, касающееся трех сфер человеческой жизни: кармической деятельности (карма канда) трансцендентного знания (джнана-канда) и преданного служения (ипасана-канда). Выполняя свои предписанные обязанности и следуя указа- ниям священных писаний, человек естественным образом проходит три сферы человеческой жизни. Священные писания, в которых собраны законы и правила Ману, установленные для разных веков и эпох, называют сад-дхармой — руководством для людей, которые ради собственного блага должны следовать законам, изложенным в них, чтобы вернуться домой, обратно к Богу.

Предназначение каждого сословия — служить Господу. Люди, принадлежащие к интеллектуальному сословию (брахманы) общества, должны говорить от имени всего тела и принимать пищу, чтобы утолить его голод. Брахманы должны в совершенстве знать, как следует совершать жертвоприношение, а подчиненные классы обязаны принимать в них участие. Брахманы должны хорошо знать Веды — первоисточник всех знаний, так как говорить от имени Верховного Господа — значит прославлять Его, распространять подлинное знание о Нем. Так как части тела неразрывно связаны с полным целым, то живые существа в человеческой форме жизни обязаны знать, в каких взаимоотношениях они находятся с Господом. Именно в этом заключается смысл жизни — постичь истинные отношения, связывающие каждое живое существо с Господом. Жизнь человека, не познавшего их, прожита напрасно. Поэтому на сословии разумных людей (брахманов) лежит особая ответственность за то, чтобы распространять знание о наших взаимоотношениях с Господом и направить людей на истинный путь. Правящее сословие (кшатрии) должно защищать живые существа, чтобы дать им возможность осуществить эту цель жизни. Сословие вайшьев призвано производить зерно и обеспечивать им все человеческое общество, чтобы люди в обществе могли жить в достатке и исполнять обязанности, которые налагает на них человеческая жизнь. Кроме того, вайшьям надлежит заботиться о коровах, чтобы у людей было вдоволь молока и молочных продуктов, без которых у человека не может быть ни здоровья, ни разума, необходимых для поддержания в обществе культуры, предоставляющей каждому его члену возможность познать высшую истину. Шудры как низшее сословие должны служить всем вышеперечисленным сословиям (брахманам, кшатриям, вайшьям). В Бхагавад-гите говорится, что в основе деления общества на четыре сословия лежит гуна и карма, то есть качества людей и их деятельность. Веды учат, что каждый человек должен выяснить, кто он: рахман, кшатрия, вайшья или шудра, и пройти соответствующее обуче- “’.™да е,Г0 “НЫЙ путь увенчается успехом. Образование в общест-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: