Университета систем управления и радиоэлектроники,




Доктор экономических наук, профессор

Формирование у студентов востребованных компетенций в условиях цифровизации высшего образования

Глобальные изменения и новые вызовы, с которыми столкнулся мир в последние годы, привели к необходимости трансформации высшего образования, его адаптации к новым социальным и технологическим реалиям. В условиях информационного общества невозможно формировать необходимые компетенции, развивать общественные (естественные?), социальные и гуманитарные науки, игнорируя все более активное распространение и использование цифровых технологий. Владение цифровыми навыками позволяет исследователю расширить инструментальную и методическую базу, а специалистам-практикам — быть «более конкурентоспособным и востребованным на рынке труда» [1].

Для формирования у выпускников вузов необходимых в настоящее время профессиональных, исследовательских и цифровых компетенций многие университеты реализуют новые форматы обучения с участием представителей науки и бизнеса. В качестве союзников (экспертов?) в первую очередь привлекаются работодатели, что позволяет выяснить их ожидания относительно того, какие знания, умения и навыки нужны современному выпускнику.

Многочисленные опросы работодателей, проводимые различными вузами и исследовательскими центрами, показывают, что наиболее востребованными на практике качествами выпускников вузов в настоящее время являются мобильность, способность быстро обучаться и обладание, наряду с профессиональными компетенциями, цифровыми и коммуникативными навыками. Поэтому актуальной практически для всех вузов является проблема повышения образовательной активности студентов, овладения ими цифровыми и гибкими надпрофессиональными навыками.

Таким образом, задача современного университета — выработать у студентов коммуникативные, исследовательские и цифровые навыки, которые будут необходимы в науке, бизнесе и других сферах деятельности. Неоценимый вклад в решение этой задачи может внести цифровая гуманитаристика — «междисциплинарная область исследований, объединяющая методики и практики гуманитарных, социальных и вычислительных наук с целью изучения возможностей применения новых цифровых и информационно-коммуникационных технологий, систематического использования цифровых ресурсов в гуманитарных, социокультурных исследованиях и в образовании» [3, с.?].

В настоящее время образовательное пространство кардинально меняется: оно расширяется за счет цифровых ресурсов, и дистанционное образование становится нормой жизни. Однако удаленные занятия не способствуют формированию навыков взаимодействия с другими людьми, работы в команде и т. п. Тем не менее вузам необходимо формировать именно эти навыки, поэтому придется создавать такую образовательную среду, в которой они будут вырабатываться. Университетам будет необходимо периодически менять цифровую среду на среду человеческого общения, отрывать студентов от гаджетов, помещать их в традиционное образовательное пространство, то есть задачи и стратегии вузов могут существенно измениться. Цифровая образовательная среда способна обеспечить качественное индивидуальное обучение, но вузам придется дополнительно выстраивать практики коллективного (нецифрового) взаимодействия.

Таким образом, цифровизация высшего образования не предполагает полной отмены традиционных занятий, речь идет лишь о включении элементов онлайн-обучения в образовательный процесс. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является использование мультиформатного, смешанного обучения, которое позволит, наряду с обеспечением достойного качества преподавания, повысить мотивацию студентов, развить у них чувство ответственности и самодисциплины [2].

В заключение отметим, что надежды на то, что дальнейшая цифровизация обеспечит рост качества высшего образования, могут оправдаться, если будут реализованы перспективы увеличения объемов доступных образовательных ресурсов, использования различных цифровых сервисов, платформ и приложений, повышения качества образовательного контента, а также если в вузах будут грамотно выстроены практики нецифровых коммуникаций и взаимодействий.

Литература

1. Глотова, М. В. Востребованность и популярность профессионально-педагогических профессий / М. В. Глотова. — Текст: электронный // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной научно-практической конференции. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. — Ч. 2. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30618285_91054055.pdf (дата обращения: 10.01.2022).

2. Клячко, Т. Цифровизация образования — надежды и риски / Т. Клячко. — Текст: электронный // Вести образования: [электронная газета]. — 2018, 26 февр. — URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/2/26/blog/2148-tsifrovizatsiya_obrazovaniya__nadezhdy_i_riski (дата обращения 05.01.2022).

3. Можаева, Г. В. Цифровая гуманитаристика: организационные формы и инфраструктура исследований / Г. В. Можаева, П. Н. Можаева-Ренья, В. А. Сербин. — Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 389. — С. 73–81.

 

Н. Ш. Валеева,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: