Пока ты пытался стать богом 5 глава




— Я не знаю, от чего она заболела. Скорее, все вме­сте: и генетика, и развод... Кто ж знает? Очевидно, что после того как ты ушел, сработала тенденция к само­разрушению. Но я тебе не священник, чтобы грехи от­пускать и решать, виноват ты или нет. Это уж ты сам. Любила она тебя и любит до сих пор, уж за что, ума не приложу. Ждет. До сих пор почему-то ждет тебя.

— Ну приду я. Что ей скажу? «Сочувствую». Это будет какой-то дурацкой формальностью. «Люблю тебя». Это будет неправдой. Что мне сказать-то?

— Есть еще одно очень хорошее слово, которое ты ей, по-моему, еще не говорил. Простое слово. Проще некуда. Это слово «прости». «Прости меня за то, что причинил тебе столько боли, прости за то, что не мог любить тебя столько и так, как любила меня ты»...

— Да, наверное... «прости» — это почему-то не приходило мне в голову.

— И еще, Ром, она сейчас плохо выглядит, очень плохо. Ты как-то следи за лицом да и за языком тоже, а то как брякнешь чего-нибудь не то, а нам потом ее опять реанимировать придется.

Но реальность оказалась для Ромки значительно жестче, чем все мои предостережения. Когда он зашел в палату, такой солидный, в костюме, с приклеенной со­страдательной улыбочкой, с шикарным букетом, почти один в один похожим на тот, что уже стоял на Валюш­киной тумбочке, он вдруг растерялся и стал смотреть по сторонам, как будто не веря, что полусидящая в кровати старушка в платочке с серым лицом — его жена, его Ва­люшка, ранее всегда упругая, бодрая и излучающая свет.

— Ты пришел... — только и сказала старушка.

Ромка все стоял в дверях как ребенок, упираясь на­шим подталкиваниям сзади.

— Это ты? — только и смог он произнести после бесконечной паузы.

Дальше все произошло быстро и неожиданно, совсем не в соответствии с приготовленным сценарием. Ромка бросился к ней, неожиданно для всех нас, рыдая и падая на колени прямо перед ее кроватью, судорожно обни­мая ее ноги, спрятанные под больничным одеялом.

— Прости меня, родная, прости меня. Что они с то­бой сделали? Тебя не узнать, что же это такое... Неужели все из-за меня, все я... Боже, прости меня... Ты же вы­карабкаешься? Скажи, они же вытащат тебя оттуда?..

Я выпихнула девочек из палаты, потому что все во­круг уже заливались слезами. Катюха уткнулась мне в плечо, в момент промочив мне блузку, Лиза стучала ку­лаком по стене, пытаясь не выпустить предательскую влагу из глаз, и я плакала, роняя слезы прямо на трога­тельную детскую макушку с аккуратным пробором.

Он вышел оттуда спустя, наверное, только полчаса, сгреб девчонок в охапку и стоял долго молча, все гладя Катюху по голове, как будто хотел вместить в эти мину­ты всю нежность, всю любовь, невыраженную и пропу­щенную за долгие месяцы, пока его не было рядом.

«...Вина — это то, что невозможно перестать чувствовать. Это то, к чему нельзя привыкнуть. К одиночеству, дискомфорту и даже боли можно при­способиться, приноровиться, перестать замечать. Но разъедающее чувство виноватости не может стать привычным. Весь организм всегда будет жаждать из­гнать его, вырвать из сердца, направить на кого-то другого: обвинить или оправдаться. Иначе невозмож­но — слишком непереносимо.

“Я виноват” — разъедает во мне все, что я когда- то считал хорошим, лишает целостности и объявля­ет меня неценным.

“Я не виноват” — ни от чего не спасает, лишь уни­жает и добавляет стыда.

“Ты виновен” — как будто навсегда делает меня плохим и жалким, не оставляя шанса исправиться.

“Ты не виновен”— не способно избавить от подозре­ний, реабилитировать, но навсегда лишает возможно­сти оставаться кристально чистым и безупречным.

Я так устал от этой немыслимой тяжести, ко­торая всегда со мной. И мне хочется покинуть вас всех, чтобы перестать ее чувствовать. Мне иногда кажется, что я виноват уже тем, что живу. Тем, что когда-то родился и с тех самых пор приношу одни огорчения, за которые никак не могу расплатиться, что бы ни сделал, чего бы ни совершил. И как толь­ко мне кажется, что вот-вот уже заслужу всей своей праведной жизнью Великое Прощение, как вдруг снова оказываюсь виноват...»

Весна вместе с дыханием просыпающейся земли принесла нам надежду. Валюшка чувствовала себя очень даже неплохо. Кухня опять заполнилась за­пахами и звоном посуды. И хоть Ромка, конечно же, не вернулся, но он стал время от времени приходить в свой бывший дом, откушивать аппетитнейшие Ва­люшкины яства, видеться с девочками, приносить деньги, рассказывать новости. И все стало почти как раньше. Почти.

Не было уже прежнего единения, бурных споров, мрачного гундежа, бурления идей. Лиза стала менее категоричной, Катюшка переместилась с неизменны­ми пледом и книжкой на кухню. Валюшка значитель­но потеряла в весе, а вместе с килограммами ушли и угодливость, суета, все понимающее внимание. Но вместе с тем в ней появились достоинство, спокой­ствие и мудрость.

И Ромка изменился: стал каким-то размеренным, правильным и оттого как будто немного неживым. Зарабатывал теперь он совсем неплохо, свозил свою мамзель в Париж на неделю. Вовке купил новомодный компьютер. Видимо, вполне умеренно справлялся со своими руководящими делами. Но что-то шло не так. Я чувствовала, что в нем словно сжималась какая-то затаенная пружина, постепенно набирая чудовищную силу. И тогда я задавала себе вопрос: куда делась Ром­кина депрессивность, сколь ненавистная нам, столь и привычная? Я терялась в догадках, всячески отгоняя от себя мысль, что депрессии теперь в его новой семье, возможно, строго-настрого запрещены. Наверняка умная женщина Мария нашла способ легко и просто (как ей, возможно, казалось) покончить с его мрачны­ми периодами.

Весна отвоевывала все больше прав, наполняя город запахом земли, как озорная девчонка задорно разбрызгивая повсюду нежно-зеленые чернила. Она ловко дурила голову солнечным ветром, и всем про­хожим начинало казаться, что все печали и трудности позади. Люди благодарно встречали весну — сезон любви, коротких юбок, планов на отпуск и ожиданий нового счастья.

Но не прошло и нескольких недель, череда волне­ний и бед новой волной вновь накатилась на ослаблен­ную ранениями семью. Обычно Ромка звонил только в двух случаях: либо ему что-то надо, либо ему очень плохо. В этот раз, к сожалению, был второй вариант.

— Все плохо, Крот. Ангел умер! Я не знаю, как жить, ведь я теперь совсем один...

— Рома, что случилось. Кто умер? Говори нор­мально.

— Бабуля моя умерла, отец позвонил. Умерла во сне, как делают только ангелы... Ты знала, что во сне умирают только святые и ангелы? Я теперь совсем один.... Я не ездил к ней столько лет, как я мог? Зачем у меня все это, если ее больше нет?! Зачем, скажи... У меня теперь никого за спиной.

— Ром, побойся Бога, у тебя еще мать жива и отец. Да и бабуля прожила столько лет, дай Бог каждому...

— Ты не понимаешь. Я всю жизнь жил и понимал, что меня хранит баба Маша, что есть хоть один чело­век на этой Земле, кто за меня, понимаешь? Кто был за меня, что бы ни случилось! «Был, была...» Страшное слово! Баба Маша «была»...

— Что ты будешь делать? Поедешь прощаться?

— Ты думаешь, что я должен ехать на похороны?

— Ром, так обычно делают.

— Я не хочу ее хоронить! Я хочу, чтобы она в моей памяти была всегда живой, навсегда охраняющей меня от всего ужасного в этом мире. Она должна остаться моим ангелом-хранителем, а не старушкой, лежащей в гробу. Зачем я должен видеть ее мертвой?

—Ты прям как в детство впал! Дело-то твое, можешь не ездить, но ты и сейчас уже мучаешься виной, что не был у нее давно. Ты уверен, что потом, снова повзрос­лев, не будешь себя грызть за то, что не попрощался с ней, не поддержал отца? Она ведь не только твой ангел, но еще и просто твоя бабушка, а ему — мать.

— Надо ехать, ты права... Я как-то боюсь один... Ты не поедешь со мной?

— Ром, ну ты что? У меня работа. Кто меня отпу­стит к твоей бабушке? Возьми Машку свою, чтобы было не так страшно.

— Она не поедет, я ей уже сказал. Говорит, что у нее много дел на работе, к тому же она не любит по­хорон... Она просто не понимает, кем была для меня бабуля...

На следующий день, собрав в свой навороченный модный чемодан всю свою смелость, ответственность и доброту, Ромка вместе с Мышью уехал в эту далекую деревню, куда он уже трудно-сосчитать-сколько-лет не показывал своего красивого носа. Пропустить послед­нюю неделю в школе для Катюхи было небольшой по­терей. А вот побыть с отцом наедине — такой случай выпал ей впервые за шестнадцать лет ее жизни. К тому же у бабушки она была всего несколько раз, и ей, тогда еще совсем маленькой девочке, баба Маша показалась вовсе даже не ангелом, а скорее престарелым эльфом. Такой невесомой, усохшей и порхающей она была уже несколько лет назад, такой легкой и немного сказочной, несмотря на более чем весомый возраст.

Лисьи норы по прошествии стольких лет стали по­хожи на какое-то чрезвычайно унылое сказочное цар­ство. Дома и деревья, раньше казавшиеся Ромке такими большими и величавыми, теперь смотрелись маленьки­ми и убогими. Лес неподалеку от деревни — их волшеб­ное место, полное тайн и чудес, теперь казался редким, неухоженным, непривлекательным. Речка съежилась и превратилась в грязный ручей. Облезлые заборы щери­ли свои беззубые рты на мусорные кучи возле забро­шенных домов, даже лопухи, которые раньше могли сойти за волшебные зеленые парашюты, теперь были лишь пыльной зеленью на обочине дороги.

— Да, Катюха, знаешь, похоже, здесь поработал злой колдун, он украл у меня место моего детства. Тридцать лет назад здесь был наш мальчишечий рай. А теперь всего лишь умирающая убогая деревня... Лучше бы я этого не видел! — Помрачневший Ромка отвернулся от окна и приобнял дочь. Та, напротив, с большим любо­пытством осматривала новые места. Ромкина иномар­ка шла рывками, даже в самом страшном немецком сне она не могла увидеть, как ее заставят ездить по тому, что в этом странном месте называют «дорогами»!

Катюшка, смотря в тоже самое окно, на те же самые дома, заборы, деревья, видела совсем другую картину, нежели ее страдающий отец. Ее забавляли куры, врас­сыпную убегающие из-под колес очумевшего от такой наглости корпоративного авто. За речкой тянулись необъятные поля, везде простор, тишина, воздух! Уже подъезжая к дому, она заприметила как чей-то очень черный козел, похожий на демона под козлиным при­крытием, протискивался сквозь дыру в заборе, метя, видимо, попасть на заброшенный кем-то огород.

Дом бабушки Марии для Ромки теперь тоже отнюдь не напоминал заботливый приют усталых рыцарей, от него за версту разило бедностью и разрухой. Кар­тину полного и безоговорочного антисовершенства, столь тягостного и постыдного для Ромкиного мира, дополнил вышедший их встречать отец. Изрядно по­лысевший, с пузом, бодро торчащим из каких-то чрез­вычайно затрапезных штанов, он являлся сыновнему взору воплощением захолустного мещанства.

— Сынок, сколько лет, сколько зим! Как жаль, что кто-то должен умереть, чтобы мы свиделись с тобой! А кто эта прекрасная барышня? Неужто Катюша? Боже, как вы похорошели, юная мисс, вас совсем не узнать!

— Дедушка, а ты сводишь меня на рыбалку, как тогда, помнишь? — Мышь бросилась на шею любимо­му деду. Виделись они ну очень редко, можно сказать, считанные разы, но испытывали друг к другу нескры­ваемую обоюдную нежность и симпатию. Дед для нее всегда был воплощением всего самого доброго, что только есть на земле. С ним она могла стать озорной девчонкой, веселой песней, разбудившей своего лю­бимого рыбака, задремавшего над уснувшей удочкой. Могла быть юной и прекрасной леди, чью красоту и грацию великий стихоплет деда Гриша воспевал в со­нетах, когда они соревновались в искусстве импро­визации. С ним она могла без умолку разговаривать и спорить, чего с ней никогда не случалось в Москве. Там папа и Лиза. Разве между ними вклинишься? Мог­ла, затаив дыхание, слушать бесконечные дедовские удивительные рассказы и описания приключений, большинство из которых, особенно про дальние стра­ны, почти наверняка были им выдуманы. Трудно было представить, что журналиста из маленькой областной газетки так часто посылали в дорогие зарубежные ко­мандировки.

На какое-то время радость от встречи затмила горе потери, вытеснила истинную причину приезда редких московских гостей. Но очень скоро, всего лишь че­рез несколько минут пребывания, в доме воцарилась какая-то странная пустота, будто изба тоже умирала без хозяйки. Без бабушки Марии здесь все было не так: ее отсутствие вопило изо всех углов. Ее маленькая фигурка, волшебным образом заставлявшая оживать этот мир — огонь гореть, занавески белеть, печку то­питься, ужин пахнуть, — теперь не появлялась из под­пола с очередной баночкой вишневого компота. На­прасно Ромка пристально смотрел на старую круглую ручку от входа в подземный прохладный рай.

В Ромкиной медленно седеющей голове никак не могла окончательно обосноваться мысль, что его бабу­ли уже нет. Та всегда ему казалась вечной, неизменной, некой константой, которая остается всегда, несмотря ни на что, как бы ни изменился весь остальной мир. Бабуля-ангел всегда должна быть где-то, в далеких Лисьих норах, хлопотать на кухне, рассказывать сказ­ки, топить баню, хранить его, Ромку, от всех невзгод и несчастий. Без нее холодела спина, как от сквозняка. Не на кого опереться. Не для кого жить. Никому не нужен.

Но ведь он не видел ее годами. Даже десятилети­ями не-звонил-не-писал-не-приезжал! Неужели он жил для нее? Неужели на нее опирался? Нет... как буд­то. Тогда почему так паршиво от того, что маленькой старушки больше нет? Наверное, потому, что именно для нее он был особенным, исключительным, уни­кальным, окончательно любимым. Любимым ежеми­нутно той любовью, что не требует доказательств и подтверждений.

И еще: казалось, что эта, в общем, малограмотная женщина как будто знала какую-то огромную и важ­ную тайну про него самого, про Ромку. Знала, пока была жива. И вот отныне эту тайну никогда не раз­гадать. Не выведать то, о чем так важно знать ему, особенно теперь. Почему теперь? Теперь особенно важно, совершенно необходимо. Но почему? Пото­му что без познания этой тайны его жизнь как будто расползалась по швам. Расползалась, как много лет ношенные и неоднократно стиранные штаны. Но... ведь у него все хорошо. Работа, зарплата, Машуня, девчонки, все хорошо. Что-то ниже горла никак не убеждалось в том, в чем голова была вполне уверена. Все хорошо...

Ромка, уныло опрокидывая рюмку за рюмкой, дав­но не слушал раскрасневшегося отца, который упо­енно рассказывал байку за байкой по сути только себе самому. Катюха давно спала, «объевшись» дере­венским воздухом и впечатлениями, а Ромка на весь оставшийся вечер ушел в себя. Интеллектуальным за­просам нашего Кая соответствовал далеко не каждый собеседник, а вежливым и корректным по отношению к другому он мог быть только в исключительных слу­чаях. Общение с отцом к таким случаям не относи­лось. Бабушкин кот Жулик, вальяжно развалившийся на окне, и тот с большим интересом внимал речам бы­валого журналиста.

Отец, с которым Ромка виделся весьма эпизоди­чески, вызывал у него что-то сродни душевного скре­жета: какой-то компот из стыда, жалости и смутного желания отречься. Страдания вызывало почти все с ним связанное: красное, раздобревшее лицо, рас­плывшаяся фигура, дурацкие пасторальные речи, провинциально-интеллигентская витиеватость вы­сказываний, вечная готовность к заботе, поддержке и дружелюбному контакту. За всем этим Ромке мерещи­лась простоватость, недалекость, слабость. «Неудач­ник... Мой отец — неудачник. — В это не хотелось ве­рить. — Ведь если он — неудачник, значит, и я?.. Нет. Только не я».

Провожало бабулю столько людей, сколько ни­как не могло жить в стареющих Лисьих норах. Чуть позже изрядно полысевший Колька прояснил ситуа­цию: хоронить собралась вся округа, некоторые даже приехали из города. Люди толпились возле свежевы­рытой могилы, кто-то плакал, а кто-то улыбался вновь пришедшим, все это больше походило на сбор еди­номышленников, чем на похороны. Ни старушечьих причитаний, ни скорби, светлая печаль и радость от встречи. Как будто даже своей смертью бабуля никого не хотела огорчать. Все сделала так, чтобы ее похоро­ны были не унылой прощальной церемонией, а пово­дом для новой встречи старых друзей.

Ромка почти никого из этих людей не знал, воз­можно, поэтому ему было так трудно с самим собой, так нестерпимо одиноко: с одной стороны, он хотел, чтобы все эти люди немедленно ушли, потому что это его Ангел, и он один должен прощаться и хоронить. Его Ангел умер, как они могут при этом присутство­вать, как они могут радоваться или плакать?! И вооб­ще, что они знают о бабе Маше? Что они могут знать? С другой стороны, ему становилось жутко при одной только мысли о том, что все, связанное с похоронами, пришлось бы делать ему самому. Остаться один на один с этой сухой старушкой в маленьком, почти дет­ском гробике, смотреть в ее умиротворенное, но такое мало узнаваемое лицо и прощаться... Как все-таки хо­рошо, что все они здесь.

Вдруг протяжная печальная мелодия резко выдер­гивает его из состояния покинутости и тоски, на Ромку накатывает что-то нестерпимое, жуткое, неописуемое: вакуум, вот-вот готовый его всосать, растворить, уни­чтожить. Он, разгребая людское озеро, выбирается из толпы и бросается в лес, бежит как одержимый. Бы­стрее. Еще быстрее. Бежит, неуклюже скользя по гря­зи, увязая итальянскими модельными ботинками в глинистой деревенской почве, как будто самое важное сейчас, в эту минуту — убежать как можно дальше. В какой-то момент ноги предательски разъезжаются, он пытается уцепиться за ветку, но не удерживается, па­дает прямо на пожухлые прошлогодние листья и моло­дую зеленую траву. Горе чуть не разрывает горло почти волчьим воем. Рыдания смущают окрестных птиц. От одиночества и тоски хочется грызть землю, есть ее, что­бы заполнить стремительно все заполняющую внутри пустоту. Кулак съезжает по шершавой сосне, оставляя на коже кровоточащие бороздки. Так хочется напол­нить себя хоть чем-нибудь, хотя бы болью...

В какой-то момент к его спине прижимается чья- то голова, а шею обхватывают знакомые девичьи руч­ки. Маленькая любимая ладошка нежно, почти по- матерински, начинает гладить его по спине. В тишине. Лишь изумленные птицы, скрежет веток, всхлипы, детское ухо, слышащее бешено бьющееся отцовское сердце, ладонь, нежно свершающая свой утешитель­ный ход...

«...Я не хотел иметь дело со смертью. Конечно, я был уверен, что она меня не коснется. Когда ты молод, то не только уверенность в индивидуальном бессмер­тии отгоняет мысли о конце, отчетливое ощущение собственной исключительности и неприкосновенно­сти придает идее бессмертия весьма достоверное зву­чание. Умирают другие: где-то там, в далекой Афри­ке, в Парагвае, может быть, кто-то, кого я не знаю и никогда не видел. С моими близкими, наверное, может случиться что-то внезапное и нехорошее, но лучше про это не думать, иначе очень страшно. Со мной НИ­ЧЕГО не может случиться. Ничего плохого, во всяком случае, такого, как дурацкая смерть. Убежденность в этом и позволяла жить беспечно много-много лет. Особенно когда не болеешь. Потому что любое недомо­гание начинало расшатывать эту великую крепость “Я не умру".

Как странно, что смерть других воспринимается с печальной неизбежностью, смерть близких кажет­ся почти невозможной, но ужасающей своей перспек­тивной несправедливостью, собственная — воспри­нимается как невероятное событие, тем не менее бросающее скрытый вызов. В результате жизнь пре­вращается в особую миссию: не умереть, доказав всем собственную исключительность. Из-за того, что кажешься себе бессмертным, живешь так, как будто можешь успеть все, причем успеть все по нескольку раз. Потому можно не торопиться: заниматься всем, чем вздумается, ждать лучшего момента, отклады­вать неприятное и тягостное, мечтать, грезить, надеяться.

Сегодня я понял, что умру. Когда-нибудь, не прямо сейчас. Но умру, это точно. Понимание этого почти невыносимо: разрушение иллюзии бессмертия, про­щание с детской мечтой. Я не просил этого просвет­ления. Я его боялся, я от него бегал. И вот оно догна­ло меня, настигло. Быть смертным, оказывается, не так страшно, как казалось. Пока я не умер. Это хорошо. Появляется хоть какой-то смысл. Можно многое успеть...»

Катюхе было не страшно. Она раньше ни разу не была на похоронах и слегка побаивалась, но это были совсем нестрашные похороны. Люди вокруг, даже пла­ча, почему-то улыбались, как будто происходило какое- то грустное, но светлое событие. Деда Гриша прощался последним, улыбаясь сквозь слезы, гладил маленькую старушечью голову в красивом аккуратном платочке:

— Все как ты хотела, мамочка. Все как ты хотела. Ро­машечка твой ненаглядный приехал. И день такой при­гожий, и люди улыбаются. Ты так и говорила мне всегда: «Когда я умру, вокруг будет много солнца и люди будут еще добрее, поэтому ты не бойся, сынок. Смерть — это как дорога домой». Я все помню, мама. Ты — дома те­перь. И я не боюсь. Придет и мое время для этой доро­ги. Сейчас твое. Иди с миром. Я справлюсь.

Крышка гроба укрыла бабулю, и, заглушая стук за­бивавшихся гвоздей, какие-то старушки стройными, чистыми голосами затянули необыкновенно краси­вую и печальную песню. Так она и ушла под землю: под звуки чистой мелодичной печали.

Ромка не мог заставить себя вернуться к поминкам. Оплакав в заветном лесу разрушение своих иллюзий, он пытался отправить Катюху назад в деревню:

— Иди к деду, дочка. К тому ж ты замерзла совсем, ручки ледяные. Я один побуду. Скажи ему, чтоб не бес­покоился. Мне одному надо. Я приду потом.

— Я с тобой, пап, к тому же ты весь грязный и за­мерз тоже. Давай я побуду с тобой.

— Нет, родная, я уже в порядке, мне просто надо побыть одному. Я схожу к реке и приду потом. Не вол­нуйся, беги. И ... спасибо тебе, дочь, — махнул он вслед уже убегающей Катюшке.

Ей не было страшно. Именно сегодня она поня­ла, что детство, похоже, окончательно кончилось. Не грустно, потому что на протяжении всех этих детских лет она как будто готовилась к этому. Он просто при­шел, этот момент, и она к нему уже готова. Поэтому ей не страшно и не грустно. Надо быстрее найти деда Гришу, ему наверняка не по себе.

Возле бабулиного дома суетились старушки и на­крывали столы с нехитрым угощением, мужчины мастерили длинные скамейки, положив на самодель­ные пеньки длинные доски. Если б не черные одежды, трудно было бы понять, что происходит: подготовка к поминкам или к свадьбе. Люди тихо переговарива­лись и действовали так слаженно, как будто организа­ция поминок — их каждодневная работа.

Много пели тягучие народные песни, большинство из которых Катюха никогда не слышала. К закату по­холодало, и ей пришлось свить уютное гнездо под дедо­вой подмышкой. Оттуда хорошо грустилось, к тому же можно было наблюдать за солнцем, которое с величавой печалью неспешно опускалось за горизонт, отпустив на свободу розовые сумерки — лучшие декорации к тако­му светлому прощанию. В тот вечер Катюха поняла, что умирать не страшно, если тебя вот так отпоют на закате.

Она проснулась вместе с рассветом. На душе было как-то удивительно спокойно. Утренний туман, упол­зая в поля, как будто уносил с собой тревоги прошлых дней. Или это из-за сна... Ей приснился какой-то очень хороший сон.

Сунув ноги в тапочки, Катюха стала быстро оде­ваться: в нетопленом доме было зябко и сыро. Зава­рив себе чаю и подогнув озябшие ноги под себя, она села у окна, намереваясь приветствовать рассвет ти­шиной внутри, теплом пухового бабулиного платка, крепким чаем и печальной, светлой музыкой, звуча­щей в ушах.

Сон. Печальная светлая песня. Мне снилась песня. И снился этот рассвет, а может, закат, во всяком случае, сумерки, мягкий свет. Бабулин палисадник. Она стоит по ту сторону забора, а я со стороны дороги. Мне на дороге очень одиноко и холодно. Я боюсь чего-то, но не знаю чего. Оглядываюсь, как будто жду спасения. Но никто не спасает, никто не приходит на помощь. Со стороны дороги ветер и пыль. И я почему-то не могу уйти с нее. Все стою и стою под печальную, тягучую песню... Бабуля выглядит гораздо моложе, лет пяти­десяти или сорока, улыбается, сажает в палисаднике какой-то куст. Потом машет мне рукой, чтобы я подо­шла. Почему-то я не сразу подхожу. Что-то мешает. Не помню. Ноги как будто приросли к земле. Но она так улыбается, что я начинаю идти, как будто ее улыбка ведет меня. Я подхожу вплотную к забору, сквозь до­ски она протягивает ко мне свои руки, гладит меня по голове и говорит... Что-то говорит. Не помню! Ну по­чему не помню?! Что-то важное... Вспомнила, она го­ворит мне «детка», как будто я чужой для нее ребенок, незнакомый. «Детка, расскажи Ромашечке, что хоро­шо мне...» И еще что-то, дальше не помню. «Расскажи Ромашечке» — что это значит?

— Жаворонок мой, ты уже чай пьешь, не замерзла, птенец? — Полусонный дед принес ей еще один пухо­вый платок.

— Я уже давно проснулась, давай тебя лучше плат­ком укутаем, садись, я сейчас и тебе чаю налью.

— Как хорошо, что ты так рано проснулась, прин­цесса. Предлагаю прямо после допития чая совершить один важный миссионерский поход.

— Что такое «миссионерский поход», дед?

— Это поход с особой миссией.

— Идет, я пошла одеваться.

Рассвет возвещал о себе проснувшимися птицами, запахами, лаем собак. Они совсем промочили ноги в росе, пока спустились к реке. Все вокруг было такое звеняще-тихое, прозрачное, что казалось, будто этот маленький мир у реки только что сотворил какой-то великий мастер одним движением гениальной аква­рельной кисти.

— Видишь, принцесса, этот камень? Садись сюда, на бревно, двигайся ближе, теперь клади на него руки. Вот так. Закрой глаза, расслабь плечи. Доверься это­му великому исполину, почувствуй его, услышь... Это волшебный камень. Он знает все мои желания и чая­ния. С раннего детства я приходил сюда много-много раз. Садился так, как сидишь сейчас ты. И рассказывал ему все, доверял ему все: мечты, планы, свои секреты и позорные тайны. Он ни разу меня не предал. Ни разу не осудил, не разболтал все то, о чем так хорошо знал. Его можно спросить обо всем, о чем хочется узнать, и ты всегда получишь ответ. Самый верный ответ для тебя. Хочешь попробовать?

— Конечно.

Шершавый и холодный камень сначала как буд­то оттолкнул незнакомую ему девичью руку, но по­тихоньку, согретый маленькой ладошкой, проникся, потеплел и открыл ей свои тайны. Спустя несколько мгновений Катюха ощутила какой-то странный по­кой: надежная опора под руками и полное безмолвие позволили ей погрузиться куда-то, где была только лишь она одна. Ее мир был тих и огромен...

Они еще долго потом гуляли у реки, загребая пе­сок в городские туфли, разговаривая обо всем так упоенно, почти как любовники перед долгой раз­лукой. Впрочем, разлука незримо уже вкручивалась между ними. К вечеру Катюхе предстояло втиснуться в отцовскую иномарку, сузив весь этот простор до ко­жаных сидений и сменив запах травы на удушающие запахи бензина, кожи и одеколона. А ее деду — вер­нуться в свой город в рейсовом автобусе и, стыдливо смахивая слезы, оплакать ушедшую от него маму, мо­лодость и, наверное, еще что-то... Мало ли причин у старика, чтобы всплакнуть.

Как жаль... Они так полюбили друг друга. Этот тучный, но еще крепкий старик и тонконогая девочка- птенчик. Им всегда есть что сказать друг другу. Им есть что услышать. Но они очень редко бывают вме­сте. Это неправильно... Так жаль...

— Дедушка, тебе надо научиться обращаться с компьютером, давай ты освоишь хотя бы электрон­ную почту. Тогда мы могли бы часто писать друг другу письма.

— Мы и так можем, милая. Писать друг другу. Чего проще: сел, написал, положил в конверт и готово.

— Дед! Ну пока это все дойдет, все события уже устареют. А так ты написал, и через секунды я могу уже прочитать. Через секунды, представляешь! И от­ветить тебе, и ты получишь мою весточку через секун­ду после того, как я ее напишу.

— Через секунды, говоришь? Заманчиво. Научусь, чижик, ради твоих писем научусь. У нас в редакции но­вая молодая секретарша Светлана Голубые Очи. Ее и по­прошу научить. Она хорошая, серьезная и сосредоточен­ная очень, ну да это поправимо. Пару раз сделаю ей свой магический чай, и растает наша голубоокая красавица.

— А что за магический чай?

— Да с мамиными травками. Она всегда сушила травки: мелисса, душица, смородиновый лист, мята и еще что-то, не помню. В чай кладешь, и на душе стано­вится тихо, как сегодня на рассвете.

— Слушай, дед. А папу в детстве бабуля звала «Ро­машечка»?

— Конечно, именно так и звала, как цветочек. А по­чему ты спрашиваешь?

— Мне сон приснился с бабулей, она его там так называла и просила ему что-то важное передать. Но я не запомнила что...

— Что бабуля просила мне передать? — Растрепан­ный и слегка опухший Ромка ввалился в кухню, груз­но присаживаясь возле стола.

— Я не помню пап, это ж сон. Сказала, что ей хоро­шо, а потом еще что-то важное, от чего мне стало так хорошо и ясно. Но что именно...

После обеда пришла пора собраться в дорогу. Ром­ка ненавидел прощаться. Все в нем вызывало жгучую досаду: слезы деда, предательски выкатившиеся в тот момент, когда он целовал свою драгоценную внучку в высокий лобик, казались ему вовсе не трогательными, а сентиментальным слюнтяйством. Раздражало по­казное воодушевление полысевшего Кольки: «Ну ты давай, это... брательник, не пропадай, наведывайся к нам хоть иногда. Мы ж тут, это... завсегда тебя ждем. Это... у нас здесь, сам понимаешь, все есть: и рыбал­ка, и охоту можем организовать, если надо». Суета и поцелуи каких-то причитающих старушек, имен кото­рых Ромка не помнил, а может, никогда не знал. Они с озабоченными лицами крестили отъезжающих мо­сквичей, как будто провожали их в опасный путь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: