Интерес к альтернативным педагогическим системам вызван тем, что современная ситуация в сфере образования характеризуется появлением и широким использованием в педагогической практике таких форм обучения, которые являются нетрадиционными по отношению к государственной системе образования.
Особый интерес представляет опыт перенесения в наши условия целостных, сложившихся педагогических систем, имеющих собственные традиции, отработанную технологию процесса обучения, а также определенную концепцию, лежащую в основании данной системы. Примером может служить педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика и т. п.
Каждая педагогическая система с необходимостью содержит в себе представление о психологическом развитии ребенка, движущих механизмах его развития. Она также ориентируется на определенный тип ученика и особые организации общения между учеником и учителем в процессе обучения, предъявляет собственные конкретные требования к учителю, его профессиональной деятельности.
Кроме того, целостная педагогическая система (такая, как Вальдорфская педагогика, например) возникает в рамках определенной культуры. Использование и повторение опыта Вальдорфской или Монтессо-рианской педагогики в иных культурных условиях ставит проблему либо усвоения и адаптации тех культурных норм, с которыми связана данная педагогическая система, либо наполнение ее новым культурным содержанием.
Действительно, опыт создания и функционирования Вальдорфских школ в разных странах, показывает, что успех имеет место в тех случаях, если обучение строится с учетом культурных норм, которые свойственны данной стране. В нашей стране в 1992 г. открылась первая Вальдорфская школа, но еще раньше в ряде общеобразовательных школ начали работать классы, в которых обучение шло по Вальдорфской методике.
Л. М. ШИПИЦЫНА ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА
Вальдорфская педагогика - международное культурно-образовательное движение, широко известное во всем мире. Есть не только Вальдорфские школы, которые особенно распространены в ФРГ, Голландии, Швейцарии, Скандинавии, Австрии Англии, США, но также Вальдорфские детские сады, лечебно-педагогические сельскохозяйственные общины и другие типы организации педагогической работы.
Создатель Вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер (1861— 1925) - известный немецкий ученый, исследователь Гете, основатель нового духовного движения - антропософии.
В 1919 году к нему обратилась дирекция табачной фабрики «Валь-дорф-Астория» (отсюда и название) с предложением создать школу для детей рабочих. Штайнер имел репутацию разностороннее образованного и творческого человека. Было известно и о его педагогической деятельности.
Штайнер предложил новое содержание образования, основанием которого был гетеанизм. Гете выработал свое отношение к природе и создал новый тип естествознания, кардинально отличающийся от Ньютоновского. Штайнер, идя за Гете, развивал живое мышление, строил его на диалоге с природой. Он создавал науку, которая не приносила бы в жертву человечность.
Сегодня Вальдорфские школы есть не только в Европе и Америке, но и в Африке, в Австралии и в Японии. Всего их около 500. Но их распространению мешал нацизм, потом война. Только в 70—80-е годы к ним появляется настоящий интерес: половина действующих школ открылась в прошедшее десятилетие. На организацию такой школы уходит около 10 лет. Вальдорфская педагогика вырастает постепенно: энтузиазм родителей значит не меньше, чем подвижничество учителей.
Изучая труды Р. Штайнера, можно выделить следующие основные принципы Вальдорфской педагогики, составляющие ее суть:
- антропоцентризм, то есть человек, рассматривается как исходная
причина развития всех остальных земных царств - минералов, расте
ний и животный (а не наоборот, как в материализме);
- воспитание и обучение, исходя из потребностей развития челове
ка-ребенка, который будет жить в эпоху Водолея, а не из сиюминутно
го социального заказа, формируемого обществом;
- гармоничность развития составных частей человеческого сущест
ва - физического тела, воли, чувств и разума;
- дедукция - изучение предметов и явлений от общего к частному,
от целого к составляющим, от идеи к реализации;
- историчность, то есть воспроизведение в процессе обучения ос
новных этапов человеческой эволюции - земледелия, ремесла, искусст
ва, науки;
- цикличность - использование естественных суточных сезонных и
астрономических (астрологических) ритмов, возможны забегания впе
ред при освоении материала, затем повторение его на новом уровне;
- эвристичность - детям не навязывают готовых правил, а дают возмож
ность сделать вывод самим, умело подводя их к очередному открытию;
- художественность всего обучения, любых видов деятельности (сре
ди обязательных предметов - рисование, рукоделие, ремесла, музыка,
эвритмия).
Эти принципы происходят из антропософии как оккультно-релига-озного мировоззрения и пронизывают всю Вальдорфскую педагогику
Свою задачу Вальдорфские учителя видят в том, чтобы привести ученика к свободному и плодотворному самоопределению. Принцип свободы заложен в организации школ, которые представляют собой социальный организм нового типа - союз свободных людей, независимых ни от каких управляющих организаций.
В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители. Обычно именно они инициаторы открытия какой-либо конкретной школы.
Свобода - в отсутствии общих и единых методик, точных учебных планов. Учителю предоставлена полная самостоятельность действии. Даются лишь рекомендации, связанные с возрастом учеников.
Необычен строй всего обучения: здесь душевные переживания становятся стимулом к осознанию, от образно-художественного дети постепенно переходят к интеллектуальному. Развивается новая, несвойственная современной цивилизации природа понимания, живой взгляд на природу.
Вальдорфские учителя считают, что главное в образовании - развитие способности чувствовать, умение творчески созидать, знание природы и развитие художественного вкуса.
Для ученика Вальдорфской школы обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. Таков принцип трудового воспитания - ученик должен видеть законченные результаты своего труда.
Вальдорфская педагогика представляет собой сложное явление, которое анализируется с позиций: философской, социокультурной, педагогической и т. п.
В Вальдорфской школе поддерживается определенный ритм работы. Каждый учебный день делится на повторяющиеся три части.
В первой части дня, составленной всего из одного - основного или «главного урока», изучаются предметы, опирающиеся преимущественно на усвоение знания и понимание, требующие обдумывания и мыслительного процесса (например, математика, родной язык, ботаника, физика, история и т. д.). В течение нескольких недель (от 3 до 5) главный урок посвящен только одному учебному предмету, что составляет определенный учебный цикл - «эпоху».
Такое погружение в предмет, исключающее калейдоскоп сменности форм и предметов, дает возможность прочного, глубокого усвоения предлагаемого материала.
Принцип преподавания по «эпохам» позволяет сконцентрироваться на какой-то заданной теме до тех пор, пока поставленная цель не будет достигнута. Такой прием благотворно сказывается на ребенке, дисциплинирует его. После того как «эпоха» заканчивается, дети начинают изучать новый предмет, а предыдущую дисциплину оставляют на время.
Основной урок длится 1,5—2 часа. Он предваряется тщательно составленной ритмической частью, когда происходит активизация познавательных процессов, настрой детей на собственно обучение. Учащиеся играют на флейте, поют, читают стихи, «протопывают» и «прохлопывают» (в начальных классах) ритмические упражнения, занимаются разнообразными языковыми упражнениями.
Основной урок обязательно заканчивается сказкой или легендой. После него может быть прогулка на свежем воздухе.
Во второй части дня изучаются предметы, нуждающиеся в постоянном повторении, тренировке. К таким относятся иностранные языки, музыка, живопись, эвритмия (по 2—3 урока каждую неделю).
В третьей части дня (послеобеденное время) проводятся занятия по ручному труду, уроки рукоделия и ремесел. Включая занятия рукоделием и ремеслом как обязательные, Р. Штайнер рассматривал их как подготовку к формированию интеллекта. По мнению Р. Штайнера «люди, не умеющие ловко владеть пальцами рук, обладают столь же «неловким интеллектом», лишены гибкости идей и мыслей» (Р. Штайнер, 1920). Кроме этого занятие ремеслом рассматривалось как свободное художественное творчество, в котором осуществляются собственные замыслы детей.
В ходе обучения Вальдорфские школы готовят не специалистов узкого профиля, а разносторонних, физически здоровых, заинтересованных людей, которые смогут найти свое место в жизни. Вот почему одно из ведущих направлений в Вальдорфской школе принадлежит занятиям искусством. Без непрерывных упражнений в таких областях искусства, как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки образование будет недостаточным.
Центральное место в жизненном ритме Вальдорфской школы принадлежит классному учителю, который на протяжении 8 лет (с 1 по 8 класс) не только ведет «главные уроки», но и следует за учеником, сопровождая его развитие. Это - одно из основных требований процессов формирования души ребенка. Каждьш день в течение 8 лет учитель не только прорабатывает с детьми школьные предметы, но и помогает разобраться в жизненных ситуациях. Восемь лет - большой срок. За это время и для учеников и для учителей происходит ряд существенных изменений. Из «заместителя» родителей в начальных классах учитель превращается во взрослого друга - в старших классах.
В Вальдорфских школах стремятся к такому методу работы и таким человеческим отношениям, в результате которых учителя и ученики становятся по настоящему близкими людьми. Не случайно главной фигурой в школе является учитель.
При экзамене для учителя школы Р. Штайнера не столько важной была проверка предметных знаний, сколько возможность человека в процессе воспитания и преподавания успешно контактировать с детьми, его способность проникновения в душу и во всю сущность ученика.
Рудольф Штайнер учил учителей прежде всего тому, чтобы они в каждом ребенке могли увидеть ту божественную загадку, которую воспитатель, благодаря искусству воспитания, проникнутого любовью, должен решать до тех пор, пока этот ребенок не найдет сам себя.
Учебный план учитывает особенности, связанные с возрастом ребенка, поэтому учеников никогда не оставляют на второй год. По мнению Вальдорфских учителей, низкие успехи - это часто не проблема мотивации. Решением этой проблемы может быть индивидуализация преподавания, которая заключается не в разделении учеников согласно их одаренности по различным направлениям, а в реализации индивидуализации учителя при его подготовке к уроку.
Традиционная педагогика («педагогика интеллекта») рассматривает ребенка как будущего взрослого, которому недостает совокупности знаний, умений и навыков. Ученик в традиционной педагогике оценивается по параметру овладения совокупными умениями и навыками, поэтому процесс обучения подчинен стремлению сообщить как можно больше знаний ученику. По мнению антропософов, чтобы заниматься естествознанием, нужно иметь определенную развитость душевной жизни, жить в эпоху «души сознательной». А особенность души сознательной состоит в способности человека наблюдать процессы, протекающие в его собственном сознании. С маленьким ребенком невозможно говорить о процессах, происходящих в его сознании, о мышлении, о слове и т. д. У него, с точки зрения антропософов, нет еще души сознательной. Она начинает появляться у современного ребенка только к 8-10 годам. Таким образом, давая детям готовые вещи, знания, т.е. то, что есть плоды души сознательной, мы не позволяем им пройти того нуги, который бы привел к развитию души сознательной. Дети в обычной школе действуют как бы по подражанию. Основной же принцип Вальдорфской педагогики - никогда не давать что-то готовое. Дается очень
мало, и ребенок должен сам восполнять основное - фантазией, мышлением, чувством. Основной принцип Вальдорфской педагогики начинает применяться уже тогда, когда, например, ребенок получает куклу, свернутую из простой салфетки. У нее есте голова и какое-то тело. А все остальное, что еще должно быть у человека и что можно увидеть в кукле, доверено фантазии ребенка. Для ребенка подобная ситуация нормальна.
В Вальдорфской школе не существует общей системы оценок. Учитель старается оценить индивидуальные качества и общий прогресс ребенка. В балльной системе оценок Вальдорфские педагога видят унижение достоинства и искушение ложного тщеславия ученика. Вместо оценок приняты годовые свидетельства-характеристики учеников, в которых описываются успехи, достигнутый прогресс, особые способности и прилежание, слабости и прогнозы. Что же касается экзаменов, то они вводятся для получения аттестата зрелости по окончании школы, если обучение длилось все 12 лет, или для получения так называемого «абитура», если обучение продолжалось еще 1 год (13-й), дающего право на поступление в высшую школу.
В Вальдорфской школе, начиная с 1-го класса, вводится обучение иностранным языкам через слово учителя. Именно в этом возрасте ребенка легко научить новым звукам, он достаточно легко овладевает чужеродным звучанием. При изучении языка происходит обогащение души, расширяется представление об окружающем мире. Главный метод обучения иностранным языкам основан на подражании.
В Вальдорфских школах принято свободное христианское религиозное обучение, которое находится вне общего распорядка школы и, в определенной мере, ведется как частное обучение в ее рамках. Основа - христианская, без всякой связи с конкретным вероисповеданием. Ученики определяют собственную позицию в религиозных вопросах, начиная с пубертатного периода. В 1—4-х классах детям читаются рассказы, побуждающие почитать Бога, Божественное в природе и способствующие развитию таких человеческих качеств, как благодарность, любовь к правде, уважение к людям. В 5—8-х классах даются рассказы из Евангелия и биографии исторических личностей, в том числе и представителей различных религий. В 9—12-м классах - описания из истории религии и церкви, знакомство с нехристианскими религиями.
Резюмируя вышесказанное, отметим характерные особенности Вальдорфской педагогики. Ее основой является антропософская концепция, рассматривающая целостного человека в единстве его духовной жизни и физического существования, в контексте поиска смысла человеческого бытия. Такая методология гуманитарного знания находит свое отражение в особой организации педагогического процесса, в понимании единства обучения и воспитания, социализации через обучение.
Обучение строится в соответствии с телесным и душевным развитием ребенка, в частности, выделяются три главные фазы в развитии, которым соответствуют три первых семилетия жизни детей. Преподавание предметов ведется эпохами, каждая эпоха занимает 3—5 недель. Содержание эпох, их длительность и последовательность определяется
учителем. Учитель ведет преподавание основных предметов на протяжении первых 8-ми лет обучения. Каждый день он проводит главный (основной) урок длительностью 1,5—2 часа. Безоценочное обучение сопровождается составлением годового свидетельства-характеристики на каждого ученика в конце учебного года. Большое внимание уделяется преподаванию искусств и ремесел, раннему преподаванию иностранных языков.
Организация Вальдорфской школы основана на принципах самоуправления. Коллегиальное руководство школой реализуется на еженедельных конференциях, в которых равноправно участвуют все учителя. Темами этих конференций являются все вопросы педагогической работы и организации школы.
Общий статус учителя, без каких-либо рангов, выражается также в одинаковой зарплате. Учитель-предметник в старших классах с ученой степенью доктора и коллега, преподающий ручной труд в младших и средних классах, имеют одинаковую зарплату и одинаковые социальные льготы (для семей и детей). Экономические вопросы Вальдорфской школы решает школьное объединение, которое образуется из всех учителей и родителей. Такого рода учебные заведения, как правило, существуют за счет пожертвований, благотворительных фондов, а также за счет установленных законом взносов предприятий. Разностороннее сотрудничество родителей и учителей в Вальдорфских школах помогает успешно преодолеть изоляцию между родительским домом и школой, обеспечить участие родителей в жизни и развитии школы. Эта кооперация выражается в таких формах, как многократные (в течение школьного года) родительские вечера, посещения семей классным учителем, разнообразные курсы для родителей, учителей и детей в подготовке, проведении школьных спектаклей и т. д.
Э. ШУБЕРТ
ИСТОРИЯ И ЦЕЛИ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ*
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Когда в конце первой мировой войны в Германии произошел общественный перелом и были найдены новые демократические государственные формы, Рудольф Штайнер (австриец, 1861—1925 гг.) выразил в своих докладах и сочинениях мысли по поводу «трехчленности социального организма»: в политическом государстве разделение власти на законодательную, исполнительную и юрисдикцию может обеспечить правовое государство; таким образом, духовная сфера, правовая сфера и экономическая сфера должны иметь автономное управление, при помощи которого гарантируется, что переплетение интересов не деформирует и серьезно не вредит этим трем основным общественным процессам.
Задача духовной сферы состоит в том, чтобы развивать способности людей и учитывать их индивидуальные духовные потребности в свободомыслящей обстановке. Поэтому одной из основных задач является руководство народным образованием.
Задачей экономической сферы является организация производства, распределения и потребления, ориентированная на справедливость распределения. При помощи создания различных ассоциаций опыт специалистов по экономике должен быть приведен в тесный контакт с интересами потребителег!.
Задачей правовой государственной сферы является создание и охрана правопорядка на основе демократического равноправия граждан, защита отдельных личностей и общества в целом.
В исторической ретроспективе можно утверждать, что осуществление разделения этих трех членов социального организма могло бы
212
* Печатается по изданию: Шуберт Э. История и цели Вальдорфской педагогики // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб., 1994.
воспрепятствовать национал-социалистическому единому государству в злоупотреблении идеологического давления на образование и экономику в целях власти (военной экономики).
Эмиль Мольт, владелец сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте, так же как многие другие люди, подхватил эти идеи и, наряду с другими мерами, направил свой первый шаг на курс по образованию своих рабочих в оплачиваемое рабочее время. От этих рабочих исходил вопрос, не могла ли для их детей быть построена школа, которая бы основывалась на ставших им понятными идеях. В сентябре 1919 года в результате финансовых пожертвований рабочих и Эмиля Мольта дело дошло до учреждения Свободной Вальдорфской школы в Штутгарте, руководство которой было поручено Рудольфу Штайнеру. В этой школе решающими должны быть не экономические интересы (например, при ранней специализации по профессиям) и не государственные интересы (при политическом давлении), а исключительно педагогическая точка зрения: формирование человека в человеке; условия развития ребенка должны стоять в центре этого процесса. Воспитатель должен нести ответственность за сообщество воспитателя, родителей и детей.
Эта школа быстро нашла громадный общественный интерес; таким образом, она росла и повлекла за собой дальнейшие подобные школьные учреждения в Европе и в Америке.
В Германии в результате национал-социалистического господства эти школы были закрыты, однако они могли продолжить свою работу в других странах таких, как Швейцария и Великобритания. После второй мировой войны в Германии и в других странах состоялось открытие многочисленных Вальдорфских школ. В настоящее время на всех континентах имеются Вальдорфские школы, или, как их часто называют, школы Рудольфа Штайнера. В общей сложности это приблизительно около 500 школ.
СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЛИК ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛ
Каждая Вальдорфская школа в Германии - и, вероятно, в большинстве стран - учреждена как самостоятельная юридическая ассоциация родителей, учителей и друзей школы. Это сообщество воспитателей образует внутри различные органы, которые несут ответственность за правовые, экономические или педагогические интересы. На конференциях знакомятся с требованиями различного рода и эти требования взаимно уравновешиваются. Таким образом должны обсуждаться педагогические мероприятия, например, количество учеников класса, деление классов на группы, принятие на работу новых учителей и т. д. также в рамках экономических возможностей.
Педагогическое руководство школой осуществляется коллегией учителей, которая работает по принципу самоуправления. Каждый воспитатель разрабатывает свой урок самостоятельно в рамках поставленной задачи и отвечает за развитие детей перед родителями и перед коллегией. При очевидном обнаружении своей несостоятельности он может быть уволен коллегией. Здесь речь идет о «свободе, основывающейся на от-
ветственности», а не о любви или произволе. Оплата учителей осуществляется по-разному лишь в зависимости от возраста и социальных условий (компенсация зависит от количества человек в семье), но не зависит от степеней и предметов.
Во многах странах Вальдорфские школы, или школы Рудольфа Штайнера, объединены в один союз, при помощи которого происходит решение совместных задач, например, подготовка педагогических кадров, проведение открытых и закрытых конференций и т. д. В отличие от отдельной школы у союза нет полномочий на распоряжения. При появляющихся трудностях он может действовать лишь как совещательный орган, но при этом он часто выполняет очень важную задачу.
Финансирование Вальдорфских школ осуществляется в международном масштабе по-разному: здесь имеют место все формы - от полного государственного финансирования до чисто частного финансирования, в зависимости от традиций школы в данной стране. Когда происходит оплата обучения в школе, то пытаются не создавать социальный отбор по количеству взносов в зависимости от доходов семьи. Но там, где одинокие родители должны финансировать школу (например, в США), имеется, вопреки распределению по взносам, избирательное влияние на родительские дома, что со стороны Вальдорфских школ нежелательно.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛ
Вальдорфские школы являются обычно школами, состоящими из 12 классов и относящегося к ним детского сада. С этими школами мо-i-ут быть связаны группа продленного дня, школа досуга или другие учреждения. При приеме учитываются сначала те дети, у которых уже есть в школе братья и сестры. Затем следуют дети из Вальдорфского детского сада и дети сотрудников. Впрочем, очередность осуществляется по мере поступления заявлений. Не имеет места отбор по принципу одаренности детей или по социальному статусу родителей. Детей обследует школьный врач и один или два учителя на уровень физического и умственного развития ребенка, необходимый для начала школьного образования. Дети, которые нуждаются в особом подходе, как правило, не принимаются. Для этого существует кэмпхильское движение, которое также представлено во многих странах и которое имеет превосходную международную репутацию.
В Вальдорфских школах пытаются, по возможности, сохранить состав класса на протяжении 12-ти лет. Поэтому на второй год оставляют лишь в исключительных случаях с чисто педагогической точки зрения.
Классный учитель принимает первый класс и сопровождает его в течение 8 лет. Он хорошо знает детей, поддерживает контакт с их родительским домом и представляет интересы своего класса по отношению к коллегии. Наряду с ним преподает большое количество учителей по иностранным языкам, физкультуре и т. д. Задача классного учителя состоит в том, чтобы преподать «главный урок», который является
первым в течение школьного дня, а также преподавание научных предметов по эпохам продолжительностью от двух до пяти недель каждая. Это конкретно означает, что какое-то продолжительное время ежедневно преподается, например, математика, затем последовательно по эпохам литература, физика, история и т. д. Это преподавание но эпохам значительно сокращает количество одновременно изучаемых предметов и позволяет ученикам и учителям каждый раз сконцентрировать внимание на одном предмете. Конечно, такие предметы, как математика и родной язык, преподаются в старших классах также еженедельно.
Наличие классного учителя является значительным педагогическим элементом в Вальдорфских школах. Это помогает при объединении различных предметов и защищает от слишком ранней специализации по предметам, что таит в себе опасность утраты единства знаний. Также в процессе 8-летнего руководства классом учитель избегает того, чтобы работать по какому-то заведенному порядку. Он должен ежедневно осваивать новый материал и, таким образом, может способствовать обновлению собственного процесса обучения. Разумеется, такую задачу может поставить перед собой только в достаточной степени широко образованный учитель, и именно в этом состоит важная задача семинара Вальдорфских учителей. Способность к обучению - это одно из самых важных требований к классному учителю.
С 9-го по 12-й классы, когда начинается период полового созревания и когда молодые люди ищут новые социальные отношения, «главные уроки» также преподаются учителями-предметниками.
После «главного урока» продолжительностью от 90 до 110 минут следуют отдельные уроки в обычной форме с еженедельным ритмом. Это иностранные языки, а также художественные и практические занятия: музыка, физкультура, рукоделие, эвритмия и эпохи ремесла. В большинстве стран ведется также преподавание закона божьего по выбору родителей. Детям, которые не принадлежат ни к какой религиозной общине, учителя преподают закон божий в «свободной» форме.
Общее время занятий увеличивается и составляет в зависимости от возраста от 24-х до 36-ти уроков в неделю. Наряду с уроками может занимать важное место художественная и практическая деятельность: театральные игры, игра в оркестре.
Учебный план ориентирован на развитие детей; посредством включения научных, художественных и практических занятий в школе ребенка пытаются всесторонне обучить и подготовить его к жизни.
В Вальдорфских школах не проходят формальные экзамены. Разумеется, учителя могут создать о каждом ребенке точную картину его развития, его успехов в обучении, его способностей и слабостей. Наряду с устной работой на уроке учитель проводит письменные проверки, а также он имеет «эпохальные тетради», написанные детьми, для обоснования оценок. Портрет, который может нарисовать учитель о развитии каждого ребенка, ежегодно подробно формулируется в письменном виде и играет важную роль в ориентации родителей и детей. В общем, это очень популярный вид отчета. Несмотря на отсутствие оце-
нок, Вальдорфская школа является школой, строго ориентированной на учебный процесс. Но ребенок должен учиться не под внешним нажимом (внутренняя мотивация). Задача классного учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка этот интерес посредством стиля преподавания, а для школьника именно наличие классного учителя имеет исключительное значение.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ
Самая суть основной недштаической идеи Вальдорфской школы может быть обобщена в следующем высказывании: человек должен быть воспитан всесторонне. Но эту фразу необходимо конкретизировать. Великий швейцарский педагог Песталоцци утверждал, что следует развивать «голову, сердце и руки». Подобным образом в Вальдорфской педагогаке говорится о трех душевных силах: мышлении, чувствовании и воле, которые в процессе воспитания необходимо поддерживать и развивать. В противовес широкому одностороннему развитию интеллектуальных способностей Вальдорфская педагогика видит свою задачу в том, чтобы сформировать эмоциональные (чувствование) и практические (воля) способности, так как их развитие имеет наибольшее значение в жизни. Для этого она предлагает упомянутую совокупность научных, художественных и ремесленных дисциплин. Но они не должны находиться изолированно друг от друга, а должны взаимно проникать одна в другую. Уже при изучении букв в первый год обучения это пытаются сделать в художественном стиле. По преподаванию научных дисциплин прежде всего в старших классах постоянно создается взаимосвязь с практикой. Ученик должен конкретно понимать, какое значение имеют знания данного предмета для общественной жизни. Так, например, по окончании курса тригонометрии проводится геодезическая практика. Сельскохозяйственная, общественная или промышленная практика в старших классах предоставляют отличную возможность ознакомиться с различными сферами жизни.
При наличии широкого наименования предметов и их взаимного проникновения эта задача может быть преодолена, хотя иначе она, пожалуй, едва разрешима: комплексное преподавание по-разному одаренных детей. Односторонняя ориентация интеллектуальных способностей неизбежно подвергает дискриминации детей, слабых в интеллектуальном отношении, и создает таким образом тип «человека-неудачника» со всеми вытекающими отсюда вредными для дальнейшей жизни последствиями для психики. Отказ от школы, страх перед школой и ухудшение успеваемости - и вот вредный и неизбежный результат одностороннего воспитания, ориентированного на интеллектуальное развитие. Именно профессиональная карьера так называемых «слабых» учеников, которые посещали Вальдорфскую школу, показывает, сколько одаренных личностей лишается общество, когда проводится слишком ранняя селекция по интеллектуальным критериям.
Незнание фактических соотношений и противоречие всех статистических исследований привело случайно к такому мнению, что
I
Вальдорфские школы особенно полезны для слабых учеников. Но мы, разумеется, считаем также ценным, с точки зрения педагогики, когда интеллектуально одаренный ученик сопереживает в успеваемости своему более слабому однокласснику на художественных и практических занятиях. Позже они должны будут также взаимодействовать в обществе согласно своим способностям. Задача учителя состоит в том, чтобы на каждом уроке посредством внутреннего расчленения обращаться к трем основным душевным способностям и их дидактически включать. Посредством этого происходит тесный контакт с учениками и содействие также внутренней мотивации, о которой было сказано.
Формирование трех основных душевных сил должно происходить в любом возрасте. В дошкольном возрасте (первое воспитание в семье и в детском саду) доминирует, правда, в обучении методом подражания волевой, деятельный элемент. Настоятельно отговаривают от раннего интеллектуального воспитания. Между уровнем физического и умственного развития ребенка, необходимым для начала школьного образования, и периодом полового созревания должен пройти весь процесс обучения от художественного элемента. В юношеском возрасте доминирует формирование индивидуальных умственных способностей. Учитель стремится к генетически развивающемуся, не назойливому стилю преподавания, при котором ученик становится причастным к процессу получения знаний, как, естественно, делает повсюду в мире каждый хороший учитель!
ПРОГРАММА
Для Вальдорфских школ существует общая программа, которая по своей основной структуре восходит к тем же импульсам, которые давал Рудольф Штайнер учителям первой Вальдорфской школы. Но конференции активных учителей-предметников и влияние измененного общества привел! с тех пор к многочисленным вариациям учитывающим в особенности также национальные условия и потребности. Перед российскими Вальдорфски-ми школами стоит также задача, разрешимая только россиянами, - разработать свой собственный учебньш план. При этом первоначальная общая программа может в соотношении с этапами развития ребенка оказать направленную помощь. Но разработка с точки зрения содержания должна осуществляться, исходя из культуры и условий данной страны.
ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ
В основе педагогического замысла Вальдорфской школы важное место принадлежит ответственности учителя за свой предмет. Даже когда общий учебньш план имеет границы и цели, каждый учитель несет ответственность за содержание. В помощь учителю существует обширная литература по каждому предмету, а для учеников - учебники и другие источники, но это не школьные учебники в узком смысле этого слова. Напротив, каждый ученик ведет в течение эпохи свою собственную «эпохальную тетрадь», которую он должен предъявить учителю
для проверки. Таким образом, ученик Вальдорфской школы но окончании ее имеет в распоряжении представительную библиотеку учебников, написанных им самим. Богатое предложение юношеских учебников имеется как дополнение, и во многих классах и школах эти удобные книга находятся в распоряжении учеников.
Осознанный отказ от предписанного педагогического процесса по школьным учебникам компенсируется, помимо книг для учителей, также большим выбором конференций по повышению квалификации и сотрудничеством с учителями-предметниками старших классов и опытными коллегами.
ЭКЗАМЕНЫ
На всех ступенях развития учитель может, основываясь на работе во время урока, и, где это подобает, при помощи письменных проверок создать картину о знаниях, способностях и слабостях каждого ученика. Эта картина сообщается в отзывах и беседах родителям и ученикам. В старших классах может происходить дифференцирование учеников, например, по принципу предоставления возможности не изучать иностранный язык, а усилить практические занятия. Для этой цели в международном школьном движении существуют различные модели. Известна школа гиберна-ции в Херне (Германия), которая способствует получению многими учениками двойной квалификации посредством профессионального обучения и сдаче экзаменов на аттестат зрелости.
Но по окончании школы ученики, как правило, сдают соответственно своим способностям экзамены, которые необходимы в упомянутой стране для дальнейшего образования. Длительный опыт показывает, что это, вопреки отсутствию селекции по интеллектуальным способностям, удается с большим успехом. Обычно при создании новых Вальдорфских школ, как это сейчас происходит в России, существует период неопределенности, когда родители задают себе вопрос, возможна ли вообще в свободолюбивой атмосфере сдача экзаменов. Эта неуверенность понятна и обычно ослабевает после двух-трех успешно оконченных классов.
Разумеется, эти экзамены не затрагивают педагогические интересы Вальдорфских школ. Он