Формирование интереса к русской народной песне у детей пятого года жизни 2 глава




Достоинство программы проявилось в том, что большое внимание уделялось играм как средству развития мышления, воображения, способностей, творчеству ребёнка как средс­тву познания окружающей действительности, развития речи. Игра в это время утверждается как основной вид деятель­ности дошкольника, в программе указывается, что она спо­собствует воспитанию здорового, жизнерадостного ребёнка. Кроме того, игра в этом документе рассматривается с точки зрения её значения для становления детских взаимоотноше­ний, воспитания в духе коллективизма. Детским садам реко­мендовались подвижные игры с правилами, дидактические, строительно-конструктивные, свободные, творческие игры или стимулированные, когда педагог различными средства­ми - чтением книг, проведением экскурсий, а чаще всего «ор­ганизацией среды» - пособиями, игрушками и игровыми ма­териалами «наводит детей на игру».

В программе даются указания о воспитании в детях коллек­тивизма, о руководстве детьми в освоении правил поведения, приобретении навыков коллективной жизни, установлении дружеских отношений друг с другом и уважительного отно­шения к взрослым.

В программе 1934 года значительно усилено внимание к об­разовательной работе детского сада; стали упорядочиваться организационные формы обучения. Программа вводила в де­тском саду организованные, «установленные» занятия.

Организованные занятия были двух видов. Первый - фрон­тальные занятия, когда всем детям давали один и тот же ма­териал и одинаковое задание, и занятия группами - задание общее для всех, но каждый выполнял какую-то его часть. Второй вид - занятия по выбору: воспитатель предлагал де­тям три-четыре вида материалов, и они сами выбирали и ма­териал, и тему работы, и способы выполнения. Было предус­мотрено расписание занятий на неделю для детей 7 лет: 3 за­нятия по грамоте; 3 - по математике; 2 - по ознакомлению с природой; 2 музыкально-ритмических занятия; 4 - работа с материалами; 2 - по развитию речи.

Между тем программа имела недостатки. Так, в ней недо­оценивалась роль воспитателя и переоценивалась роль сре­ды в развитии ребёнка, воспитательной работе не уделялось должного внимания, роль педагога ограничивалась наблюде­нием за детьми и «организацией среды». В программе детали­зировалось, какие игрушки, пособия, материалы, инструмен­ты должен подобрать педагог. Согласно ей, воспитатель дол­жен лишь «следить» за правильным развитием ребёнка, а не руководить им.

Программные указания к организации игр в детском саду и строго регламентировали их тематику, поэтому не получали развития игры, возникавшие по желанию детей, что препятствовало развитию их творчества, инициативы. Таким обра-1ом, хотя воспитательная роль игры подчёркивалась, но пред­лагаемые методы «стимулирования» игровой деятельности не соответствовали специфике игры и педагогическим задачам руководства ею. Но важно отметить, что попытка найти пути педагогического руководства игрой на этом этапе была про­дуктивной, так как поиску методов руководства играми, отражающими окружающую действительность, уделялось осо­бое внимание.

В июле 1936 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О пе­дологических извращениях в системе Наркомпроса», в кото­ром осуждалось диагностирование педологами детей, опреде­ляющее уровень их развития. Нередко поставленный ребён­ку «диагноз» оказывался ярлыком, негативно отражавшимся на отношении к нему окружающих. Это постановление вос­становило в правах педагогическую науку, роль педагога-вос­питателя в формировании личности ребёнка. Оно подчерк­нуло важность изучения детей самими воспитателями в пов­седневной жизни, в естественной и привычной для детей об­становке.

Н.К. Крупская в своей работе «Об извращениях в до­школьном деле» отмечала, что отрицательное влияние пе­дологии особенно проявилось в дошкольном воспитании. Объясняется это тем, что общественное дошкольное воспи­тание - дело новое, кадры были слабо подготовлены, опыта не хватало.

Выявленные недостатки в области теории и практики до­школьного воспитания определили необходимость создания новых программ для детского сада.

В 1938 году, а в это время в нашей стране было уже 24 тыс. дошкольных учреждений, на основе критического анализа ранее существовавших программ и с учётом лучше­го опыта были изданы «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателя детского сада». Непосредственное учас­тие в создании этих документов принимала Н.К. Крупская. Авторами «Руководства» были А.В. Суровцева, Е.И. Радина, Д.В. Менджерицкая, Ф.С. Левин-Щирина и другие. К состав­лению «Устава» и «Руководства» привлечён широкий актив воспитателей, методистов, научных работников.

Развернулась работа по изучению путей формирования у детей знаний, навыков, умений и способностей. Это имело неоценимое значение в определении новых принципов подхо­да к воспитанию детей дошкольного возраста. Разработанная психологами (Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым) концепция о роли освоения ребёнком общественно-исторического опы­та в его нервно-психическом развитии, о роли обучения в присвоении индивидом человеческой культуры обосновала необходимость обучения в дошкольных учреждениях всех воспитанников детских садов с целью всестороннего разви­тия, улучшения подготовки их к школе, создания предпосы­лок для творческой общественно полезной деятельности.

Большое значение образовательной работе в детских садах придавала Н.К. Крупская. Она писала: «Мы должны уважать права ребёнка, в первую голову его право на образование -то образование, которое необходимо для его возраста, ощу­пать каждую вещь, понюхать её, десяток раз что-то над ней проделать, десятки раз осмотреть её, десяток раз повторить её название и т. д. и т. п. Надо идти навстречу его желанию расширить свой горизонт путём наблюдения живой приро­ды, живых людей, их труда, их взаимоотношений... Для до­школят право на образование - это право познавать окружа­ющую жизнь».

Идеи обучения детей дошкольного возраста разрабатыва­лись видным педагогом того времени Е.И. Тихеевой. Её ди­дактика строилась на прогрессивных положениях педагогики Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского. Она раз­работала программу образовательной работы детского сада но таким разделам, как ознакомление с окружающим миром, родной язык, счёт, знакомство с геометрическими формами. 111. Тихеева отстаивала позицию обучения детей в дошколь­ном возрасте и ещё в 20-е годы писала: «Обучение ребёнка на­минается задолго до того, когда его засаживают за букварь и перо. Руководить именно этим обучением и есть основная задача детского сада».

Известный советский учёный педагог, под руководством Которой в 50-е годы была разработана теория и практика обу­чения в детских садах, А.П. Усова высоко оценивала работу и взгляды Е.И. Тихеевой. Она подчёркивала: «Богатый опыт I II. Тихеевой служил ценным источником для решения дидактических проблем советского дошкольного воспитания. Однако этот опыт долго оставался непризнанным».

В теории и практике дошкольного воспитания в 20-30-х го­дах параллельно развивались два направления: познаватель­ное (знания давались детям в виде тем) и педагогика «дела­ния» (знания, умения, деятельность). «Образовательные за­дачи, - писала по этому поводу А.П. Усова, - пытались разре­шать "чисто воспитательным путём", в процессе "организа­ции детской жизни", в форме "заданий", "организующих мо­ментов", "тем" и т. д.».

В связи с этим представляет интерес методическое пись­мо, выпущенное в 1937 году Наркомпросом РСФСР, «Как пе­рестроить работу детского сада». Цель письма заключалась в том, чтобы помочь педагогам детских садов в их работе до того, как выйдут новые программы, разрабатываемые до­школьным отделом Наркомпроса РСФСР на основе поста­новления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических из­вращениях в системе Наркомпроса».

В письме вскрывались ошибки, допущенные в программах детского сада и практике работы с детьми. Главные из них следующие:

1. Основой программы 1934 года является образовательная работа. Перечисляются навыки и знания, обязательные для усвоения детьми в строго определённые сроки.

2. Знания и навыки в программе чрезвычайно детализиро­ваны, раздроблены.

3.Программа перегружает ребёнка сложными знаниями и навыками.

4. Образовательная работа осуществляется в ущерб воспи­тательной, причём программа рекомендует всю работу с де­тьми проводить по темам (комплексам), в основу которых также положены образовательные задачи.

5. Находясь под влиянием педологических схем изучения ребёнка, многие воспитатели детского сада мало знают детей, что, безусловно, мешает индивидуальному подходу к ним, имеющему особое значение для воспитания детей дошкольного возраста. Всё это делает программу формальной и нано­сит явный вред работе детских садов.

В письме определяются задачи детского сада, который дол­жен воспитать здоровых, бодрых, жизнерадостных детей, по­этому основное место в работе детского сада должно быть от­ведено правильному физическому воспитанию детей.

В методическом письме раскрываются задачи нравствен­ного, художественного воспитания, и ни слова не говорит­ся об умственном воспитании, о подготовке детей к школе. Нетрудно заметить, что наряду со справедливой критикой были сделаны и неверные выводы, в результате чего из про­грамм и практической работы с детьми выпали образователь­ные задачи, утвердилась явная недооценка усвоения детьми знаний, навыков и умений. Справедливо критикуя завышен­ные требования в программе 1934 года к труду и занятиям де­тей с разными материалами, методическое письмо 1937 года не даёт чётких указаний, как осуществлять трудовое воспита­ние, развивать умения в работе с разными материалами.

Подобная недооценка роли систематических знаний, навыков и умений прослеживается и в отношении изобрази­тельной деятельности. В методическом письме подчёркива­ется, что занятиям рисованием, лепкой, с бумагой и разны­ми материалами необходимо уделить большее место в работе с детьми. Основная задача этих занятий заключается в раз­витии творчества и инициативы. Никаких задач по овладе­нию изобразительными знаниями, навыками, умениями не выдвигается.

Очевидно, что такие методические указания не могли на­править внимание педагога на систематическую работу с детьми, на усвоение ими необходимых для успешной деятельностизнаний, навыков, умений. Поэтому и указания о развитии инициативы, творческих способностей не могли быть реализованы.

Тенденция к снижению роли усвоения детьми знаний, навыков, умений, отрицанию необходимости образовательной работы с детьми, систематического проведения занятий, умственного воспитания прослеживается и в выпущенном в 1939 году Центральным научно-методическим кабинетом по до­школьному воспитанию при Наркомате просвещения РСФСР сборнике статей «В помощь воспитателю детского сада и пло­щадки на селе». Авторы сборника, в основном, - методисты по дошкольному воспитанию, и книга носит характер реко­мендаций, указаний для воспитателей. Показательно поэто­му, что в режиме дня, рекомендуемом для дошкольных уч­реждений, занятия как форма обучения не выделяются. В ре­жиме определено время для игр и занятий, тем самым под­чёркивается занимательный характер последних. В статье «Режим дня в детском саду и на детской площадке» указы­вается: «Играть и заниматься детям нужно с утра, когда они приходят в детский сад, после завтрака и до обеда, после днев­ного сна и до ухода домой. Если дети ночуют на площадке или в детском саду, то играм и занятиям отводится время до ужи­на...» Из сказанного видно, что задачи обучения ещё не вхо­дят в работу детского сада.

По существу в статьях нет и рекомендаций о методических приёмах проведения игр и занятий с детьми, а те указания, что имеются, носят неконкретный, расплывчатый характер.

В статье «Рисование, лепка и другие занятия с материалами в детском саду и на площадке» нет указаний о том, какие на­выки и умения должны усвоить дети, чтобы изобразить что-то в рисунке, лепке. Автор рекомендует проводить занятия как на свободную тему, так и по заданию (последние только со старшими детьми). Вот что пишет он о руководстве этими занятиями: «Часто дети рисуют, лепят то, что им самим хо­чется изобразить. Каждый придумывает по-своему. Это - за­нятие на свободную тему. Детям постарше воспитательница иногда предлагает что-либо слепить, нарисовать или выре­зать из бумаги. Это - занятия по заданию. И те и другие за­нятия полезны для развития ребёнка: занятия на свободную тему помогают развивать у детей самостоятельность, умение передать то, что их интересует; занятия по заданию дают вос­питательнице возможность направлять внимание детей на различные предметы и явления, приучают детей выполнить то, что им поручается». В статье нет ни слова о том, какие на­выки и умения должны быть усвоены детьми. Говоря о рисо­вании карандашами и красками, автор объясняет лишь, ка­кие карандаши и краски можно давать детям, в каком коли­честве, как их приготовить. Это же относится и к лепке, объ­ясняется лишь, как готовить глину для лепки.

Таким образом, и по отношению к изобразительной де­ятельности детей задачи обучения не выделялись и не стави­лись в рассматриваемом сборнике.

Не включала образовательного содержания и вышедшая в 1938 году программа («Руководство для воспитателя детско­го сада»). Разработка вопросов обучения детей в дошкольных учреждениях начинается лишь в 40-е годы.

В «Уставе детского сада» цели воспитания определены как всестороннее развитие и воспитание детей в духе коммуниз­ма. В нём сформулированы задачи детского сада, представ­лена структура, принципы комплектования, основные типы детских учреждений, длительность их работы, требования к питанию, помещению. Указывалось, что в детском саду рабо­та ведётся на родном языке. Устанавливались требования к образовательному уровню воспитателей, определялись обя­занности заведующей, подчёркивался принцип единонача­лия. Здесь чётко была определена ведущая роль воспитателя в воспитании детей.

В соответствии с основными целями и задачами вос­питания «Устава» программно-методический документ «Руководство для воспитателя детского сада» конкретизиро­вал задачи, содержание и методы работы с учётом возрастных особенностей детей. «Руководство» включало введение и семь глав: «Физическое воспитание», «Игра», «Развитие речи», «Рисование, лепка и занятия с другими материала­ми», «Музыкальное воспитание», «Знакомство с природой», «Развитие первоначальных математических представлений».

Задачи воспитания коммунистической морали и пути осу­ществления этой работы в детском саду были раскрыты во введении к «Руководству». Вся воспитательная работа де­тского сада, указывалось в «Руководстве», должна вестись в соответствии с особенностями детей дошкольного возраста и способствовать подготовке к успешному обучению в школе.

Основная задача детского сада, как отмечалось в этом до­кументе, - правильное физическое воспитание детей. Другая важная задача - умственное воспитание, расширение круго­зора ребёнка путём игр, занятий, знакомства с природой и ок­ружающей жизнью. Подчёркивалось важное значение нравс­твенного воспитания, формирования у детей любви к Родине, В.И. Ленину, Советской Армии, уважения к труду, лучшим людям страны, указывалось на важность воспитания с ран­него детства дружбы, организованности, умения вести себя в коллективе, совместно играть, помогать друг другу. Задача пе­дагога - воспитывать нравственные качества детей, их волю, настойчивость, выдержку, смелость, правдивость, уважение к родителям и старшим.

Большое место отводилось эстетическому воспитанию, ко­торое рекомендовалось проводить с помощью музыки, пе­ния, детской художественной литературы, наблюдения красо­ты природы, рассматривания художественных картин, игры, рисования, лепки и других занятий. Все эти задачи, подчёр­кивалось в «Руководстве», можно выполнить благодаря ак­тивной работе педагога, который полностью отвечает за пра­вильное воспитание каждого ребёнка. Повышались требова­ния и к воспитателю, которого отличает знание своего дела, инициативность в работе, разнообразные практические уме­ния, внимательное отношение к детям, любовь к ним, высо­кая политическая сознательность. Своим собственным пове­дением воспитатель даёт пример аккуратности и порядка, в процессе занятий применяет разнообразные приёмы руко­водства, вызывая и поддерживая детскую самостоятельность и инициативу, внимательно наблюдает и руководит не только всей группой детей, но и каждым ребёнком.

Однако «Руководство» не было свободно от недостатков. Программно-методические указания и содержание програм­много материала давались не по возрастным группам, а по от­дельным разделам работы. Это создавало трудности для вос­питателя в планировании работы, распределении материала в течение года, определении его объёма в конкретные проме­жутки времени (месяц, квартал и т. п.), в определении объё­ма и конкретного содержания работы в каждой возрастной группе.

Материал для младшей, средней и старшей групп распре­делялся фрагментарно в разделах работы. В разделе «Игра» указывалось на необходимость наблюдать за играми детей. Вместе с тем мало внимания уделено требованиям к руко­водству играми, методам обогащения содержания детских игр, что значительно снижало роль воспитателя во время игр и их воспитательное значение.

Систематическое и планомерное осуществление задач вос­питания в практике работы по «Руководству» затрудня­лось из-за недостаточной конкретности программного ма­териала и методики его преподнесения детям. Например, из «Руководства» 1938 года был исключён имевшийся в предыду­щих программных документах специальный раздел, направ­ленный на воспитание детей в духе коммунистической мора­ли. Эти вопросы были раскрыты лишь в общем виде во вве­дении к «Руководству». Вместе с тем конкретизировать про­граммное содержание, методы работы с детьми в этой, одной п і наиболее сложных областей воспитания, установить необ­ходимую последовательность в преподнесении и усложнении познавательного материала с учётом возможностей дошкольников было под силу только наиболее квалифицированным практическим работникам.

Несмотря на некоторые пробелы, «Устав» и «Руководство» 1938 года имели огромное значение для улучшения работы детских садов. Они основывались на передовой практике и достижениях теории дошкольного воспитания.

В 1943 году была создана Академия педагогических наук, благодаря чему научно исследовательская работа по проблемам дошкольного воспитания значительно активизировалась В НИИ теории и истории педагогики был создан сек­тор проблем дошкольного воспитания. В нём под руководс­твом А.П. Усовой работали Р.И. Жуковская, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина. В НИИ художественного вос­питания изучали проблемы эстетического воспитания Н.П. Сакулина, позднее – Н. А. Ветлугина.

На основании проведённых исследований в 1945 году были выпущены новый «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателя детского сада». В этих документах появились но­вые разделы «Работа детского сада с семьёй», «Обязательные занятия». Данные документы развивали положения предшес­твующих «Устава» и «Руководства» (1938), обогащались пос­ледними достижениями теории и практики дошкольного вос­питания. В «Руководстве» 1945 года более чётко был постав­лен вопрос о ведущей роли воспитателя.

В этом документе преодолевались многие недостатки, ха­рактерные для предыдущего программно-методического до­кумента. Так, были учтены трудности практики по конкре­тизации программного содержания работы по возрастным группам. В новом документе содержание всей воспитатель­ной работы, объём, конкретные задачи и требования к вос­питанию детей разных возрастов разработаны и представле­ны по возрастным группам.

Большое внимание уделялось закаливанию детского орга­низма и развитию движений детей, воспитанию правильной осанки.

Раздел «Родной язык» был дополнен такими важными воп­росами, как выработка правильного произношения, обогаще­ние словаря детей, развитие связной речи. Воспитатель дол­жен был научить ребёнка чётко произносить и строить фра­зы, употреблять точные обозначения предметов, их свойств и качеств, действий.

В «Руководство» 1945 года был вновь введён раздел, на­правленный на то, чтобы ознакомить детей с окружающим бытом и общественной жизнью. В нём поставлена за­дача не только сообщать детям сведения, расширять их кругозор, но и воспитывать положительное отношение к тому, что их окружает. На основе знакомства с жизнью советских людей, трудом в разных республиках страны, родным горо­дом воспитывать детей в духе патриотизма и интернацио­нализма. Гражданственная направленность «Руководства» 1945 года ярко проявилась благодаря списку музыкаль­ных и литературных произведений, рекомендованных для слушания в детском саду. Например, для старшей груп­пы: «Гимн Советского Союза», песни - «Маленький лётчик» В. Белого, «Конармейская» Д. Покрасса, «Партизан Железняк» М. Блантера, «Песня о пионере Ибрагимове» Д. Кабалевского, «Песня о Павлике Морозове» Ф. Сабло, «Замучен тяжёлой не­волей». Для пения рекомендовали песни М. Красева «Мы победим», М. Старокадомского «Будем бойцами», а также песни народов СССР. В списки художественной литературы были включены стихи В. Маяковского «Возьмём винтовки но­вые», 3. Александровой «Гибель Чапаева», Л. Квитко «Письмо Ворошилову» и другие.

Новым в «Руководстве» явилось то, что знакомство детей с природой вошло составной частью в раздел «Знакомство с окружающим». Указывалось значение ознакомления с приро-ни1 для сенсорного развития детей. Подчёркивалось значе­ние сенсорного воспитания, умственного развития. Помогая ребёнку ориентироваться в окружающем, воспитатель, гово­ри лосі, в «Руководстве», должен формировать разнообразные интересы, развивать любознательность, наблюдательность, научить правильно, реалистично понимать явления природы и жизни.

Важным средством умственного воспитания признавались дидактические игры. В новом разделе «Работа детского сада с семьей» раскрывались содержание и формы этой работы. Большое внимание уделено пропаганде общественного до­школьного воспитания среди широких масс населения.

Новым в «Руководстве» было указание, чему должны на­учи і и я дети той или иной группы к концу года. Тем самым перед воспитателем ставилась задача выполнить в конкретный срок указанные в программе требования. Надо отметить, что как в «Руководстве» 1938 года, так и в 1945 году не был разработан раздел, посвященный трудовому воспитанию до­школьников. Поэтому недостаточно раскрывалось содержа­ние детского труда, формы его организации, роль трудовой деятельности в нравственном воспитании.

Этот вопрос, наряду с такими не решёнными в дошкольной педагогике вопросами, как содержание, формы и методы обу­чения в детском саду, проблемы игры, нравственное воспита­ние, воспитание дошкольников в семье, преемственность ра­боты детского сада и школы и другие, стал предметом даль­нейших научных исследований.

В 1940-е годы в дошкольной педагогике выдвигается идея о необходимости выделить в воспитательном процессе его об­разовательное содержание. Эта прогрессивная идея была на­правлена к тому, чтобы преодолеть влияние теории «свобод­ного воспитания».

В «Руководстве» 1945 года рекомендовалось проводить обязательные занятия (изменения по сравнению с преды­дущим документом, где они названы «установленными»). Указывалось, что они являются обязательными для детей, ор­ганизуются со всей группой по заранее продуманному плану и проводятся в определённое время. Цель их, как было ска­зано, - дать детям знания, навыки и умения. Вместе с тем в большей степени подчёркивалось их воспитательное значе­ние, а не образовательное. Говорилось, что занятия способс­твуют развитию произвольного внимания и волевых уси­лий, дисциплинируют мысль ребёнка, организуют поведе­ние. Отмечалось, что обязательные занятия должны помочь ребёнку подняться на более высокий, доступный его возрас­ту уровень развития, однако в тот период это указание ос­тавалось декларативным. Несмотря на то, что дидактические задачи в этом «Руководстве» сформулированы уже достаточ­но отчётливо, сохранились рекомендации идти от интересов ребёнка, что было характерно и для практики первой полови­ны 40-х годов. На этом уровне развития дошкольной педагогической науки ещё не была выделена программа обучения, которая должна осуществляться именно на занятиях, роль воспитателя сводилась к постановке заданий. Занятия про­водились по типу свободной деятельности, а обучение в зна­чительной мере подменялось самообучением.

Из-за неразработанности ряда теоретических вопросов в психологии и педагогике, и, в частности, взаимоотношений воспитателей и детей, обучения и развития, возрастных осо­бенностей детей, педагоги и практики не смогли освободить­ся от влияния теорий саморазвития ребёнка, которое про­исходит в значительной мере независимо от воспитания и обучения. Утверждающийся в этот период принцип рабо­ты детей на обязательных занятиях по методике «заданий» НЄ обеспечивал планомерной образовательной работы. Эти занятия были рассчитаны на творческую активность детей, в значительной мере зависели от их склонностей и не имели чёткой программы. Овладение знаниями и умениями в «Руководстве» предполагалось, в основном, как желательное, по необязательное. Познавательный материал для каждого возраста дан в этом документе без акцента на знания, существенные для умственного развития детей, которые они должны усвоить на занятиях.

Исследования по проблемам обучения (А.П. Усова, Н.П. Сакулина) в 1940-х годах только начинаются. Известный советский учёный А.П. Усова в статье, посвященной обучению стар­ці их дошкольников, писала в 1948 году: «В советской педагогике и психологии вопрос обучения рассматривался до сих пор как проблема школы и школьного возраста. Лишь недавно стали делаться попытки выяснить роль обучения в развитии и ребёнка дошкольного возраста, определить цели, содер­жание и организацию этого обучения». Усова подчёркивала, основанием для постановки вопроса об обучении в до­школьном возрасте является единство воспитательно - образовательного воздействия, включающего две неразрывно связанные друг с другом стороны влияния на развитие личности ребёнка: воспитание - как развитие нравственных черт

ношений детей друг к другу и к взрослым, начатков характе­ра и воли, привычек и вкусов, физических свойств, и обуче­ние - как сообщение первоначальных сведений о людях, ве­щах и явлениях окружающего мира, формирование навыков и умений.

Выступая за систематическое и целенаправленное обучение в детских садах, А.П. Усова, основываясь на результатах опыт­ной работы по обучению, сравнения данных эксперимента с достижениями широкой практики детских садов, справедли­во указывала, что образовательная работа приобретает по-настоящему важное значение и влияет на развитие всех детей в группе детского сада только в том случае, если она ведёт­ся путём обучения, с учётом возрастных особенностей, имеет свои задачи, характерные формы организации и методы.

В эти годы под её руководством в дошкольном секто­ре Института теории и истории педагогики АПН РСФСР ведётся широкое исследование проблемы обучения детей до­школьного возраста на занятиях в детском саду. Вопросы обу­чения родному языку в дошкольном возрасте в эти же годы ставятся в работах М.М. Кониной. Обучение началам мате­матики - тема, разрабатываемая A.M. Леушиной. На основе этих исследований А.П. Усова, РИ. Жуковская, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина разработали теорию и практи­ку обучения в дошкольных учреждениях.

В области изобразительной деятельности приоритет в ре­шении проблемы обучения принадлежит Н.П. Сакулиной.

Обосновывая необходимость обучения, А.П. Усова писала: «Не у всех детей в одинаковой степени развивается способ­ность воспринимать, усваивать речь, счёт, рисование и т. д. Если не идти здесь активным путём, т. е. не обучать детей, тогда ряд существенных задач не будет осуществлён, разви­тие ребёнка не получит нужного направления. Значит, если руководствоваться определёнными образовательными зада­чами, то необходимо прибегнуть к обучению.

Обучение характерно активной, обучающей ролью взросло­го. Это даёт возможность целенаправленно осуществлять

задачи, идти рациональный путём... Обучение содержит воз­можность управлять процессами детского развития».

Решением коллегии Министерства просвещения РСФСР 4 сентября 1951 года признаётся целесообразным ввести обу­чение в практику работы детского сада. В решении указыва­ется:

1. Обучение в детском саду рассматривать как процесс планомерной передачи воспитателем и усвоения детьми простейших знаний, умений и навыков, предусмотрен­ных «Руководством для воспитателя детского сада».

2. Обучение в детском саду должно носить организованную форму, проводиться на обязательных занятиях, где вос­питатель ведёт работу со всей группой детей и обеспечи­вает усвоение программного содержания каждым ребён­ком. Обучение на обязательных занятиях носит воспи­тывающий характер: детям даются не только простейшие знания и навыки, но воспитывается отношение к людям, к явлениям природы и общественной жизни, воспитыва­ется поведение ребёнка.

Содержание обучения в детском саду определяется «Руководством для воспитателя детского сада». С введением в детских садах обучения встал вопрос о пе­реработке «Руководства» 1945 года. Новый программный документ - «Руководство для воспитателя детского сада» - вы­шел в 1953 году.

И «Руководство» 1953 года были включены указания об обу­чении, подчёркивалось его значение, раскрывались формы организации, методы. Но содержание образовательной работы в этом документе ещё мало изменяется по сравнению с «Руководством» 1945 года по той причине, что не все его разделы были разработаны в соответствии с новыми требованиями. Это предстояло сделать специалистам в области развития ребёнка-дошкольника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: