Подготовка современных специалистов: цифровые компетенции и возможности




Общепризнано, что развитие и распространение цифровых технологий обусловили глубокую трансформацию всего общества, придали ему новые качественные характеристики. Однако плюсы и минусы цифровизации оцениваются неоднозначно. Приверженцы цифровизации указывают на ее положительное влияние на экономический рост, а оппоненты — на усугубление социальных и гуманитарных проблем. В целом консенсус по поводу эффектов цифровизации еще не выработан [3, с. 5]. Оптимизм или пессимизм в вопросах цифровизации зависит от оценки разрыва между существующей технологической базой и технологическим фронтиром, позволяющим использовать преимущества передовых разработок для решения социальных и экономических проблем. Для достижения желаемых результатов всем участникам экономической деятельности приходится прилагать большие усилия, и в данном контексте на первый план выходит проблема цифровых компетенций специалистов.

Недостаточная укомплектованность предприятий современными специалистами отмечается во многих исследованиях. Большинство теоретиков и практиков сходятся в следующем суждении: с учетом развития цифровых технологий и цифровой инфраструктуры общая потребность в кадрах с продвинутыми цифровыми навыками будет расти. Однако, по данным аналитического центра НАФИ, доля россиян с продвинутым уровнем цифровых компетенций на протяжении последних трех лет (в 2018–2020 гг.?) не меняется и составляет (составляла около?) 27 % [2], что идет вразрез с перспективой цифровой трансформации экономики, обозначенной в паспорте федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [1].

Дистанционный формат выступает ключевым аспектом в профессиональных взаимодействиях в условиях пандемии COVID-19. Научные коммуникации и решение научных задач не становятся исключением. Например, сбор эмпирической информации все больше перемещается в цифровую среду, влияя не только на выбор методологии, но и на определение предмета исследования. Наукометрический и библиометрический анализ становится обязательным элементом в обучающем процессе и научно-исследовательской деятельности, предваряя и иногда заменяя длительный период знакомства с профессиональной литературой в библиотеке, помогая быстрее и точнее сфокусироваться на области исследования. С учетом растущей конвергенции знаний и глобальной научной конкуренции эти и другие возможности, безусловно, могут быть отнесены к плюсам цифровизации.

Кроме того, получение положительного эффекта от использования цифровых технологий не зависит от социального статуса, географии или территориальной близости к образовательным и научным центрам, включая мировые. Хотя цифровое территориальное и социальное неравенство в нашей стране остается достаточно высоким, при текущей тенденции к унификации требований к проведению исследований, оформлению научных текстов и презентации результатов работы в соответствии с лучшими международными практиками можно уверенно сказать, что многие возможности со временем станут рутинными. Упуская эти возможности сегодня, российские исследователи рискуют еще больше отстать от лидеров науки и образования.

Политика в сфере подготовки современных кадров базируется в основном на представлениях о несоответствии текущей численности специалистов с продвинутыми цифровыми навыками потенциальным эффектам цифровой трансформации. Рост количества поступающих в вузы (на соответствующие специальности?) и выпуска ИТ-специалистов, расширение и совершенствование образовательных программ цифровой подготовки — все это должно способствовать обеспечению потребностей отечественной экономики в современных кадрах.

Литература

1. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». — Текст: электронный // Автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика»: [сайт]. — URL: https://files.data-economy.ru/Docs/FP_Kadry_dlya_cifrovoj_ekonomiki.pdf (дата обращения: 10.01.2022).

2. Цифровая грамотность россиян: исследование 2020. — Текст: электронный // Аналитический центр НАФИ: [сайт]. — URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/ (дата обращения:).

3. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса / ответственный редактор Д. С. Медовников. — Москва: ВШЭ, 2019. — 121 с. — Текст: непосредственный.

 

М. А. Афонасова,

Заведующая кафедрой менеджмента Томского государственного



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: