Характеристика этапов первой фазы проекта




По методике «План Уайта»

Наименование этапа Цель, задачи этапа Результаты Этапа
1. Предпроектное обследование Исследование предприятия-клиента, сбор детальной информации о структуре и организации деятельности предприятия-клиента, систематизация и анализ полученных данных. Результатом являются следующие документы: схема бизнес-процессов «as is »; схема бизнес-процессов «tо be »; бизнес-план реорганизации; краткосрочный план действий

 

Окончание табл.4.4

Наименование этапа Цель, задачи этапа Результаты Этапа
2. Предварительная переподготовка Пояснить высшему руководству компании, в которой внедряется ИТ, что представляет собой процесс внедрения, добиться единого понимания процесса разными сотрудниками компании.   В результате руководители должны согласовать и прийти к единому видению результатов и ресурсов, необходимых в проекте.
3. Техническое задание Разработать набор документов и спецификаций, определяющих требования к информационной системе. Документ, в котором отражены вышеперечисленные требования к информационной системе и ее функциональности.  
4. Технико-экономическое обоснование Обосновать необходимость внедрения информационной системы и/или технологии в компании. Качественные показатели и количественные оценки ТЭО.
5. Организация проекта Вовлечение сотрудников компании-клиента в процесс внедрения. Успешное внедрение и возможность консультирования силами ИТ-отдела компании-заказчика.  
6. Выработка целей Выработка целей проекта. Четко сформулированные, согласованные и доведенные до всех участников структурированные задачи.

 

Со временем компании все больше приходят к тому выводу, что проведение начального цикла необходимо (как, впрочем, и его оплата) независимо от того – к каким результатам и выводам приведет это обследование. По всей видимости, на такое решение влияет опыт других компаний и выводы, дающие основание понять, что без детального обоснования качественного внедрения ИТ быть не может.

Предпроектное обследование. Предварительное обследование сейчас проводят практически все ИТ-компании. Предпроектное обследование охватывает следующие задачи:

‑ исследование предприятия-клиента,

‑ сбор детальной информации о структуре и организации деятельности предприятия-клиента,

‑ систематизация и анализ полученных данных.

С помощью специальных средств (например, BPWin) строится диаграмма бизнес-процессов.

На базе анализа строятся модели «as is» (как есть) и «tо be» (как должно быть). Реорганизация реализует переход от одной модели к другой.

Результатом предпроектного обследования являются следующие документы:

‑ схема бизнес-процессов «as is»;

‑ схема бизнес-процессов «tо be»;

‑ бизнес-план реорганизации;

‑ краткосрочный план действий.

Практически всегда руководство компании-заказчика просит выявить приблизительную длительность и стоимость проекта.

Предварительная переподготовка. Цель — пояснить высшему руководству компании, в которой внедряется ИТ, что представляет собой процесс внедрения. На этом этапе необходимо добиться единого понимания процесса разными сотрудниками компании. В результате руководители должны согласовать и прийти к единому видению результатов и ресурсов, необходимых в проекте.

Зачастую, этому этапу уделяется недостаточно внимания со стороны компаний-внедренцев.

Нередко процесс обследования может быть воспринят персоналом компании «в штыки». Это следует понимать руководителю предприятия. Здесь существует несколько причин. Во-первых, персоналу придется участвовать в процессе внедрения и отвлекаться от повседневной работы, выполнение которой обязательно для сотрудников. Во-вторых, произойдет ломка взаимоотношений в команде, которые, несомненно, являются капиталом сотрудников. В-третьих, работники оправданно будут считать, что с внедрением информационной системы станет общим достоянием их информация. Например, наработанные годами контакты менеджеров по продажам и т. д.

Техническое задание. Техническое задание (ТЗ) — набор документов и спецификаций, которые определяют требования к информационной системе и ее функциональности. Техническое задание включает:

‑ требования к составу и структуре автоматизированных рабочих мест;

‑ разработку структуры, состава и топологии локальной вычислительной сети (ЛВС);

‑ разработку требований к программным средствам;

‑ требования к защите информации.

Процессы системы делятся на:

‑ процессы реального времени;

‑ диалоговые процессы;

‑ пакетные (в основном, сбор статистики, формирование отчетности за период, и др.);

‑ ручные (которые регламентируются, но их нет необходимости автоматизировать).

Для автоматизированных процессов конкретизируются требования к виду и форме документов.

В составлении ТЗ принимают участие ИТ-специалисты, в частности разработчики, которые обладают необходимым опытом и знаниями. Результатом является сформированный документ, в котором отражены вышеперечисленные требования к информационной системе и ее функциональности. После того, как составлено техническое задание представляется возможным оценить сроки и стоимость проекта.

Считается, что формирование ТЗ — работа заказчика, но практически всегда разработкой ТЗ (в силу наличия знаний, опыта, наработок) занимается фирма, осуществляющая внедрение.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО). Технико-экономическое обоснование (анализ «затраты-эффект») позволяет обосновать необходимость внедрения информационной системы и / или технологии и на основе анализа принимать обоснованные решения и подтверждать финансовую необходимость изменений.

Считается, что для систем MRP/ERP при проведении технико-экономического обоснования наиболее показательными являются оценки по модулям логистика и управление запасами.

Внедрение системы позволяет существенно уменьшить запасы на складах. Это влечет за собой повышение оборачиваемости активов, которые ранее были «заморожены» в запасах. Также в результате внедрения сокращается цикл производства, исчезает дефицит товаров и т. д. Эти преимущества можно выразить в количественных оценках (например, стоимость помещений, перевозки и т. д.).

Обоснование необходимости автоматизации взаиморасчетов (поставщики, потребители, дебиторы, кредиторы и т. д.) очевидно. Здесь возможно привести следующие доводы:

‑ существенно снижается вероятность ошибки (особенно если существуют многовалютные расчеты);

‑ появляется возможность доступа у руководства компании к полной информации о положении дел для оперативного принятия решения;

‑ появляется возможность своевременно (on line) отслеживать должников и принимать меры.

Но, к сожалению, чтобы количественно оценить потери от всевозможных ошибок (например, при вводе первичной информации), следует заранее получить исчерпывающую информацию о финансовой истории клиента, что практически невозможно до подписания договора.

Организация проекта. Описание уровней организации проекта, участников и их задач приведены в табл. 4.5.

Таблица 4.5

Уровни организации проекта согласно методике «План Уайта»

Уровень Участники Периодичность совещаний Задачи
1. Управляющий комитет руководитель компании, заместители Регулярные совещания 1-2 раза в месяц   Формирует стратегию, ресурсы, принимает базовые решения
2. Рабочий комитет менеджеры высокого уровня Совещания — 1 раз в неделю Разрабатывает политику, решения наиболее значимых задач, отслеживает и контролирует результаты. Координатор команд решает вопросы по согласованию позиций групп  
3. Рабочая команда по внедрению 6-7 специалистов из разных областей Действует постоянно Разбивается на функциональные группы по подразделениям, направлениям и программам. Реализует контроль на уровне компании и отделов

Критически значимая цель организации проекта — привлечение сотрудников компании-клиента к процессу внедрения системы. Это может быть реализовано за счет распределения ответственности. Персонал отвечает за автоматизацию своих участков в проекте.

Для крупных компаний существуют три уровня организации проекта, Это управляющий комитет, рабочий комитет и рабочая команда по внедрению.

Оптимальная структура рабочей команды приведена в табл. 4.6.

Необходимо задействовать в разработке и внедрении сотрудников ИТ подразделения компании-клиента. Это обусловлено тем, что, во-первых, сотрудники ИТ подразделения компании-клиента уже участвовали в процессе автоматизации своей компании. В силу этого обстоятельства они могут обладать ценным «knоw-hоw». При разработке могут внести ценные и дельные замечания и подсказки.

Таблица 4.6

Структура рабочей команды согласно методике «План Уайта»

Участники рабочей команды Задачи
1. Сотрудники заказчика, работающие на данном участке   Консультирование ИТ специалистов, осуществление текущего контроля, предварительная приемка (анализ форм, документов, отчетов и т. д.)
2. Сотрудник (сотрудники) отдела информационных технологий (ИТ) заказчика Изучение и освоение в необходимом объеме инструментальных средств исполнителя («1С», Scala, R3 и др.), участие в доработке и адаптации информационной системы, (информационный «буфер» между сотрудниками клиента и консультантами исполнителя)  
3. Консультанты-программисты исполнителя Разработка, внедрение, настройка, адаптация модулей ИС, консультирование сотрудников ИТ отдела заказчика

Во-вторых, только непосредственно участвуя в разработке и / или настройке системы, сотрудники смогут достаточно хорошо изучить систему. В дальнейшем это позволит им давать консультации сотрудникам других отделов своей компании без привлечения организации-внедренца. В противном случае сотрудники ИТ-отдела останутся только продвинутыми пользователями внедряемой системы и смогут лишь передавать информацию между заказчиком и исполнителем. Самостоятельные консультации будут им не под силу.

Некоторые компании–внедренцы ИТ проводят успешную автоматизацию довольно крупных предприятий, с помощью двух-трех консультантов. В этом случае ИТ-специалисты заказчика проходят специальное предварительное обучение и далее выполняют практически весь объем работ на этапе настройки (кодирования). Если же специалисты ИТ- отдела заказчика не задействованы в процессе внедрения, то далее при функционировании информационной системы необходимы (обязательно потребуются) консультации компании-внедренца. Следовательно, необходимо заключить долговременный договор на сопровождение системы.

Выработка целей. Выработка целей — это четкое определение и описание качественных и количественных ожидаемых результатов проекта.

Не все показатели можно оценить количественно. Не все результаты определяются только с точки зрения финансовой выгоды. Они могут связываться с получением качественного экономического эффекта, так называемого качественного эффекта в сфере управления, с появлением новых источников информации.

Можно заметить, что большинство российских компаний уже осознали, что информация — один из базовых ресурсов компании, и рассматривают ее в качестве важнейшего элемента стратегического развития предприятия.

«Клиент готов». Если руководство компании клиента ознакомлено с деталями проекта, четко понимает цели проекта и готово активно участвовать в будущем проекте. Если общая схема бизнес-процессов описана, проведен детальный анализ существующего положения дел в компании, договор утвержден, а персонал не принимает будущие перемены «в штыки», то «клиент готов». В этом случае возможно переходить ко второй фазе автоматизации. Она состоит из одиннадцати этапов. Это технический проект, начальная переподготовка, планирование, управление данными, параллельное внедрение, выбор системы, ввод в эксплуатацию, этапы развития функциональности, оценка результатов, анализ текущего состояния, постоянная переподготовка.

Детальная характеристика этапов второй фазы автоматизации приведена в табл. 4.7.

Таблица 4.7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: