Роль финансов в расширенном воспроизводстве




 

Рассмотрев содержание категории финансов и их функции, теперь мы можем проследить, какова же роль финансов в общественном воспроиз­водстве или экономическом процессе.

В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, участвуют различные экономические субъекты (экономические единицы):

· домашние хозяйства;

· хозяйствующие субъекты (фирмы);

· государство.

Доходы и расходы имеются у всех экономическихсубъектов воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеобраз­ные «бюджеты», состоящие из доходной и расходной частей. При этом у одних участников возникает профициты этих бюджетов, у других дефициты. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина. На рис. 2. представлена упрощенная схема образования доходов субъектов экономических отношений в процессе распределения стоимости совокупного обществен­ного продукта и ВВП.

Рис. 2. Схема образования доходов субъектов экономических отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и ВВП

 

Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных до­ходов. Они образуются:

· у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении,
и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);

· у работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, остаю­щейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чис­той прибыли акционерам и участникам, оплаты труда «бюджетникам», выплат из внебюджетных фондов социального направления;

· у государства в форме перераспределенных доходов предприятий и населения в бюджет и внебюджетные фонды.

Процессы формирования и использования доходов субъектов воспро­изводственного процесса сопровождаются распределением и перерас­пределением этих доходов с помощью:

· государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);

· финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фон­дов и компаний, страховых компаний и т.д.);

· финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие доход.

 

Таким образом, финансы (в широком понимании этого термина) ох­ватывают все стадии воспроизводственного процесса (производство, обмен, распределение, потребление) и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие:

· создавая для всех хозяйствующих субъектов равные условия для самофинансирования и регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной по­литики, налоговых вычетов и льгот, ограничений минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;

· обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов и амортизационной политики;

· создавая условия доверия всех экономических субъектов к госу­дарству, кредитной системе, фондовому рынку для обеспечения аккуму­ляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.

 

Эти основные моменты воздействия финансов на воспроизводствен­ный процесс и соответственно на экономический рост должны отражать­ся в финансовой политике государства и его финансовой системе.

 

 

Финансовая система РФ

В зарубежной литературе понятие «финансовая система» определя­ется как совокупность рынков и других инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. При всем прагматизме этого определения оно несколько односторонне, так как отражает только институциональную основу рыночной стороны финан­совой системы, в нем не учтены действия финансовых институтов госу­дарства, их роль в общественном секторе и воздействие на рынок через трансферты и государственные закупки.

В отечественной финансовой науке принято различать понятия «си­стема финансов» в ее «категорийном» построении и «институциональ­ная финансовая система» как система государственных и негосударствен­ных институтов.

Под системой финансов понимаются совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используют­ся различные денежные фонды (доходы). Понятие «система финансов» является развитием более общего понятия «финансы» в широком смыс­ле слова. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финан­сов связана с различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формирова­нии и использовании доходов. Каждому звену системы финансов при­сущи свои специфические формы и методы формирования и использо­вания денежных фондов и доходов.

В учебниках, изданных в советский период, в структуре финансовой системы выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные. Проведение реформ в России, осуществление принципиально новой эко­номической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

Вся система фи­нансов России в целом состоит из двух укрупненных подсистем:

1)государственных и муниципальных финансов;

2)финансов хозяйствующих субъектов.

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов в свою очередь де­лятся на более частные подсистемы (звенья), представленные на рис. 1.

В настоящее время государственная бюджетная система России су­щественно изменена и включает в себя три автономных звена:

· республиканский (федеральный) бюджет РФ;

· бюджеты национально-государственных и административно-тер­риториальных образований (республиканские бюджеты республик в со­ставе РФ, краевые, областные бюджеты, областные бюджеты автоном­ных областей, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);

· бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Современная бюджетная система России определенным образом при­близилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.

 

Рис. 1. Подсистемы и звенья системы финансов

 

 

Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на опре­деленный срок или действуют постоянно. Их появление в западных стра­нах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касалось удовлетворения таких важнейших общест­венных благ, как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др. Аккумуляция и применение средств этих фондов государством проводятся с помощью специфических форм и ме­тодов. Поэтому правомерно их выделение в самостоятельное звено госу­дарственных финансов.

 

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено госу­дарственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централи­зованные фонды государства. Государственный кредит пред­ставляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выс­тупает в основном как заемщик средств, а также кредитор и гарант.Необходимость государственного кредита свя­зана с опережающим темпом роста государственных расходов по срав­нению с возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расхо­дов бюджетов всех уровней.

 

Теперь более предметно рассмотрим подсистемы финансов хозяйству­ющих субъектов или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, которые представляют собой относительно само­стоятельное звено. Именно в нем формируется основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установлен­ным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюд­жетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финанси­рования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финан­сирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприя­тий.

Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений, ее можно представить в институциональной форме, т.е. как инфраструк­туру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управ­ления финансами с соответствующим набором финансовых инструмен­тов. Схема финансовой инфраструктуры приведена на рис. 2.

Рис. 2. Инфраструктура финансовой системы России

 

Современная финансовая система становит­ся глобальной, поскольку финансовые рынки и финансовые посредни­ки взаимосвязаны друг с другом через всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть и систему контрактов, дающих бесперебой­ное движение капитала и финансовых потоков. В развитии финансовых систем важную роль играет финансовая политика, реализация которой в значительной степени обеспечивается функционированием и самой финансовой системы.

 

4. Финансовая политика, ее содержание и типы

 

Государство в процессе своего функционирования осуществ­ляет политическую деятельность в различных сферах обществен­ной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Совокупность государственных мероприятий по использова­нию финансовых отношений для выполнения государством сво­их функций представляет собой финансовую политику.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, оп­ределение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и дру­гих субъектов экономики.

 

Общая концепция финансовой политики. Основу финансовой политики составляют стратегические на­правления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают реше­ние главных задач, вытекающих из особенностей функциониро­вания экономики и социальной сферы страны. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресур­сов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производи­тельных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Можно следующим образом сформулировать задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально воз­можных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономиче­ских и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соот­ветствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: