Церебрально-органические




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

О.Г. РОДЦЕВИЧ, А.Ф. ГУЛЯКЕВИЧ, О.М. РАДЮК

Тревога и депрессия в детско-подростковой соматической практике

(алгоритмы диагностики и лечения)

 

 

Минск БелМАПО 2006

УДК

ББК

 

Рекомендовано в качестве учебно- методического пособия УМС государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»

(протокол № от 2006г.)

 

Родцевич О.Г., Гулякевич А.Ф., Радюк О.М. Тревога и депрессия в детско-подростковой соматической практике(алгоритмы диагностики и лечения): Учебно- методическое пособие. – Мн.: БелМАПО, 2006. –с.

 

Рецензенты:

 

В учебно-методическом пособии изложены основные диагностические критерии, дифференциальная диагностика, психо- и фармакотерапия тревоги и депрессии, а также коррекционные методики.

Учебно-методическое пособие предназначено для врачей педиатров, психотерапевтов, неврологов и психиатров.

УДК

ББК

 

Психосоматические расстройства у детей и подростков, являются важной проблемой практического здравоохранения. Неумение распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Возникновение и дальнейшее развитие психосоматических нарушений приводит к становлению большинства патологических состояний, особенно в ранние возрастные периоды, что требует максимально ранней диагностики и лечения этих расстройств, которые нередко как бы взаимно дополняются и усиливаются, а в ряде случаев и утяжеляют проявления основного заболевания (соматического или психического). Это препятствует адекватному лечению и в значительной мере ухудшает прогноз.

До недавнего времени проблема психосоматических расстройств в дет­ской практике не обсуждалась и не анализировались, хотя эта группа нарушений представляет собой значительную часть соматической патологии у детей. Основная масса больных с подобными расстройствами первично обращаются, к врачу-интернисту, а затем наблюдаются в поликлиниках и стационарах общего профиля. Часто они сообщают врачу только о тех симптомах, которые имеют существенное значение лишь, по их мнению, а психопатологическую симптоматику стараются скрыть. Последняя может расцениваться интернистами как психологически подобная реакция личности на соматическую патологию и в связи с этим игнорироваться как в диагностическом, так и в лечебном плане. Поэтому проблема диагностики и лечения психосоматических нарушений в детско-подростковом возрасте является своевременной, актуальной и малоизученной.

Термин "психосоматика" включает в себя 2 понятия: с одной стороны, сюда относится группа расстройств, в клинической картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические проявления. С другой стороны, под "психосоматикой" понимается не столько группа болезненных состояний, сколько определенный методологический подход или образ научного мышления в медицине. Основу указанного подхода составляет исследование характера взаимосвязи меду психическими и соматическими сдвигами.

В современном понимании психосоматическая медицина рассматривается как метод лечения и наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Такой принцип, опирающийся на единство телесного и душевного, является основой медицины. Он обеспечивает правильный подход к больному, что необходимо не только в одной медицинской специальности, но и во всех сферах доклинического и клинического обследования и лечения.

Психосоматические расстройства - это расстройства функций органов и систем, обусловленные психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально-неполноценных или поврежденных висцеральных системах.

Факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей и подростков:

Генетические

1.Наследственная отягощенность психическими заболеваниями;

ü психотического характера;

ü непсихотического характера.

2.Наследственная отягощенность психосоматическими расстройствами

3.Личностные особенности родителей.

4.Личностные особенности больных.

 

Церебрально-органические

1.Патология беременности и родов.

2.Нарушение вскармливания.

3.Нарушения психомоторного развития

4.Травмы, операции, интоксикации.

5.Остаточные явления раннего органического поражения ЦНС.

6. Вредные привычки (патологически привычные действия - ППД - сосание пальца, грызение ногтей, раскачивание туловищем, выдергивание волос и др.).

 

Микросоциальные

1.Плохие материально-бытовые условия и конфликты в семье.

2.Нарушение системы мать-дитя.

3.Дефекты воспитания.

4.Посещение детских учреждений.

5.Наличие сестер и братьев.

6.Неполная семья.

7.Курение и алкоголизм у родителей.

8.Потеря (болезнь) родителей или близких родственников.

9.Изменение стереотипа общения.

10.Психоэмоциональные перегрузки.

 

Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются:

ü срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или крута общения);

ü неправильное построение режима для ребенка;

ü неправильные воспитательные приемы;

ü отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;

ü создание односторонней аффективной привязанности;

ü отсутствие единого подхода к ребенку.

К школьным стрессовым ситуациям можно отнести:

• отсутствие дружеских отношений или неприятие детским коллективом;

• неспособность ребенка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности; сверстников;

• смена школьного коллектива;

• негативное отношение учителя;

• пребывание в закрытых детских учреждениях (интернатах, детских домах, больницах, санаториях и т.д.);

• неспособность справиться с учебной нагрузкой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: