Элементы предметной развивающей среды




РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

Задачи раздела

Формировать первоначальные представления:

— о себе как биопсихосоциальном существе (внешние признаки, половые раз­
личия, настроения, чувства, переживания, поступки);

— особенностях поведения людей в зависимости от половых различий, о доми­
нирующих видах деятельности и увлечений людей разного пола и возраста;

— внутренней и внешней красоте мужчин и женщин; об особенностях их одеж­
ды, проявлениях достойного поведения;

— социальной значимости труда взрослых в детском саду, о функциональном
назначении различных помещений.

• Формировать дифференцированные представления:

— о своей видовой, родовой, половой принадлежности в соответствии со следу­
ющими признаками: социальные фемининные и маскулинные качества, особен­
ности проявления чувств и эмоций, специфика полоролевого поведения;

— близких и дальних родственниках как представителях определенного воз­
раста и пола, об особенностях их поведения, взаимоотношений; о «мужских» и
«женских» праздниках, способах поздравления друг друга; социальных функци­
ях членов семьи, их родственных связях; нормах и правилах поведения людей
разного пола в семье;

— различных эмоциональных состояниях (спокойный, веселый, грустный,
сердитый, довольный, испуганный, удивленный, обиженный) сверстников,
взрослых людей, животных (в реальной жизни и в художественном изображе­
нии), определяемых по ряду средств и способов выражения экспрессии (мими­
ка, жесты, поза, интонации);

— особенностях поведения людей в зависимости от возрастных и половых раз­
личий, о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных
отношений между детьми разного пола, понимания между ними;

— семье как совокупности людей разного возраста и пола, объединенных родо­
вым началом;

— особенностях поведения и взаимоотношений людей разного пола и возраста
в семье.

Способствовать проявлению:

— эмпатии по отношению к сверстникам, литературным персонажам, близким
людям;

— заботы по отношению к младшим, сверстникам и старшим людям разного
пола;

— интереса к сфере взаимоотношений между людьми разного возраста и пола,
семейным делам, праздникам, совместному обсуждению семейных проблем;


— потребности в социально одобряемом поведении, соответствующем соб­
ственной половой принадлежности.

Содействовать становлению:

- адекватной идентификации себя с другими людьми по видовым, родовым и половым характеристикам;

способов бесконфликтного поведения в общении детей друг с другом с учетом половых различий в детском саду и семье;

специфических «мужских» и «женских» операций в различных видах деятель­ности;

— практической реализации специфических фемининных и маскулинных ка­
честв в коммуникативной деятельности;

способов адекватной передачи собственных эмоциональных состояний (ми­мика, интонация);

— способов самообслуживания (умывание, одевание, стирка и глаженье мелкого
белья, мытье обуви, посуды, накрывание на стол, частичная уборка помещения),
ручного труда (пришивание пуговиц, заколачивание гвоздей), соответствующих
половой принадлежности;

— навыков поведения в быту, в повседневном общении, общественных местах
в соответствии с особенностями коммуникативной и психосексуальной куль­
туры.

• Актуализировать использование полученной информации в разных видах продуктивной, игровой, изобразительной, двигательной, художественно-эсте­тической деятельности

Блок «Я — человек: я — мальчик, я — девочка»

Тема «Чем похожи мальчики и девочки»

Слайды.

Познавательная деятельность: просмотр слайдов: А. Венецианов «Захарка», «Портрет дочери художника», В. Серов «Мика Мо­розов», И. Глазунов «Вера». Речевая деятельность:

рассказывание сказки «Сестрица Аленушка и бра­тец Иванушка»;

Выставка детских работ.

чтение «Большой энциклопедии для дошкольни­ка» (авт. В. Лаптева, И. Лебедева. М, 2004); беседа по картинам: В. Серов «Мика Морозов», И. Глазунов «Вера». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Мои друзья — мальчики и девочки»;

лепка и роспись «Барышня и кавалер» (дымков­ская игрушка).


8


Планирование


Планирование по разделам программы


 


Продолжение


Продолжение


 


Выставка детских работ.
Настольно-печатный ма­териал. Атрибуты к игре
Тематический альбом.
   
Музыкальная деятельность: музыкально-ритми­ческие движения: хоровод «А я по лугу» (для дево­чек), «Во кузнице» (для мальчиков), парные танцы «Сударушка», «Полька». Игровая деятельность: дидактические игры: «Собери портрет», «Кому что нужно», «Одень правильно»; подвижная игра «Замри». Итоговое занятие 1* Настольно-печатный ма­териал
Тема «Настроения и чувства»
Познавательная деятельность: рассматривание иллюстраций на тему «Такое раз­ное настроение»; просмотр слайдов по теме «Настроение человека». Речевая деятельность: беседа на тему «Очень важный разговор»; чтение литературных произведений: русская народ­ная сказка «Царевна-несмеяна», А. Босс «Мими»; заучивание стихтворения Я. Акима «Весело мне!» Изобразительная деятельность: рисование «Мое настроение»; аппликация «Разные клоуны». Музыкальная деятельность: слушание музыки: А. Гречанинов: «Котик забо­лел», «Котик выздоровел»; слушание этюдов Н. Сушевой: «Заблудились», «Приятная прогулка», «Берегитесь, мыши!». Игровая деятельность: речевые игры «Ласковые слова»; дидактические игры «Подбери картинку», «Когда это бывает?», лото «Весело — грустно», «Страна колобков». Итоговое занятие 2 Тематический альбом «Такое разное настрое­ние». Слайды. Выставка детских работ. Настольно-печатный ма­териал
Темы «О настоящих мальчиках», «О настоящих девочках»
Познавательная деятельность: рассматривание иллюстраций на тему «Разные по­ступки»; разгадывание кроссвордов по сказкам. Тематический альбом «Разные поступки». Кроссворды по сказкам.

* Оборудование для занятий см. далее в конспектах занятий.


Речевая деятельность:

>еседа на темы: «Наши поступки», «Как порадо-зать друга»;

рассказывание сказок и беседа по ним: русские на­родные сказки «Морозко», «Хаврошечка», сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев»; чтение произведений художественной литературы: Н. Носов «Приключения Незнайки», Э. Шим «Брат и младшая сестра», О. Уайльд «Мальчик-звезда»; литературная викторина «Из какого произведения герой (героиня)?». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Мой любимый сказочный ге­рой (героиня)»;

аппликация на тему «Карнавальные костюмы мальчиков и девочек». Музыкальная деятельность: слушание музыки: адажио Маши и Щелкунчика, дуэт Мари и принца из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Театрализованная деятельность: драматизация отрывков из сказки А. Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш». Трудовая деятельность:

ручной труд: вышивание и плетение салфеток (де­вочки), выжигание по дереву, чеканка (мальчики); изготовление украшений из бросового материала, дополняющих костюмы мальчиков и девочек; хозяйственно-бытовой труд на участке детского сада и труд на огороде с распределением обязан­ностей девочек и мальчиков. Игровая деятельность:

дидактические игры: «Кто из какой сказки», «Хо­рошо и плохо», «Правильно и неправильно», «Как поступить?»;

сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Итоговые занятия 3, 4

Тема «Интересы и мечты»

Познавательная деятельность:

составление альбома рисунков и рассказов на тему

«Наши увлечения»;

экскурсия на выставку коллекций (марок, кален-


 


10



Планирование


Планирование по разделам программы


 
 

Продолжение


Продолжение


 


Речевая деятельность:

составление рассказов на тему «Если бы у меня была волшебная палочка...»; рассматривание картин: «На спортивной площад­ке», «Удильщики». Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация по замыслу детей для выставки «Наше творчество». Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги, бросового материала на выставку «Мир увлечений». Музыкальная деятельность: разучивание песни «Из чего же, из чего же...» (муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Хелемского); музыкальный конкурс «Наши таланты». Трудовая деятельность:

ручной труд «Мы — волшебники» (изготовление подарков для друзей и родных). Игровая деятельность: дидактические игры: «Из какой сказки герой?», «Кто что любит». Итоговое занятие 5

Тема «Об этикете»

Познавательная деятельность: беседа «О культуре поведения в общественных ме­стах (в театре, транспорте, магазине)». Речевая деятельность:

чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Осеева «Вол­шебное слово».

Изобразительная деятельность:

аппликация на тему «Салфетки для праздничного

обеда».

Музыкальная деятельность: обучение правилам этикета в парных танцах.

Трудовая деятельность: дежурство по столовой — сервировка стола.

Игровая деятельность: дидактические игры: «Пра­вильно и неправильно», «Уроки этикета». Итоговое занятие 6


Картины.

Выставка детских работ.

Выставка детского твор­чества.

Настольно-печатный ма­териал

Выставка детских работ.

Схема «Сервировка сто­ла»

Настольно-печатный ма­териал


 

 
Блок «Мужчины и женщины»
Тема «О красоте мужской и женской»
Познавательная деятельность: беседа на тему «О красоте мужской и женской»; рассматривание иллюстраций по теме «Мужской и женский образ в искусстве». Речевая деятельность: рассматривание картин В. Васнецова «Аленушка», «Богатыри» и составление по ним рассказов; составление описательных рассказов по аксессуа­рам мужской и женской одежды. Изобразительная деятельность: рисование на тему «Моя мама», «Мой папа»; аппликация из ткани «Бальные костюмы мужчин и женщин». Музыкальная деятельность: вечер бального танца с участием семейных пар. Игровая деятельность: дидактические игры «Кому что нужно», «Модный салон»; сюжетные игры «Парикмахерская», «Салон кра­соты». Итоговое занятие 7 Тематический альбом. Картины. Выставка детских работ. Настольно-печатный ма­териал. Атрибуты к играм
Тема «Настоящий мужчина»
Познавательная деятельность: рассматривание иллюстраций по темам: «Интересы и увлечения», «Спорт». Речевая деятельность: чтение произведений художественной литерату­ры: сказка «Никита Кожемяка»; заучивание пословиц и поговорок о мужских ка­чествах. Изобразительная деятельность: рисование на темы «Мой папа», «Защитники Ро­дины». Трудовая деятельность: ручной труд «Подарки папам и дедушкам». Музыкальная деятельность: музыкально-физкультурное развлечение «Бога­тырские забавы». Тематические альбомы. Картотека пословиц. Выставка детских работ.

 




Планирование


Планирование по разделам программы


 

Продолжение


Продолжение


 


 

   
Игровая деятельность: подвижные игры для мальчиков; сюжетно-ролевые игры с героической тематикой «Пожарники», «Спасатели», «Пограничники». Итоговое занятие 8 Атрибуты к играм
Тема «Настоящая женщина»
Познавательная деятельность: беседа «О настоящих женщинах»; рассматривание иллюстраций на тему «Женский образ в искусстве». Речевая деятельность: составление рассказов на темы: «Моя мама лучше всех», «Мои добрые соседи»; чтение отрывков с описанием женских образов из произведений А.С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи бо­гатырях»; заучивание пословиц и поговорок о женских ка­чествах. Изобразительная деятельность: рисование на тему «Самая любимая». Музыкальная деятельность: развлечение «Мамы у нас в гостях». Игровая деятельность: дидактические игры «Под­бери украшение», «Собери на бал»; речевые игры-импровизации: «Комплименты», «Подарки»; игры-драматизации по сказкам А.С. Пушкина. Итоговое занятие 9 Тематический альбом. Картотека пословиц. Выставка детских работ. Настольно-печатный ма­териал Атрибуты к играм
Тема «Труд "мужской" и "женский"»
Познавательная деятельность: экскурсии на кухню, в кабинет медсестры, прачеч­ную, костюмерную, столярную и обувную мастер­скую; рассматривание иллюстраций на тему «Труд муж­ской и женский»; просмотр видеофильмов о работе спасателей; просмотр и обсуждение диафильма «Рассказ о не­известном герое». Тематический альбом «Труд мужской и жен­ский».

 

   
Речевая деятельность: чтение произведений художественной литературы: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?»; заучивание пословиц и поговорок о труде; рассматривание картин из серии «Профессии». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Строительство дома». Музыкальная деятельность: разучивание и испол­нение песен о труде мужчин и женщин. Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и родителей по различным видам мужского и женского труда (ре­монт мебели, уборка участка, шитье одежды для кукол, приготовление угощения). Игровая деятельность: дидактические игры «Кому что нужно для рабо­ты», «Разложи по порядку», «Модель труда»; сюжетные игры «Обувная мастерская», «Парикма­херская»; строительные игры. Итоговое занятие 10 Картотека пословиц. Выставка результатов труда. Настольно-печатный ма­териал
Блок «Моя семья»
Тема «Родственники»
Познавательная деятельность: рассматривание фотографий на тему «Моя семья»; рассматривание иллюстраций на тему «Семья». Речевая деятельность: рассказывание по картине «Семья»; составление творческих рассказов о семье; заучивание стихотворения Я. Акима «Кто кому кто?». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Моя семья». Игровая деятельность: дидактические игры: «Кто чем занят», «Родословная»; сюжетно-ролевая игра «Моя семья». Итоговое занятие 11 Фотоальбом на тему «Моя семья». Альбом иллюстраций на тему «Семья». Выставка детских работ. Настольно-печатный ма­териал. Атрибуты к играм

 




Планирование


Планирование по разделам программы


 


Продолжение

 

   
Тема «Семейные праздники»
Познавательная деятельность: беседа на тему «Семейные праздники»; посещение фотовыставки на тему «Праздник в нашей семье». Речевая деятельность: заучивание стихов к празд­никам 23 февраля и 8 Марта. Изобразительная деятельность: рисование афиш, пригласительных билетов на праздники. Музыкальная деятельность: пение песни «Лучше друга не найти» (муз. и ел. Е. Асеевой). Трудовая деятельность: ручной труд «Подарки для родных в их день рождения». Игровая деятельность: спортивное развлечение «Спортивная семья»; дидактические игры «Подбери подарок», «Подарки всей семье»; сюжетно-ролевая игра «Женский праздник». Итоговое занятие 12 Фотовыставка на тему «Праздник в нашей се­мье». Настольно-печатный ма­териал
Тема «Взаимоотношения и общение в семье»
Познавательная деятельность: беседа на тему «Взаимоотношения в семье»; экскурсия на выставку «Умелые руки». Речевая деятельность: чтение произведений художественной литерату­ры: А.С. Пушкин «Зимний вечер», Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», А. Шибаев «Дед и внук», Г. Виеру «Мама, почему?»; сочинение писем близким родственникам; беседа по прочитанным рассказам В.А. Осеевой «Просто старушка», «Посмеялись над бабушкой»; заучивание стихотворения А. Барто «Разговор с мамой»; заучивание пословиц и поговорок о семье. Изобразительная деятельность: аппликация из ткани «Подарки родным и близким». Конструктивная деятельность: «В моем доме хва­тит места всем». Картотека пословиц. Выставка детских работ

Продолжение

 

   
Музыкальная деятельность: прослушивание песен «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, ел. М. Пляцковского), «Родительский дом» (муз. В. Шаинского, ел. М. Рябинина). Трудовая деятельность: совместная работа детей с родителями дома по изготовлению атрибутов, деталей дизайна квартиры. Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры по семейной тематике: «В гости к бабушке», «Моя дружная семья», «При­езд родных»; дидактическая игра «Так и не так». Итоговое занятие 13 Выставка «Умелые руки» (работы родителей и детей). Атрибуты к играм. Настольно-печатный ма­териал
Блок «Детский сад — мой второй дом»
Тема «Дети и взрослые в детском саду»
Познавательная деятельность: экскурсии и наблюдение за работой заведующего, методиста, завхоза; рассматривание фотографий на тему «Наш дет­ский сад». Речевая деятельность: составление творческих рассказов на тему «Помо­гаем взрослым»; пересказ рассказов Н. Калининой: «Разве так игра­ют?», «Наша дружная группа»; чтение произведений художественной литерату­ры: «Наш детский сад» из книги «Читаем детям», Н. Носов «На горке», Е. Пермяк «Самое страш­ное». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Мой друг». Конструктивная деятельность: составление ма­кета «Моя группа в детском саду». Музыкальная деятельность: концерт для сотруд­ников детского сада. Трудовая деятельность: ручной труд: изготовление подарков сотрудникам Детского сада; хозяйственно-бытовой труд в группе, организация работы дежурных. Тематический фотоаль­бом «Кто работает в дет­ском саду». Выставка детских работ. Схемы трудового процес­са, модель «Сервировка стола».

 




Планирование


Планирование по разделам программы


 


Продолжение


Продолжение


 


 

   
Игровая деятельность: дидактические игры «Вежливый ручеек», «Кому это нужно»; сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Итоговое занятие 14 Настольно-печатный ма­териал. Атрибуты к игре
РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ» Задачи раздела • Уточнять, конкретизировать, дифференцировать представления: — о последовательности событий в жизни человека, детского сада, города, страны; — рождении человека, его ценности в семье; — близких и дальних родственниках, об их значении в жизни семьи, в сохране­нии чести рода; — последовательности этапов жизни человека; — происхождении имен, названий городов, улиц; — реликвиях (семьи, детского сада, города); — развитии человеческой цивилизации (транспорт, жилище, бытовые условия); — исторической сущности норм и правил поведения; — значимости каждого человека в жизни других людей; — исторических памятниках. • Способствовать проявлению потребности в получении информации о разви­тии цивилизации и истории семьи, города, страны. • Воспитывать чувство признательности и любви к своей семье, детскому саду, городу, стране. • Стимулировать проявление заботы, уважения, привязанности к ближайшему окружению (сверстники, родственники, сотрудники детского сада). • Формировать способы: — восприятия человека как социально значимого существа; — проявления доброжелательного, уважительного отношения к окружающему, людям труда; заботливого отношения к близким людям, членам семьи; — выполнения обязанностей по дому, поручений в детском саду; — поддержания порядка, чистоты, благоустройства, уюта в доме, группе дет­ского сада, микрорайоне; — практического применения полученной информации в разных видах органи­зованной и самостоятельной деятельности
Блок «Появление и развитие человека на Земле»
Тема «История развития человека»
Познавательная деятельность: беседа на тему «Развитие человека»; экскурсия в группу раннего возраста; Тематический альбом «Развитие человека».

 

   
рассматривание фотографий на темы: «Когда я был маленький», «История жизни моих родите­лей», «Мои бабушка и дедушка». Речевая деятельность; чтение и беседа по произведениям художествен­ной литературы: Л. Толстой. «Рассказы для детей», Е. Пермяк «Мамина работа»; составление рассказов к фотовыставке «Памятные события в жизни моей семьи». Изобразительная деятельность: рисование открыток ко дню рождения близких, сверстников в детском саду; аппликация на тему «Подарки малышам». Игровая деятельность: дидактические игры «Моя лента времени», «Воз­растная линия», «Кому что подарю», «Что за чем», «Лесенка поступков»; сюжетно-ролевые игры «Семья», «Школа», «Больни­ца», «Парикмахерская», «Новоселье» и др. Итоговое занятие 15 Фотоальбомы детей груп­пы. Фотовыставка «Памятные события в жизни моей семьи». Выставка детских работ. Настольно-печатный ма­териал. Атрибуты к играм
Тема «Жилище человека»
Познавательная деятельность: игра«Путешествие во времени» (история жили­ща); экскурсия в музей «История осветительных при­боров»; игры-путешествия: в прошлое часов, зеркала, плиты; экскурсия на строительную площадку. Речевая деятельность: составление описательных рассказов «Разные жи­лища»; разучивание загадок о предметах освещения, ото­пления; беседа по иллюстрациям, отражающим специфику Жилища в разные исторические эпохи; чтение и пересказ английской народной сказки «Три поросенка». Тематический альбом «Жилища разных вре­мен». Фотовыставка на тему «Дизайн современной квартиры». Картотека загадок о пред­метах освещения, ото­пления.

 




Планирование


Планирование по разделам программы


 


Продолжение


Продолжение


 


 

   
Экспериментальная деятельность: организация опытов по изучению различных свойств строительных материалов (глины, камня, дерева); организация опытов с осветительными прибора­ми. Конструктивная деятельность: изготовление и обыгрывание макетов «Квартира Барби», «Жилище древнего человека». Игровая деятельность: дидактические игры «Сказочный дворец», «Со­бери домик». Итоговое занятие 16 Материалы для экспери­ментирования. Макеты: «Квартира Бар­би», «Жилище древнего человека». Настольно-печатный ма­териал.
Тема «Развитие труда человека»
Познавательная деятельность: игра «История машин-помощниц»; экскурсия на кухню, в прачечную (осмотр исполь­зуемой техники); игры-путешествия: в прошлое утюга, стиральной машины, пылесоса; экскурсия на хлебное поле весной, летом, осенью; просмотр видеофильма «Аксеновские мастера» (о ткачестве, плетении). Речевая деятельность: чтение русских народных сказок «Колосок», «Хав-рошечка», сказки К. Ушинского «Рукодельница и Ленивица»; составление рассказов о бытовых электроприбо­рах; заучивание пословиц и поговорок о труде, загадок об орудиях труда. Трудовая деятельность: труд на огороде детского сада (посев льна, хлеб­ных злаков, их выращивание, уборка); ручной труд на тему «Красивый коврик» (плетение на рамке); ручной труд на тему «Сошьем Дуне сарафан» (ши­тье одежды для кукол). Изобразительная деятельность: лепка и роспись глиняной посуды. Тематический альбом «Машины-помощницы». Видеофильм. Картотека пословиц, по­говорок, загадок. Материалы для ручного труда. Выставка женской одеж­ды. Образцы росписи.

 

   
Игровая деятельность: дидактические игры «Раньше и теперь», «Ремесла на Руси», «Разложи по порядку»; сюжетно-ролевая игра «Семья». Итоговое занятие 17 Настольно-печатный ма­териал. Атрибуты к сюжетно-ро-левой игре
Тема «Развитие транспорта»
Познавательная деятельность: беседа на тему «Машины на службе человека»; экскурсия на почту, телеграф; рассматривание иллюстраций на тему «Виды транспорта»; игры-путешествия: в прошлое автомобиля, само­лета, телефона. Речевая деятельность: составление рассказов по картинам «На улицах города», «Машины на стройке», «В поле»; составление рассказа «Письмо заболевшему това­рищу»; чтение произведений художественной литерату­ры: С. Маршак «Почта», К. Чуковский «Телефон». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Разные виды транспорта»; коллективная аппликация на тему «Транспорт на улицах нашего города». Конструктивная деятельность: конструирование различных видов транспорта из модулей, бумаги, бросового материала. Игровая деятельность: строительные игры «Гараж», «Пароход»; дидактические игры «Едет, плавает, летает», «На­зови и расскажи»; сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Почта». Итоговое занятие 18 Тематические альбомы на темы: «Транспорт», «Средства связи». Картины. Выставка игрушечного транспорта разного вида. Выставка детских работ. Настольно-печатный ма­териал. Атрибуты к играм
Тема «Этикет, его история»
Познавательная деятельность: беседа на тему «Вежливая улица» (о правилах по­ведения на улице, в транспорте); рассматривание иллюстраций книги Н. Богуслав­ской, Н. Купиной «Веселый этикет». Речевая деятельность: чтение произведений «Вол-^шебное слово», «Просто старушка» В. Осеевой. Иллюстрации.

 




Планирование


Планирование по разделам программы


 


Продолжение


Продолжение


 


 

   
Трудовая деятельность: хозяйственно-бытовой труд (сервировка стола); ручной труд: вышивание салфеток для гостей. Игровая деятельность: дидактические игры «Что здесь не так», «Правиль­но — неправильно»; сюжетно-ролевая игра «Театр». Итоговое занятие 19 Настольно-печатный ма­териал. Атрибуты к сюжетно-ро-левой игре
Блок «История семьи»
Тема «Родословная»
Познавательная деятельность: беседа на тему «Что означают наши имена и фами­лии»; рассматривание семейных фотоальбомов. Речевая деятельность: составление рассказов на тему «Моя семья»; тение произведений художественной литературы: «Две сестры глядят на братца», «Разлука», «Одино­чество» А. Барто, «Моя родня» Я. Акима; разучивание произведений малых форм фолькло­ра с использованием имен. Изобразительная деятельность: рисование на тему «Моя семья». Семейные фотоальбомы. Картотека произведений малых форм фольклора. Выставка детских работ.
Блок «Родной город»
Тема «История возникновения города»
Познавательная деятельность: беседа на тему «История нашего города»; экскурсия «Ворота нашего города» (железнодо­рожный, речной и автовокзалы, аэропорт)»; рассматривание альбома «Наш город раньше и теперь». Речевая деятельность: чтение стихов, рассказов о родном городе. Изобразительная деятельность: рисование на тему «На городской улице». Конструктивная деятельность: конструирование на тему «Городская улица». Тематический альбом «Наш город раньше и теперь». Фотовыставка «Знамени­тые люди нашего города».

 

   
Игровая деятельность: строительная игра «Город»; дидактическая игра «Что это за здание?». Итоговое занятие 21 Материалы к строитель­ной игре. Настольно-печатный ма­териал
Тема «Названия городов и улиц»
Познавательная деятельность: рассматривание карты родного города с обозначе­нием названий улиц; просмотр видеофильма «Улицы нашего города»; рассматривание иллюстраций на тему «Наш го­род»; экскурсия по главным улицам города. Речевая деятельность: составление рассказов на тему «Моя улица». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Праздник в городе». Конструктивная деятельность: постройка города с заданными названиями улиц (Фонтанная, Пар­ковая, Липовая, Книжная, Спортивная и др.). Музыкальная деятельность: прослушивание песен о городах, городских улицах («Есть улицы цен­тральные» (муз. Ю. Антонова, ел. И. Шаферана)) и др. Игровая деятельность: дидактическая игра «На­зови это место в городе». Итоговое занятие 22 Карта микрорайона. Видеофильм. Тематический альбом «Наш микрорайон». Выставка детских работ. Настольно-печатный материал, фотографии, иллюстрации
Тема «Достопримечательности города»
Познавательная деятельность: экскурсия «Исторические памятники нашего горо­да» (возложение цветов, чтение стихотворений); рассматривание иллюстраций на тему «Достопри­мечательности нашего города». Речевая деятельность: составление рассказа на тему «Что бы я рассказал гостям о нашем городе». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Самое красивое здание нашего города». Конструктивная деятельность: конструирование на тему «Старинная архитектура». Карта микрорайона. Тематический альбом «Наш микрорайон». Выставка детских работ.

 




Планирование


Планирование по разделам программы


 


Продолжение


Продолжение


 


1 > _
Игровая деятельность: дидактические игры «Го- Настольно-печатный
родской транспорт», «Узнай это место». материал, фотографии,
Итоговое занятие 23 иллюстрации
Блок «Родная страна»
Тема «История России»  
Познавательная деятельность:  
экскурсия в краеведческий музей;  
рассматривание иллюстраций на тему «Древняя Тематический альбом
Русь». иллюстраций «Древняя
  Русь».
Речевая деятельность: чтение рассказов о Руси,  
князе Владимире (энциклопедия С. Новикова  
«История»).  
Конструктивная деятельность: коллективная ра- Выставка детских работ.
бота на тему «Старинная русская крепость» (полу-  
объемная бумажная пластика).  
Игровая деятельность:  
дидактические игры «Собери воина в поход», Настольно-печатный ма-
«Одень девицу, молодца»; териал.
подвижные игры «Защита крепости», «Стрелок». Атрибуты для подвижных
Итоговое занятие 24 игр
Тема «Защитники Отечества»
Познавательная деятельность:  
беседа на тему «Долгий век кольчуги»; Альбомы иллюстраций
экскурсия в музей «Воинские доспехи». «Древнерусская армия»,
  «Путешествие по страни-
  цам истории».
Речевая деятельность:  
чтение отрывков из произведения А. Бегуновой  
«От кольчуги до мундира»;  
чтение былин в пересказе И. Карнауховой «Рус-  
ские богатыри», беседа по иллюстрациям.  
Изобразительная деятельность: рисование на Выставка детских работ.
тему «Доспехи русских воинов».  
Музыкальная деятельность:  
прослушивание песен о русских богатырях, защит-  
никах Отечества;  
разучивание старинной русской песни «Из-за леса,  
из-за гор идет ротушка солдат»; ___ J

музыкальные игры «Ловкие наездники», «Наши кони быстры»;

Атрибуты к празднику. Настольно-печатный ма­териал

праздник, посвященный Дню защитника Отече­ства «Богатырские забавы». Игровая деятельность: дидактические игры «Историческое лото», «От кольчуги до мундира». Итоговое занятие 25

РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРЕ»

Задачи раздела

* Формировать дифференцированные представления, систематизировать зна­
ния детей:

— о назначении избы, ее убранстве; особенностях материалов, используемых
в строительстве жилища, предметах быта, закономерном размещении вещей в
доме;

— функциональном назначении построек: избы, хлева, амбара, бани, колодца;

— традиционном труде русских людей (его назначении, орудиях труда, трудо­
вых действиях, востребованности результатов);

— различных ремеслах и рукоделии в традиционной русской культуре (гончар­
ном, кузнечном, плотницком ремесле, изготовлении и украшении одежды);

— национальной одежде (мужской и женской, праздничной и будничной), осо­
бенностях ее украшения;

— значении п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: