Система образования в Ливане




Казань 2012


 

 

Направлению 033400.62 «Теология».

Б3.Б1.1 Введение в специальность

3. Цели дисциплины::

- определение теологии и ее конфессионально-образовательных профилей;

- изучение основных этапов формирования исламской теологии;

- знакомство с выдающимися исламскими теологами, внесшими основной вклад в становление и развитие теологической науки;

- изучение источников и методов теологического знания;

- познакомить студентов с дополнительным материалом для более широкого и глубокого изучения исламских наук;

- познакомить с традиционными источниками по исламу.

 

4. Требования к уровню содержания дисциплины

Требования определяются государственным стандартом по направлению.

Бакалавр обязан:

-иметь целостное представление о телогии;

-уметь дать качественную и всестороннюю характеристику исламской теологии с целью его использования в самостоятельной исследовательской работе;

-свободно ориентироваться в общих теоретических проблемах теологии, знать специфику исламской теологии, структуру и содержание курса, основные методологические принципы работы с ними;

-знать особенности богословско-теологических, философских и научных подходах к религии.

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Выпускник в результате освоения дисциплиныдолжен обладать следующими компетенциями:

научный оборот полученные результаты (ПК-1);

способностью использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях, принципах, методах и различных формах этой деятельности; готовностью участвовать в исследованиях практической деятельности религиозной организации и применять результаты этих исследований (ПК-7);

способность использовать знания в области истории, типологии и актуальных проблем конфессиональных взаимоотношений в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте (ПК-10);

способностью использовать базовые знания в области теологии (ПК-13).

6. Структура и содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Семестр 2 Всего часов  
 
Общая трудоемкость    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары    
Практические занятия -  
Лабораторные работы -  
Самостоятельная работа    
Вид итогового контроля зачет  

Содержание дисциплины.

 

1. Введение в «Теологию»: предмет и задачи теологии, содержание и цель курса, понятие «теология», теология в системе гуманитарных знаний, значение теологии в исследованиях, проблема классификации учебных дисциплин, о методике работы с источниками и литературой, источники ислама, поощрение исламом стремления к грамотности и знаниям, разнообразие и обилие арабо-мусульманских литературы, причины введения теологии в систему высшего профессионального образования в России.

2. Сфера применения специальных знаний по исламской теологии: востребованность в специалистах, применительно к новым требованиям в условиях общественно-политической и экономической трансформации российского общества. Религиозное возрождение, изменение общественно политического статуса религиозных организаций и расширение сфер потребностей специалистов по теологии в обществе. Особенности поликонфессиональности российского общества Место и роль исламской теологии.

3. Образовательная модель теологии в высшей школе: зарубежный и отечественный опыт: особенности образовательной системы в мусульманских странах; предмет и специальность теологии в европейских учебных заведениях.

4. Понятие и предмет теологии: историко-смысловое значение термина «теология». Специфика исламской теологии. Исторические виды теологии: жреческая теология; мистическая теология; метафизическая теология; профетическая теология. Теология откровения и сравнение ее разновидностей: исламская теология, христианская теология, иудейская теология.

5. Структура теологических дисциплин: ислам и христианство: единство теологических знаний; Исламская теология как система; функции теологических знаний и формирование на их основнове отдельных теологических дисциплин; исторические дисциплины теологии; прикладные направления и значения теологии; специфика университетских теологических дисциплин («Религия и наука», «Религиозная этика» и др.).

6. Религии как тип мировоззрения и общественных явлений: способы изучения и объяснения: основные подходы к вопросу о происхождении религии; концепции сущности религии: теологические, объективно-идеалистическая, субъективно-идеалистическая, материалистическая; структура религии: религиозное сознание (религиозная вера), культ, религиозная организация; классификация религиозных направлений; история и перспективы форм их сосуществования; основные направления развития религии в современных условиях.

7. Общая характеристика мировых религий: особенности мировых и национальных религий; монотеизм; авраамические религии: ислам, христианство, иудаизм. Специфика вероучения и культа. Основные признаки мировых религий.

8. Ислам. Дисциплина конфессиональной подготовки: возникновение ареалов распространения Ислама; особенности вероучений и культа в исламе; формирование и развитие исламских и религиозных наук; вероучительная литература (Коран, Сунна, Тафсир и др.); коранические науки; хадисоведение (ильм аль-хадис); Священное Предание ислама; исламское каноническое право (аль-фикх) и его источники; сравнительная теология; ислам и другие религии; школы и основные направления в системе; исламский эзотеризм (суфизм).

9. Особенности ислама в ареалах традиционного распространения мусульманства: ислам на территории современной России; исторические условия и особенности распространения ислама на Европейском Востоке; этапы и формы сосуществования ислама с другими религиями в Поволжском регионе; джадидизм и кадимизм; особенности социальных институтов ислама.

10. Ислам и государство: основные типы взаимоотношений государства и религиозных организаций. Понятие свободы совести и принципы отделения религиозных объединений от государства; международное и российское законодательство о свободе совести и вероисповедании; основы межрелигиозного согласия в поликонфессиональном обществе.

11. Источники и вклад выдающихся ученых в развитие исламской теологии. Особенности развития теологической мысли в Поволжье: Коран и хадисы; для изучения Корана разработка таких наук, как эгзегетика, история ниспослания аятов и другие, входящие в сферу коранических наук, лексикография, риторика, грамматика, каллиграфия; библиотеки и учебные центры, как места хранения и изучения исламских наук; основные источниковедческие понятия: эпоха манускриптов, толкование Корана (тафсир), собирание хадисов, вероучение и доксография (аль-акыда, аль-фирак), исламское право и его основы (фикх, усуль аль-фикх), исламская историография (тарих), филология и литература (ильм аль-люга, аль-адаб);распространение ислама в Волжско – Камском регионе; выдающиеся ученые исламского мира, татарская богословская мысль в конце Х1Х – начало ХХ века и пути адаптации норм ислама к изменившимся условиям. Г. Курсави, М. Марджани, М. Бигиев, Р. Фахретдин и др.

Тематика лекций

Название темы Кол-во часов Сам. работа
1. Введение в «Теологию»    
2. Сфера применения специальных знаний исламской теологии    
3. Образовательная модель теологии в высшей школе: зарубежный и отечественный опыт    
4. Понятие и предмет теологии    
5. Структура теологических дисциплин: ислам и христианство    
6. Религии как тип мировоззрения и общественных явлений: способы изучения и объяснения    
7. Общая характеристика мировых религий    
8. Ислам. Дисциплина конфессиональной подготовки    
9. Особенности ислама в ареалах традиционного распространения мусульманства    
10. Ислам и государство    
11. Источники и вклад выдающихся ученых в развитие исламской теологии. Особенности развития теологической мысли в Поволжье    
  ИТОГО:    

 

Тематика семинаров

Название темы Кол-во часов Сам. работа
1. Образовательная модель теологии в высшей школе. Зарубежный и отечественный опыт    
2. Религии как тип мировоззрения и общественных явлений: способы изучения и объяснения    
  Общая характеристика мировых религий: Авраамические религии    
4. Ислам.    
5. Источники и вклад выдающихся ученых в развитие исламской теологии. Особенности развития теологической мысли в Поволжье    
6. Ислам и государство    
  ИТОГО:    

Разделение на модули

Первый модуль

Первый модуль делится на следующие темы:

1. Введение в «Теологию»

2. Сфера применения специальных знаний исламской теологии

3. Образовательная модель теологии в высшей школе: зарубежный и отечественный опыт

 

1-ЛЕКЦИЯ

 

Введение

 

Теология – (тео-бог, логос-учение), учение о боге…

Особенности теологии (православной, исламской) как предмета изучения и специальности.

В 1817 г., в связи с преобразованием Министерства народного про­свещения в Министерство просвещения и духовных дел, в Московском университете была открыта кафедра богопознания и христианского уче­ния. Изучение богословия стало обязательным для студентов всех фа­культетов.

В 1835 г. был принят новый «Общий устав Императорских Рос­сийских университетов», предписывающий открытие самостоятель­ных кафедр догматического и нравственного богословия, церковной истории и церковного права.

Наконец, следует отметить печально известные события 1850 г., когда были закрыты все университетские кафедры философии, а ос­тавшиеся философские дисциплины — логику и психологию — при­гласили читать магистров и профессоров духовных академий.

Современная ситуация носит совершенно иной характер. Во-пер­вых, речь идет не просто о чтении отдельных богословских курсов для студентов различных специальностей, а о подготовке специалистов- теологов «светского профиля». Как подчеркнуто в" Государственном образовательном стандарте по направлению «Теология», «изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит больше рационалистический характер. Образование бакалавров, магистров-теологов не преследует целей подготовки священнослужителей. И, во-вторых, согласно Гос­стандарту, преподавание теологии предполагает не просто перенесе­ние богословско-академических дисциплин на университетскую поч­ву, а создание новых университетских курсов теологии и подготовку нового университетского поколения педагогов-теологов[1].

Какой должна быть университетская теология в России? Каково место исламской теологии?; Особеность РИУ? Как теология должна соотноситься с отечественной православно-христианской бо­гословской традицией и университетской теологической традицией Запада? Прежде чем ответить на эти вопросы, остановимся на значе­нии и смысле некоторых исходных понятий.

1. Теология или богословие?

Вопреки отечественной традиции новое направление получило название «теология», а не «богословие». Причина этого «нововведения» ясна. Оно продиктовано стремлением «развести» разные типы религиозного обра­зования: духовно-богословского и университетско-теологического.

по­дробнее, что же представляет собой религия как основание культуры.

Университетская теология в современной России: | перспективы развития

В 1755 г. при учреждении Московского университета встал вопрос о возможности открытия богословского факультета. Однако в Проекте устава было специально оговорено, что «хотя во всяком Университете, кроме Философских Наук и Юриспруденции, должны также предполагаемы быть Богословские знания, попечение о.Богословии справедливо оставляется Свят. Синоду». Впоследствии этот вопрос еще не раз поднимался

в правительственных и церковных кругах, а в 1777 г. был даже разработан подробный план факультета. В 1906 г. в связи с обсуждением рефор

мы высшего богословского образования проф. Н.Н. Глубоковский подготовил записку, в" которой предлагалось учредить при университетах ; православные богословские факультеты «для свободного развития бого словской науки». Академий же должны были сохраниться в качестве «научно-апологетических институтов Православной Церкви». Тогда. Церковь, по мысли составителя записки, не будет, ответственна за все Ц возможные погрешности богословской науки. При этом «богословская £ наука, будучи свободной и честной, всегда останется посредницей позна­ния истины и не может оказаться антицерковной принципиально, коль:|| скоро Церковь есть носительница и провозвестница этой истины». Однако всем этим проектам: и идеям суждено было осуществиться Щ' только в конце XX в.: в результате совместных усилий Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии в ли­це Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в сис­тему высшего профессионального государственного образования введено новое направление «Теология», предусматривающее подготовку будущих специалистов со степенями бакалавра и магистра/теологии, в том числе и по исламской теологии.

Впрочем, в истории, российского образования уже встречались от­дельные примеры проникновения богословия на университетские кафедры. Так, в 1804 г. в соответствии с новым университетским уставом -. философские факультеты были преобразованы в «нравственно-политические отделения», на которых предусматривалось чтение таких дисциплин, как догматическое и нравственное богословие.

 

Православно-христианская основа, также исламской университетской теологии.

Главный вопрос заключается в том, каким должно быть это учительство по форме и содержанию? Прежде всего мы должны выдвинуть основной тезис: университетскую теологию в России (там, где она изучается цо профилю «Христианская теология») следует строить на прочном право­славно-христианском фундаменте, а где изучается «Исламская теология» на прочной основе исламских знаний. На наш взгляд, этот тезис вообще не требует каких-либо специальных обоснований. Православие является основной религией российского общества. Православие определяет дух русской культуры, исторические судьбы России. Было бы странно, если бы в университетах Германии, к примеру, изучалась преимущественно не протестантская, а в университетах Италии не католическая, а какие-либо иные виды теологии. Задача заключается лишь в том, чтобы обосновать переход от теологии вообще в ее различных культурно-исторических формах к православно-христианской теологии, и в особенности к отече­ственной традиции православного богословствования. Если духовно- академическое православное богословие, в силу своей апологетической функции, имеет право на беспредпосылочные основания, то универси­тетская теология призвана обосновать переход от «абстрактной» к «кон­кретной» теологии, от общей теологии и особенных форм ее культурно- исторического выражения к «частной» теологии, каковой является русское православно-христианское богословствование. В данном случае речь идет о восхождении от универсального понятия теологии в его ин­теркультурном религиозно-философском значении через особенные культурно-исторические типы теологии (жреческий, метафизический, мистический, профетический) к теологии откровения, в свою очередь разделяющейся на три формы: христианскую, исламскую и иудейскую.

Однако, и эти формы остаются пока еще весьма абстрактными. Если уподобить исходное понятие теологии гегелевскому образу «плода во­обще», то тогда особенные формы теологии можно считать разновид­ностями этого плода: яблоком, грушей и т.п. Однако и эти «особенные плоды» реально не существуют. В действительности существует кон­кретный сорт яблока (например, антоновское). Этому уровню конкре­тизации и соответствуют виды христианских конфессий: православие, католичество, протестантизм.

 

Но, строго говоря, не существует и антоновского яблока «вообще», а есть данное конкретное яблоко, обладающее определенной степенью спелости, вкусом, цветом и т.д. Точно так же и православная или про­тестантская теология являются некой абстракцией. Последняя сте­пень конкретности — это национальная форма теологии в ее целост­ном, духовно-практическом выражении, раскрывающемся со стороны как Священного Писания и Священного Предания, так и отдельных богословских учений (теологумен), а также определенного права. Университетская теология в современной России: перспективы развития

отметим в этой связи, что древнегреческому термину «теология» в какой- то мере не повезло в русскоязычной культуре, в отличие от тагах поня­тий, как, скажем, «филология», «психология» или «биолошя». Послед­ние вошли в русский язык в своем оригинальном, непереводном виде. Термин же «теология» был дословно, буквально переведен на древнерус­ский язык как «богословие». Это все равно что слово «психология» пере­вести как «душесловйе», а «биология» — как «жизнесловие». Однако у такого перевода есть и свое преимущество. В греческом языке Логос — Слово означает также вторую ипостась Пресвятой Троицы — Бога Сына. Поэтому в слове «богословие» отражается тринитарный и христологиче- ский смысл. Тем не менее для обозначения соответствующего комплекса университетских дисциплин «теология» подходит лучше в силу его тер­минологического соответствия и созвучия традиционным университет­ским наукам. Тот факт, что исторически термин оказался тесно связан с западноевропейской культурной традицией, не должен нас смущать. Мы же не переименовываем на этом основании «философию» в «любомуд­рие». Задача заключается в том, чтобы адаптировать данный термин к ус­ловиям университетского образования в России.

Светская или университетская теология?

Новая форма теологического образования нередко определяется как светская. Такого рода словосочетание встречается как в Государствен­ном образовательном стандарте, так и в отдельных публикациях. На­сколько оправданно понятие.светской теологии? Что означает в данном сочетании слово «светская»? Светская — прежде всего не атеистичес­кая, не клерикальная. И вместе с тем это слово означает безоценочное отношение к тому или иному мировоззрению, равную удаленность как от религиозной, так и атеистической формы сознания. И в том и в дру­гом случае термин не соответствует букве и духу теологии, ибо теоло­гия по определению не может быть ни от атеистической, ни безоценоч­ной. Светская теология — это все равно что религиозный атеизм, если, конечно, не считать, что атеизм есть своеобразная форма религиозного сознания и богоискательства. Иное дело — университетская теология. Здесь имеется в виду особая (преимущественно рационально-логичес­кая) форма, например, исламского и христианского учительства, осуществляемая в рамках го­сударственного образовательного учреждения, скажем РИУ или Московский Свято – Тихоновский университет, где первоначально было лиш религиоведение.

 

Что касается исследования религии, то оно неизбежно обращается к вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской и теологической мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной научно-технической революции, на научное объяснение религии. Успехи человековедения, медицины, психологии, педагогики, истории, физики, химии, кибернетики, биологии, космологии, экологии и других наук служат основой решения соответствующих мировоззренчески х проблем.

Религиоведение сегодня включает ряд раз­делов, основными среди которых являют­ся философия, социология, психология, феноменология, история религии.

философия религии — совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осу­ществляется под углом зрения какого-либо субординирующего принципа —материализма, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа.

Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общест­венной системы на религию.

Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизне­деятельности общества, групп, личностей.

Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в ком­муникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохра­няет информацию о многочисленных существовавших и существу­ющих религия

, :

2-ЛЕКЦИЯ

 

Теология в сфере образования: традиции зарубежных стран.

 

1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В мусульманских странах (материалы)

 

Арабская весна 2011 года преподнесла весьма сложные события, осмыслить которых еще предстоит. Пожалуй, один из самых серьезных факторов, способствовавших этим революционным взрывам - развитие системы образования.

В XXI в. усилились политические и социально-экономи­ческие коллизии в мусульманских странах. Это связано с их религиозной культурой, сырьевыми ресурсами и экспансией стран Запада.

Исторически тенденции развития арабо-мусульманской цивилизации можно охарактеризовать как колебания маят­ника: стагнация одних стран и подъем других. Эти колебания можно увидеть по нескольким историческим эпохам: высокое развитие культуры в халифате в VII—XIII вв.; ее застой и падение в одной части халифата, в XVI—XVII вв. относи­тельный подъем в другой части, например в Мавереннахре и Османской империи; далее упадок экономики и культуры в XVIII—XIX вв., и снова, начиная с середины XX в., незначи­тельный подъем. Последствия колониального господства евро­пейцев оказались тяжелыми.

Если в VII—XIV вв. культура и образование в мусульман­ских странах были довольно высокого уровня (выше, чем в Европе), то позже они потеряли свой прежний «блеск» и попали в длительный период застоя.

В XX в. мусульманские страны вошли с массовой негра­мотностью населения (религиозные знания не были функ­циональны в социально-экономической деятельности человека периода индустриальной цивилизации) и низким уровнем образования. Лишь сословная элита имела соответствующее светское образование. Например, уровень грамотности в Егип­те и Османской империи был не выше 20 %; грамотность населения Пакистана к моменту провозглашения неза­висимости в 1947 г. составила 12,5 %. Более половины гра­мотных имели только начальное образование, в основном религиозное.

Не лучшим образом обстояло дело в самой большой мусульманской стране — Индонезии. В период голландского господства (с сер. XVIII в.) в стране существовали две различ­ные школьные системы: одна — для европейцев, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения с обучением на голландском языке, другая — для местного населения — трехлетние начальные школы «деса», в которых обучали богословию и элементарным навыкам чтения и письма на родном языке. Даже в середине XX в. количество негра­мотного населения было более 75 %.

После разгрома фашизма и усиления влияния Советского Союза на мировое общественное мнение, особенно на сознание народов зависимых стран, с середины XX в. начался развал колониальной системы, нанесшей за 300—400 лет господства, грабежа и насилия колоссальный урон миру ислама. После второй мировой войны возникли самостоятельные мусуль­манские государства: Пакистан, Индонезия, Бангладеш, Алжир, Тунис и др. В Египте подъем, начавшийся при Мухаммаде Али (1805—1844) и хедиве Исмаиле (1850—1860), прервался после вторжения Британии (1882). Но в 40-е годы самостоятельность страны окрепла. В 1953 г. организация «Ад-дубатуль ахрар» (Свободные офицеры) под руководством Гамаль Габду Насера, свергнув короля Фарука, повернула страну на путь демократизации и модернизации. В Турции после поражения в первой мировой войне и развала империи подъём начался в 1923 г. под руководством Мустафы Кемаль- паши (Ататюрка).

 

В последней четверти XX в. большинство арабских и мусульманских стран характеризуется подъемом в экономике и культуре, развитием по пути демократизации и внедрения достижений Запада в реальную жизнь. Ярким примером является Египет, хотя многие направления прогресса можно найти почти во всех арабских и неарабских мусульманских странах — Турции, Иране, Пакистане, Индонезии. Новая систе­ма политического устройства, рыночная экономика, поворот к глобализации, информатизация, развитие индустрии туризма и т. д. характеризуют направления движения основных мусульманских стран к прогрессу. Многие мусульманские страны сегодня отстают в технологических науках. А кто знает, что будет завтра? Есть ли перспективы подъема эконо­мики, культуры и образования в арабских странах?

Современный Египет

Египтяне гордятся своей древней цивилизацией, на ее основе они стремятся поднять и современную культуру. Интеллектуальная элита давно ведет борьбу за возрождение страны. Например, еще в конце XIX в. партия Саада Зоглула «Вафд» выдвигала программу («нахдатуль-араб» —возрожде­ние арабов) подъема Египта. Однако были два фактора, тормо­зящих этот подъем: колониальная политика англичан и монархический режим в стране (король Фарук). Начатая в период правления Гамаль Габду Насера (с 1953 г.) политика верстернизации открыла Египту путь к прогрессивному раз­витию и индустриализации. Стартовой площадкой модерни­зации Египта является развитие человека на базе новых науч­ных и социально-экономических достижений. Этот подход базируется на активизации инновационного мышления и на серьезной работе, мобилизации скрытой энергии и нацио­нальной воли к изменению и созданию процветающего насто­ящего как продолжения славного прошлого.

За 20 лет Египет через значительные мероприятия создал большую инфраструктуру стоимостью более 353 млрд лир (более 100 млрд долларов). С началом 3-го тысячелетия пре­зидент Хусни Мубарак призвал нацию к культурному возрож­дению, был утвержден проект модернизации Египта как един­ственный шаг к ускорению науки и технологии.

Модернизация основана на подъеме культуры труда, твор­чества, инновации и активного участия масс населения в них. Другие основы модернизации включают: создание обновлен­ной административной системы, оценку человеческого капи­тала, развитие информационных технологий и их внедрение в национальную почву.

Имеет ли Египет необходимую инфраструктуру и уровень технологического развития для модернизации в эпоху инду­стриализации и глобализации? Да, по данным 2002 г., он имеет:

сеть коммуникаций, более 2 млн телекоммуникацион­ных линий, дающих возможность работать в Интернете;

два спутника, обеспечивающих систему информацион­ного и интерактивного обслуживания;

более 500 газет и более 1400 информационных центров и баз данных;

семь центров компьютерных исследований и институтов информационных технологий;

более 400 фирм по информационным технологиям с программой создания информационных городков и научных комплексов (видимо, по примеру организации науки в США);

широкое вовлечение основной массы детей и подрост­ков в процесс обучения и применение компьютеров в школах и институтах;

около 18 млн человек учится в школах, университетах и институтах;

имеется более 340 центров научных исследований в университетах и государственных учреждениях, в них занято 45000 докторов наук;

огромное количество ученых, артистов и писателей.

Сегодня население Египта составляет 74 млн человек, соглас­но прогнозам ученых, в 2029 г., возможно, будет 123 млн человек. Это требует подготовки молодежи, увеличения рабо­чих мест и создания новых условий для развития экономики, в том числе расширения посевных площадей путем иррига­ции пустынных земель западнее Нила.

Чтобы обеспечить будущее страны приоритетными проек­тами, необходимо развивать образование и проводить больше научных исследований. Последние 20 лет наблюдается улучшение образования, его программ, учебно-материальной базы, поддержка преподавателей. За это время бюджет обра­зования вырос в 17 раз (Egypt, № 27, 2002, р. 7). Разрабаты­вается новая философия образования, наряду с ликвидацией неграмотности, особенно женщин, и интеграции программ образования, культуры и религиозного образования, есть необходимость развивать способности людей к творческой деятельности и научному мышлению.

Президент X. Мубарак наметил четкое направление разви­тия образования:

Создание модернизированных школ, которые смогут вос­питать национальное самосознание молодого поколения, его волю и стремление к достижению целей.

Подготовить современного учителя, могущего стать образцом прогрессивного деятеля в учении, манерах и поведении.

Предусмотреть в образовательных программах достижения 3-го тысячелетия, направленные на усвоение знаний, исследовательских методов, развитие новых технологий. 4. Предусмотреть высокого образования для всех. исследовательских методов, развитие экспериментов и других возможностей.

4. Предусмотреть возможность высокого уровня образования для всех.

Каковы механизмы модернизации? Правительство обращает особое внимание на формирование человеческих ресурсов через образование, культуру и научные исследования. Интел­лектуальный потенциал и трудовые ресурсы Египта сегодня— это более 3,5 млн выпускников университетов, 7 млн. выпускников политехнических и промежуточных институтов. К тому же имеется соответствующее количество подготов­ленных рабочих, не говоря уже об активистах во всех сферах науки, искусства и литературы (Egypt, Towards Modernization, № 27, spring, 2002, p. 10).

О системе образования

Тенденции в развитии системы образования являются основным критерием оценки перспективы развития страны. Каковы эти тенденции в арабском мире? Постепенное преобра­зование мусульманских стран в светские, секуляризация XX в. стали основой новой современной системы образования и науки в мусульманских странах.

Там, где светскость не проникла во все элементы государ­ства, остается традиционное мусульманское образование и по форме организации, и по содержанию, и по процессу обучения. Там, где страна перешла на светский тип, государственное образование почти полностью заимствуется из опыта евро­пейских стран. Это наглядно видно в системе образования Индонезии, где триста лет господствовала Голландия, а в Па­кистане — англичане (если страна была колонией Англии, то система английская, если Франции — то система французская).

В период колониального господства британцев (вторая по­ловина XVIII в. — 1947 г.) позиции традиционного мусуль­манского просвещения ослабли. В результате образовательных реформ британских властей (1813—1854) была создана бри­танская система образования по индийскому колониальному образцу (см.: Российская педагогическая энциклопедия.— М., 1999.— С. 162).

Какова система образования в современных арабских стра­нах? Есть ли новые тенденции ее развития? После получения независимости (во второй половине XX в.) большинство араб­ских стран стали уделять значительное внимание просвеще­нию, образованию.

Можно ли говорить о демократизации образования в му­сульманских странах? Да, конечно. Японский ученый Такэда Монасао называет пять признаков образования демократи­ческого типа, важнейшим он считает образование независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности. Все эти признаки есть в большин­стве арабских стран (см.: Махмутов М. И. Вопросы демократи­зации и национального образования в кн. «Актуальные проб­лемы современного образования».— Казань, 2001.— С. 12). Примером служит Египет, как наиболее развитая арабская аграрно-индустриальная страна.

Естественно, система образования и наука могут разви­ваться только на достаточной экономической и социально- политической основе. На этом основании все страны можно разбить на три группы. Наибольших успехов достигли страны, имеющие большие доходы от нефтяного бизнеса. Поэтому в первую группу в качестве примера можно включить Саудов­скую Аравию и Ливию.

Саудовская Аравия

Это теократическое государство, очаг радикального тече­ния в исламе и политики ваххабизма. На примере Коро­левства Саудовская Аравия (КСА) можно видеть, что арабские страны реализуют стратегию модернизации и формирования собственного интеллектуального потенциала и не такие уж они отсталые, как иногда о них пишут. В чем особенности условий развития образования в Саудовской Аравии? - По политическому устройству — это монархия, она здесь действительно абсолютная. Глава государства — король Фахд У^Ч)' Бен Абдель Азиз Ас-Сауд, правит с 1982 г. Его политику нельзя назвать несовременной. ВВП на душу населения от 14 до 18 тыс. долларов. Подъем экономики, внимание культуре, влияние Запада меняют прежнюю ситуацию в стране. В це­лом же социально-экономическая ситуация остается достаточ­но устойчивой.

«Искать знания хотя бы даже в Китае», «Получение зна­ний — обязанность каждого мусульманина и мусульманк».

М...

Исламский университет («джамигатуль зэйтун»). В последние годы диплом этого университета не пользуется популярностью у местного населения. Студент, успешно закончивший вуз, имеет право поступить в аспирантуру без экзаменов. Таким || образом, Тунис сам готовит интеллектуальную элиту.

Положительными сторонами тунисской системы образова­ния является то, что, во-первых, студент, пройдя эту непрос­тую, многоступенчатую лестницу, становится настоящим спе­циалистом по выбранной специальности; во-вторых, все сту­денты, закончившие вузы, находят работу по специальности.

Система образования в Ливане

Страна долгое время была под французским мандатом. Она не имеет развитой индустрии, ее экономика основана на тор­говле и туризме. Грамотность в 2003 г. была более 87 %. Прежде здесь использовалась, старая французская система, те^ перь внедряется опыт Сирии. Обязательное обучение до 14 лет<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: