Организация движения составов




 

 

На железнодорожной линии через каждые 7-10 км расположены станции. На крупных узловых станциях имеется много всякого рода сооружений и устройств. Здесь расположено большое количество путей для вагонов. Группы таких путей для приема и отправления грузовых поездов, для сортировки вагонов называются парками. На крупных станциях имеются локомотивные и вагонные депо, мастерские, электростанция, склады топлива, грузовые склады, пассажирские вокзалы. Обычно к крупной станции примыкает много подъездных путей, ведущих к фабрикам и заводам, шахтам и рудникам, элеваторам и складам. Большая часть погрузки и выгрузки грузов происходит не на самих станциях, а непосредственно на подъездных путях.

Панорама железнодорожной станции. На переднем плане — вокзал. Вдали видны тепловозное депо и сортировочная горка. В кружке — комната дежурного по станции о указателем всех путей, стрелок и семафоров

С этих путей вагоны подаются на станцию, и из них в сортировочном парке составляют поезда. Многие прибывающие на станцию грузовые составы после короткой стоянки отправляются дальше. Но есть немало поездов, которые состоят из вагонов разного назначения. Эти вагоны надо включить в другие составы или направить на выгрузку. Такие поезда после прибытия на станцию подаются на сортировочную горку и распускаются. Пути сортировочной горки проходят через возвышение — «горб», с которого вагоны скатываются под влиянием собственного веса на разветвляющиеся пути сортировочного парка.

Маневровый тепловоз на станции.

Локомотив надвигает — толкает сзади — заранее расцепленный состав вагонов на горку. Стрелки переводятся на тот или другой путь в зависимости от того, куда дальше пойдет вагон. Так вагоны, скатывающиеся с горки, группируются на сортировочных путях. Чтобы они не разбились при скатывании, их тормозят вагонными замедлителями, расположенными на горках, а также подкладыванием под колеса вагонов стальных башмаков.

Помимо крупных станций, обычно расположенных в железнодорожных узлах, где скрещиваются железнодорожные линии разных направлений, имеется много мелких станций, называемых промежуточными, с малым количеством путей.

На однопутных линиях устраиваются разъезды, на которых поезда одного направления ожидают прибытия встречных поездов.

Станции отделяются друг от друга перегонами. На перегоне однопутной линии может одновременно находиться только один поезд, а на перегоне двухпутной линии — два. Поезд можно выпустить со станции на перегон только тогда, когда предыдущий поезд придет на следующую станцию. После этого красный свет на выходном светофоре заменяется зеленым, а там, где нет светофоров, поднимается крыло семафора — путь свободен, поезд можно отправлять. Чтобы пропустить больше поездов по железнодорожной линии и обеспечить безопасность движения, применяют автоматическую блокировку.

Сортировочная горка. Дежурный по горке (наверху в кружке) переводит стрелки, чтобы направить вагоны на нужный путь. Скатывающиеся с горки вагоны останавливают замедлителем.

При автоматической блокировке перегон между станциями разделяется светофорами на несколько блокучастков. Рельсы соседних блок-участков изолированы друг от друга прокладками. По рельсам каждого участка пропускается слабый ток. Поезд, вступив на участок, замыкает цепь, в результате чего на светофоре зеленый цвет переключается на красный. После освобождения поездом участка рельсовая цепь размыкается, первый светофор переключается с красного цвета на желтый, а второй — с зеленого на красный. После освобождения поездом второго блокучастка желтый цвет на первом светофоре заменяется на зеленый, а красный цвет на втором заменяется на желтый.

Еще более совершенное устройство — автоматическая локомотивная сигнализация, при которой в будке машиниста устанавливается светофорчик, повторяющий показания путевых сигналов. Обычно при этом локомотив оборудуется и автостопом, автоматически останавливающим поезд перед закрытым светофором, если машинист почему-либо не смог сам этого сделать.

Площадка для контейнеров на станции. В квадрате — контейнер.

На железнодорожном транспорте есть и много других автоматических устройств, помогающих железнодорожникам в их работе.

Все шире применяется диспетчерская централизация, помогающая диспетчеру руководить движением поездов на целом участке длиной 200-250 км. Перед диспетчером — световое табло, на которое нанесены схемы всех перегонов и станций участка. Диспетчер видит на этом табло, где находятся поезда, следующие по участку, как лучше использовать свободные пути на станциях, свободные перегоны, чтобы быстрее пропустить поезда по участку. Передвигая рукоятку на табло и нажимая кнопку, диспетчер переводит стрелки на станциях, открывает сигналы отправления поезда, принимает и отправляет поезда. Подобные же табло с нанесением путей применяются и для управления стрелками и сигналами на станциях. Для того чтобы пропустить поезд через станцию, достаточно нажать две кнопки в начале и конце маршрута — и все стрелки, входящие в маршрут, автоматически переводятся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: