Вопрос 45. Финансы некоммерческих организаций




 

В соответствии с законодательством РФ некоммерческие организации создаютсядля достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры испорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи. Результатом хозяйственной деятельности некоммерческих организаций является создание социально-необходимых товаров и услуг.

Таким образом, финансы некоммерческой организации – это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организации для достижения целей деятельности предусмотренных в уставе. Основная цель деятельности некоммерческой организации - производство социально-значимых товаров и услуг.

Финансовые отношения некоммерческих организаций возникают:

· между некоммерческой организацией и ее учредителями, членами, участниками по поводу создания и организации деятельности, внесения членских взносов;

· между некоммерческой организацией и грантодателями, пожертвователями, по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования;

· между некоммерческой организацией и бюджетами органов государственной власти и органов местного самоуправления по поводу уплаты налогов и сборов;

· между некоммерческой организацией и бюджетами органов государственной власти и органов местного самоуправления по поводу предоставления бюджетных ассигнований, размещения государственного (муниципального заказа);

· между некоммерческой организацией и ее сотрудниками по поводу выплаты заработной платы и социальных пособий, дополнительных вознаграждений за счет полученной прибыли или доходов;

· между некоммерческой организацией и кредитными организациями по поводу предоставления кредитов, погашением кредитов и выплатой процессы;

· между некоммерческой организацией и коммерческими организациями в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;

· между некоммерческой организацией и государственными внебюджетными фондами по поводу уплату обязательных страховых взносов.

В отличие от коммерческих организаций некоммерческие организации существуют в разнообразных организационно правовых формах. К некоммерческим организациям относятся религиозные и общественные организации, учреждения, фонды, потребительские кооперативы, госкорпорации, ассоциации, союзы, некоммерческиепартнерства и другие организационно-правовые формы, определенные законодательно.

Особенное место занимают организации государственного и муниципального секторауправления: автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Специфика финансового механизма некоммерческих организаций связана сопределенным видом деятельности. Например, часть доходов бюджетных учрежденийв области здравоохранения формируется за счет средств обязательного медицинскогострахования, выделяемых ТФОМС, часть – за счет ассигнований из бюджета, часть засчет предоставления платных услуг, часть – за счет организации деятельности, приносящей доход. Некоммерческие организации в сфере искусства формируют доходы засчет субсидий из бюджетов, доходов от представления платных услуг, сдачи имущества в аренду, пожертвований и спонсорских взносов.

Современная реформабюджетного сектора в России дала возможность организациям делать выбор: между организационно правовой формой бюджетного учреждения с расширенным набором прав, автономным и казенным учреждением.

Автономное учреждение обладает значительными возможностями по получению дополнительных доходов сверх бюджетных субсидий. Оно может получать доходы по ценным бумагам, по операциям с имуществом, получать проценты по депозитам, получать кредиты, предоставлять платные услуги. Если учреждение имеет статусбюджетного учреждения, то помимо бюджетных субсидий оно будет получать доходыот предоставления платных услуг, и пр., но ему запрещено получать банковские кредиты, осуществлять операции с ценными бумагами, размещать депозиты в коммерческихбанках.

В своей деятельности некоммерческие организации опираются на следующиепринципы: финансовой ответственности, ответственности перед бюджетами органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, ответственности за результаты хозяйственной деятельности. Для некоммерческих организаций свойствененпринцип полной или частичной самоокупаемости. Но для казенного учреждения использует принцип сметного финансирования.

Первоначальные финансовые ресурсы некоммерческие организации формируютза счет вносов учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований,средств бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления(за счет последних формируется финансовая база бюджетных, автономные и казенныхучреждений).

Полученные финансовые ресурсы некоммерческая организация тратит на приобретение основных и оборотных средств необходимых для производства товаров илиоказание услуг, заработную плату персонала, уплату налогов и обязательных страховыхвзносов в бюджетную систему.

В процессе деятельности некоммерческая организация в качестве источниковфинансовых ресурсов может использовать регулярные и единовременные поступленияот учредителей; членские взносы; добровольные имущественные взносы ипожертвования; безвозмездные перечисления физических и юридических лиц, выручкуот реализации товаров и услуг; доходы от операций на финансовом рынке, средства избюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Ассигнования из бюджетов могут быть источником финансированиядеятельности как государственных (муниципальных) учреждений, так инегосударственных некоммерческих организаций.

Автономным и бюджетнымучреждениям субсидии из бюджетов выделяются в соответствии с заданием учредителяи на иные цели, предусмотренные законодательством (например, на закупку техники,оборудования и их установку, приобретение программного обеспечения, обучение иповышение квалификации специалистов, проведение аудита). Негосударственнымучреждениям, могут предоставляться бюджетные субсидии, в том числе в соответствиис договорами (соглашениями) на оказание указанными организациямигосударственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Объем субсидииисчисляется на основе нормативов затрат, на предоставление государственной(муниципальной) услуги или выполнение государственного задания.

Бюджетные и автономные учреждения могут получать бюджетные инвестиции.

Для некоммерческих организаций, как было отмечено ранее, извлечениеприбыли не является основной целью деятельности, но законодательство разрешаетзаниматься деятельностью, приносящей доходы (предпринимательскойдеятельностью), что дает им возможность получать дополнительные средствана достижение уставных целей. Лишь в одном случае некоммерческойорганизации фактически запрещено заниматься предпринимательской деятельностью –ассоциации (союзу).

Казенные учреждения, автономные и бюджетные учреждения могут заниматьсядеятельностью, приносящей доходы. Исключения составляют некоторые типыказенных учреждений. К доходам деятельности, приносящей доходы, относятся:доходы от собственности, выручка от предоставления услуг по рыночным ценам,целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей и пр.

Доходы, полученные в результате предпринимательской деятельности илидеятельности приносящей доходы, поступают в распоряжение некоммерческихорганизаций, за исключением доходов казенных учреждений. Полученные доходыказенных учреждений зачисляются в бюджеты органов государственной власти иорганов местного самоуправления.

 

Вопрос 52. Содержание международных финансово-кредитных отношений

Международные финансовые отношения (далее — МФО) — это система наднациональных денежных отношений, опосредствующая дви­жение капитала и денежный потоков в мировом хозяйстве. Их цель — обеспечение свободного перемещения разнообразных экономических и интеллектуальный ресурсов между отдельными странами.

Российские хозяйствующие субъекты в мировой экономике пред­ставлены различными формами международного предприниматель­ства, а именно, кооперацией, ассоциацией, торговым домом, совмест­ным предприятием и т.п. Все эти формы международного предприни­мательства можно объединить одним понятием — «международная организация». Международная организация — это юридическое лицо, одной из функциональных задач которой является международная деятельность по реализации внешнеэкономических связей государства (а может быть, и хозяйствующих субъектов).

По сфере распространения различают мировые международные институты и международные организации одного государства. К ми­ровым международным институтам относятся Международный ва­лютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Лон­донский клуб кредиторов, Парижский клуб кредиторов, Генеральное со­глашение по тарифам торговли и др.

Международные экономические организации — это межправитель­ственные и межгосударственные экономические организации, а так­же международные хозяйственные организации и объединения. Они создаются на основе договоров и соглашений между их учредителя­ми. Основная функция межгосударственных экономических органи­заций — координация действий стран-партнеров по сотрудничеству в производственной, научной, технической и других сферах деятель­ности. Основная функция международных хозяйственных организа­ций — совместная хозяйственная и организационная деятельность в научно-производственной сфере и международной торговле.

Международные организации одного государства — это хозяйству­ющие субъекты, созданные в соответствии с законодательством дан­ного государства для выполнения определенных видов внешнеэконо­мической деятельности. Структурный признак классификации меж­дународных организаций определяет виды международной деятель­ности. По этому признаку международные организации подразделя­ют на внешнеторговые, производственные, финансовые и пр.

К внешнеторговым организациям относятся торговые, комиссион­ные и брокерские фирмы, торговые дома, ассоциации и др.

К производственным международным организациям относятся хо­зяйствующие субъекты, работающие с зарубежными партнерами на принципе кооперации: консорциумы, международные объединения, предприятия с иностранными инвестициями. Международная произ­водственная кооперация представляет собой форму длительных и ус­тойчивых связей между хозяйствующими субъектами, занятыми сов­местным изготовлением и реализацией продукции на основе специализации их производства. Консорциум представляет собой временное добровольное объединение для решения конкретных задач. Выполнив поставленную перед ним задачу, консорциум прекращает свою деятель­ность. Консорциум не является юридическим лицом.

К финансовым международным организациям относятся банки, стра­ховые и другие финансовые компании, созданные резидентами раз­ных стран и выполняющие функции финансовых посредников. Меж­дународная банковская деятельность называется банкингом и включа­ет в себя иностранные организационные единицы банка, международ­ные корреспондентские отношения, валютные переводы, кредиты и другие международные банковские операции и услуги.

Прочие международные организации включают в себя различные фонды и общества по осуществлению культурных, религиозных и дру­гих связей с зарубежными странами.

Особенности функционирования финансов международных орга­низаций обусловлены:

· порядком ценообразования на продукты внешнеэкономической деятельности;

· контрольными и регулирующими функциями государства и уп­равляющей компании;

· определяющей ролью мировых международных институтов и стандартов.

Означенные функции Российской Федерации в международных финансовых отношениях осуществляются на основании федеральных законов, постановлений Правительства РФ и нормативных актов Цен­трального банка РФ (Банка России).

Регламентирующая роль мировых институтов в международных фи­нансовых отношениях осуществляется с помощью различных между­народных правил, конвенций, законов, стандартов и т.п., например Еди­нообразного вексельного закона, принятого рядом стран в 1930 г. (Же­невская конвенция), Унифицированных правил по инкассо (ред. 1978 г., публикация Международной торговой палаты № 322), Унифицирован­ных правил и обычаев для документарных аккредитивов (ред. 1983 г., публикация Международной торговой палаты № 400), Международных правил ИНКОТЕРМС и др. Таким образом, международная система финансов регламентируется как национальными, так и международны­ми нормативными актами, при этом последние имеют определенный приоритет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: