Финансы: понятие, сущность.Функции финансов




 

Чем отличаются деньги от финансов? Существенно ли различие меж­ду двумя этими категориями? Специалист должен четко представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых от­ношений, категории государственных финансов, финансов предприятий и финансов в широком смысле этого слова. Если мы идем на рынок и делаем какую-либо покупку, то это еще не означает, что мы вступили с продавцом в финансовые отношения. Никаких финансовых отношении здесь нет.

Попытаемся установить, в чем действительно выражаются сущность и специфика финансов как экономической кате­гории, их отличие от других экономических категорий (денег, цены, за­работной платы и т.п.). Деньги — это категория более древняя по срав­нению с финансами. Они появились в различных фор­мах на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обус­ловлено возникновением государства.

Именно соединение двух клеточек (источников), обусловивших воз­никновение финансов, — государства и налогов в их денежной форме порождает феномен государственных (публичных) финансов с прису­щими им атрибутами — налогами, государственным бюджетом, государ­ственным кредитом (долгом). Это произошло при отделении государ­ственной казны от собственности монарха (в Европе в XVI—XVII вв.) и переходе в основном к денежной (стоимостной) форме взимания нало­гов, что породило соответствующий фискальный аппарат. В этот период возник и стал применяться термин «финансы». Этимологически он бе­рет свое начало от латинских слов «finis», т.е. конец, и «financia» — на­личность, доход. В средневековой латыни их употребляли для обозначе­ния срока платежа и документов, доказывающих погашение долга по окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских государствах под словом «финансы» (finance) стали пони­мать всю совокупность денежного хозяйства государства, (его доходы, расходы и долги). В XVIII в. этот термин стали применять и в России.

До начала XX в. его употребляли в сравнительно узком смысле — имен­но государственных финансов, что мы и находим в приведенном выше определении В.И. Даля.

В конце XIX — начале XX в. вме­шательство государства в экономику носило весьма ограниченный ха­рактер. По образному выражению А. Смита, оно должнобыло играть «роль ночного сторожа». Только со вто­рой половины XX в. развивается экономика общественного сектора (го­сударства). Она стала оказывать существенное воздействие на оптими­зацию размещения и использования ограниченных возможностей рын­ка. В этот период государственные финансы принимают развитую форму, способствующую перераспределению денежных ресурсов.

С развитием капитализма, акционерных (корпоративных) форм пред­принимательства, сращиванием промышленного и банковского капита­ла, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающих­ся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Его стали использовать в более широком смысле, включая в это понятие и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, кор­пораций) — в дальнейшем финансы предприятий. Соответственно сфор­мировались и две относительно самостоятельные науки о финансах — наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

Таким образом, если деньги — это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей, то финансы — это со­вокупность денежных стоимостных отношений, связанных с формиро­ванием и использованием различных денежных фондов в процессе рас­пределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП).

К причинам, порождающим финансы, можно отнести следующие:

· су­ществование государства;

· развитие товарно-денежных отношений;

· по­явление налогов в денежной форме;

· движение капитала, активов и свя­занных с ними денежных потоков.

Здесь следует подчеркнуть очень важный момент с точки зрения выделения сущностных призна­ков финансов. Когда мы осуществляем покупку любого товара или ус­луги либо предоставляем свои наличные деньги взаймы, эти отношения не регламентируются государством, они абсолютно добровольны и но­сят случайный характер.

В отличие от чисто денежных финансовые отношения обладают сво­им естественным атрибутом — регламентацией государством. Финансо­вые отношения всегда опосредованы определенными правовыми акта­ми, рекомендациями, стандартами в той или иной степени, регламенти­рующими их.

Таким образом, государственные финансы представляют собой сово­купность перераспределительных денежных отношений, регламентиро­ванных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необ­ходимых государству для выполнения своих функций.

К сфере государственных финансов относятся отношения между го­сударством и его гражданами при внесении налогов и других обязатель­ных платежей в бюджеты всех уровней, гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них со­ответствующих социальных выплат, организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета, отдельными звеньями бюджетной системы, государством (пра­вительством) и центральным банком по регулированию кредитно-денеж­ной системы и фондового рынка.

В функциях финансов проявляется сущность этой категории, реализуются ее свойства. Конкретная реализация функций может изменяться под воздействием многообразных обстоятельств, но это не означает отмену самих функций.

Имеет смысл говорить о трех функциях: распределительной, регулирующей и контрольной.

Распределительная функция финансов. Через нее реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов. Реализация этой функции отвечает на вопрос: Что, какие ресурсы вовлекаются в перераспределение?

Объектами действия этой функции являются, во-первых, доходы населения.

Во-вторых, в орбиту перераспределения вовлекаются элементы фонда возмещения: амортизационные отчисления, излишки оборотных средств. Их перераспределение происходит через финансовый рынок и обеспечивает наиболее эффективное и рациональное использование временно свободных денежных средств предприятий.

В-третьих, в отдельные периоды времени в перераспределение вовлекается часть национального богатства - при приватизации государственной собственности, при использовании страховых фондов для восполнения ущерба от стихийных бедствий и др.

Таким образом, в процессе перераспределения доходов владельцев экономических ресурсов образуются вторичные, производные доходы у государства, формируются финансовые ресурсы субъектов хозяйствования. В результате складываются конечные пропорции использования национального дохода, формируется структура ВНП по расходам.

Регулирующая функция финансов. Она показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, госкредита, изменения налогового бремени. В настоящее время через бюджет перераспределяется 35-50% национального дохода, тогда как перед Первой мировой войной она составляла в среднем 9-18%. Поэтому пренебрегать этой функцией или умалять ее значение в настоящее время значит - не учитывать возросшей роли государства и ее влияния на экономику любой страны. Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства.

Контрольная функция финансов. В основе ее действия лежит движение финансовых ресурсов, объем которых, их состав и структура дают обобщающую характеристику всех сторон деятельности хозяйствующих субъектов и государства. В финансовых отношениях участвуют все субъекты экономики, поэтому с помощью финансовых ресурсов можно систематически контролировать складывающиеся в экономике пропорции, соблюдение финансовой дисциплины.

Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и направлениями движения финансовых ресурсов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: