Мандарин и заморская птица 10 глава




 

Ловец цикад

Направляясь в Чу, Конфуций вышел из леса и заметил Горбуна, который ловил цикад, будто просто их подбирал.

— Как ты искусен! — воскликнул Конфуций. — Обладаешь ли секретом?

— Да! У меня есть секрет, — ответил ловец цикад. — В пятую–шестую луну кладу на коконы цикад шарики. Из тех, на которые положу два шарика, и шарики не упадут, теряю немногих. Из тех, на которые положу три шарика, и шарики не упадут, теряю одну из каждых десяти. Тех же, на которые положу пять шариков, и не упадут, ловлю всех просто, будто подбираю. Я стою, словно старый пень, руки держу, словно сухие ветви. Как бы ни велика была вселенная, какая бы тьма тварей в ней ни существовала, мне ведомы лишь крылатые цикады. Почему бы мне их не ловить, если ничто другое не заставит меня шевельнуться, ни на что в мире я не сменяю крылышки цикады!

— Вот каковы речи того Горбуна! Воля его не рассеивается, а сгущается в душе! — воскликнул Конфуций, обернувшись к своим ученикам.

 

Дружба четырёх

Приносящий Жертвы, Носильщик, Пахарь и Приходящий, беседуя, сказали друг другу:

— Мы подружились бы с тем, кто способен считать небытие — головой, жизнь — позвоночником, а смерть — хвостом; с тем, кто понимает, что рождение и смерть, существование и гибель составляют единое целое.

Все четверо посмотрели друг на друга и рассмеялись. Ни у кого из них в сердце не возникло возражений, и они стали друзьями.

Но вдруг Носильщик заболел, и Приносящий Жертвы отправился его навестить.

— Как величественно то, что творит вещи, — воскликнул больной, — то, что сделало меня таким согбенным!

На его горбу открылся нарыв. Внутренности у него теснились в верхней части тела, подбородок касался пупка, плечи возвышались над макушкой, пучок волос на затылке торчал прямо в небеса, Эфир, силы жара и холода в нём пришли в смятение, но сердцем он был лёгок и беззаботен. Дотащившись до колодца и посмотрев на своё отражение, сказал:

— Как жаль! Таким горбуном создало меня то, что творит вещи!

— Тебе это не нравится?

— Нет, как может не нравиться? Допустим, моя левая рука превратилась бы в петуха, и тогда я должен был бы кричать в полночь. Допустим, моя правая рука превратилась бы в самострел, и тогда я должен был бы добывать птицу на жаркое. Допустим, что мой крестец превратился бы в колеса, а моя душа — в коня, и на мне стали бы ездить, разве сменили бы упряжку? Ведь для обретения жизни наступает своё время, а её утрата следует за её ходом. Если довольствоваться своим временем и во всём за процессом следовать, к тебе не будут иметь доступа ни горе, ни радость. Древние и называли это освобождением от уз. Тех, кто не способен себя развязать, связывают вещи. Но ведь вещам никогда не одолеть природу. Как же может мне это не понравиться?

Но вдруг заболел Приходящий. Он задыхался перед смертью, а жена и дети стояли кругом и его оплакивали.

Придя его навестить, Пахарь на них прикрикнул:

— Прочь с дороги! Не тревожьте того, кто превращается! — И, прислонившись к дверям, сказал умирающему: — Как величественно создание вещей! Что из тебя теперь получится? Куда тебя отправят? Превратишься ли в печень крысы? В плечо насекомого?

— Куда бы ни велели сыну идти отец и мать — на восток или запад, на юг или север, он лишь повинуется приказанию, — ответил Приходящий. — Силы жара и холода человеку больше, чем родители. Если они приблизят ко мне смерть, а я ослушаюсь, то окажусь строптивым. Разве их в чем-нибудь упрекнёшь? Ведь огромная масса снабдила меня телом, израсходовала мою жизнь в труде, дала мне отдых в старости, успокоила меня в смерти. То, что сделало хорошей мою жизнь, сделало хорошей и мою смерть. Если ныне великий литейщик станет плавить металл, а металл забурлит и скажет: «Я должен стать мечом Мосе!», — то великий литейщик, конечно, сочтёт его плохим металлом. Если ныне тот, кто пребывал в форме человека, станет твердить: «Хочу снова быть человеком! Хочу снова быть человеком!», — то творящее вещи, конечно, сочтёт его плохим человеком. Если ныне примем небо и землю за огромный плавильный котёл, а процесс создания за великого литейщика, то куда бы не могли мы отправиться? Завершил и засыпаю, а затем спокойно проснусь.

 

Хитрый крестьянин

Вбольшой торговый город приехал купец, чтобы за три дня распродать свой товар.

В первый же день торговли его внимание привлёк крестьянин, без устали восхвалявший искусство лекаря из Зелёной долины.

На следующее утро не успел купец разложить свой товар, как снова услышал уже знакомый голос крестьянина, на этот раз рассыпавшего хвалы лекарскому искусству отшельника, живущего в Западной пещере.

На третий день, когда крестьянин стал расхваливать городского врачевателя, купец не выдержал и спросил крикуна:

— Почему день за днём ты прославляешь разных знахарей, не отдавая предпочтения никому из них?

— Я давно хочу отыскать лучшего лекаря в нашей округе, чтобы попросить его вылечить мою корову, — ответил крестьянин. — Вот я и посылаю по утрам народ к тому или иному знахарю, а вечером узнаю о результатах. Я поступаю так уже целую неделю, но пока не нашёл достойного.

Верно говорят старики: не доверяй советам чужого человека, и ещё говорят: «Чужое — охапкой, а своё — горсткой».

 

Спасение змеи

Орёл камнем упал с небес на землю и застал врасплох змею, греющуюся на солнце. Когда орёл схватил змею, она не стала сопротивляться и безжизненно повисла в его когтях. Гордая своей добычей птица полетела в гнездо. Змея, до того казавшаяся мёртвой, внезапно укусила орла в просвет между перьями на шее и ускользнула в расщелину в скале.

 

Общий враг

Однажды странствующий даос повстречал на дороге плачущего крестьянина.

— Сколь велико твоё горе? — спросил даос. — Не могу ли я уменьшить твои страдания?

— Горе моё тяжелее горы и глубже моря, — ответил крестьянин. — Уже много недель жители моего села воюют с соседями из-за участка земли в плодородной долине. Всех нас ждёт нищета и разорение. В моём селе нет ни зёрнышка риса, а на последние деньги я послан купить оружие.

— Я помогу прекратить распрю, — сказал даос, — но мне понадобится твоя помощь.

— Располагай мною, добрый человек, — воскликнул крестьянин. — Что прикажешь сделать?

— Этой же ночью ты должен поджечь своё село, — сказал даос, — а я устрою пожар у ваших соседей.

— Как ты можешь советовать совершить такое зло! — закричал крестьянин. — А я уже совсем было принял тебя за святого человека!

— Зло во имя пресечения гораздо большего зла всегда оборачивается добром, — тихим голосом ответил даос. — Когда змея кусает в палец, лучше отрубить его, чем лишиться жизни. Поджогом деревни ты спасёшь многих своих друзей и соседей, а остальных избавишь от бед и страданий. Так исполни то, что тебе велено.

Понял крестьянин, что имеет дело с мудрецом, равного которому нет в Поднебесной, и той же ночью исполнил приказание даоса.

 

Непонятливый слуга

Решила однажды госпожа подарить своей соседке гуся к празднику.

Вышла во двор — и давай ловить длинношеего, да не тут-то было — никак она его поймать не может.

Рассердилась госпожа да как закричит:

— Эй, слуга, немедленно поймай мне гуся!

Слуга, чтобы показать своё рвение и расторопность, схватил палку, бросил её в гуся, да и зашиб несчастную птицу насмерть.

— Экий ты дурак, — пуще прежнего рассердилась хозяйка. — Мне не нужен мёртвый гусь!

На следующий день госпожа и слуга пошли на базар, чтобы купить поросёнка. На обратном пути поросёнок вырвался из рук слуги и со всех ног помчался прочь.

— Лови его, лови! — закричала госпожа.

А слуга подумал: «В прошлый раз я поймал гуся, но ничего хорошего из этого не получилось, так стоит ли в этот раз наживать себе неприятности?»

Так поросёнок и убежал.

Совсем рассвирепела госпожа и прогнала слугу прочь.

«Не поймёшь этих господ, — подумал слуга, шагая по дороге. — Сделаешь — плохо, а не сделаешь — ещё хуже!»

Верно говорят умные люди: «Всегда помни о том, что люди зачастую делают не то, что тебе хочется».

 

Судьба

Носильщик и Учитель с Тутового Двора были друзьями. Однажды, когда дождь лил целых десять дней, Носильщик сам себе сказал:

— Как бы с Учителем с Тутового Двора не случилась беда!

Он захватил с собой еду и отправился кормить друга. У самых ворот дома Учителя Носильщику послышался то ли плач, то ли пение. За ударом по струнам циня последовали слова:

"О отец!

О мать!

О природа!

О люди!.."

Слабевший голос спешил допеть строфу.

— Почему пел ты такую песню? — войдя к нему, спросил Носильщик.

— Я искал того, — ответил Учитель, — кто довел меня до такой крайности, но не знаю — кто. Неужели отец и мать желали мне такой бедности? Небо ведь беспристрастно всё покрывает, а земля беспристрастно всё поддерживает. Неужели небо и земля были пристрастны ко мне, сделав меня бедным? Я искал, кто это сделал, но не мог никого найти. Значит, то, что довело меня до такой крайности, — судьба.

 

Лучший советник

Один вельможа решил выбрать себе советника по важным государственным делам и пригласил к себе во дворец соискателей на этот пост со всей Поднебесной. Долго задавал он им различные вопросы, а мудрецы наперебой отвечали на них, стремясь блеснуть знаниями и красноречием. Однако в конце испытания вельможа выбрал себе в советники человека, который пришёл к нему с прошением и случайно оказался в толпе мудрецов. Тот человек был к тому же немым и, конечно же, за всё время испытания не промолвил ни слова.

Когда доверенные лица спросили вельможу, почему столь странным оказался его выбор, тот ответил:

— Молчаливый всегда кажется умнее, так как не может сказать глупость. Он к тому же и безопаснее, так как не подтолкнёт к неверному решению. Если же я вздумаю покарать его за свои ошибки, то он и оправдаться не сможет. С какой стороны ни посмотри, он лучший советник.

 

Изменение Конфуция

Чжуан-цзы сказал Творящему Благо:

— Конфуций проповедовал шесть десятков лет, а в шестьдесят лет изменился. То, что вначале объявлял истинным, под конец объявил ложным. Он ещё не понял, не отрицал ли пятьдесят девять лет то, что называет ныне истинным?!

— Конфуций полон желания трудиться, он преклоняется перед знаниями, — сказал Творящий Благо.

— Конфуций от этого отказался, но о своём отказе ещё не говорил, — сказал Чжуан-цзы. — Слова Конфуция гласят: «Ведь человек получает от великой основы свои способности, а затем и разум, чтобы родиться. Когда поет, должен соблюдать тон, когда говорит, должен соблюдать правила. Если я пекусь о пользе и справедливости, то любовью и ненавистью, истинным и ложным покоряю лишь людские уста; а чтобы покорить людские сердца, должен решиться им противостоять и тогда определить установления Поднебесной. Увы! Увы! ведь мне этого не достичь».

 

Вор и мастер каллиграфии

Однажды в город приехал известный мастер, который обучал искусству каллиграфии. Через свой талант мастер познал мудрость, и много людей пришло к нему на занятие, чтобы получить ответы на свои вопросы. Ну а там, где собирается много людей, туда пришёл и воришка.

Изрядно пошарив по карманам зевак он сел смотреть на человека, к которому все пришли. Мастер показывал, как нужно рисовать какой-то сложный иероглиф и, неожиданно для вора, старик зачем-то прошёл сквозь стену и вернулся. Зал ахнул, а мастер продолжал свой урок дальше. Громче всех ахнул вор — он понял, какие перспективы могут открыться перед тем, кто умеет вытворять такое!

В перерыве вор подошёл к мастеру и спросил, будет ли тот учить его «эта…халиграфии». Мастер внимательно посмотрел на вора и согласился с одним условием: ученик должен жить с мастером год и, до и после обучения, делать всю чёрную работу по дому. Вор конечно согласился.

Прошёл год. Вор постоянно пробовал проходить через стену, отчего у него на лбу не проходила шишка. Вор спросил у мастера:

— Когда же я смогу делать всё, что умеешь делать ты?

Мастер ответил:

— Тебе понадобится ещё один год.

Вор решил согласиться.

Прошёл ещё год. Стена мягче не стала. Вору приходилось подолгу перемешивать краски и много рисовать иероглифов. Мастер сказал, что нужен ещё год. Ученик решил терпеть — приз его ждал очень существенный.

Прошёл ещё год. Раз уж такое дело, то ученик решил научиться рисовать иероглифы, авось пригодится на старости лет. Мастер настаивал на продолжении обучения.

Прошло пять лет. Однажды мастеру понадобились особые кисти, и он попросил ученика принести их. Ученик прошёл за ними сквозь стену, но даже не заметил этого.

 

Мудрый журавль

Жил на свете мудрый журавль, обладавший тайным знанием. Он был настолько мудр, что, лишь пощупав клювом что-нибудь, говорил своему владыке о внутренней сущности и возможном применении предмета, к которому прикасался. Был у журавля заклятый враг — мудрец, обративший свои знания во вред людям. Много раз мешал журавль воплощению его чёрных замыслов, и задумал злой старик сжить птицу со свету. Для этого решил колдун превратиться в юношу и проникнуть во дворец, где живёт журавль.

Владыка журавля очень гордился своей умной птицей и не упускал возможности похвастаться её способностями.

Однажды, когда журавль, веселя приближённых владыки, отвечал на их вопросы, во двор дворца вошёл благородный юноша с двумя сосудами в руках и с почтением обратился к владыке:

— Приветствую тебя, мой господин. Слухи о твоей учёной птице достигли и моих ушей, хотя от моего дома до твоего дворца многие дни пути. Слухи эти столь удивительны, что им трудно поверить, поэтому я проделал столь длинный путь, чтобы увидеть чудеса своими глазами. Позволь мне, пожалуйста, назначить твоему журавлю испытание.

— Какое же испытание ты приготовил моему журавлю? — благодушно спросил владыка, польщённый тем, что вести о его птице достигают столь отдалённых мест.

— Пусть твой журавль ответит с помощью своего волшебного клюва, какова сущность того, что находится в моих сосудах, и каково предназначение их содержимого.

— Засунь же поскорее свой длинный нос в эти сосуды, — обратился владыка к своему журавлю. — Докажи всем, что ты у меня мудрая птица, ответив на вопросы.

Журавль же давно догадался о том, что перед ним злой и опасный человек, желающий ему смерти. Но как ни пытался, не смог вспомнить юношу в числе своих врагов. Однако он не стал медлить с ответом. Гордо вытянув шею, журавль сказал:

— Для того чтобы узнать, какова сущность и предназначение содержимого сосудов, мне вовсе не обязательно засовывать в них свой клюв. Когда пришелец поставил один из сосудов на землю, я услышал в нем плеск жидкости, но у этой жидкости сущность змеи, а предназначение — смерть. Во втором же сосуде тихо, но то, что находится там, таит в себе ту же сущность и предназначено для того же.

Ошеломлённый ответом владыка жестом приказал воинам разбить сосуды. Среди черепков одного из них оказалась змея, а жидкость другого пролилась под дерево, которое тут же засохло. Злого же мудреца и след простыл. Не стал он дожидаться, пока за него примутся...

Следует всегда помнить о том, что истинная мудрость таится не в клюве, а в голове.

 

Неудобное положение тела

Однажды Великий Мастер стиля «Ветви дерева» собрал своих учеников и велел им повторять за ним самые разнообразные движения и позы. Урок был настолько сложным, что лишь немногие из учеников могли повторить то, что показывал Мастер.

Когда же Учитель продемонстрировал наиболее сложное положение тела, один из учеников не выдержал, и, соблюдая установленный ритуал, обратился к Учителю:

— Как можно применить в бою столь неудобное положение тела? — задал свой вопрос ученик и с превеликим трудом повторил за Мастером сложную позу. Мастер тут же собрал учеников и велел им к утру следующего дня показать, как применять эту позу в самых различных случаях.

На следующее утро пристыженные ученики признались Мастеру в том, что ничего путного придумать не смогли. Тогда Мастер показал им много примеров поединков, когда злополучная поза помогала одержать победу над соперником.

Свой показ он сопровождал такими словами:

— Не бывает неудобных поз для тела, и если оно по своей природе способно находиться в каком-нибудь положении, то может и привыкнуть к нему, а привыкнув, будет использовать его тогда, когда это нужно его хозяину.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: