Формирование интереса к русской народной песне у детей пятого года жизни 5 глава




Особого внимания заслуживает проблема понимания и использования детьми в их творчестве средств художествен­ной выразительности: формы, линии, колорита компози­ции. Цвет, колорит в изобразительном искусстве - важное средство выразительности. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира привлекают внимание ребёнка.

Дети начинают передавать цвет предметов в рисунках, ап­пликациях. Анализируя продукты детского изобразительно­го творчества, многие исследователи подчёркивали специфи­ку применения детьми цвета (Е.А. Флёрина, Е.И. Игнатьев, Н.П. Сакулина, B.C. Кузин, Т.С. Комарова, B.C. Мухина, Л.В. Пантелеева, Т.Я. Шпикалова, А.А. Мелик-Пашаев, Е.Г. Приходько, А.В. Размыслова и др.). Цвет сильно воздейс­твует на детей. Однако бывает, что они не обращают на него внимания, игнорируют его. Лишь в некоторых случаях цвет выступает для детей как неотъемлемое свойство предметов, например, зелень хвои, окраска некоторых видов цветов (ро­машки, васильки, незабудки и др.).

Широко распространено мнение, что дети любят яркие цве­та и используют их как средство выразительности. Наши эк­спериментальные данные и наблюдения показывают, что эту особенность можно отнести лишь к отдельным детям. В мас­се своей младшие дошкольники, как правило, не стремятся к цветовому решению изображения, могут выполнить весь ри­сунок одним цветом. Даже напоминание ребёнку о том, что в его распоряжении есть карандаши (краски) разного цвета, не вызывает желания применить их. Услышав напоминание воспитателя, он может сменить карандаш или краску, одна­ко затем продолжает рисовать этим цветом. Подобное явле­ние наблюдается не только в младшей, но и в средней группе. Это можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения внимание детей чаще обращается на форму пред­метов, без активного освоения которой изображение полу­чается неузнаваемым, цвет же для них не выступает как обя­зательное свойство предмета. Нужна систематическая рабо­та с детьми по развитию их цветового восприятия, причём не только на занятиях изобразительной деятельностью, но и в повседневной жизни, в процессе наблюдений предметов и яв­лений природы, в различных детских играх, особенно дидак­тических. Обогащение сенсорного опыта позволяет сформи­ровать представление о цвете предметов как необходимом и меняющемся свойстве.

Содержание и методики развития цветового восприятия, особенности усвоения детьми цветовых эталонов - цве­ти спектра, знаний о цветах и оттенках и способах их по­лучения, обучение передаче цвета предметов в изображении, цветового строя в декоративном творчестве в разных возрастных были разработаны в результате исследований сенсорного воспитания и декоративно го творчества (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, И >.В. Максимов, А.А. Грибовская, Л.В. Пантелеева, Е.Г. Приходько - в нашей стране, Ц. Шейтанова - в Болгарии). Детям доступны сведения о последовательности спектральных то­пок, о тёплой и холодной гамме спектра. Они овладевают умением смешивать цвета и получать более светлые и более на-I in ценные оттенки: при рисовании карандашами - регули­руя силу нажима, в акварели - разводя краску водой, при рисовании гуашью - добавляя белила. Овладев этими умения­ми, дети применяют их при создании изображений, используя выразительные возможности цвета.

У детей старшего дошкольного возраста можно целенаправленно развивать чувство цвета. Для этого необходимо обеспечить эстетическое восприятие цвета, цветосочетаний, Вы тать эмоциональную отзывчивость ребёнка на цвета и их і сочетания, учить детей оценке цветового решения изображе­нии и использованных цветосочетаний. Декоративное рисование, художественное конструирование, аппликация, зна­комство с произведениями живописи способствуют подбору цветов, оттенков, цветосочетаний, использованию цвета как средства выразительности.

Цветовое восприятие и представления о цвете, а также уме-НИЄ применять знания и практические умения, использовать цвета и оттенки в продуктивной деятельности могут формиро ватьс я в разнообразных играх и упражнениях. Поэтому разработка дидактических игр и упражнений, направленных на то, чтобы ознакомить детей с цветом (Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина),
имела важное значение для совершенствования педагогической практики, развития изобразительного творчества детей.

Важное средство художественной выразительности - ритм. Многие исследователи детского изобразительного творчес­тва (отечественные - А.В. Бакушинский, Н.П. Сакулина, Е.И. Игнатьева, Г.В. Лабунская, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Ф. Котляр, Г.А. Подкурганная и другие; за­рубежные - В. Кретш, Ц. Шейтанова) обращали внимание на то, что отдельные проявления ритма, характерные для реалистического искусства, обнаруживаются уже в рисова­нии дошкольников. При этом отмечаются две его формы - в процессе рисования, т. е. в ритмичности рисовальных дви­жений, и в пространственной организации изображений. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включают его в качестве компонента в способности к раз­личным художественным деятельностям, в том числе и к ри­сованию.

Анализ произведений изобразительного искусства (В.Ф. Кот­ляр) позволил выделить ритмические структуры, выступаю­щие в качестве «мерок», эталонов:

1)повторяемость - сочетание в рисунке однородных эле­ментов;

2)чередование - сопоставление различных по форме, вели­чине и цвету элементов рисунка.

Доказано, что в процессе обучения изобразительной де­ятельности у детей можно сформировать чувство ритма. Важно при этом учитывать возрастную специфику проявле­ний двигательного и пространственного ритма, обеспечить последовательность формирования восприятия и примене­ния выделенных ритмических структур.

Для развития детского изобразительного творчества, эсте­тического воспитания важно предоставлять детям возмож­ность использовать рисование, лепку, аппликацию в играх, в оформлении групповой комнаты, вестибюля, зала к вечерам досуга, праздникам. Применение полученных на занятиях изобразительных умений и навыков в практических обще­ственно полезных целях имеет большое значение не только для повышения эффективности детского художественного творчества, но и для более широких воспитательных задач.

Художественно-оформительской деятельностью дети могут заниматься как на общегрупповых занятиях, так и вне их. Разработанные на основе исследования Г.Н. Пантелеева практические рекомендации по руководству декоративно-оформительской деятельностью детей обогатили методику рабо­ты с ними по рисованию, лепке, аппликации, придали ей об­щественно-направленный характер.

Формированию социально-творческой активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста было посвяще­но исследование А.И. Савенкова. Он разработал теоретические и методические основы коллективного творчества детей. (Созданная на основе его исследования система коллективных занятий для всех возрастных групп детского сада и началь­ник классов опубликована в книге «Коллективное творчество детей». Дальнейшие исследования А.И. Савенкова внесли существенный вклад в теорию и практику формирования детской одарённости в работе с детьми в детском саду и началь­ной школе.

Новые данные о психофизиологических возможностях ребёнка дошкольного возраста, полученные в педагогических и психологических исследованиях, изучение готовности детей к школьному обучению, выявление содержания и специ­фики обучения шестилеток сделали необходимым поиск резервов эффективного воспитания и развития детей. В 70-е и начале 80-х годов изучались важные вопросы содержания и Методов обучения изобразительной деятельности, организа­ции её вне занятий, развития детского творчества. Так, исследование Т.И. Лазарь было направлено к тому, чтобы выяснить педагогические условия, обеспечивающие взаимосвязь раз­ных видов рисования на основе учёта специфических задач каждого из них: последовательность и систематичность ов­ладении детьми изобразительной деятельностью, средствами выразительности изображения. Изучению содержания и методики обучения старших дошкольников рисованию с нату­ри было посвящено исследование Р.Г. Казаковой; её ученики своими исследованиями внесли существенный вклад в мето­дику развития изобразительной деятельности детей.

Деятельность, в процессе которой дети создают изображе­ния на основе впечатлений о явлениях и предметах окружаю­щей жизни, должна осуществляться во взаимосвязи с искусст­вом, другими видами художественной деятельности и со всей воспитательно-образовательной работой в детском саду.

Для оптимизации обучения рисованию, лепке, аппликации, развития детского изобразительного творчества большое значение имеют организация и методика проведения заня­тий, которые учитывают специфику детей дошкольного воз­раста. Наибольший эффект даёт обучение, которое включа­ет игру, игровые приёмы. Это обусловливается тем, что игра и изобразительная деятельность позволяют детям отражать впечатления об окружающей жизни. Отражение носит образ­ный характер. Благодаря этому усиливается эмоциональное воздействие рисования и игры на ребёнка, повышается инте­рес к процессу отражения.

Применение игровых приёмов на занятиях способству­ет развитию воображения детей, созданию ими выразитель­ных рисунков (Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова и С.Г. Якобсон). Способствует развитию творчества отражение детьми в ри­сунке, лепке, аппликации впечатлений, полученных в игре (Т.С. Комарова, Е.Л. Трусова). Известный вклад в формирование художественно-творчес­ких способностей у детей в процессе рисования внесли иссле­дования проблемы ручной умелости (Т.С. Комарова).

Исследования взаимосвязи изобразительной деятельнос­ти с различными видами художественно-творческой де­ятельности детей и другими сторонами воспитательной ра­боты, осуществлённые нами и нашими учениками - Г.Г. Гри­горьевой, СП. Козыревой, Е.Л. Трусовой, Е.К. Янакиевой, позволили подойти к решению более общей проблемы - ин­теграции содержания дошкольного воспитания и образова­ния с целью формирования художественной культуры лич­ности ребёнка-дошкольника. Начало этим исследованиям было положено работой СИ. Хмарского, выполненной под нашим руководством. Эти исследования проводятся ив наше время на кафедре эстетического воспитания МГОПУ им М. А. Шолохова под нашим руководством. На основе по­рченых результатов разработана программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество», подготовлены книги, статьи в журналах.

 

 

Комарова Г. С.

 

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ

 

Есть люди, как звёзды. Их удивительный, прекрасный свет мы ещё долго видим после того, как они покинули нас. К та­ким людям принадлежит и Нина Павловна Сакулина. Вся её жизнь была беззаветным и бескорыстным служением науке. Область её исследований - детское изобразительное твор­чество. При этом главным для неё был ребёнок: что проис­ходит с ним, как изобразительное творчество влияет на раз­витие дошкольника, какие умственные, нравственные, эстети­ческие качества приобретает ребёнок в процессе творчества, какие стороны личности маленького художника развивают­ся. Это особенно хочется подчеркнуть, говоря о работе Нины Павловны. Ведь нередко у дошкольных педагогов и художни­ков велик соблазн поскорее получить прекрасный детский ри­сунок, удивить окружающих, послать на выставку, чтобы ри­сунок был отмечен. И меньше всего при этом думают о всес­тороннем развитии ребёнка.

Нина Павловна родилась в семье выдающегося русского фи­лолога Павла Сакулина. В 1921 году окончила филологический факультет Московского государственного университета, на ко­тором её отец преподавал литературу. Одновременно она посе­щала музейно-экскурсионные курсы Наркомпроса. Её трудовую биографию читаешь как увлекательное жизнеописание и осоз­наёшь, какой разносторонне образованный, высококультурный и интересный человек пришёл в дошкольную педагогику.

Ещё будучи студенткой МГУ, Нина Павловна начала свою педагогическую деятельность. Она работала педагогом в де­тском доме, затем преподавателем изобразительного искусства и опытной школе МОНО (Московский отдел народного образования) и в клубе художественного воспитания МОНО. И начале двадцатых годов работала экскурсоводом в художественных музеях Москвы и подмосковных усадьбах.

Окончив университет, Нина Павловна Сакулина стала младшим научным сотрудником в кабинете примитивного искусства знаменитой ГАХН (Государственная Академия художественных наук). Здесь её руководителем был страст­ный поборник и исследователь детского изобразительного

творчества А.В. Бакушинский. Прекрасное знание искусства, любовь к нему и глубокий интерес к детскому творчеству А.И. Бакушинского не могли не оказать влияния на девушку, интересующуюся искусством и встречавшуюся в доме отца

с выдающимися писателями, поэтами, художниками. Работа под руководством А.В. Бакушинского определила дальней­шую судьбу Нины Павловны Сакулиной.

Двадцатые годы были временем исканий, экспериментов, усилий в области культуры, искусства, педагогики. Под именем А.В. Бакушинского, проводившего параллель меж­ду историей искусства и развитием детского рисунка, Нина Павловна начала заниматься изучением детского изобразительного творчества. Она возглавила комиссию по изучению детских рисунков, которая работала в системе Академии художественных наук. К

этому времени относится появление её новых статей по вопросам художественного воспитания детей. Ею же ею было опубликовано 140 работ.

Они широко известны в нашей стране и за рубежом.

В 1932-1934 годах Нина Павловна работала научным сотруд­ником экспериментального дефектологического Института по исследованию изобразительного творчества умственно in полноценных и глухонемых детей.

К этому времени относится её сотрудничество с Л.С. Вы­готским.

Работая под его руководством, она приобрела зна­ния по психологии развития ребёнка. Непосредственное об­щение с Л.С. Выготским способствовало формированию да стремилась найти психологические обоснования и объяс­нения наблюдаемым фактам и явлениям.

В 1934 году Нина Павловна приходит в только что открыв­шийся Центральный дом художественного воспитания. Здесь она проработала долгие годы в качестве научного сотрудника-методиста по изучению детского рисунка, руководителя отдела художественного воспитания дошкольников, заместителя ди­ректора по научно-методической работе. Под её руководством были разработаны пособия, практические рекомендации по вопросам художественного воспитания дошкольников.

Включившись в работу над программами художественно­го воспитания в детском саду, Нина Павловна отстаивает принцип обучения в руководстве детским изобразительным творчеством. В начале сороковых годов, когда господствовала позиция невмешательства в детское творчество, предоставле­ния детям свободы в выборе материалов, тем, техники изоб­ражения, Нина Павловна твёрдо придерживалась мнения о важности передачи детям опыта изобразительной деятель­ности, накопленного в историческом развитии человечест­ва, подчёркивала роль обучения в развитии изобразитель­ного творчества, начиная с младшей группы детского сада. Эти взгляды нашли отражение в статье «Руководство изоб­разительными занятиями в младшей группе детского сада», опубликованной в сборнике «Художественное воспитание малышей» и в публикациях журнала «Дошкольное воспита­ние» (1941), имеющих принципиальное значение для после­дующего развития методики изобразительной деятельности в детском саду.

Большую теоретическую работу провела Нина Павловна по подготовке и проведению Всероссийского совещания по ху­дожественному воспитанию, организованного Центральным научно-методическим кабинетом Наркомпроса РСФСР при участии Центрального дома художественного воспитания де­тей. Это совещание стало важной предпосылкой для дальней­шей разработки проблем детского изобразительного твор­чества.

В годы Великой Отечественной войны Нина Павловна работала в Москве заместителем директора Дома художественного воспитания. Под её руководством проводились занятия с детьми оставшимися в городе. Для них работали различные кружки, устраивались праздники. При участии педагогов организовывались бригады детской художественной са­модеятельности, которые выезжали в госпитали, выступали перед ранеными бойцами и в воинских частях. За эту работу Нина Павловна вместе с группой сотрудников Дома художественного воспитания была награждена медалью «За оборону Москвы».

В эти трудные годы Нина Павловна не прекращала научно-исследовательскую работу, продолжала изучать проблемы детского рисования. В исследовании «Роль наблюдений в развитии детского рисунка», которое было защищено ею в качестве кандидатской диссертации в 1945 году, Нина Павловна показала реалистическую основу детского изобразительного творчества. Она подчёркивала, что в своих рисунках ребёнок отражает мир, который его окружает. В процессе организуемых педагогом наблюдений у детей складываются представления об окружающих предметах и явлениях. Чем яснее и от­чётливее представления детей об окружающем, тем свободнее воплощают они эти представления в рисунке. Нина Павловна поставила вопрос о необходимости отбора объектов для наблюдения, доступных и понятных детям, о руководстве процессом наблюдения со стороны педагога. Разработанные ею принципы легли в основу программных требований и методических указаний для воспитателей детских садов.

В последующие годы, когда развернулась острая дискуссия по проблемам обучения в детских садах, Нина Павловна стала на позицию обучения детей рисованию, лепке и аппликации и убедительно доказала правильность этой позиции. Усвоение детьми изобразительных умений и навыков положительно влияет на развитие способностей к рисованию, лепке, позво­ляет детям активно и творчески воплощать свои замыслы в изобразительной деятельности. Здесь сказался тот опыт, кото- рый приобрела Нина Павловна, сотрудничая с Л.С. Выготским. Она разработала содержание и принципы обучения рисова­нию, лепке, аппликации. Её позиция имела принципиальное значение для развития дидактики детского сада.

Результаты работы Н.П. Сакулиной отражены в книгах А.П. Усовой «Обучение в детском саду», «Занятия в детском саду».

В 1947 году, в связи с организацией Академии педагоги­ческих наук РСФСР (1943), Центральный дом художествен­ного воспитания детей преобразуется в Институт художес­твенного воспитания АПН РСФСР. В нём Нина Павловна заведовала дошкольным сектором, а с 1954 по 1960 год ра­ботала заместителем директора по научно-исследователь­ской работе. В это время ею написаны такие работы, как «Роль слова и наглядных приёмов в обучении детей рисо­ванию и лепке», «Задачи, содержание и методы эстетичес­кого воспитания в детском саду», «Рисование, лепка и ап­пликация» (в монографии «Художественное воспитание в детском саду»), «Развитие художественно-творческих спо­собностей у детей дошкольного возраста на занятиях ри­сованием», главы книги «Система эстетического воспита­ния в детском саду».

Разрабатывая теоретические вопросы детского изобрази­тельного творчества, Нина Павловна стремилась как можно скорее сообщить результаты своих исследований практикам. Она выступала с лекциями и докладами, писала статьи в пе­дагогические журналы. Под её руководством и при её непос­редственном участии был создан первый учебник для педаго­гических училищ. По этому учебнику, который вышел в 1956 году и при её жизни пять раз переиздавался, методику изоб­разительной деятельности в детском саду изучало не одно по­коление учащихся педагогических училищ. Учебник в то вре­мя был единственной книгой по методике, поэтому он слу­жил пособием и для воспитателей детских садов, и для уча­щихся вузов. Учебник переведен на болгарский, чешский, ки­тайский языки.

В 1960 году Нина Павловна Сакулина перешла во вновь организованный Институт дошкольного воспитания в системе Академии педагогических наук. Здесь она совместно с А.В. Запорожцем и А.П. Усовой возглавила работу по созданию системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Новый подход к разработке этой проблемы был подготовлен множеством исследований, среди которых особое место за­нимали труды Нины Павловны по изобразительной деятель­но, т. В рисунке, лепке, аппликации отражаются чувствен­но воспринимаемые свойства предметов - их форма, вели­чина, цвет. Изобразительная деятельность невозможна без развития сенсорных способностей детей - ощущений, вос­приятий, представлений. Это обстоятельство прекрасно по­нимала Нина Павловна. Она отмечала, что для создания выразительного изображения необходимо непосредственно оз­накомиться с предметом, познать его чувственно восприни­маемые свойства. Восприятие и представление рассматривались ею в качестве необходимой предпосылки изобразитель­ной деятельности, которая возникает и успешно совершенствуется лишь на определённой ступени детского развития. Руководствуясь этими положениями, Нина Павловна в сво­их исследованиях уделяла значительное внимание организа­ции сенсорного опыта детей. Она подчёркивала, что в каждом виде изобразительной деятельности перед ребёнком возникают свои специфические задачи образного отражения действительности. Они создают направленность детского воспри­ятии на определённые свойства и качества предметов, в результате чего у детей формируются представления, которые затем воплощаются в рисунке, лепке, аппликации.

Нине Павловне принадлежит заслуга в определении основных сенсорных способностей детей, необходимых для успешного овладения изобразительной деятельностью. Это следующие способности:

§ целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие и отображаемого предмета;

§ обобщенное представление, отражающее признаки и свойства предмета, которые могут быть переданы в изоб­ражении;

§ создание изображения предмета на основе имеющегося представления с использованием соответствующего ма­териала, техники и изобразительных возможностей дан­ного вида деятельности;

§ выполнение движений под контролем зрения;

§ восприятие создаваемого и законченного изображения и сенсорная оценка его согласно имеющемуся представле­нию;

§ создание изображения на основе оперирования пред­ставлениями.

Важно подчеркнуть, что Нина Павловна не только выделила эти способности, но и дала содержательную характеристику каждой из них, а также показала динамику их взаимодействия в процессе формирования изобразительной деятельности.

Углублённый анализ сенсорных способностей детей до­школьного возраста позволил Нине Павловне выделить в ка­честве центральной способность ребёнка преобразовывать представление о предмете в его изображение. Значение этой способности в том, что она объединяет в единое целое ори­ентировочные и исполнительные компоненты изобразитель­ной деятельности. При традиционном подходе к обучению детей этой деятельности вопрос о формировании такой спо­собности вообще не стоял, поскольку на занятиях дошколь­никам предлагались для изображения не реальные предме­ты, а дидактические образцы, выполненные из того же мате­риала, которым располагали дети. В качестве такого образ­ца использовался рисунок, выполненный воспитателем, ко­торый был, как правило, упрощён, и дети легко его копиро­вали. В результате такого применения образца дошкольники заучивали способ изображения лишь конкретного предмета, но у них не формировались обобщённые умения воспроизво­дить в рисунке другие предметы. Нина Павловна подчёркива­ла, что обучение изображению методом копирования образ­ца не способствует развитию важнейшей способности самостоятельно изображать реальный предмет. Необходимо было научить детей выполнять изображение после ознакомления с реальными предметами и самостоятельно находить спосо­бы передачи их формы, строения и окраски. Решение этой задачи явилось узловым моментом в разработке принципиаль­но нового содержания и новых методов обучения изобразительной деятельности. Нине Павловне удалось найти эффективные способы педагогической организации процесса вос­приятия детьми реальных предметов. Эти способы обеспечивали формирование у детей представлений, на основе ко­торых они могли самостоятельно, без помощи образца, создавать изображения

Фундаментальный труд Н.П. Сакулиной по вопросам изобразительной деятельности дошкольников «Рисование в до­школьном детстве», вышедший в издательстве «Просвещение» в 1965 году, удостоен премии К.Д. Ушинского. Эта работа написана на основе исследования, за которое Нине Павловне была присуждена степень доктора педагогических наук. В книге обобщены результаты экспериментальных исследований, наблюдений, которые она вела в течение 40 лет. Н.П. Сакулина рассматривает формирование изобразительной де­ятельности в условиях целенаправленного педагогического процесса. Детское изобразительное творчество понимается ею с позиции педагогики и психологии, признающих ре­шающую роль деятельности в психическом развитии ребёнка. Книга интересна тем, что в ней представлены многолетние наблюдения за отдельными детьми, выделены индивидуальные особенности развития детского творчества, даны глубокие, разносторонние характеристики детей, позволяющие і делать вывод о том, что изобразительная деятельности каж­дою ребёнка имеет своеобразие, определяемое его индивидуально психологическими особенностями. И книге Н.П. Сакулиной представлен глубокий и всесторонний анализ взглядов зарубежных и отечественных исследователей детского изобразительного творчества. На основе Многолетних наблюдений и экспериментов Нина Павловна определила возрастные границы, причины возникновения рисования и этапы его развития в дошкольном детстве. Дети начинают рисовать, как правило, в возрасте от года до полу­тора лет. Возникая чаще всего в форме подражания графи­ческой деятельности взрослых, рисование развивается как игра. Постепенно у ребёнка появляется намерение что-то изобразить, передать в рисунке. Понимание того, что в ри­сунке можно передать увиденное, имеет существенное значе­ние не только для овладения рисованием, но и для умствен­ного развития дошкольников. Важную роль в развитии рисо­вания играет обучающее воздействие взрослого, в результа­те чего ребёнок усваивает способы передачи в рисунке вне­шних свойств предметов, явлений, технику изобразительной деятельности.

Нина Павловна убедительно показала, что основные изоб­разительные и выразительные средства реалистического ис­кусства доступны пониманию детей и могут быть освое­ны ими в дошкольные годы. Овладение изобразительными средствами не «засушивает» деятельность дошкольника, а на­оборот вызывает его интерес и положительный эмоциональ­ный настрой, так как помогает сделать рисунки понятными для окружающих, что далеко не безразлично ребёнку.

Н.П. Сакулина показала, что огромную роль в развитии де­тского рисования играет речь, позволяющая малышу назвать свои действия, осознать процесс, обозначить изображённое, зафиксировать изобразительный замысел.

В книге рассматривается процесс формирования представ­лений о форме предметов, их строении и пропорциях, об их цвете, композиционном размещении в пространстве, о том, как отражаются эти свойства в рисунках дошкольников. На осно­вании полученных в многочисленных экспериментах данных Н.П. Сакулина утверждает, что детям доступно отражение внешних свойств предметов, но это возможно лишь при оп­ределённой организации изобразительной деятельности. Для создания изображения ребёнку необходимо иметь от­чётливое представление об изображаемом предмете. Такие представления формируются в процессе восприятия. Кроме того важно, чтобы ребёнок владел соответствующими тех­ническими навыками и умениями. В ходе этого исследова­нии Нина Павловна обнаружила, что в самом процессе рисования дети руководствуются не только представлениями и предмете, но и теми графическими представлениями, которые у них накапливаются: «Так рисуется дом, так человек, а так - дерево». Графические представления, по мнению Н.П. Сакулиной, имеют зрительно-двигательную природу. И них фиксируется накопленный ребёнком опыт рисования различных предметов.

Нина Павловна показала положительные и отрицатель­но стороны графических образов для развития рисования. Пробуя преодолеть отрицательные значения последних, она предложила такую методику постановки перед ребёнком изобразительных задач, которая ведёт к расшатыванию гра­фических образов, к вариативности изображений.

Проблема возникновения графических образов, их роль в развитии рисования - одна из самых интересных среди других в детском изобразительном творчестве. В своей моногра­фии Нина Павловна показала роль овладения детьми изобразительными навыками и умениями при обучающем воз­ит гни и педагога, доказав, что это не противоречит развитию детского творчества, а вооружает ребёнка средствами создания рисунка. При правильном обучении овладение ребёнком изобразительными навыками и умениями создаёт реальную почву для развития творческих способностей. Предоставление детям самостоятельности при отсутствии обучения не ведёт к развитию творчества. Самостоятельному творчеству необходимо учить.

Н.П. Сакулина обратила внимание педагогов дошкольных учреждений на необходимость знакомства детей с произведе­нии ми народного декоративно-прикладного искусства и обучение декоративно-прикладной деятельности. Под её научным руководством были осуществлены исследования Е.И. Васильевой, преподавателя факультета дошкольного воспитания МГПИ им. В.И. Ленина. Ею была разработана система ди­дактических образцов для обучения детей декоративному ри­сованию.

Следующий этап в изучении этой проблемы связан с ис­следованием Е.Г. Ковальской - ученицы Н.П Сакулиной, преподавателя Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Н.П. Сакулина и Е.Г. Ковальская считали, что дети не могут сами создать предметы декоративного искусст­ва, и Е.Г. Ковальская разработала для дошкольников образцы по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, а также создала альбом по мотивам народного творчества. С со­вершенствованием сенсорного воспитания дети стали выде­лять свойства произведений народного творчества, что отра­зилось на качестве их работ по мотивам этих произведений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: