И возвращается ветер на круги своя




Нам пора расстаться с тобой, читатель, и с вами, мои фантазии. Первое сделать нетрудно, потому что пока эти выдумки не отправились в тираж, те, кто станет читать их, лишь смутно сквозят в моём воображении.

Расставание же с фантазиями почти невозможно. Я дал жизнь поэту, Фее, всем остальным своим героям, и они живут во мне и вне меня вполне независимо, как любой плод человеческой мысли. Рассказывают, что в Тибете претендентам на звание высокого ламы в своё время давали задание сотворить мысленный образ человека, затем уничтожить его. Не все мастера «умного деланья» справлялись со второй частью задачи. Потому что из различных форм материи мысль самая стойкая. Особенно, если её вынашивают долго. Однажды рождённая, она живёт, во всяком случае, гораздо дольше, чем оболочка её создателя. Мастера полётов в Тонком мире свидетельствуют, будто встречали там некоторых литературных героев. Эти порождения творческой мысли им виделись так ярко, что трудно было порой отличить писательскую выдумку человека от развоплощённой души.

Но создавая своих героев, я вовсе не собирался их уничтожить ни в прямом, ни в переносном смысле. Пусть живут, пусть обрастают улыбками и сочувствием, потому что все сущее на свете и с искрой Божией, и без неё больше всего нуждается сегодня в милосердии.

* * *

Много встретил на этом свете я
И людей, и идей, и затей.
Милосердия! Милосердия!
Ничего нет сегодня святей.

До печёнок земля изранена.
Обвиним ли опять кого?!
Сострадания! Сострадания!
Это нынче превыше всего.

* * *

Не ищи также в этой книге, читатель, схожести со знакомыми тебе людьми — если она и есть, то лишь условная. Глаз и чувства улавливают лишь видимое, главное же естество человека — за семью печатями. Да и наша видимость каждую минуту становится иной, что уж говорить о человеческой сути, когда она прошла через страдание, смерть и новое рождение.

Петра направили в новую командировку, посмотреть, как адаптируются к обычной жизни бывшие обитатели Авичи и вольеров. Вольеров на их прежнем месте он не застал, все они за ненадобностью были ликвидированы, хотя напоминание о них в виде мемориальной доски сохранили на воротах местного поселкового рынка. Что касается их обитателей, то никто, кроме Филумены и Филимона, не отправился в Амазонию. Оставшиеся в России бывшие функционеры рыночных партий, сами своими руками построили себе добротные дома в посёлке городского типа и доказали, таким образом, право на регистрацию некоего подобия советского колхоза или израильского кибуца, где члены данного трудового коллектива занялись выращиванием папайи и плодов киви. Назвали прежние обитатели вольеров своё объединение «КОЛПОНОС» — «Коллективное поселковое объединение «Ностальгия». Ностальгия о чём? Как объяснили Петру, для большинства — об утраченной кратковременной эпохе рыночной демократии, для немногих — об эпохе шестидесятых, для единиц — обо всём. Генеральным президентом выбрали седовласого Боба, вице-президентом — лысого Майкла, остальные обитатели вольеров превратились в президентов подразделений колхоза, например, животноводческой фермы, или автозаправочной станции. Человеческое сообщество не сочло нужным каким-то образом ограничивать право своих бывших столпов на страсть непременно занять какие-нибудь высшие должности.

Побрившийся Вольдемар Жураковский вернул себе бравый имидж прежнего либерал-демократа. Несмотря на предубеждения, он женился на Калерии Новоборской, правда, после дуэли с бывшим депутатом Думы по фамилии Буровой, тоже имевшем на неё виды. Дуэль была разыграна ещё в вольере на ток-шоу «Окно в спальню» и заключалась в перестрелке, или точнее сказать переплёске содержимого наполненных стаканов. При этом Буровой выплескивал в лицо Жураковскому американскую пепси-колу, а либерал-демократ посылал в обратном направлении русский квас.

Квас победил. Буровой позорно бежал со своего стула, но потребовал переигровки, заявив, что Жураковский добавлял в квас сельскохозяйственные ядохимикаты. Однако секундант — членообразный ведуший «Окна» протест Бурового не принял, сославшись на то, что в их кооперативе гербициды не запрещены.

Сразу с ток-шоу новобрачные отправились в свадебное путешествие по вольерам, а после их ликвидации поселились сначала в шалаше, затем в выстроенном собственными руками доме. Свои политические увлечения молодожёны сохранили в виде хобби. Они избрали семейную Думу, где спикером стала супруга, а вице-спикером супруг. Жураковский получил также официальную должность главного редактора местной поселковой стенгазеты, которая имела хорошие шансы перерасти в многотиражку. Ему также поручили вести на поселковом телевидении авторское ток-шоу «Если б я был султан». Телепрограмма, вопреки прогнозам экспертов, не получила особого рейтинга, может быть, потому, что никогда не содержала никаких намёков на положенный султану гарем, наоборот, ток-шоу проповедовало строгую моногамию. Супруга бывшего главного либерал-демократа похудела, похорошела и даже освободилась от навязчивой потребности ради торжества демократии отправиться на нары.

Изредка в посёлке «Колпонос» появляется Диктатор в своём белоснежном мундире с золотыми звёздами на погонах и на груди. Тогда жизнь в посёлке замирает. Все двери запираются изнутри, шторы на окнах задёргиваются. Но жители в щёлочку потихоньку всё же наблюдают за поведением грозного некогда властителя полумира. Они сохранили жгучий интерес к нему и в новую эпоху. Когда он останавливается, раскуривая трубку, все сердца в посёлке на некоторое время перебираются в пятки. Неужели Диктатор выбрал «Колопонос» как объект своего внимания всерьёз и надолго? Но остановки бывают краткими. Обведёт Диктатор дома своими тигриными жёлтыми глазами, посмотрит на небо, махнёт рукой и следует дальше. Что означают эти взгляд и взмах? Ждёт ли бывший вождь удобного для себя расположения светил или какого-нибудь другого знака, чтобы вновь вернуться к власти? Или, может быть, кровавый скиталец сам ищет покоя? На его изрытом мелкими оспинками лице по-прежнему ничего невозможно прочесть.

А как чувствует себя Мороженый Голавль? Как сложилась судьба могущественного повелителя земных и подземных энергий?

С ним произошло полное преображение. Во-первых, он стал писать стихи. Издалсборникчетверостиший, напоминавших рубайи Омара Хайяма. Одну из стихотворных миниатюр Голавля охотно цитировали литературные критики: «Я поднимаю свой бокал за нашу вечную дорогу. Кто мрак безбожия познал, тот обречён вернуться к Богу». Во-вторых, бывший президент холдинга напечатал философский трактат, где отрицал всякое право частной собственности на любые виды энергии. Трактат содержал такие покаянные строки: «Хотя я всегда на словах боролся с попытками монопольного владения энергетической системой страны, но в глубине души стремился сам стать подобным монополистом. И, в конце концов, сделался заложником некоего господина с голубыми рожками. Он пытался превратить меня в своё исчадие, но я вовремя одумался. Моё искреннее желание перестать быть исчадием и сделаться чадом Господним». В-третьих, опубликовал открытое письмо бывшему своему Хозяину, которое назвал «Confession of faith»[24]. В этом письме Голавль декларировал окончательный разрыв с ним и с планетой Сатурн, куда угодил слишком властолюбивый хозяин Авичи. Письмо перепечатали, озвучили и показали по телевидению все средства информации мирового сообщества, особо выделив слова: «Я так много хитрил, что, в конце концов, перехитрил самого себя».

Бывший президент энергетического холдинга с головой ушёл в проблемы религии и даже стал нештатным пастором лиги адвентистов восьмого дня. Правда, некоторые скептики высказали сомнение в искренности Голавля. Они сделали предположение, что лукавый слуга главного Лукавого, возможно, задумал какую-нибудь новую зловредную афёру. Именно поэтому его лига надеется на восьмой день Пришествия, предполагающий возвращение на землю князя тьмы. Но другие аналитики пришли к выводу, что любая мимикрия для разумного человека в новую эпоху бесплодна, тем более что за неё приходится платить так дорого, что, в конце концов, сам остаёшься ни с чем.

Друг Голавля Дарёное Чучело под влиянием ветров нового времени увлёкся вегетарианством и хатха-йогой. Из всех асан он больше всего пропагандирует стойку на голове, настойчиво убеждая общество, что корень большинства прошлых и современных несчастий в оторванности головы от земли. В своем фундаментальном исследовании «Экономика и Платон», анализируя известное изречение греческого мыслителя: «Идеи правят миром», сэр Дарёное Чучело на многих исторических примерах доказал пагубность такого постулата и, наоборот, правильность марксистско-йогического головного почвенничества, которое он уместил в собственный афоризм: «Экономика управляет головой, если голова твёрдо стоит на земле». К сожалению, в новую эпоху зона применения афоризмов сэра Чучело сузилась. Их использовали главным образом в театральных комедийных постановках.

Цветы

Мы начали эту историю с цветов, цветами и закончим. Сколько им лет, на каком витке земной эволюции они появились? Существовали ли цветы в эпоху хвощей и папоротников, динозавров и птеродактилей? Наверное, существовали, если не на земле, то в мировом океане, под толщей воды. Ведь спасение красотой не одноразовый финал, но вечный процесс в бесконечной человеческой драме. Должен же быть какой-то постоянный свидетель присутствия в ней красоты.

В цветах есть что-то таинственное и трогательное. Мы любуемся розами и гладиолусами, которые выращиваем в своих садах, но не замечаем розовых головок клевера, пробившихся через трещины в асфальте. Где-нибудь среди свалки, на отбросах нашей жизнедеятельности вырастают васильки и ромашки, как напоминание, что в хозяйстве Бога нет отбросов, всюду есть место красоте.

Городская жизнь убивает, возвратимся в природу. Эти идеи давно высказывают писатели и философы, да и любой человек воскресные и праздничные дни стремится провести за городом.

Но вот ведь штука, критики городской цивилизации не торопятся поселиться в деревне, а если и совершают такое переселение, то не спешат порвать свои связи с городом. Крестьяне в деревнях почему-то не восторгаются цветами, их больше интересуют автомобили и телевизоры.

Живущие вдали от цивилизации, где-нибудь в захолустных, «экологически чистых» углах планеты, нередко болеют и стареют даже стремительней, чем обитатели городских трущоб. Почему?

Цветок всегда поворачивает свою головку в сторону солнца. Может быть, в этом, разгадка его обаяния. А мы часто ли поднимаем свои глаза к Солнцу? Нам известно, что оно производитель хлорофилла в растениях, источник магнитных бурь, войн, революций, эпидемий, приступов общечеловеческого безумия. А чем еще является для нас Солнце? В древности ему поклонялись, как светлому богу, как источнику земной красоты и творчества. Так ли уж наивны и невежественны были наши предки?

Цветок открыт миру, как ребёнок — доверчиво, широко, безоглядно. Если человек проявляет заботу о цветке, тот тянется к человеку так же, как к солнцу.

Анютины глазки

Мало места на дачном участке.
Посадил я под хмурый навес
У сарая
Анютины глазки,
Два десятка глазастых невест.

Перегноем удобрил их густо,
Поливной обеспечил уют,
И проснулось ответное чувство
На душе у прекрасных анют.

Спозаранок кивали мне радостно,
Посылая с земли аромат.
Продолжался до самого августа
Этот наш коллективный роман.

Но когда замолчали в округе
С первым инеем все соловьи,
И мои дорогие подруги
Уронили головки свои.

Я уж так их и этак выхаживал,
Землю рыхлил, фонариком грел
И ладонями тёплыми даже,
Но, конечно, спасти не сумел

Ни одной из весёлых анюток...
Тем короткая жизнь и мила,
Что до самой последней минуты
Верим в силу любви и тепла.

* * *

Мы любуемся нежной фиалкой,
Что пробилась сквозь аспидный мрак,
И сияет над мусорной свалкой
Наших вечных застолий и драк.

Мы Творцу благодарны за Творчество,
За терпенье века и века...
Но самим почему-то не хочется
Стать смиренным подобьем цветка.

* * *

Бывает, сердце так закрутит смута,
Что ты уже отчаяться готов,
И в эти, всем знакомые минуты
Незаменима музыка цветов.

Поют нам розы и кусты сирени,
Что ночь пройдёт и вновь наступит день.
Божественны цветы в своём смиренье,
В своём желанье поддержать людей.

Но мы с тобой, кого в минуту боли
Утешили, от смуты отвели,
Душа моя?
Господь всегда с тобою
Зерном цветка под толщею земли.

Таня и Пётр, вскоре после возвращения из Амазонии, сыграли свадьбу, весёлую, с великим множеством гостей.

Как празднуют свадьбу в новую эпоху? С венчанием, но без церкви и без священников.

Зато все атрибуты венчания — венцы, обручальные кольца, сваты — сохранились. Популярная же музыка конца Кали-юги на свадьбах не звучит никогда. Она вообще исчезла из обихода, хотя практичные люди новой эпохи используют ее иногда для выведения тараканов, когда не хотят применять химические снадобья. Они включают записи старых популярных шлягеров и уходят из квартир. Тараканы тоже спасаются бегством.

Вино на свадьбах, как и на других праздниках, продолжают пить, но очень понемногу и, по примеру древних греков, разводят водой. Водка из употребления ушла навсегда.

После ухода свадебных гостей Таня и Пётр сидели на диване молча, наслаждаясь наступившей тишиной.

— Пётр, я хочу, чтобы у нас появился цветок, — прервала молчание Таня.

— А ему известно об этом твоём желании? Он хочет появиться у нас? — Пётр обнял жену и привлёк её к себе.

— Я думаю, миг настал. Каким бы хотел его видеть?

— Разве так важно говорить об этом теперь?

— Теперь это самое главное.

— Мои руки и губы скажут тебе всё.

— Женщина любит ещё и нежность слов.

— Я хотел бы, чтобы он был лучше нас.

— А мне хотелось бы, чтобы наш ребёнок любил людей так же горячо и чисто, как это умеет делать мама. Что ещё ты скажешь?

— Я хотел бы, чтобы он никогда не позволял влетать в свою душу мухам.

— И чтобы он, как мама, помогал людям освободиться от мух.

— Я хотел бы, чтобы он всегда был крылатым. Чтобы он летал по всем мирам, как твоя мама.

— Да, да, да! Иди ко мне, любимый.

 

Целую ночь вокруг Тани и Петра кружился хоровод разноцветных искр. Под утро из открытого окна появилась ещё одна искра, она скользнула в грудь Петра, превратилась в сияющий шарик, который затем перекочевал в грудь Тани. Эта искра отделилась от сиреневого облака, проплывавшего в утреннем небе.

Облако чем-то напоминало Фею.

* * *

Ставлю точку в этой длинной песне,
Покидаю надоевший миф.
Жизнь и смерть гораздо интересней,
Чем любые выдумки о них.

Говорю Царю обеих: — Боже!
Ты велик, а я... — словесный крот.
Царь в ответ смеётся:
— Я не больше, чем твоя свобода и полёт.


Содержание


С. Ключников.
Веселое пророчество. Предисловие. 2


Часть первая. 7

Тюльпан. 7

Тени. 8

Мороженый Голавль. 10

Провожатый. 20

Райские встречи. 22

Земные касания. 25

Фея. 27

Радость креста. 30

Благополучие и благоотдача. 31

Учитель по имени страдание. 34

Диктатор ждет своего часа. 38

Безумие и терпение. 42

Праздник в холдинге. 44

Кое-что о свободе воли. 49

Письмо из Гималаев. 53

Пещеры Тибета и Индии. 59

Разлука. 63

Песня Радости. 65

Часть вторая. 68

После катастрофы.. 68

Умное деланье. 73

Встреча с великим странником.. 76

Зона вольеров. 79

Майкл и Боб. 85

Старые знакомые. 88

Таня. 90

Молитва и научный эксперимент. 92

Командировка в Амазонию.. 95

В гостях у Джорджа Бакса. 97

Еще одно обновление. 102

Интервью с «Богом». 103

И возвращается ветер на круги своя. 107

Цветы.. 109

 


[1] Memento mori (лат.) — помни о смерти.

[2] «Holding company of Sir Chub-Ice. No entrance» — «Холдинговая компания сэра Мороженого Голавля. Вход воспрещен». (Здесь и далее перевод с английского.)

[3] Corruption prohibited — коррупция запрещена.

[4] To undo prohibit — развязывать запрещено.

[5] Obscenities prohibited — нецензурная брань запрещена.

[6] Gents — джентльмены.

[7] Room of joy — комната радости.

[8] Еsteem — уважаем, love — любим.

[9] Heart of holding company — сердце холдинга.

[10] I am glad to meet you, Mr. Novice — рад с вами познакомиться, господин новичок.

[11] Totalitarian banality — тоталитарная банальность.

[12] Guy — чучело, пугало, страшилка.

[13] Авичи (санскр.) — ад.

[14] «Хай!» — привет!

[15] «Браво!», «мор!», «анкор!» — ещё!

[16] Акаша (санскр.) — в буддизме тончайшая сверхчувственная мыслеоснова проявленного мира. Считается, что все происходящее с нами и вокруг нас имеет отпечатки на ней.

[17] Умное делание — близко по значению к умному деланию в православном исихазме.

[18] Сарос — проявление.

[19] Кальпа — в буддизме и индуизме — максимальный цикл развития во вселенной.

[20] Homo-reconstruction — человек-перестройка.

[21] US RIVERINES — речная пехота.

[22] Stars — звёзды, in way — в пути.

[23] With dream — с мечтой.

[24] Confession of faith — признание веры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: