Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.




Финансовая политика — составная часть экономической по­литики государства.

В то же время финансовая политика - относительно само­стоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средст­во реализации политики государства в любой области общест­венной деятельности.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможно­сти страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики важно обеспечения ее взаимосвязи с другими со­ставными частями экономической политики кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства осно­вывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вы­текающих из поставленных целей и задач.

 

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при по­мощи которого происходит осуществление всей деятельности госу­дарства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установ­ленных государством форм, видов и методов организации фи­нансовых отношений. Финансовый механизм - это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансо­вых ресурсов, методы их формирования, система законодатель­ных норм и нормативов, которые используются при определе­нии доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Содержание финансовой политики определяется:

· соответствующей теоретической базой и разработанной на ее осно­ве концепцией, определяющей роль государства в области финансов;

· разработкой основных направлений и целей в достижении макро­
экономических показателей, обеспечивающих сбалансированность до­
ходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

· осуществлением практических мер по реализации этих целей с по­
мощью всей совокупности финансовых инструментов и государствен­ных институтов.

 

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджет­ную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику.

 

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, инте­ресами правящих партий и социальных групп и господствую­щими теоретическими концепциями, влияющими на экономи­ческий и политический курс государства.

Анализ применявшейся финан­совой политики позволяет выделить три ее основных типа:

1) классическая;

2) регулирующая;

3) планово-директивная.

 

1. До конца 20-х годов XX столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723—1790) и Д. Рикардо (1772—1823) и их последователей. Основное ее направление -невмешательство государства в экономику, сохранение сво­бодной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей фи­нансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имуще­ственных налогах, которые были достаточно просты и эффек­тивны с точки зрения механизма их взимания. Система управ­ления финансовой деятельностью была проста и сосредоточива­лась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

 

2. Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов ХХ столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осу­ществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория англий­ского экономиста Дж. Кейнса (1883—1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмеша­тельства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому го­сударственные расходы обеспечивают рост предприниматель­ской деятельности, увеличение национального дохода и способ­ствуют ликвидации безработицы путем финансирования созда­ния новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой по­литики кардинально изменяется. Главным механизмом регули­рования становится подоходный налог, использующий прогрес­сивные ставки. Государство активно развивает применение долгосрочных исреднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицитбюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого орргаиа управления возникает несколько самостоятельных спе­циализированных органов. Выделяются отдельные службы, за­нимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных стра­нах. Она обеспечила в 30—60-х годах стабильный экономиче­ский рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

 

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим на­правлением экономической теории. Эта разновидность финансо­вой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и соци­альную область. Регулирование экономики становится многоцеле­вым. Кроме экономического роста и занятости, государство регу­лирует денежное обращение, валютный курс, социальные факто­ры экономики, структурную перестройку хозяйства.

Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрес­сивности обложения.

 

3. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собст­венности на средства производства, плановая система управле­ния позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответ­ствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового меха­низма было создание инструментов, при помощи которых про­изводится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с госу­дарственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Чистый доход государственных пред­приятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с обо­рота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчисле­ний от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изыма­лись в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению го­сударства, нельзя было использовать в рамках предприятий. В от­дельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.

Регулирование использования денежных до­ходов населения осуществлялось при помощи подоходного на­лога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свобод­ные средства населения, помешенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоб­лигационного займа.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников до­ходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10—15% от общей суммы доходов.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществля­лось остаточным методом по минимальным нормам, что отри­цательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.

Управление финансами осуществлялось из единого центра -Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами ис­пользования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово-директивная финансовая политика показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов госу­дарства (в годы Второй мировой войны, восстановления на­родного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функциониро­вания экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению разви­тия социальной сферы общества, резкому ухудшению финан­сового положения государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: