Тема 10. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью




Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, ее виды.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством. Основания ответственности и порядок привлечения к ней. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Роспуск представительного органа муниципального образования: основания, процедура. Отрешение от должности, отставка главы муниципального образования.

Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.

Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления.

Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В целях освоения дисциплины предусмотрены различные виды занятий по всем формам обучения: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа.

Методические указания по изучению теоретического материала дисциплины

Существенную роль в освоении теоретического материала дисциплины «Муниципальное право» играют лекционные занятия. Лекция – метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Предшествует всем другим формам организации учебного процесса. Лекцииявляются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучающихся. Лекции дают систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируют внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулируют активную познавательную деятельность обучающихся и способствуют формированию творческого мышления.

В ходе лекционных занятий обучающийся должен вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных вопросов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых можно делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. На лекции приветствуется задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

Рекомендуется посмотреть свой конспект сразу после занятий, отметить материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Далее нужно попытаться найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, необходимо сформулировать вопросы и обратиться на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю.

Теоретический материал по «Муниципальному праву» рассматривается в рамках десяти тем, содержание которых опирается на различные источники. Данный фактор следует учитывать в процесс изучения дисциплины:

- при рассмотрении темы №1 «Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина», темы №2 «Историко-теоретические основы местного самоуправления», темы №9 «Гарантии права на осуществление местного самоуправления» следует опираться на материал учебных пособий, монографий по данной тематике;

- при изучении материала по темам: №3 «Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации», №4 «Территориальные основы местного самоуправления в Российской Федерации», №5 «Формы осуществления населением местного самоуправления», №6 «Организационные основы местного самоуправления в Российской Федерации», №7 «Функциональные основы местного самоуправления в Российской Федерации», №8 «Экономическая основа местного самоуправления в Российской Федерации», №10 «Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью» основное внимание следует обратить на положения законодательных актов, так как указанные институты «Муниципального права» постоянно совершенствуются, принимаются соответствующие поправки в нормативные правовые акты, что приводит к «устареванию» материала учебных пособий и иных теоретических источников.

Теоретический материал по дисциплине «Муниципальное право» изучается также в рамках самостоятельной работы.

Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям

Семинар одна из традиционных форм усвоения учебного материала в вузе, обеспечивающая возможность включения в активную мыслительную деятельность максимального количества участников. Семинар позволяет закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы и углубить их, продвинув мысль обучающегося к более высокому уровню. Если в ходе лекций обучающиеся, как правило, получают и творчески воспринимают уже готовую информацию, представляемую лектором, то на семинарских занятиях они сами являются основными действующими лицами в изучении и раскрытии материала. На семинарских занятиях обучающиеся учатся дискутировать, разбирают конкретные жизненные ситуации по определенной теме. Таким образом, они глубже уясняют содержание изучаемой дисциплины, активно формируют свое мировоззрение, учатся говорить публично, приобретают твердые личные навыки к правильному применению правовых норм.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, рекомендациями, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов.

3. Изучить рекомендованную к теме литературу и в тезисной форме подготовить устное выступление на семинар.

Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание.

Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.

Практическим занятиям, как правило, предшествуют лекции, семинарские занятия и целенаправленная самостоятельная подготовка студентов. Практические занятия являются важной формой обучения, в ходе которого теоретические знания студентов превращаются в профессионально необходимые умения и навыки. При решении практических задач рекомендуется соблюдать следующий алгоритм действий: внимательно ознакомиться с содержанием задачи, при этом найти и сформулировать существенные условия задачи (выделить юридические факты); определить нормативные правовые акты, которые регулируют указанные в задаче общественные отношения; найти и проанализировать правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, применительно к конкретной ситуации; сформулировать решение задачи в соответствии с поставленными вопросами, делая ссылки на статьи нормативных правовых актов.

Методические указания по выполнению различных форм самостоятельной работы

Самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Задания для самостоятельной работы при подготовке к семинарским и практическим занятиям представлены в отдельных изданиях (методических материалах и практикуме). Формы самостоятельной работы разнообразны. Они включают в себя: изучение и систематизацию официальных государственных документов с использованием информационно-поисковых систем «КонсультантПлюс», «Гарант», глобальной сети «Интернет»; изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; подготовку докладов и рефератов; выполнение практических заданий и т.д. Следует помнить, что самостоятельная работа по темам курса должна осуществляться постоянно: после лекционных занятий, при подготовке к семинарам и практическим занятиям.

 

 

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Муниципальное право: методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для специальности «Правоохранительная деятельность» / Вологодский институт права и экономики ФСИН России; разраб. Н.В. Моторова

Муниципальное право: методические указания для выполнения контрольных работ для специальности «Правоохранительная деятельность» (заочная форма обучения) / Вологодский институт права и экономики ФСИН России; разраб. Н.В. Моторова.

Муниципальное право: практикум для специальности «Правоохранительная деятельность» / Вологодский институт права и экономики ФСИН России; разраб. Н.В. Моторова

 

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
в процессе освоения дисциплины

Компетенции Этапы формирования компетенций
Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 Тема 10
ОПК – 1 + + + + + + + + + +
ПК – 4   + + + + + + + + +
ПК – 5 + + + + + + + + + +
ПК – 26           + +     +


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: