Профессиональная деятельность и личность учителя-логопеда




Виды, функции и задачи профессиональной деятельности учителя-логопеда. Специфика профессиональной деятельности специалиста в системе интегрированного обучения и воспитания.

Основные профессиональные компетенции учителя-дефектолога системы интегрированного обучения и воспитания. Квалификационные требования к специалисту «учитель-дефектолог». Личностные качества учителя-дефектолога.

 

 

Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития

Современная законодательно-нормативная база интегрированного обучения и воспитания в Республике Беларусь. Организационные формы интегрированного обучения и воспитания. Порядок открытия специальные групп (классов), групп (классов) интегрированного обучения и воспитания, требования к их наполняемости.

Учебный план группы (класса) интегрированного обучения и воспитания. Организация образовательного процесса в условиях специальных групп (классов), групп (классов) интегрированного обучения и воспитания.

Цель, содержание и организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания. Формирование толерантного отношения к детям с ОПФР. Партнерство учреждения образования и семьи в условиях интегрированного обучения и воспитания.

Патронатное сопровождение обучающихся с ОПФР, освоивших содержание образовательных программ специального образования. Правовое регулирование патронатного сопровождения, основные направления и содержание работы специалистов учреждения образования.

Инклюзивное образование

Философия и методология инклюзивного образования. Ценности и принципы инклюзивного образования. Индикаторы инклюзивного образования.

Инклюзивное образовательное пространство. Принцип универсального дизайна. Стратегия развития инклюзивного образования в Республике Беларусь. Компетентностная модель педагога инклюзивного образования.

 

Часть 2. ЛОГОПЕДИЯ

Логопедия как наука

Предмет логопедии как науки, объект её изучения, основная цель и задачи логопедии. Структура современной логопедии. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии с другими науками. Основные принципы логопедии. Группы методов логопедии. Теоретическое и практическое значение логопедии как науки. Современные проблемы логопедии.

Профессиональные и личностные качества логопеда.

Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Дифференциация понятий «норма речи» и «нарушения речи». Характерные особенности нарушений речи. Содержание понятий «недоразвитие речи», «нарушение речи», «симптом нарушения речи», «механизм нарушения речи», «патогенез», «структура речевого дефекта», «логопедическое воздействие», «коррекция», «компенсация», «обучение», «воспитание», «перевоспитание».

Естественнонаучная основа логопедии. Речь как сложная психофизиологическая функция головного мозга, вторая сигнальная система действительности. Три функциональных блока в деятельности мозга, выделенные А.Р. Лурия. Условия, необходимые для формирования нормальной речевой деятельности. Факторы речевого развития человека.

Строение речедвигательного анализатора и его роль в формировании речевой деятельности. Роль речеслухового анализатора в формировании речи.

Этиология нарушений речи

Краткая история развития этиологии как учения о причинах. Органические и функциональные, биологические, психологические, социальные причины. Влияние экзогенных и эндогенных факторов на возникновение речевых расстройств. Критические периоды в развитии речевой функции как предрасполагающие условия в возникновении дефектов речи.

 

Классификации нарушений речи

Принципы анализа речевых нарушений, разработанные Р.Е. Левиной:принцип развития; принцип системного подхода; принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребёнка. Значение комплексного всестороннего анализа речевых нарушений для понимания структуры дефекта различных речевых расстройств, их диагностики, научно обоснованной системных преодоления и предупреждения.

История становления классификаций нарушений речи. Клиническая классификация А. Куссмауля (1877). Различные подходы к классификации нарушений речи (В. Олтушевский, Г. Гутцман, Э. Фрешельс и др.).

Ориентация клинико-педагогической классификации на коррекцию дефектов речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению, детализация видов и форм речевых расстройств. Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации.

Основные группы речевых нарушений, выделяемые в психолого-педагогической классификации.

Принципы и методы логопедического воздействия

Логопедическое воздействие как сложный педагогический процесс. Общедидактические принципы: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Специальные принципы логопедического воздействия: этиопатогенетический, системности и учёта структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учёта личностных особенностей, деятельностного подхода, обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

Реализация логопедического воздействия различными группами методов.

 

Логопедическое обследование лиц с нарушением речи

Основная цель и требования к организации логопедического обследования. Основные принципы обследования: комплексность и всесторонность; целостность и конкретность; индивидуальный подход в установлении контакта; изучение в процессе обучения; выявление положительных возможностей.

Основные структурные компоненты устной речи. Количественная и качественная недостаточность словарного запаса. Нарушения грамматического строя речи. Нарушения слоговой структуры слова. Строение и функции речедвигательного и речеслухового анализаторов. Основные типы дыхания (ключичное, грудное, брюшное).

Содержание и приёмы логопедического обследования: обследование строения и функции артикуляционного аппарата, обследование звукопроизношения и слоговой структуры слова, обследование понимания речи, обследование словарного запаса и грамматического строя речи, обследование чтения и письма.

Фонетическая сторона речи русского языка

Понятие об онтогенезе речи; значение знаний о развитии речевой деятельности в норме. Общие закономерности развития детской речи. Характеристика различных сторон и функций речи. Этапы онтогенеза речи, выделенные А.Н. Леонтьевым.

Классификация согласных звуков по способу артикуляции; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу; по наличию или отсутствию вибрации голосовых связок. Классификация гласных звуков. Классификация гласных по рядам и подъёмам. Профиль органов артикуляции. Описание артикуляции согласных и гласных звуков.

Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Учёт особенностей формирования речевой деятельности при целенаправленном логопедическом воздействии.

Характеристика дислалии

Определение дислалии, статистические сведения о распространённости. История изучения: основные этапы и научные направления; критический анализ теорий дислалии. Этиология дислалии. Характер повреждения различных отделов речевого аппарата при дислалии. Соотношение речевых и неречевых симптомов, степени выраженности дислалии. Влияние дислалии на состояние письменной речи и других формы деятельности человека. Особенности проявления дислалии в различные возрастные периоды.

Классификация дислалии по различным принципам (этиологическому, патогенетическому, клиническому и др.). Формы функциональной дислалии в зависимости от нарушения психофизиологического механизма (моторная, сенсорная), по симптоматике (фонологические, антропофонические). Характеристика акустико-фонематической, артикуляторно-фонематической, артикуляторно-фонетической дислалии.

Симптоматика механической дислалии. Роль хирургического вмешательства, ортодонтического лечения в устранении механической дислалии.

 

Обследование лиц с дислалией

Обследование лиц с дислалией: содержание и приемы обследования. Дифференциальная диагностика. Отличие дислалии от нормальных особенностей произношения, от других речевых расстройств, отличие разных форм дислалии друг от друга. Прогноз преодоления дислалии и определяющие его условия.

 

Методика логопедической работы при дислалии

Цели, задачи, принципы, этапы логопедического воздействия при дислалии. Основные методы и способы формирования правильного звукопроизношения (методы показа, опоры на сохранные звуки, артикуляторных упражнений, механического воздействия).

Структура и содержание логопедических занятий при устранении дислалии. Требования к организации и проведению артикуляторной гимнастики. Дидактический материал, используемый на занятиях по устранению дислалии.

Профилактика: предупреждение возникновения дислалии; предупреждение возникновения на основе дислалии других речевых расстройств.

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения.

 

Недостатки произношения разных групп звуков и приёмы их устранения

Недостатки произношения звуков с-с’, з-з’, ц. Сигматизм, парасигматизм. Виды сигматизма: межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, боковой сигматизм, призубный парасигматизм, шипящий парасигматизм.

Приёмы постановки свистящих звуков.

Нарушение произношения шипящих звуков ш, ж, ч, щ. Приёмы исправления недостатков произношения шипящих звуков при различных видах нарушений.

Недостатки произношения звуков р и р’. Ротацизм, параротацизм. Исправление недостатков произношения звуков р, р’ при различных видах нарушений: при отсутствии звуков, их искажении или замене.

Недостатки произношения звуков л и л’. Ламбдацизм и параламбдацизм. Приёмы исправления различных видов нарушений звуков л,л’.

Недостатки произношения звуков к-к’, г-г’, х-х’, j (й). Каппацизм, гаммацизм, хитизм, йотацизм. Приёмы исправления при различных нарушениях данных звуков.

Недостатки произношения звонких согласных. Способы постановки звонких согласных.

Дефекты смягчения согласных звуков и способы их устранения.

Схема взаимосвязи звуков при их постановке у детей с дислалией.

 

Характеристика ринолалии

Определение ринолалии. Статистические сведения о распространённости. История изучения: основные этапы и научные направления.

Этиология «открытой» и «закрытой» ринолалии. Характер повреждения речевого аппарата при разных формах ринолалии. Механизм ринолалии.

Классификация ринолалии. Симптоматика форм «открытой», «закрытой» и «смешанной» ринолалии. Характеристика и соотношение неречевых и речевых симптомов. Особенности функциональных перестроек в деятельности речевого аппарата. Степени выраженности нарушений.

Открытая ринолалия: симптоматика, причины. Функциональная и органическая открытая ринолалия. Врождённая и приобретённая открытая ринолалия. Расщелины твёрдого и мягкого нёба и губы как одна из причин открытой ринолалии. Формы расщелин.

Влияние врождённых расщелин неба и губы на физическое развитие ребёнка: характеристика дыхания и фонации при ринолалии, состояние слуховой функции. Влияние ринолалии на состояние письменной речи и другие формы деятельности личности. Роль социальных факторов в развитии синдрома ринолалии и в проявлении вторичных речевых и неречевых нарушений.

Закрытая ринолалия, её причины, формы. Функциональная и органическая закрытая ринолалия. Врождённая и приобретённая закрытая ринолалия. Передняя и задняя формы закрытой ринолалии.

Смешанная ринолалия. Причины и механизм смешанной ринолалии. Ранняя профилактика вторичных отклонений в развитии.

Профилактика возникновения речевых нарушений при врожденных расщелинах неба. Предупреждение возникновения вторичных речевых расстройств. Профилактика рецидивов.

 

Обследование лиц с ринолалией

Обследование лиц с ринолалией: содержание, методы и приемы обследования. Роль физиологического, медицинского и других видов обследования. Дифференциальная диагностика: отличие ринолалии от других речевых расстройств и разных форм ринолалии друг от друга. Прогноз преодоления ринолалии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: