ОСОБЕННОСТИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ




Дистанционное образование в европейских странах начало свое развитие с 1970-х годов, когда стали создаваться сети университетов, предлагающих открытое онлайн-обучение на базе технологических платформ. В США первые шаги по внедрению дистанционного обучения были сделаны в середине 1960-х годов инженерными колледжами, которые начали активно распространять телевизионные бизнес-курсы. В 1984 году на базе этих колледжей был создан крупнейший мировой учебный центр дистанционного обучения — Национальный технологический университет (NTU). (, ныне — Walden University?) [8]. Опыт работы NTU (Walden University?) рекомендован как оптимальная и эффективная модель международного университета дистанционного обучения.

Из европейских университетов с большим опытом онлайн-образования можно отметить Испанский национальный университет дистанционного обучения (UNED). Созданный в 1972 году, он, имея 58 учебных центров в стране и 13 филиалов за рубежом (в Европе, Америке и Африке), является крупнейшим высшим учебным заведением в Испании и вторым в Европе [7]. Лидирующим онлайн-университетом в Великобритании является Открытая школа бизнеса Британского открытого университета (Открытый университет?), созданная(ый?) в 1969 году указом королевы Великобритании и работающая(ий?) помимо своей страны еще в 50 государствах через партнерские центры дистанционного обучения [6].

Технологии удаленного образования совершенствуются, и постепенно оно охватывает практически все государства, включая страны третьего мира. Можно привести много примеров развития дистанционного обучения в разных регионах планеты, причем стоит отметить, что технологических различий между американскими и европейскими учебными платформами фактически уже не осталось. В то же время на дистанционное обучение продолжают влиять национальные культурные, педагогические и социальные факторы развития стран.

В настоящее время большую популярность как среди слушателей, так и среди преподавателей приобрел крупнейший образовательный ресурс Education World, который сформировал и предлагает более 600 тыс. веб-ресурсов [4]. Также необходимо выделить и самую мощную ресурсную базу в сфере образования — Educational Resources Information Centre (ERIC), которая включает более миллиона образовательных материалов и специально создана для учителей и библиотекарей [1]. Интересен опыт Центра виртуальных университетов (Centre for the Virtual Universities), имеющего большой каталог разнообразных образовательных ресурсов [9]. (Ссылка ведет на сайт University of Maryland Global Campus; информации о Центре найти не удалось)

Необходимо также отметить такую тенденцию развития дистанционного обучения, как создание технологических платформ, которые предлагают пользователям большое количество ссылок на образовательные программы крупнейших университетов или предоставляют через онлайн-форумы и конференции возможность обмениваться опытом в сфере дистанционного обучения преподавателям из разных стран. Так, например, в первом случае можно отметить канадскую программу ADETA (Canadian Network for Innovation in Education (CNIE)?) [2], а во втором — Европейскую сеть дистанционного обучения (European Distance and E-Learning Network, EDEN) [3]. Для преподавателей российских вузов (школ?), несомненно, будет интересен опыт взаимодействия с OCWG (Open Classroom Working Group) [5] — созданным в 1998 году виртуальным объединением европейских педагогов и экспертов в области образования. (Ссылка ведет на обучающую платформу OpenClassrooms. Имелся в виду проект EDEN Open Classroom и его рабочая группа?) Основная миссия этого объединения — обобщить весь накопленный мировой (европейский?) опыт (школьного?) дистанционного обучения в результате проведения совместных видеоконференций для формирования четких принципов и новых форм развития онлайн-образования в будущем.

Мировой опыт развития дистанционного обучения демонстрирует как его положительные аспекты, так и порождаемые им проблемы. Не будем подробно раскрывать преимущества дистанционного обучения, они описываются практически всеми авторами, изучающими это направление образования. Выделим лишь основные достоинства: свободный доступ к большому объему информации независимо от территориальной удаленности (включая страновую) обучающегося; более низкая стоимость обучения, чем в очном формате (некоторые курсы можно пройти и вовсе бесплатно); отсутствие возрастных ограничений, что ценно для обучающихся старшего поколения; активный обмен образовательными ресурсами между вузами разных стран и т. п.

Однако не стоит упускать из виду и проблемы, которые несет в себе дистанционное обучение. Серьезной угрозой выступают возможность информационного перенасыщения учебного процесса (интернет-зависимость, распад социума (социальных связей?) личности и т. д.) и (нарушение?) информационной безопасности человека. Следующая проблема лежит в плоскости финансов и технологий: качественное дистанционное образование требует дорогостоящего технического обеспечения, которое не всегда могут позволить себе вузы, особенно в развивающихся странах и странах третьего мира. Можно также выделить проблему наличия квалифицированных преподавателей, владеющих современными методиками онлайн-обучения, способных на высоком уровне вести удаленные занятия и создавать эффективные образовательные программы. Значима проблема оптимизации стоимости дистанционных образовательных услуг: при минимальной стоимости курса для обучающегося его разработка требует от вуза серьезных стартовых финансовых вложений, причем нет гарантии, что данный курс будет востребован на рынке или не появятся конкуренты с более интересными предложениями и т. д.

В России дистанционное образование стало внедряться с 1992 года. Основные проблемы, тормозящие его развитие, отличаются от существующих за рубежом. К ним относятся отсутствие юридического закрепления авторских прав преподавателей — разработчиков курсов, что приводит к бесплатному копированию уникальных методик и нарушению авторских прав; хаотичность развития дистанционного образования, без формирования общих стандартов и принципов обучения и государственного контроля за его качеством и т. д.

Российское дистанционное образование серьезно уступает зарубежной практике фактически во всех его составляющих: отставание наблюдается с точки зрения технологий, кадров, информационной и государственной поддержки, территориального охвата, взаимовыгодного взаимодействия российских вузов, осуществляющих онлайн-обучение, как между собой, так и с международными лидерами в этой сфере образования и др. Решение данных проблем позволит российским вузам стать конкурентоспособными на мировом рынке дистанционного обучения.

Литература

1. Clearinghouse on Assessment and Evaluation: [сайт]. — URL: https://ericae.net/ (дата обращения:?). — Текст: электронный. (ERIC: [сайт]. — URL: https://eric.ed.gov/ — источник должен быть таким?)

2. CNIE — RCIÉ: [сайт]. — URL: https://cnie-rcie.ca (дата обращения:?). — Текст: электронный. Должен быть этот источник?

3. EDEN: [сайт]. — URL: https://www.eden-online.org (дата обращения:?). — Текст: электронный.

4. Education World: [сайт]. — URL: https://www.educationworld.com/ (дата обращения:?). — Текст: электронный.

5. OPENCLASSROOMS: [сайт]. — URL: https://openclassrooms.com/en/ (дата обращения:?). — Текст: электронный. (Возможно, д. б. другой источник)

6. The Open University: [сайт]. — URL: https://business-school.open.ac.uk/ (https://www.open.ac.uk?) (дата обращения:?). — Текст: электронный.

7. UNED: [сайт]. — URL: https://www.uned.es/universidad/inicio.html (дата обращения:?). — Текст: электронный.

8. Universidad Tecnológica Nacional: [сайт]. — URL: https://www.utn.edu.ar/es/ (дата обращения:?). — Текст: электронный. Это сайт Аргентинского технологического ун-та, а не Американского

9. University of Maryland Global Campus: [сайт]. — URL: https://www.umgc.edu/login/index.cfm (дата обращения:?). — Текст: электронный. (В тексте говорится о другой организации)

 

А. А. Мельникова,

профессор кафедры социальной психологии СПбГУП, доктор культурологии;

Е. П. Тонконогая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: