9.00 - Приход детей. Приветствие. Уборка комнат. Родной язык: дети рассказывают о событиях минувшего дня. Общая молитва.
10.00 - Умственные упражнения. Упражнения чувств.
11.00 - Простейшая гимнастика (Грациозное выполнение обыкновенных движений. Упражнения на внимание, ловкое обращение с предметами).
11.50 - Завтрак. Краткая молитва.
12.00 - Вольные игры.
13.00 - Управляемые игры на свежем воздухе. Старшие дети приводят в порядок помещение.
14.00 - Ручной труд (лепка из глины, рисование).
15.00 - Коллективная гимнастика и пение, по возможности на свежем воздухе. Упражнения и развитие предусмотрительности: тщательный осмотр животных и растений.
16.00 - Дети уходят домой.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
1. Воспитание материнское. Приучение к чистоте и порядку: прак
тические навыка (чистота кожи, ногтей, рта и пр.). Ванны. Чистка
платья и сапог. Причесывание. Помощь на кухне (чистка овощей и
пр.). Накрывание и уборка стола. Употребление ложки, вилки и пр.
Мытье и уборка посуды. Уборка полотенец, губок, мыла. Снимание
и надевание пальто, шапок и сапог, их уборка, застегивание, зашну
ровывание. Подметание полов, смахивание пыли, уборка дидактиче
ского материала.
2. Занятия на свежем воздухе. Взращивание растений. Посадка се
мян, цветов, фруктовых деревьев. Свободные игры и постройки из гли
ны и песка.
3. Гимнастика. Игры: упражнения пальцев (на рамках), легкий бег
и прыжки. Игры в мяч, тележки. Лазанье и хождение по лесенке. Вере
вочка. Хоровод. Перебрасьшание предметами. Гимнастика порядка: при
ходить и уходить из комнаты спокойно, не опрокидывая стульев и не
задевая столов. Вставать и садиться без шума, выходить из помещения,
не толкаясь и не крича. Воспитание умения здороваться и прощаться.
Ни военной, ни сложной ритмической гимнастики не допускается!
4. Упражнения органов чувств. Ощущения тепловые, тактильные
мышечные, весовые, чувство направления (хождение по начерченной
линии). Ощущения вкусовые и обонятельные: цвета, память зрения, рас
стояния. Ощущения слуховые: шумы, звуки.
5. Пение. Подражательные упражнения отдельных гласных и слогов.
Упражнения на различных тонах (ударные инструменты). Короткие
законченные фразы, имитирующие простые мелодии. Короткие мело
дии из звуков малой октавы, соединенные с медленными движениями.
Упражнения голоса и слуха: мелодия, построенная на какой-нибудь диатонической гамме, всегда в унисон, сопровождается движениями, то медленными, то ускоренными. Пение в зале и на воздухе. Всего 5—10 минут. Пение должно служить для удовольствия и воспитания детей, а не для удовольствия воспитателя. И Боже упаси, не для публики!
Всегда следует выбирать мелодии тихие, медленные, доступные и легкие. Надо прислушиваться к тем мотивам, которые дети всего мира напевают про себя. Среди них можно кое-что выбрать и по ним можно судить о музыкальном вкусе и способностях детей. Надо только умело направить и развернуть этот естественный путь. Надо помнить, что все органы детей находятся в состоянии развития, а потому они очень нежны. Не нужно много песен: пусть повторяют 5—6 старых. Дети консервативны и любят возвращаться к старому. Инстинктивная потребность в ритмах и музыке заложена в ребенке с рождения.
«ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ»
И «ВОСПИТАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ»
Воспитание моральное и общественное складывается из воспитания инстинктов, привычек и чувствований и воли ребенка. Его можно выразить приблизительно в правилах: а) сдерживать, но не притеснять, б) управлять, но не ограничивать до крайнего предела. Очень трудно систематизировать нормы и правила этого воспитания. К каждому отдельному ребенку нужно подходить индивидуально, с любовью и верой.
Стремление к подражанию общественным нормам, инстинкт выбора действий, сравнение вещей и явлений представляет собой основания так называемого морального воспитания. Оно, так же как физическое и интеллектуальное, зиждется на самовоспитании. Слова-приказания допустимы только в самых редких случаях. Их заменяю! намек, взгляд, совет, ласка. Весь строй жизни в детском саду должен быть таков, чтобы ребенок чувствовал спокойствие, видел примеры добрых отношений. Необходимо будущего человека приучать быть господином над самим собой. Свобода это верно, но всякое явно выраженное действие, вредящее самому ребенку или его товарищам, должно быть подавляемо немедленно и кратко, без излишних разъяснений, так как пояснения затемняет его сознание. Воля. Короткие упражнения (2— 5 минут) и в абсолютном молчании. По приглашению воспитательницы такие упражнения возбуждают в ребенке чувство собственного достоинства, научают управлять своими мускулами, удерживать свой язык, приучают к терпению. Эти упражнения являются прекрасной гамна-стикой воли, успокаивающей всю нервную систему. Их можно варьировать по усмотрению воспитательницы, применяясь к обстоятельствам: они представляют собой не только гигиенический покой нервной системы, но и самый лучший стимул задерживающих волевых центров. Гимнастика воли, как и гимнастика мускулов, тем больше приносит 248
I
пользы, чем охотнее исходит от самого ребенка. В человеке моральная и социальная воля тем сильнее выражается, чем больше он хочет управлять собственными инстинктами и чувствами.
Чувствования. Результат работы ребенка есть его собственность. Ребенок может подарить и поделиться им с матерью, с воспитательницей, с товарищем. Все равно, что бы это ни было: классная работа или выращенный в саду плод. Выставка работ не допускается.
Ребенка надо оберегать от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных, не впадая, конечно, в смешную и неискреннюю слащавость. Все, что вызывает детскую симпатию к людям, поддерживать неуклонно.
В этом возрасте ребенок еще не способен воспринимать идею Родины, и не следует раньше времени развивать это чувство.
Следует поддерживать симпатии к животным, растениям и уважение к вещам. Не вводить ничего, внушающего страх: ни рассказов, ни намека на страх наказания... Всем доверие, снисхождение, жалость.
Сообщение сведений. Ни одного слова, которое не пробуждает в ребенке ясного и отчетливого представления о предмете! Надо соизмерять свои слова с возрастом детей, выбирать самые простые и ясные формы выражения для объяснения явления или образа. Лучше ничего не сказать, чем забросать ребенка многими ненужными словам.
Гораздо важнее слов подобрать для детей материал для занятий, при котором развилась бы активность ребенка, способность видеть, сравнивать, то есть дать средство к выработке умения наблюдать посильно его возрасту и развитию.
Предметные уроки. Они должны идти с дидактическим материалом и быть очень кратки и хорошо построены. Картинки и рисунки должны быть художественны, представлять одну или немного фигур, изображающих людей, животных, растения, домашние предметы.
Язык. Дети говорят, чтобы сказать то, что они думают. Их надо выслушивать, но не слишком поощрять в этих свободных разговорах. Работая, ребенок, если работа поглощает его внимание, молчит. И даже высказывает досаду, когда его отрывают вопросом, требуют ответа. Говорить с детьми надо немногосложно, голосом ясным и тихим, не торопясь и не волнуясь, избегая диалекта. Надо обращать большое внимание на дефекты речи, прибегая тогда к специальным упражнениям в произношении звуков, слов и слогов, гимнастике дыхания и пению.
Воображение и вкус ребенка. Прежде всего надо, чтобы помещение, в котором ребенок проводит время, было красиво: с немногочисленными, но художественными картинами, живыми растениями и цветами. Другами средствами для этого служат: а) изучение цветов и простых форм дидактического материала, б) рисование -свободное и срисовывание простых и красивых форм, раскрашивание готовых контуров, знакомых предметов, в) легенды и сказки, г) пение, д) легкие и незаметные наталкивания детей на наблюдение предметов простых и прекрасных: цветок, бабочка, лист. При воспитании
маленького ребенка надо незаметно помогать ему совершать и строить красоту, доступную детскому возрасту, изо дня в день, так, чтобы не истощать его духовных сил - легко и радостно. Несвоевременное развитие эстетического чувства в маленьком ребенке представляет собою большею частью уродство.
Е. ХИЛТУНЕН ПЕДАГОГИКА МОНТЕССОРИ*
Первый детский сад Монгессори в России открьшся 20 сентября 1913 года. Описание его, данное Юлией Ивановной Фаусек, почти дословно можно отнести к описанию модельной Монтессори-гаколы для маленьких детей: «Сад был маленький, помещался всего в одной крошечной комнатке, вмещавшей не более 10—12 детей. Учебный день был короткий, всего от десяти до двенадцати часов утра. Дидактический материал был неполный: в школе не было денег, чтобы выписать его полностью из-за границы, и нам приходилось делать его самим постепенно...».
Имя Марии Монтессори было предано забвению в России, и с 1926 года решением Наркомпроса ее методы запрещены. Взгляд на ребенка как на самоценную, самостоятельно развивающуюся личность, призыв к гуманной, ненасильственной педагогике были перекрыты политикой поголовного коллективизма и подавления. Монтессори-школы, организованные в начале века в Москве и Петрограде Ю. Фаусек и В. Тауб-ман, закрылись. Но осталось немало книжек этих самоотверженных женщин, работавших в голодные военные годы с российскими ребятишками и записавших в дневниках каждый свой шаг.
Истинная сущность разума, по Монтессори, состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Это происходит через постоянный выбор, сравнение, различие, соединение в пары, контрастирование, градуирование и приведение в порядок. В маленьком ребенке заложено не только стремление к игре и веселью, но и к настоящей, серьезной работе. Ребенок получает свое маленькое, но чистое и истинное знание безо всяких липших аксессуаров, только затмевающих и утомляющих детское сознание.
250
* Печатается с сокращением по изданию: Хилтунен Е. Педагогика Монтессори // Учительская газета, № 28, от 4 августа 1992 г.
«Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни». Монтессори говорила, что воспитание органов чувств состоит не в том, чтобы ребенок ЗНАЛ цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он УТОНЧАЛ СВОИ ЧУВСТВА, упражняя ими внимание, сравнение и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений является НЕ ЗНАНИЕ, а верные, точные пути - НАВЫКИ РАСПОЗНАВАНИЯ.
Для каждой сферы чувств есть дидактические материалы различной степени сложности, но все они взаимосвязаны между собой и образуют целостность. Ребенок занимается с одним материалом до тех пор, пока вдоволь не насладиться им и не перейдет на следующую ступень трудности. При этом он в равной мере тренирует свою сенсорику и моторику.
Материал для работы ребенок всегда выбирает сам, сам себе и усложняет задачи в работе с ним. Он учится планировать, подготавливать, распределять, согласовывать, выполнять договоренность.
Постоянная тренировка точности движений, координации - вот чему служит в данном случае специально созданная «подготовительная среда».
Не такая простая наука - переливать воду из одного сосуда в другой. Попробуйте-ка остановиться точно на отметке 200 граммов и не пролить на стол ни капельки! А если в воду капнуть красной краски?
Цветы поливать тоже специальная наука. Перельешь - погибнут в болоте. Недольешь - засохнут.
Чтобы застегнуть пуговицу или зашнуровать ботинок, в движениях ребенка должны проявиться немалая точность и хорошая координация. Монтессори подбирает упражнения, часть которых происходит в повседневной домашней жизни малыша. Завязывать бантик или застегивать ремешок можно научиться, сначала используя специальные рамки.
Постепенно из этих нехитрых для взрослых умений у ребенка формируется чувство собственного достоинства и независимость, так как жизненно важная деятельность выполняется им самостоятельно. С увеличением независимости растет и уверенность в себе.
Кроме индивидуальных занятий по освоению практических навыков, дети участвуют и в совместной деятельности: вместе рисуют, беседуют, играют, выполняют групповые упражнения. Это помогает освоить формы социального поведения людей: различные приветствия, умение оказать помощь, уладить конфликт.
Когда Монтессори называла человеческий ум «математическим умом», она подразумевала под этим, что математика не является неким особо сложным явлением, суть которого могут постичь исключительно одаренные личности, но что она есть нечто присущее человеку, взаимосвязанное с его жизнью.
Заключение сделок, построение последовательностей, классификация - все это проявления математического мышления.
Ребенок сначала имеет конкретный опыт обращения с многочисленными предметами и лишь позже переходит к абстрагированию на основе приобретенных знаний. Монтессори-материалы представляют
собой «материализованные абстракции». Они открывают ребенку путь к математическому познанию мира. Монтессори-педагоги видят математическое образование детей как единое целое. Они хотят сделать ребенка способным при помощи математического мышления постичь мир природы, культуру и в хорошем смысле научиться владеть ими. Дети 3—5 лет осваивают введение в мир чисел от 0 до 10, цифровые изображения и их написание, введение в десятичную систему, понятие числа, линейные числа и другие математические понятия, включая базовые понятия геометрии и алгебры.
В Монтессори-школе каждый день начинается с общего круга, где дети обсуждают события повседневной жизни, вспоминают, что произошло с ними вчера или ночью, или утром дома, или на улице. Вместе с учительницей, если есть настроение, они читают стихи или поют песенки. Особенно важна речь, которая используется во время занятий по освоению практической жизни и при работе с материалом на развитие чувств. Главное, чтобы слово было для ребенка не абстрактной идеей, а содержательным и прочувствованным понятием. От 3 до 6 лет происходит вживание ребенка в речь.
После занятий с материалом дети часто собираются вокруг свечки. Им нравится смотреть на ее маленькое пламя. «Чем ты сегодня занимался? Какое у тебя настроение? О чем ты хочешь рассказать всем?» Идет неспешный разговор. Дети учатся слушать друг друга, сопереживать.
Не менее важна и письменная речь. Дети в Монтессори-школе учатся письму спонтанно, используя при этом целую серию специальных материалов. Это и буквы из шершавой бумаги, и таблички «гладкий-шершавый», и металлические вкладки с рамками. Есть специальный подвижный алфавит, комод со слоговыми табличками, игра «Ферма», где все фигурки подписываются.
Основными результатами обучения в Монтессори-школе считаются «знания, ставшие плотью», то есть реальные жизненные умения, в том числе - и в большой степени - и социально-психологические, с которыми ребенок входит в жизнь.
Помимо навыков письма, чтения, счета, которыми здесь овладевают гораздо раньше и быстрее, чем в традиционной школе, формируются автономность, умение принимать решения и делать выбор, что весьма нетрадиционно для выпускников обычных школ, но необходимо человеку в жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие........................................................................................................... 3
Раздел I
Специальное образование в Европе............................................................ 6
B. Вейнс
Специальное образование в Бельгии..................................................... 6
C. Гегарти
Специальное образование в Великобритании.................................. 24
Н. Форман, А. Праттен Новый подход к обучению детей
с особыми потребностями в Великобритании................................... 37
Г. Шуссер
Специальное образование
в Западной Германии (1945—1990 гг.)............................................... 48
У. Хапнце
Специальное образование
в Восточной Германии............................................................................. 54
Д. Стасинос
Специальное обучение в Греции........................................................... 65
С. Я. Пипл
Специальное образование в Дании...................................................... 71
И. Аббринг, К. Дж. У. Мейер
Специальное образование в Италии.................................................... 83
К. ван Рейсвейк
Специальное образование в Нидерландах........................................ 95
Специальное образование в Финляндии.......................................... 118
Специальное образование во Франции............................................ 127
Е. Д. Кесарев
Специальное образование в Швеции................................................. 136
Раздел II
Специальное образование в России и США...................................... 147
Л. М. Шитщына
Специальное образование в России.................................................. 147
Д. В. Лернер
Специальное образование
в Соединенных Штатах Америки....................................................... 163
Е. Д. Кесарев
Законодательная основа и программы
специального обучения в США.......................................................... 176
Раздел III
Специальное образование в Азии........................................................... 185
П. Юнсин
Специальное образование в Китае.................................................... 185
Специальное образование в Японии................................................. 191
Раздел IV
Альтернативные системы
обучения детей с проблемами в развитии............................................ 205
Л. М. Шипицына
Вальдорфская школа............................................................................. 207
Э. Шуберт
История и цели Вальдорфской педагогики...................................... 213
Т. Келлер
Кэмпхилльские общины Великобритании....................................... 221
Л. Уолкер, Н. Блиц, Е. Хау
Кэмпхилльские школы Рудольфа Штайнера.................................. 226
К. Кениг
Обучение аномальных детей и уход за ними................................. 230
Л. Шюллер-de-Ланче
Школа Монтессори................................................................................ 238
М. Монтессори
О принципах моей школы..................................................................... 243
Е. Хилтунен
Педагогика Монтессори........................................................................ 251